Конспект открытого урока по вокальному ансамблю «Методы и приемы хорового сольфеджио в приобретении вокально-хоровых навыков учащимися ДМШ и ДШИ»

Гулиева Ольга Владимировна

  Данный конспект  занятия  предназначен  для педагогов, занимающихся хоровым пением  с детьми 5 - 7 лет.  В работе используется методика Г. Струве "Хоровое сольфеджио".  Использование ручных знаков помогают сформировать  у детей звуковысотный слух, а также   приобретаются навыки пения с листа. Кроме этого,  занятие направлено на развитие гармонического и метроритмического слуха.  А использование шумовых инструментов делают урок более живым и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_horov._solfedzhio.docx33.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы и приемы  хорового сольфеджио в приобретении вокально-хоровых навыков учащимися ДМШ и ДШИ.

Цель  – Развитие музыкального мелодического, гармонического  и метроритмического слуха, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков. 

Задачи :

  Образовательные: 

  • Научить свободно петь с листа новые произведения с названием ступеней и нот.
  • Петь с использованием ручных знаков.
  • Добиваться чистого унисона как основы для развития мелодического гармонического  слуха;

     Развивающие:

  • Развитие мелодического слуха .
  • Обучение  исполнителя подстраивать голос к другим участникам хора, то есть петь в ансамбле.
  • Развитие гармонического слуха,  умение  прислушиваться  к разным партиям   хора (ансамбля), умение слышать «вертикаль».
  • Развитие метроритмического слуха.
  •  Использование шумовых  инструментов для воспроизведения ритмического рисунка произведения.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
  • воспитать желание исполнять песни в самостоятельной деятельности,
  • воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.

Методы обучения: 

  • наглядный (слуховой и зрительный);
  • словесный ( обсуждение мелодического рисунка произведения, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  • объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным ( вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение

услышанного детьми).

  Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  • побуждение детей к самоконтролю и самооценке в процессе пения;
  • вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала;
  • представление « в уме» первого звука уже на дыхании;
  • пение «цепочкой» с целью выстраивания унисона.
  • вокализация песен на слог и сольфеджио;
  • задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона .
  • образные сравнения как приём связи с жизненным опытом и образным мышлением  младших школьников;
  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие  работоспособность детей.

         

Оборудование занятия:

- фортепиано, нотный текст песни , гармонические партитуры,  ступеневый  звукоряд,  шумовые  инструменты (ложки), иллюстрация к песне «Мой конек».

Ход урока

- Здравствуйте, ребята!  Сегодня у нас состоится очень необычное занятие, где каждый из вас может проявить себя как талантливый певец и музыкант.

А начнем мы его как обычно – с дыхательных упражнений, чтобы подготовить наш организм к пению.

Дыхательные упражнения  ( по методике Стрельниковой)

- «Ладошки» (короткий вдох носом и резкий выдох ртом, ладошки при этом как-бы выталкивают воздух)

-«Машинка»  (короткий вдох носом и длинный выдох через неплотно сжатые губы)

Распевка хора:

1) Начиная с примарного тона  на одной ноте исполнение попевки  «Барашеньки-крутороженьки» - данная распевка способствует выстраиванию унисона, вырабатыванию четкой дикции, умению использовать различные движения в процессе пения.

2) Попевка «У кота-воркота» в диапазоне терции направлена на развитие исполнения кантилены.

3) Исполнение попевки «Я бегу» в диапазоне квинты способствует правильному исполнению нисходящего хода от V к I ступени, также активизирует внимание учащихся.

4) Исполнение гаммы До мажор с ручными знаками.

5) Исполнение гармонических партитур с названием ступеней.

Чешская народная песня. Мой конек.

Детям предлагается разучить новую  песню «Мой конек».

  • Прохлопываем ритмический рисунок на ритмослоги  «та» и «ти».
  • Пропевание  мелодии с названием ступеней и использованием ручных знаков. Особое внимание следует обратить на скачки от V низ. к  III ступени, а также на высокое интонирование VII ступени с разрешением в тонику.
  • Пропевание  мелодии с названием нот и использованием ручных знаков ( по желанию детей).
  • Знакомство со словами песни. Пропевание мелодии с текстом в среднем темпе.
  • Предлагается изобразить цокот копыт. Как это можно сделать? (дети предлагают варианты)
  • Использование  деревянных ложек. Отстукивание метроритмической фигуры.
  • Исполнение песни с  использованием ложек.