Методическая разработка лекции «Значение творчества И. О. Дунаевского в развитии российского кино»

В данной методической разработке сложный музыковедческий материал представлен  в доступной форме, как увлекательный рассказ, который параллельно сопровождается слайдами, видеоматериалом и по возможности музыкально-артистическими иллюстрациями учащихся, родителей и педагогов.

Актуальность. В нашей  жизни, насыщенной потрясениями, изобилием негативной информацией, возникает необходимость ощутить что-то радостное, солнечное, позитивный настрой, и конечно, бодрость активность и уверенность в наших делах и стремлениях. Именно эти качества являются основой творчества  И. Дунаевского. Актуальность выбранной темы лекции заключена в самой музыке И. Дунаевского, которая насыщена праздничным, энергичным, светлым началом. В ней чувствуется очень сильный заряд позитивной энергии, радостное восприятие жизни!

Цель мероприятия: организация содержательного досуга детей и их родителей, расширение общего и музыкального кругозора.

Содержание:

- введение

- роль И. О. Дунаевского в развитии звукового кино

- творческий путь

-основные достижения 30-х гг.

-новаторское значение музыки в фильмах

Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Номинация: «Музыка в кинематографе ХХ века».

Методическая разработка лекции

Тема лекции: «Значение творчества И. О. Дунаевского

в развитии российского кино»

Авторы:  Осипова Галина Ильинична
педагог дополнительного образования
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района
Санкт-Петербурга;

Попова Наталья Витальевна
педагог-организатор
ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района
Санкт-Петербурга

Пояснительная записка.

Идея данной лекции возникла в результате систематических занятий с учащимися музыкального отдела по классу фортепиано, наблюдения психологических особенностей характера, интересов детей, а также постоянного тесного контакта с родителями, поиска интересных новых форм работы с учащимися и взаимодействия с родителями  в системе дополнительного образования.

Новизна изложения лекции -  преподнести сложный музыковедческий материал в доступной форме, как увлекательный рассказ, который параллельно сопровождается слайдами, видеоматериалом и по возможности музыкально-артистическими иллюстрациями учащихся, родителей и педагогов.

Актуальность. В нашей  жизни, насыщенной потрясениями, изобилием негативной информацией, возникает необходимость ощутить что-то радостное, солнечное, позитивный настрой, и конечно, бодрость активность и уверенность в наших делах и стремлениях. Именно эти качества являются основой творчества  И. Дунаевского. Актуальность выбранной темы лекции заключена в самой музыке И. Дунаевского, которая насыщена праздничным, энергичным, светлым началом. В ней чувствуется очень сильный заряд позитивной энергии, радостное восприятие жизни!

Цель мероприятия: организация содержательного досуга детей и их родителей, расширение общего и музыкального кругозора.

Задачи мероприятия:

 - образовательные:

  • познакомить  с творчеством композитора И.О. Дунаевского
  • дать теоретические знания о развитии песенного жанра и создании нового типа массовой песни
  • дать представление о развитии жанра киномузыки

- развивающие:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку
  • развитие музыкально-познавательной сферы учащихся

            - воспитательные:

  • формирование позитивного заинтересованного отношения родителей к занятиям детей и уважения к труду педагога;
  • воспитание слушательской  культуры учащихся

Ожидаемые результаты:

  • дети и родители познакомятся с творчеством композитора И.О. Дунаевского;
  • дети и родители получат представление о развитии жанра киномузыки;
  • дети и родители проявят способность к творческому взаимодействию;
  • дети и родители улучшат  психоэмоциональное состояние.

Материально-техническое обеспечение: актовый зал, фортепиано, стулья, экран, ноутбук, мультимедийный видеопроектор, компьютерная презентация (слайды), афиша, программки, музыкальный центр, аудиозаписи, видеокамера, видеозапись концерта, фотоаппарат; технический персонал.

Условия реализации: возраст детей – 10-15 лет. Время проведения – 1 ч 30 мин.

Форма рефлексии – опрос, исполнение песен.

Музыкальный материал:

  1. «А я шагаю по Москве» А. Петров
  2. Увертюра к к/ф «Приключения Шерлока Холмса» В. Дашкевич
  3. Марш веселых ребят из к/ф «Цирк» И. Дунаевский
  4. «Колыбельная» из к/ф «Цирк» И. Дунаевский
  5. «Широка страна моя родная» из к/ф «Цирк» И. Дунаевский
  6. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский
  7.  «Песня о веселом ветре» к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский
  8. «Ой цветет калина» из к/ф «Кубанские казаки» И. Дунаевский
  9.  «Песенка о капитане» к к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский
  10.  «Каким ты был» из к/ф «Кубанские казаки» И. Дунаевский
  11.  «Марш энтузиастов» из к/ф «Светлый путь» И. Дунаевский
  12. «Заздравная» из к/ф «Весна» И. Дунаевский

Содержание лекции.

слайд №1 ХХ век — время стремительного бурного развития технологий. Кинематограф это «глаза» эпохи. Все мы помним впечатляющие кадры документальной хроники Первой мировой войны, революции, героических эпизодов «Броненосца Потемкина» и других потрясающих своей правдивостью кинолент немого кино. Невероятное мастерство и владение мимикой, пластической выразительностью в комических и драматических фильмах характеризует вершины мировой кинематографии. Для раскрытия содержания использовались краткие титры, поясняющие основные события и действия героев. Звуковое оформление в большинстве случаев достигалось игрой талантливых пианистов-импровизаторов, так называемых «таперов». Они буквально сопровождали по-кадрово развитие действия, иллюстрируя эмоции, настроения, характеры основных героев и т. д. В качестве тапера работал даже Д. Д. Шостакович, который был великолепным пианистом и впоследствии в своем композиторском творчестве он стал выразителем чаяний нашей эпохи, всех стремлений и событий бурной многообразной жизни ХХ века. Например, все мы помним музыку Седьмой симфонии «Ленинградская», где в рамках симфонического жанра остро и правдиво передана мирная жизнь, нашествие фашистов, борьба, трагедия, осмысление и победа.

5 октября 1929 в Ленинграде состоялось первое представление звукового кино. Это был фильм «Одна»  о подвиге молодой учительницы (режиссер Г. Козинцев и И. Трауберг). Музыку для этого фильма написал Д. Шостакович. С этого времени киномузыка стремительно развивается как самостоятельный элемент звукового кино, который не дублирует другие визуальные средства выразительности. Композитор и режиссер представляют равноправное содружество. Музыка «вплетается» в драматургию и становится равноправным участником действия, а в музыкальных фильмах играет доминирующую роль. Наблюдается тесное взаимодействие в использовании средств музыкальной выразительности.

С одной стороны вырастает роль песни в киномузыке. Иногда песни из кинофильмов продолжают развиваться самостоятельно, то есть исполняется в концертах, быту. Например, песни И. Дунаевского «Ой цветет калина», «Каким ты был», «Широка страна моя родная». Далее в годы войны и в послевоенное время появляется плеяда молодых композиторов, продолжающих эту линию: В. Баснер «С чего начинается Родина» (к/ф Щит и меч), «Мы за ценой не постоим» ( к/ф «Белорусский вокзал»), М. Таривердиев «Песня о Родине» ( к/ф «Семнадцать мгновений весны»), «Я спросил у ясеня» ( к/ф «Ирония судьбы»), Т. Хренников «Колыбельная Светланы», «Давным-давно» ( к/ф «Гусарская баллада»), песни Г. Гладкова ( к/ф «Бременские музыканты», «12  стульев»), А. Зацепин «Песня о зайцах» ( к/ф «Бриллиантовая рука», «Иван Васильевич меняет профессию»), А. Петров  ( к/ф «А я шагаю по Москве») и много-много других композиторов, чьи песни популярны и любимы народом.

Прослушивание музыкального фрагмента песни «А я шагаю по Москве» А. Петров  в исполнении педагога (фортепиано).

С другой стороны, в киномузыке широко используется инструментальная музыка, которая представляет яркую характеристику всего фильма: музыка В. Дашкевича ( к/ф «Приключения Шерлока Холмса»), Свиридов ( к/ф «Время вперед»), И. Левитин ( к/ф «Освобождение») и другие.

Прослушивание музыкального фрагмента увертюры к к/ф «Приключения Шерлока Холмса» В. Дашкевич в исполнении педагога (фортепиано).

Существует «смешанный» тип киномузыки, а также музыка философского характера, как в фильмах «Александр Невский», «Иван Грозный» с музыкой С. Прокофьева или музыка Шостаковича к фильмам «Овод», «Гамлет». Итак стремительное развитие киномузыки в ХХ веке сопряжено с основными тенденциями и событиями соответствующей эпохи, дыхание которой музыка отражает непосредственно и эмоционально.

Из краткого обзора хочу поподробнее остановиться на творчестве композитора, стоявшего у истоков киномузыки и сыгравшего основополагающую роль в развитии демократических жанров в первой половине ХХ века в нашей стране.

слайд №2 Это творчество И. О. Дунаевского (1900-1955), чья музыка стала символом праздничности, бодрости, энергии и теплого душевного и светлого начала. Именно И. Дунаевский является создателем массовой песни нового типа. В его творчестве органично сочетаются классические основы музыки с легкими жанрами (песня, марш, танец), симфонизм с эстрадой, джазом. В одном из своих писем он сам констатировал это свойство: «Моя солидная музыкальная закваска помогла мне и помогает творить легкую музыку серьезными средствами».[1] 

В связи с этим необходимо совсем кратко остановиться на его жизненном и творческом пути. Детство И. Дунаевского прошло еще в дореволюционное время. В семье очень любили музыку, его пять братьев тоже стали музыкантами. С золотой медалью он окончил гимназию. В 1910 г. он поступил в Харьковское музыкальное училище, где занимался игрой на скрипке у К. Горского. А в 1919 закончил обучение в Харьковской консерватории по классу скрипки (преп. И. Ю. Ахрон) и композиции (преп. Богатырев С. С.) С 1919 работал скрипачом, концертмейстером. С 1920 — композитор и дирижер в Харьковском русском драматическом театре, где также начал писать музыку к спектаклям. Он уже имел славу скрипача-виртуоза, его дебют как композитора тоже имел большой успех. С 1924 года Дунаевский работал в Москве в эстрадном театре заведующим музыкальной частью, затем с 1926 по 1929 — в Московском театре сатиры. Тогда он пишет первые оперетты: «Женихи», «Ножи».

По приглашению блистательного артиста Л. Утесова Дунаевский переехал в Ленинград, где только что открылся «Мюзик-холл». Так началось тесное сотрудничество двух великих личностей. Л. Утесов со своим джаз-оркестром представлял потрясающие эстрадные спектакли («шоу») нового типа, универсальные с актуальным содержанием. Утесов — основатель советской эстрады и джаза создает невероятные программы, насыщенные блеском и импровизацией. «Одесский» колорит соседствует с театральными сценами и джазом. Не хватало только композитора, который создавал бы музыку для этих представлений. Дунаевский творил с больщой легкостью. В его музыке непосредственно сочетаются профессиональная основа, невероятное мелодическое разнообразие, зажигательные элементы из «Одесского» городского музыкального стиля и оригинальные самобытные интонации, отражающие характер нового времени и нового поколения.

слайд №3 Так рождается их совместный фильм «Веселые ребята» (1934), с которым к Дунаевскому пришла всесоюзная слава. Таким образом, И. Дунаевский вместе с великим кинорежиссером Г. В. Александровым и талантливым поэтом Лебедевым-Кумачом стали создателями жанра советской музыкальной кинокомедии, сделав музыку одним из главных компонентов драматургии фильма.

Затем последовали фильмы «Цирк» (1930), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940). К этому времени  Дунаевский стал уже известным культурным и общественным деятелем. С 1937 по 1941 гг. он возглавлял Ленинградский союз композиторов.

Во время Великой Отечественной войны  Дунаевский был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников и со своим коллективом исколесил всю страну. После войны  Дунаевский продолжает плодотворно работать. Его оперетты «Вольный ветер», «Белая акация», «Женихи» стали классикой советского искусства.

В 1950  Дунаевского ждал грандиозный успех после выхода фильма Ивана Пырьева «Кубанские казаки». Песня «Каким ты был...» стала всенародным шлягером тех лет, а сам композитор и режиссер в 1951 году были удостоены Сталинской премии. Окрыленный успехом  И. Дунаевский и И. Пырьев приступили к новой совместной работе - «Испытание верности» (1953).

К сожалению, в кратком биографическом очерке невозможно охватить богатейшее и разнообразнейшее творчество  Дунаевского.

Исаак  Дунаевский, автор 11 оперетт, 3 балетов, музыки к 28 кинофильмам и более 100 песен скончался от сердечного приступа 25 июля 1955 года в Москве.

Независимо от неблагоприятных обстоятельств и тяжелых испытаний, выпавших на его долю в последние годы жизни, его музыка продолжала быть жизненной, искренней и праздничной. Его высказывание: «Я не знаю..., чего больше в жизни — хорошего или плохого... Но я знаю, что сама жизнь хороша вместе с ее плохим и хорошим. И именно радостное восприятие жизни должно составлять так сказать Закон ощущения нашего молодого человека». Таково его творческое кредо — радостное восприятие жизни!

Музыка И.  Дунаевского насыщенна праздничным, энергичным, светлым началом. В ней чувствуется очень сильный заряд позитивной энергии. В нашей  жизни, насыщенной потрясениями, изобилием негативной информацией, возникает необходимость ощутить что-то радостное, солнечное, и конечно, бодрость активность и уверенность в наших делах и стремлениях. Именно эти качества являются основой творчества  Дунаевского. С его музыкой мы переносимся в самые светлые, радостные и веселые, яркие моменты предыдущей эпохи ХХ века. В чем же секрет популярности музыки  Дунаевского? С одной стороны,  Дунаевский воспитывался в классических традициях, имел опыт работы в театре, эстраде, был блестящим исполнителем и все это он впитал и выразил в своем творчестве в самых разнообразных жанрах. Самый популярный жанр — это песня.  Дунаевский создает песни нового типа, которые поет вся страна. Он переинтонировал предыдущие жанры, пропустив через себя многообразные традиции бытового романса, городской песни, оперетточной арии. В то же время ощущается основа и связь с классической музыкой русской и зарубежной (от Шуберта, Мендельсона до Бородина и Чайковского, творчество которого он называл «музыкальной религией»). Большое значение имеет его восприятие фольклора: русской бытовой музыки, украинской, молдавской, польской, еврейской.  В его музыке ощущаются традиции русского романса, частушек, хороводов. Новый характер песен и новый музыкальный язык формируется в его киномузыке. Его тяготение к юмору, шутке, праздничности, зрелищности находят отражение в его киномузыке. А песни его действительно «строить и жить помогают». В 1930-е гг. создаются яркие и необычные фильмы с музыкой  Дунаевского «Веселые ребята» и «Цирк», слайд №4 которые знаменуют стремительный взлет, новый этап в развитии кинематографа и киномузыки. В них утверждаются основные моральные идеалы, борьба простых людей за свое счастье, правдивость, жизненность, юмор и торжество справедливости. Особое место в творчестве Дунаевского занимает фильм «Веселые ребята». Это музыкальный фильм, в котором кроме изобилия песен и самой разнообразной музыки, звучит джаз с великолепным артистом Л.Утесовым и его оркестром. Слайд №5 В веселом комедийном фильме утверждается основная идея талантов обыкновенных идей. слайд № 6, 7 , 8.

Следующий фильм «Цирк» слайд №9  открывается выходным маршем, щелчок который создает  светлую атмосферу  праздничности и невероятно сильный энергичный заря. Кроме этого основного настроя в фильме представлена богатая палитра чувств и настроений. Весь мир насыщен разнообразной и яркой музыкой, раскрывающей грандиозную идею о дружбе народов, чести, любви. Особенно ярко это видно в заключительной «Колыбельной» слайд №10, которую каждый из публики поет на своем языке.

Прослушивание музыкального фрагмента «Колыбельной» из к/ф «Цирк» (аудиозапись).

 В фильме звучит эффектный джаз, где Л. Орлова танцует «стэп» в роли иностранки. Также звучит романтичный «Лунный вальс», завершается фильм торжественной, широкой, гимновой песней о Родине «Широка страна моя родная» (это и есть основная идея фильма).

Прослушивание музыкального фрагмента песни «Широка страна моя родная» из к/ф «Цирк» (аудиозапись).

Творчество  Дунаевского не ограничивается только праздничными веселыми сюжетами. Так в фильме «Дети капитана Гранта» (1936) слайд №11 с полной силой раскрывается романтика приключений, где музыка  Дунаевского имеет драматический характер со стремительным активным развитием. Фильм начинается увертюрой, которая предвосхищает характер всего сюжета. Это гениальная оркестровая музыка с энергичным эмоциональным зарядом. Не случайно эта музыка всегда исполняется на нашем любимом празднике выпускников «Алые паруса».

Прослушивание музыкального фрагмента увертюры к к/ф «Дети капитана Гранта» (аудиозапись).

В то же время музыка в фильме сопровождает красочные пейзажи, все драматические ситуации, характеры. Основная идея утверждается в замечательной песне «О веселом ветре» с прекрасными словами Лебедева-Кумача, которые звучат как девиз молодежи «Кто весел- тот смеется, кто хочет -тот добьется, кто ищет- тот всегда найдет». Музыка этого фильма становится равноправным участником развития действа.

Дунаевский никогда не переставал удивлять и открывать новые выразительные возможности в области киномузыки. слайд №12 Так в фильме на спортивную тематику «Вратарь» ощущается такая зажигательная энергия и невероятный заряд бодрости и патриотического подъема в спорте, что эта музыка становится носителем этих чувств эмблемой праздничности на всех футбольных матчах. Так первая интонация спортивного марша звучит как позывные в матчах, спортивных радиорепортажах. Очень актуальна идея фильма о высшей самоотдаче, самоотверженности, стремлении к победе. И именно музыка  Дунаевского способствует созданию атмосферы невероятно высокого эмоционального подъема, ощущению праздничности и уверенности людей в своих силах.

Каждый фильм с музыкой Дунаевского это открытие. В основе фильма «Волга-Волга» лежит музыкальная идея — песня, которую сочинила простая девушка. Эта песня предстает в самых разных видах: как лирическая песня, вальс, марш, джаз и патриотическая песня. В фильме много комедийных и музыкальных находок: куплеты Водовоза, Лоцмана, квартет Поваров, танцы.

В фильме «Весна» утверждается творческое начало, показывается богатая жизнь киностудии, артистов и звучат песни «Журчат ручьи» и «Заздравная», которые тоже становятся очень популярными.

Фильм «Кубанские казаки» изобилует исполнением танцев, куплетов, частушек и прекрасных лиричных песен: «Ой цветет калина», «Каким ты был». Музыка в этом фильме раскрывает жизнь простых людей, самые разнообразные характеры, ситуации, стремление нового поколения к труду, созиданию, любви.

Одно из главных достижений  Дунаевского это слияние, синтез русской песенной основы с классическими приемами, джазом, театральностью. Его киномузыка перерастает в новое качество в киносимфонизм.

Исполнение детьми  и родителями песен И Дунаевского:

 1.«Марш весёлых ребят» из к/ф «Весёлые ребята» в сопровождении Осиповой Г.И (фортепиано).

2. «Песня о веселом ветре» к к/ф «Дети капитана Гранта»

3. «Ой цветет калина» из к/ф «Кубанские казаки»

4. «Песенка о капитане» к к/ф «Дети капитана Гранта»

5. «Каким ты был» из к/ф «Кубанские казаки»

Исполнение музыки И. Дунаевского к к/ф педагогом Осиповой Г.И (фортепиано):

1. «Марш энтузиастов» из к/ф «Светлый путь» И. Дунаевский

2. «Заздравная» из к/ф «Весна» И. Дунаевский

Рефлексия – опрос:

  1. С творчеством какого композитора вы познакомились?
  2. Какова по характеру музыка И. Дунаевского?
  3. К каким фильмам написал музыку И. Дунаевский?

БИБЛИОГРАФИЯ

Арканов Б. Дунаевский.//Музыка ХХ века. Очерки. Ч. 2, Кн. 4 (1917-1945).- М.: Музыка, 1984.

Данилевич Л. И. О.  Дунаевский. - М-Л.: Музгиз, 1947.

Дунаевский И. О. Выступления, статьи, письма, воспоминания. - М.: Советский композитор, 1961.

И. О. Дунаевский. Нотобиблиографический справочник./сост. Персон Д. М. - М.: Советский композитор, 1971.

Корганов Т. И. Кино и музыка: музыка в драматургии фильма. - М.: Искусство, 1964.

Минченок Д. А. Исаак  Дунаевский. Большой концерт. - М., 1998.

Минченок Д. А.  Дунаевский: Красный Моцарт. - М.: Молодая гвардия, 2006.

Михеева Л. В. Исаак Осипович  Дунаевский. 1900-1955: Краткий очерк жизни и творчества. - Л.: Музгиз, 1963.

Музыка в кино. Вып. 2 — 2005.

Петрова И. Ф. Музыка советского кино. - М.: Знание, 1964.

Фиалковский В. С. Исаак Шварц. Музыка в кино. - Спб.: Композитор, 2011.

Фрид Э. Л. Музыка в советском кино. - Л.: Музыка Ленинград.отделение, 1967.

Чернов А. А. Исаак  Дунаевский. - М.: Советский композитор, 1961.

Шилова И. М. Фильм и его музыка. - М.: Советский композитор, 1973.


[1]        Дунаевский И. О. Избранные письма. Л.. 1979, с. 49.