Открытый урок по теме: "Работа над пьесой кантиленного характера в классе домры".

Якубцова Светлана Петровна

Открытый урок, проведенный  с ученицей 5 класса Карандашовой Александрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_word_7_-_kopiya.docx28.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».

Открытый урок по теме:

«Работа над пьесой кантиленного характера в классе домры».

Автор -

преподаватель по классу домры:

 Якубцова Светлана Петровна.

г. Инта, Республика Коми

2016 год

Цель урока:

         Развитие и совершенствование навыков работы над произведением в процессе

обучения игре на домре.

Задачи урока:                 

   1.Образовательная:

Дать наиболее полные сведения об основных задачах, связанных с разучиванием учащимся данного произведения, закрепление ранее пройденного материала;

   2.Воспитательная:

Формирование интереса к данному виду работы, добиться умения слушать и контролировать себя во время занятий;

      3.Развивающая:

Формирование и развитие исполнительских навыков  игры в произведениях  кантиленного характера, понимание исполнительских задач и способов их решения;

 

Тип  урока:  урок закрепления полученных навыков.

Форма урока:  урок с элементами исследования.

Методы:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Реализуемые технологии:

  • развивающего обучения;
  • творческая лаборатория;
  • художественно-эстетическая;
  • информационная;
  • здоровьесберегающая.

Оборудование:

  • Домра;
  • Медиатор;
  • Сборник нот;
  • Пюпитр;
  • Стул;
  • Фортепиано;

Ожидаемые результаты:

  • Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
  • У неё сформирован музыкальный образ;
  • Она свободно и правильно владеет  текстом,  штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Сообщение темы и вступительное слово;

3. Разбор произведения, работа над музыкальным образом;

4. Заключение, подведение итогов.

     

     Ход урока:

  1. Вводная часть: проверка готовности к уроку: ноты, дневник; настройка инструмента. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.
  2. Сведения о композиторе и данном произведении. Разбор пьесы по частям, определение формы.
  3. Важный элемент – разыгрывание, оно нужно для разминки мышц. Ученица играет упражнения, гаммы. Далее приступаем к проигрыванию наиболее сложных моментов вальса в медленном темпе.
  4. Завершающий этап работы, подготавливающий к концертному исполнению. Проигрывание с концертмейстером.
  5. Заключительная часть:

А) подведение итогов урока.

Б) домашнее задание.

В) подведение преподавателем итогов своей работы.

     1. Начало урока.

Организационный момент:

Педагог: Здравствуй, Саша! Как ты себя чувствуешь, как твое настроение?

Ученица: Хорошее, готова к уроку.

Педагог: Ну тогда приготовь ноты, дневник, присаживайся, а я пока настрою инструмент.

      2.Сообщение темы и вступительное слово:

Педагог: Сегодня на уроке мы поговорим о произведениях кантиленного, лирического характера на примере исполняемого тобой «Вальса-элегии» композитора Валерия Фадеева.

Теоретическая часть:

     Валерий Олегович Фадеев (1946 г.р.) - Петербургский композитор,  автор множества сочинений в самых разных жанрах. Среди них значительную часть составляют произведения для балалайки, домры, гуслей звончатых, баяна и аккордеона.  Пьесы Валерия Фадеева отличаются ярким и свежим интонационным языком и ритмическим разнообразием. Это делает их сколь полезным, столь и увлекательным материалом для освоения учащимися ДМШ и школ искусств.

 

  В .Фадеев «Вальс-элегия».

 Так откуда же появилось это слово - «вальс»? Есть несколько версий происхождения слова. Одна из них такова: есть такое приспособление – вяльцы, между которыми плющат и прокатывают металлические пластинки. Эти два валика все время крутятся и втягивают своим вращением металлическую ленту. Точно так же вовлекает и втягивает в кружение музыка танца. Вот и назвали этот танец словом «вальцен» - «крутящийся», «вращающийся».

 

 А теперь немного об истории рождения вальса. Многие народные танцы Австрии, Германии, Чехии были предшественниками вальса. Все они основаны на кружении и перевод их названий с разными оттенками означает «круговой», «вертящийся». В 70-х годах 16 века вальсом называли народный танец, возникший в некоторых областях Германии и Австрии. Но всё же принято считать, что прямым предшественником вальса был лендлер – австрийский и немецкий крестьянский танец, исполнявшийся в неторопливом движении, в трехдольном метре. Долгое время вальс и лендлер бытовали как равноправные танцы.

 

В начале 19 века вся Европа закружилась в вихре вальса. Его с упоением танцевали в Вене и Париже, в Берлине и Петербурге. Вальс – один из наиболее выразительных, поэтических танцев. Неслучайно в течение долгого времени к вальсу обращались многие композиторы – И. Штраус, П. И. Чайковский, М. И. Глинка. Но не всегда композиторы обращались к вальсу только для того, чтобы создать танец. Есть такие вальсы, которые предназначены не для танца, а для слушания. Среди них «Вальс-фантазия» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857).

 

  А что же такое элегия? Элегия это: 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью и печалью. 2. Вокальная или инструментальная пьеса задумчивого, печального характера.

  И «Вальс-элегия» В. Фадеева объединяет в себе черты вальса и задумчивый характер элегии.    

       3.Разбор произведения.

          Практическая часть:

Педагог: А теперь, Саша, скажи мне, сколько частей в этом произведении?

Ученица: Вальс написан в трехчастной форме.

Педагог: Спасибо. Чем отличаются части друг от друга?

Ученица: В крайних частях одинаковая тема, но проходит в разных тональностях.

Педагог: В какой тональности проходит тема первой части?

Ученица: В тональности  ре-минор. Затем средняя часть – в тональности си-минор.  А заключительная часть в тональности  ля-минор.      

       Педагог: Какая главная тема по характеру?

Ученица: Нежная, задумчивая, в вальсообразном ритме, в трёхдольном размере.

Педагог: Я бы ещё добавила, что тема очень проста и изящна. Исполняется на piano, с рекомендацией редактора dolce. А в третьей части тема проходит сначала в миноре, а при повторе она более жизнеутверждающая и просветлённая за счёт повышения третьей ступени, до-диеза  (показ).

Педагог: Что ты можешь сказать о средней части пьесы?

Ученица: Это настоящий вальс – блестящий, яркий, порывистый.

Педагог: Да, не случайно даже темп в этой части меняется на более подвижный.

А динамическое отличие есть?

           Ученица: Да, конечно. В крайних частях преобладает piano, а тут mf и f.

            Педагог: Перед тем, как приступить к исполнению вальса, давай сначала немного разыграемся, настроимся на нужное исполнение. Начни с упражнений.

            Ученица играет комплекс ежедневных упражнений домриста, постепенно увеличивая темп.

  Педагог: Достаточно. А теперь сыграй двухоктавную гамму фа-мажор разными приёмами, варьируя динамику и ритмические рисунки.

  Ученица проигрывает весь комплекс изучаемой гаммы.

  Педагог: Молодец. А теперь попробуй проиграть еще раз, только на legato. Одним из условий достижения кантилены является владение legato. Переступающие пальцы должны активно доводить каждый звук мелодии или гаммы до конца, не ослабляя силу давления, а передавая её. Перемещение опоры происходит как бы «внутри» руки, следующей за пальцами. Слаженная работа «выразительных пальцев» придает звукам глубину, а мелодии связанность. Послушай, как надо сыграть гамму (показ). Этим штрихом мы как бы подготавливаем исполнение вальса.

   Ученица повторяет.

   Педагог: Умница, достаточно. Теперь попробуй сыграть основную мелодию вальса.

   Ученица проигрывает первую часть.

   Педагог: Я согласна с тобой, ты играла правильной аппликатурой, нужной динамикой. Но хочу добавить, что основная трудность в исполнении крайних частей – в ровности восьмых. Для преодоления этого нужно свободное движение кисти и очень чуткие подушечки пальцев. В мелодии важно дослушать концы фраз, не набрасываться на начало фразы. Думай вперёд, смотри вперёд, слушай вперёд. Способности предварительного слышания надо развивать с самых первых звуковых ощущений, надо полюбить звук в движении к следующему звуку, развивать мышление и концентрацию внимания. Слушать – значит держать. Звучит то, что держится. Если ухо не слышит звук до конца, то палец становится пассивным, рука расслабляется и каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берется как бы заново, с помощью нового движения кисти. В результате фраза становится разорванной, а исполнение статичным. Попробуй проиграть еще раз более осознанно, более гибко. Особое внимание уделяй началу и концу фраз.

Ученица играет более чутко, достаточно музыкально.

Педагог: Очень хорошо! А теперь давай приступим к исполнению средней части. Каким приёмом игры ты будешь её играть?

Ученица: Самым важнейшим способом звукоизвлечения на домре – тремоло.

Играет среднюю часть на тремоло.

Педагог: В этой пьесе решаются так же проблемы грамотной фразировки. Фраза от греческого «выражение, способ выражения» - всякий небольшой относительно завершённый оборот. Мы общаемся через фразы. Так и в музыке. Нужно уметь дослушать фразу, дослушать выдох, провести фразу на одном дыхании, на одном непрерывном движении: от начала – через кульминацию – до конца. Рахманинов говорил, что каждое построение имеет кульминационную точку, к которой надо уметь подогнать всю растущую массу звуков и если эта точка сползет, то рассыплется всё построение. Окончание фразы всегда связано с дослушиванием и правильно взятым дыханием. Правильное дыхание не только разъединяет, не дает фразам слипаться, но и объединяет в более крупное, цельное построение, способствует лёгкости и грациозности исполнения. Саша, послушай, как я исполню эту часть (показ). Обратила внимание на фразировку? А теперь попробуй повторить.

Ученица старается повторить звучание каждой фразы, но не все широкие интервалы получаются с первого раза.

Педагог: Попробуй ещё раз, постарайся заранее подготовить широкие шаги, переход в следующий звук. Старайся дослушивать один звук и плавно переносить его в следующий звук.

Ученица проигрывает более точно.

Педагог: Молодец, очень красиво получилось. А теперь попробуем всё объединить и сыграть вальс  с  концертмейстером.

Ученица играет пьесу с аккомпанементом несколько раз, сначала проигрывая по частям, затем от начала и до конца, пока не добивается слаженного, гармоничного звучания с концертмейстером.

Педагог: Замечательно! Ты очень чуткая и музыкальная девочка.  

4.Заключение.

       А) Педагог: А теперь давай подведём итог нашего урока. Расскажи, что нового ты сегодня узнала, чему научилась?

Ученица: Я узнала интересную информацию про вальс, познакомилась поближе с композитором, пьесу которого я играю. Научилась более профессионально анализировать исполняемое мной произведение, что помогло мне понять его выразительный и структурный характер. Теперь я буду с ещё большим интересом работать над этой пьесой.

      Б) Педагог: Да, конечно предстоит ещё поработать над сложными местами, над фразировкой и звукоизвлечением. Эту работу ты продолжишь дома. А ещё я советую тебе поискать в интернете исполнение этого вальса или каких-либо других вальсов. Я думаю тебе это поможет в дальнейшей работе. А сегодня за урок я ставлю тебе пятёрку, ты очень старалась и добилась определённых успехов в исполнении. До свидания, на следующем уроке нас ждёт не менее интересная работа!

     

    В) Подводя итог своей работы, хочу сказать, что одна из главных задач, встающих на пути изучения кантиленных пьес, это работа над певучестью и интонационной выразительностью. Очень важно на этом этапе развитие слухового контроля. Слуховой контроль – это проверка качества исполнения. Главное – высокая требовательность к звуку. Ученик, исполнив пьесу, должен сказать, как он её сыграл, обычно они останавливаются на мелких технических неудачах, не умея определить главного, или говорят, что все плохо, не понимая, что конкретно плохо. Мы должны их учить тому, чтобы оценку исполнения они начинали с крупных задач, и доходить до мельчайших эпизодов. А главным критерием должен быть звук. Этот урок носит ярко выраженный творческий характер. Эффективность урока достигнута за счёт возможности ученицы тонко и точно схватывать любые нюансы в исполнении, а также благодаря благоприятной, доброжелательной психологической атмосфере, способствующей появлению вдохновения, и создания ситуации успеха. Я думаю, что мне удалось организовать активную работу ученицы на уроке, заинтересовать её, в полной мере раскрыть её творческий потенциал. Результат урока – прочное усвоение знаний; яркое и эмоциональное исполнение вальса-элегии.

Список используемых источников.

Литература:

  1. С. Сашинский «Работа пианиста над музыкальным произведением». Москва 2004год.
  2. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». Москва 1987год.
  3. Г. Коган «У врат мастерства». Москва 2004год.
  4. В. С. Тикунов «Искусство учить искусству». Сыктывкар 2007год.

         Электронные ресурсы:

https://ruslania.com/sheethttp://as-sol.net/PDF/metodika/vals_v_tvorchestve_19_veka_dolinina.pdfmusic/byauthor/76850/fadeev-valerij