Презентация С.В.Рахманинов

Данная презентация предназначена для учителей музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmaninov.pptx1.11 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Композиторы 20 века. Сергей Рахманинов. Выполнила учитель музыки МОУ СШ №21 г. Волгограда Ширяева Т.М.

Слайд 2

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943) русский композитор, пианист, дирижёр. С 4-5- летнего возраста Рахманинов играл на фортепиано. С 1882 занимался в Петербургской, с 1885 в Московской консерваториях. Среди его педагогов: Н. С. Зверев и А. И. Зилоти (фортепиано), А. С. Аренский и С. И. Танеев (теоретические предметы, композиция). В годы учёбы написаны 1-й концерт для фортепиано с оркестром (1891), ряд фортепианных, камерно-инструментальных произведений, романсов. Большое влияние на развитие композитора оказал П. И. Чайковский, распознавший уже в ученических сочинениях Рахманинова самобытное дарование. Окончил Московскую консерваторию как пианист и композитор.

Слайд 3

Рахманинов Сергей Васильевич: "Чувствую себя призраком, который одиноко бродит в чужом ему мире...» Когда Вы подходите к берегу, и перед Вами водная гладь, Вы сразу чувствуете нутром, что это - озеро, море или океан. То ли небо такое глубокое, то ли это высота волн. Музыка Рахманинова - это Океан. Его волны - музыкальные - начинаются настолько далеко за горизонтом, и возносят Вас так высоко и так медленно Вас опускают... что Вы чувствуете эту Мощь и Дыхание. А.Кончаловский

Слайд 4

"Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды" Яркая эмоциональность его музыки черта, унаследованная от Чайковского, в сочетании с образностью и красотой мелодии, сделала музыку Рахманинова доступной, легко воспринимаемой и понимаемой. Подумайте и вспомните, чем музыка С.Рахманинова отличается от музыки других композиторов? По каким признакам мы с вами понимаем – да, это звучит Рахманинов.

Слайд 5

Что же характерно для музыки С.Рахманинова ? Мелодизм и певучесть - основное качество рахманиновского стиля. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, прелюдиях и романсах Сергея Рахманинова. В свободно развертывающихся лирических мелодиях Рахманинова с их длительным непрерывным дыханием часто слышится что-то родственное "неизбывной" широте русской протяжной народной песни.

Слайд 6

Хотелось бы заострить внимание на 3-м концерте для фортепиано с оркестром. Современники композитора предполагали, что в третьем концерте он использовал народную песню. Однако это не так. «Первая тема моего 3-го концерта, - писал Рахманинов, - ни из народных, ни из церковных источников не заимствована. Просто так написалось. Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы. Вот и все!»

Слайд 7

Необычайно энергичный, властно покоряющий и в то же время гибкий, порой прихотливый ритм. Как одну из примечательных черт музыки Рахманинова, мы с вами отметили «грустный» характер музыки, т.е. преобладание минорного колорита. В миноре написаны все четыре его фортепианных концерта, три симфонии, большинство этюдов-картин и множество других сочинений. Рахманинов, говоря словами Горького, "думал о России как о целом", сожалея о ее утратах и испытывая тревогу за судьбы будущего.

Слайд 8

концертность музыкальных произведений С.Рахманинова . Чеканный упругий ритм в сочетании с певучестью, "вокальностью", скульптурная лепка фразы, богатая и разнообразная " регистровка ", обнаруживаю себя, не только в крупных симфонических композициях, но и во многих его фортепианных пьесах малой формы. Вариации на тему рапсодии Паганини.

Слайд 9

В музыке Рахманинова очень важны христианские мотивы. Будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение), но и в других своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Слайд 10

Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных элементов: традиций русской музыки и джаза, древнерусского знаменного распева и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века и жёсткой токкатности авангарда. Именно творчество Рахманинова объединило и сплавило творческие принципы Московской ( П.Чайковский ) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль.

Слайд 11

Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве композитора исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции. Эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, А. Шнитке , с музыкальным творчеством которых, мы встретимся на следующих занятиях.

Слайд 12

Каким был Сергей Васильевич? детстве любил кататься на коньках. Из-за чего мог даже музыкальные занятия пропустить. Обожал красоты родной природы. Был очень скромным, стеснительным. Любил Р. Шумана, Э.Грига , А.П. Бородина и П.И.Чайковского . Обожал русский фольклор! Был очень совестливым человеком! Верующий, православный, хороший семьянин. Музыку сочинял скорее сердцем, очень искренно. Склад его музыки - лирический и богатырский. Музыка его очень национальна по духу. Музыка С.В. Рахманинова - любима как в России, так и за рубежом. Признан, наряду с Ф. Листом, одним из величайших пианистов мира!

Слайд 13

Из воспоминаний Ф.Ф.Шаляпина о С.Рахманинове Как-то однажды я задал ему вопрос, занимавший меня уже некоторое время: почему он, еще в России, бросил дирижировать. Очень просто, Феденька, оркестровые музыканты народ особенный, они вам нарочно фальшивые ноты играют, проверяют ваш слух. Очень неприятно. А один раз даже один из музыкантов Чижика мне сыграл. Как же это Чижика? не понял я. А вот, очень просто, так Чижика и сыграл. Тогда я узнал еще одну черту его характера, что если раз обидеть Сергея Васильевича это значило потерять его навсегда. Конечно, это была, вероятно, не единственная причина того, что он бросил дирижировать. Его независимый характер, быть может, тоже играл в этом роль. В своем искусстве он был человек, не идущий ни на какие компромиссы, человек, который не хотел и не мог ни от кого зависеть и был свободным художником в буквальном смысле этих двух слов. Жаловался мне Сергей Васильевич также и на певцов, которые плохо знали свои партии. Вот только ваш папаша всегда знал свои роли. Я был невольно рад за прилежание моего, в те годы молодого, отца. Да, роли-то свои он знал, а вот на репетиции всегда опаздывал. Это у вас уж в семье... говорил он, лукаво на меня поглядывая и быстро почесывая затылок. Впоследствии я узнал, что Сергей Васильевич проходил с отцом все его партии в театре Мамонтова, и мне стало ясно, почему мой отец так хорошо знал свои роли. Только один раз было у меня с вашим папашей недоразумение, рассказывал мне Сергей Васильевич, пел он Сусанина, и там, в одном месте, он первый должен вступить, а я за ним. А Федя мой так разыгрался и такую закатил паузу, что я уж не выдержал и громко сказал ему: Пора бы начинать, Федор Иванович. И тут, как всегда, прикрыв рукой глаза, Сергей Васильевич засмеялся своим тихим смехом. Ну, а что же публика? Что случилось? Что же дальше? допытывался я. Да нет, публики-то не было, только свои, это была генеральная репетиция. Ну, а папа, как же он реагировал? Ничего не сказал, только метнул на меня львиным взглядом. Ф. И. Шаляпин и С. В. Рахманинов. Фотография 1916 года Из воспоминаний Ф.Ф.Шаляпина о С.Рахманинове :

Слайд 14

Спасибо за внимание