Сценарий концерта класса "По клавишам искусства, по струнам мастерства"
Данный сценарий адресован в помощь преподавателям для проведения концерта класса. Сценарий построен в форме диалога между преподавателем и ученицей. Конферанс содержит подводки к произведениям композиторов И.С. Баха, Ф.Генделя, Ф.Кулау, П.И.Чайковского. В диалоге затрагиваются вопросы строения сонатной формы, особенностей произведений русских композиторов, ансамблевой и старинной музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_po_klavisham_iskusstva.docx | 29.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Макаревич Светлана Анатольевна,
преподаватель по классу фортепиано
МБУ ДО ДШИ, г. Муравленко, ЯНАО
Сценарий концерта класса
«ПО КЛАВИШАМ ИСКУССТВА, ПО СТРУНАМ МАСТЕРСТВА»
Оформление: актовый зал ДШИ, презентация
Ведущие: преподаватель, ученица
Преподаватель: Добрый вечер, дорогие друзья.
Ученик: здравствуйте!
Преподаватель: Сегодня мы пригласили вас на концерт нашего класса, который называется «По клавишам искусства, по струнам мастерства». А проведем его мы - Магерова Мария
У-к: и Светлана Анатольевна Макаревич.
Преподаватель: Встреча с искусством всегда приносит человеку радость. Думаю, не ошибусь, если скажу, что нет человека, который не любит музыку. У каждого - свои любимые мелодии, свои любимые песни, которые хочется слушать и напевать.
Ученик: А я думаю, что музыка, словно палитра разных оттенков, красит нашу жизнь, превращает её из черно-белой в разноцветную, яркую.
Преподаватель: Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном!
Ученик: И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плывут звуки речкой пенной,
Тихо дремлет лес и луг...
Преподаватель: Вдаль бегут лесные тропки,
Тают в дымке голубой...
Это музыка торопит и
Зовет нас за собой!
Ученик: Вслед за нею можем сразу
В дальний путь пуститься мы,
Побывать в гостях у сказок,
У весны среди зимы...
Преподаватель: Тихо-тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
Первой я приглашаю на сцену ученицу 6 класса.
1. И.С. Бах Прелюдия и фуга МИ мажор, ХТК (Хайдукова Мария, 6 кл.) 2:30
Преподаватель: Иоган Себастьян Бах – музыкальный гений всех времён, величайший композитор в истории человечества. Он выдающийся творец церковной музыки, мастер полифонии. Каждого, кто соприкоснулся с его творчеством, поражает красота и величие его музыки.
Но тем, кто только делает свои первые музыкальные шаги, еще далеко до серьезной музыки Иогана Себастьяна. В самом начале творческого пути каждого музыканта – легкие для его понимания, веселые программные пьесы, ведь музыка должна пробуждать в ребенке чувство радости. И сейчас для вас играет Магерова Мария.
2. «Песенка-марш Барбоса»
Преподаватель: Спасибо за аплодисменты Маше, ведь это её первое выступление в афишированном концерте. Маша как ты себя чувствуешь? Восходящей звездой?
«От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки, полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к нему». Эти слова одного известного композитора исключительно точно говорят о той ответственности, которая ложится на плечи преподавателя с момента появления на занятиях маленького ученика. Самое важное в нашей профессии – сберечь в человеке личность, воспитать хороший музыкальный вкус и исполнительскую культуру, сделать музыку не только достоянием одаренных детей, которые изберут её своей профессией, но и всех, кто обучается в школе.
Ученик: На сцене Крохмаль Ангелина, учащаяся 3 класса.
3. Н.Ходош «Зимний вальс» – 1:30
Преподаватель : Дмитрий Кабалевский в одном из своих докладов приводил такой пример: «Как-то приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочь, её мать спросила: «Стоит ли учить девочку музыке? Есть ли у неё для этого достаточно способностей?» Вместо ответа учительница задала свой вопрос: «А вы не спрашивали у преподавателя физики, истории – есть ли у вашей дочери способности к физике, истории? Ведь вас не удивляет то, что она будет изучать эти предметы, хотя возможно она не станет ни историком, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным предметом, созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, должны заниматься только избранные, особо одарённые дети?!» Музыка развивает, воспитывает, она заставляет нас смотреть на мир другими глазами. Делает нас чище, духовно богаче, культурнее, интеллигентнее.
Маша, объявляй следующий номер!
4. Ученик: Эдвард Григ «Поэтическая картинка». Исполняет Удашова Светлана.
Преподаватель: Изучение произведений крупной формы, то есть сонатин, сонат – является неотъемлемой частью воспитания и профессионального музыканта, и музыканта-любителя.
Маша, а ты знаешь, что такое СОНАТА?
Ученик: это очень трудное музыкальное произведение?
Преподаватель: Слово «соната» образовано от итальянского глагола «сонаре» — «звучать». Впервые так стали называть свои произведения испанские композиторы XVI в. В 17 веке так называли инструментальную музыку для домашнего музицирования для одного или нескольких инструментов. Особенно популярны были сонаты для скрипки и клавесина. Если сравнивать сонату с литературным жанром, то больше всего подойдет сравнение с романом или повестью. Подобно им, соната делится на несколько «глав» - частей. В старинных сонатах они чередуются так: медленно — быстро. Первая часть чаще всего имела импровизационно-вступительный характер; вторая, быстрая - на мотивах испанского или итальянского народных танцев.
5.Ученик: Сегодня старинная соната для скрипки и фортепиано прозвучит в исполнении Бачкова Семена и Хайдуковой Марии.
Преподаватель: В 18 веке, когда Фортепьяно пришло на смену клавесину и принесло с собой все богатство оттенков громкой и тихой игры, на первый план выдвигается фортепьянная соната. Яркими образцами фортепианной сонаты являются произведения Муцио Клементи, Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Развитие музыки, построенной в сонатной форме, можно сравнить с действием в драматической пьесе или даже кино. В них каждая тема — отдельное действующее лицо, одна тема уступает место другому «действующему лицу» — другой теме. Однако все эти «персонажи»— не «случайные встречные». Они участники одного «сценического действия» и подобраны так, чтобы лучше оттенять друг друга и дать драматургу-композитору возможность сделать это «действие» содержательным, интересным и логически обоснованным.
Ученик: Как интересно!!! Так кто же будет сегодня играть сонату?
6.Преподаватель: Фридрих Кулау Соната Ля мажор, исп. Луткова Дарья, 5 кл.
Ученик: Й. Гайдн Соната Си бемоль мажор 1 часть, исп. Мерзлова Полина.
Преподаватель: Маша, а давай мы сейчас с тобой поговорим о русской культуре. В жизни каждого человека она начинается со сказки…
Ученик: Да, я люблю русские сказки про Бабу-Ягу, Кощея, Ивана-Царевича.
Преподаватель: А русских писателей и поэтов ты знаешь?
Ученик: Да, я читала А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «О мертвой царевне и семи богатырях», К.И.Чуковский «Федорино горе», «Тараканище», рассказы В. Бианки.
Преподаватель: Молодец!!!
Русская фортепианная классика, безусловно, занимает важное место в репертуаре не только состоявшихся музыкантов, но и тех, кто только начинает свой путь к вершинам мастерства. Русская музыка обладает особой поэтикой и звучанием. Согретые задушевной лирикой фортепианные пьесы воплощают общечеловеческие настроения, близкие и понятные всем и каждому. Богатство содержания здесь сочетается с благородным совершенством формы и законченностью образа.
Ученик: Когда в вечернем небе грелись звёздочки ,
По узким и петляющим каналам,
Скользила невесомым пухом лодочка,
И волны осторожно колыхала.
7. С.Майкапар «Баркарола», исп. Луткова Дарья, 5 кл.- 3 мин.
Преподаватель: Фортепианные миниатюры Антона Степановича Аренского большей частью принадлежат сфере домашнего музицирования и лишь в отдельных случаях предназначены для большой концертной эстрады. Сочинения Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. Одна из наиболее привлекательных черт композитора – его любовь к природе, к родному пейзажу. Превосходным примером инструментальной кантилены композитора может послужить Романс Фа мажор.
8. А.Аренский Романс, исп. Мерзлова Полина. – 2:30 мин.
Преподаватель: Наша страна в этом году широко отмечает 175-летие со дня рождения великого русского композитора – П.И.Чайковского. Его с полным основанием можно причислить к последним художникам великого романтического века. В первую очередь потому, что музыка для него — "исповедь души".
В 1868 году в Москву приехала прославленная певица Дезире Арто. Ее искусство было поистине неподражаемо. Пленила она всех, в том числе и Чайковского. Причем его привлекло не только пение, но и личность артистки. Он настолько увлекся, что сделал ей предложение. Друзья отговаривали его, но помолвка состоялась. После этого Арто уехала на гастроли в Варшаву, и очень скоро пришло известие, что она вышла замуж. Свидетельством большого чувства композитора остался посвященный Дезире Арто Романс для фортепиано.
9. П.И. Чайковский Романс фа минор, исп. Хайдукова Мария, 6 кл.
Преподаватель: Маша, как ты учишься в школе?
Ученик: почти на одни пятерки!
Преподаватель: значит, ты любишь трудные вопросы?
Ученик: обожаю, Светлана Анатольевна!!!
Преподаватель: как ты думаешь, что такое ансамбль?
Ученик: "ансамбль" - от французского слова "вместе".
Преподаватель: Ансамблем называется коллектив, в исполнении которого есть согласованность. Представьте, что возникновение этого жанра связано с моментами дружеского общения, семейного музицирования! Возможно, поэтому так прекрасны музыкальные мысли, воплощённые в камерных инструментальных произведениях!
10. Ученик: П.И. Чайковский Сентиментальный вальс, исп. Бачков Семен и Хайдукова Мария – 2:00
Преподаватель: Луткова Дарья и Мерзлова Полина – уже сложившийся фортепианный дуэт. Вместе они играют с 1 класса.
Существует ошибочное мнение, что хорошо подготовленный для сольных выступлений пианист с лёгкостью справится с игрой в ансамбле. Однако жизнь показывает другое. Знание партии ещё не делает пианиста хорошим партнёром. Им можно стать только в процессе совместной работы. Даже для того чтобы грамотно аккомпанировать, передать аккордовую пульсацию или пассажи из одной партии в другую, нужна дополнительная работа, где партнёры координируют свои действия, отрабатывают необходимые технические приёмы.
11. Ученик: Дмитрий Соловьев «Звоны»
Ученик: Сегодня в школе не звенит с утра звонок
Ура! Каникулы!
И торопиться нам не нужно на урок!
И торопиться нам не нужно снова в класс!
УРА! Каникулы! Каникулы у нас!
12. Ж. Металлиди «Веселые каникулы» - исп. форт.дуэт Луткова Дарья и Мерзлова Полина.
Преподаватель: Вот и подошел к концу наш музыкальный вечер. Все произведения сыграны, артисты с чувством выполненного долга сидят в зрительном зале. Завершить концертную программу позвольте мне… признанием в любви. Кому?
Конечно же вам, дорогие гости, коллеги, друзья за безграничное доверие и ежедневную поддержку.
Конечно вам, уважаемые родители. Ведь всем известно, что успех ребенка – это наполовину ваш родительский труд!
Конечно вам, мои дорогие ученики. Только вы даете мне возможность заниматься любимым делом, то есть музыкой, ежегодно и ежедневно открывать для вас и для себя все новые и новые музыкальные произведения.
И конечно, музыке, которая всех нас объединяет.
13. Ф. Лист «Грезы любви» (исполняет преподаватель)
Список литературы и интернет источников:
1. Как исполнять русскую фортепианную музыку. - «Классика-XXI», 2009.
2. http://fdstar.com/2008/11/26/sonata.html - что такое соната.