Программа дополнительного образования детей 8-9 лет "Веселые нотки"

Жердецкая Галина Николаевна

Рабочая программа по развитию вокального творчества детей  «Весёлые нотки» реализуется в художественно-эстетической направленности.

Педагогическая целесообразность рабочей программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

 Целью программы «Весёлые нотки» является приобщение детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx25.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 33 Дзержинского района Волгограда»

«Веселые нотки»

Программа дополнительного образования детей 8-9 лет

Автор: учитель музыки

Жердецкая Галина Николаевна

                                                                 

                                                       

Волгоград 2016 г

Учебно-тематический план
вокальной группы «Веселые нотки».
 

  

  
Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем

  
Всего

  
Теорет.
учебные занятия

  
Практич. учебные занятия

  1.

  Вводное занятие

  2

  1

  1

  2.

  Вокально-хоровые работы

  12

  2

 10

  2.1

  Пение произведений:

  

  

  

  

  классика

  3

  1

  2

  

  народная песня

  4

 

  4

  

  современная песня

  5

 

  5

  2.2

  Пение учебно-тренировочного материала

  2

 

  2

  2.3

  Пение импровизаций

  2

  

  2

  3.

  Слушание музыки

  3

  1

  2

  4.

  Музыкальная грамота

  4

  2

  2

  5.

  Организационно-массовая деятельность

  3

  

  3

  

  ИТОГО:

  28

  7

  21

 

Содержание тем программы.

  1. Вводное занятие (2 ч)

Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Раскрытие особенностей работы вокального объединения «Веселые нотки».
 
2. Вокально-хоровая работа (12 ч)

2.1 Пение произведения

Народная песня (4ч) – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).

Классика (3ч) – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.

Современная песня (5ч) – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.

Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.  
 Работа над чистотой интонирования по интервалам.  
 Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.
 
 
2.2 Пение учебно-тренировочного материала (2ч):

Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука.

2.3 Пение импровизаций (2ч):

Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.  
 
3. Слушание музыки (3ч)

Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры, знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.

4. Музыкальная грамота (4ч)

Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения вокальных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.

5. Организационно массовая деятельность (3ч)

Выступления на концертах в школе, участие в фестивалях и конкурсах духовного пения, отчетный концерт для родителей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по развитию вокального творчества детей  «Весёлые нотки» реализуется в художественно-эстетической направленности.

Педагогическая целесообразность рабочей программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитание нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.

 Целью программы «Весёлые нотки» является приобщение детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения  личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:
-  расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенности музыкального языка;

- воспитать у обучающихся уважения и признания певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

- развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры;

- помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребёнку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благородней?

   На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Эти вопросы решает и наша школа. Каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 8-9 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе.         Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала.

Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические способности.

Особенности программы.

     Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей пению. При разучивании песенного репертуара я обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: умение правильно произносить слова, выразительно читать текст и соблюдать правильную интонацию при их произношении, умение анализировать образную систему, средства и приёмы художественного языка, иметь представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству. Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности. Аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Важно свободно управлять процессом и можно заменить одно произведение другим.

   Особое место уделяется концертной деятельности. Учащиеся исполняют произведения в рамках школьных городских праздников, посвящённых разным памятным датам. Это придаёт прикладной смысл всем занятиям. Обучение вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, «лёгкая» музыка. Всё это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 год обучения. В ходе реализации программы сочетается групповая (работа в вокальной группе) и индивидуальная работа (сольное пение). В учебном плане вокальной группы предусмотрено 28 часов учебных занятий, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.   Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Предполагаемые результаты обучения.

 В конце обучения обучающиеся должны:

 - чисто интонировать, петь на дыхании;  

- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;

- должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.

- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки;

- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;

- понимать дирижёрские жесты и следовать им;

- знать средства музыкальной выразительности

- уметь вести себя в коллективе и на сцене.

Личностные результаты:

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;

• формирование установки на здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;

Познавательные: учащиеся научатся:

• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха /неуспеха учебной деятельности;

• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая).

Регулятивные: учащиеся научатся:

• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними  контролировать и оценивать собственные учебные действия;

• договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль,

Коммуникативные: учащиеся научатся:

• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

• использовать речевые средства и музыкальные средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

• вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ходе музыкальной деятельности.

Календарно – тематическое планирование

п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

фак

1-2

Введение. Беседа по ТБ, правила пения, здоровьесберегающие технологии, упражнения для развития унисона.

2

3-4

Русский фольклор, жанры р.н.п. Хороводные «Со вьюном я хожу», солдатские «Солдатушки бравы, ребятушки».

2

5-6

Звук, тембр. Современные песни о школе «Школа двери распахни».

2

7-8

Нотная грамота. Песни о маме.

2

10-11

Унисон развитие вокальных навыков. Песни о зиме. Р.н.п. «Уж ты зимушка-зима».

2

12-13

П. Чайковский – музыка для детей. Слушание пьес из альбома «Времена года». Разучивание песни «Новогодняя».

2

14-15

Беседа на тему «Великие вокалисты». Тембры женских, мужских и детских голосов. Песни из мультфильмов.

3

16-17

Звуковедение, фразировка в песне, запев и припев. Детские песни о дружбе.

2

18-19

Духовная музыка в нашей жизни. Богослужебные и внебогослужебные песнопения.

2

20-21

Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок. Песня «Стой, кто идет».

2

22-23

Играем на музыкальных инструментах «Солнечная капель» – разучивание песни.

2

24-25

Развитие музыкального слуха, памяти. Конкурс на лучшее исполнение пройденного песенного материала.

2

26-27

Сценическое мастерство. Репетиция на сцене к концерту. Повторение пройденного материала.

2

28

Концерт для родителей.

1

Список литературы, рекомендованной для педагогов.

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. М., 2001.

2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М., 1998.

3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. М., 2007.

4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. М., 2004

5. Вопросы вокальной педагогики. М., 1997

6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. М, 1998.  

8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. М., 2000.

9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. Спб., 1997.

10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н.

М, 2000.

11. Юссон Рауль Певческий голос. М., 1998.


 
Список литературы, рекомендованной для детей.

1. Володин Н. Энциклопедия для детей. М., 1998

2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. М., 1999