«Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании детей дошкольников»

Тлепсук Фатима Зауркановна

Возможности использования  информационно-коммуникационных технологий в музыкальном  воспитании детей  дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_rer_2.docx25.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном  воспитании детей  дошкольников»

Тлепсук Фатима Зауркановна - преподаватель отделения «Раннее-эстетическое развитие» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  «Афипсипская ДШИ»

 На сегодняшний день одним из путей модернизации в образовании, является информатизация. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Для педагогов важно с помощью информатизации создать условия для ребенка по адаптации в современной жизни. В данном случае необходимо решение ряда задач: техническое оснащение, разработка новых технологий обучения, создание дидактических средств, и т.д., которые будут определять этапы процесса модернизации системы образования. Использование педагогом ИКТ в работе с детьми, является стимулом к развитию детской познавательной активности, повышают качество музыкального образования и воспитания каждого ребенка, и  способствует личностному и профессиональному росту педагогов. Информатизация  системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером, интернет - ресурсами и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей. Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Функции компьютера в педагогической деятельности: источник (учебной, музыкальной) информации; наглядное пособие; средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение; средство подготовки выступлений. Технические средства ИКТ - компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофон, видеоплеер, телевизор, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера.

 Цель: приобщить детей к различным видам музыкальной деятельности средствами инновационных технологий.

Задачи: сделать образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у детей к обучению; использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.; сделать музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические - реализация на практике индивидуализации обучения детей; обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень дошкольного образования.

Образовательные средства ИКТ -  в работе с детьми:

во время НОД (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний) на развлечениях и праздниках, тематических вечерах, концертах, инсценировках и др.

     При взаимодействии с педагогами и семьями дошкольников  в оформлении: перспективных планов работы, конспектов открытых занятий,

результатов педагогической диагностики, информационных стендов, родительских уголков,  аттестационных материалов, обобщения опытом, портфолио и т.д.

Виды ИКТ в музыкальной деятельности: :видео-партитуры для оркестра,

визуальные подсказки для маленьких музыкантов, при разучивании танцев и песен, видео-иллюстрации для слушания музыки,  видео-тесты конкурсные задания, викторины дидактический материал  и др. мультимедийные материалы.

Использование ИКТ во всех видах музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, музыкально - ритмические движения, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах.

Восприятие музыки - используются мультимедийные презентации,

при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям,  знакомство с жанрами музыки и т.д.

В музыкально-ритмических упражнениях используются  мнемотаблицы, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов

Пение. Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому целесообразно применять электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Музыкально-дидактические игры. Условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому целесообразно применять электронные иллюстрации и презентации к различным песням, требующим пояснения к тексту. По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Игра на детских музыкальных инструментах. Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением. Видео-партитуры - по схемам разучивать партии в оркестре.

Подготовка презентаций -  творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей, наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов, электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио - и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя). Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника. На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий. С  помощью мультимедиа  зрелищно смотрятся такие развлечения с детьми и родителями как «Угадай мелодию», «2 рояля» Для проведения праздников составлены тематические презентации. Примеры тем музыкальных мультимедийных презентаций - «Композитор-художник»: Русские композиторы, зарубежные композиторы, музыкально-литературные композиции,         познавательно - тематические вечера, мультфильмы с классической музыкой.

Использование ИКТ даёт следующие преимущества: улучшается запоминание пройденного материала; усиливается познавательный интерес воспитанников; развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.

Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

 Благодаря  мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).

Проанализировав работу по данному направлению, я сделала следующие выводы, что у детей: повысилась мотивация к обучению, легче усваивается новый материал, развивается ассоциативная память, повысился познавательный интерес, развиваются музыкальные способности, обогащаются слуховые впечатления и представления детей, активизируется и развивается эмоциональное восприятие музыки.

При использовании мультимедийных презентаций следует соблюдать требования СанПиНа. Так продолжительность использования ИКТ в детских дошкольных учреждениях: для детей 3-4 лет – не более 3-5 минут; для детей 4-5 лет – не более 5-7 минут; для детей 5-6 лет – не более 10 минут; для детей 6-7 лет – не более 15 минут. Мультимедийный экран должен быть расположен не ближе 2-3 м и не дальше 5-5, 5 м от детей.

 При создании электронной презентации необходимо соблюдать следующие требования: определить стиль презентации, подобрать фон; обработать и оптимизировать иллюстрации; применять звуковые эффекты только в том случае, если они не отвлекают от основного содержания; не перегружать  презентацию эффектами анимации.

 Необходимо помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка и конкретен. Во время проведения музыкального занятия должны сочетаться коллективная, групповая и индивидуальная работа с детьми.

Проблемы применения ИКТ в работе педагога:

  • Педагог не умеет пользоваться компьютером
  • Нет компьютера в домашнем пользовании педагога
  • Нет компьютера в музыкальном кабинете дошкольной организации
  • Недостаточная компьютерная грамотность педагога
  •  Недостаточное программное обеспечение

Компьютерные программы для создания мультимедийных пособий: Pro Show Product (программа для создания видео); Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов); Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио); Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов); PM Nero6 (программа записи на электронный носитель). Power  Point (входит в пакет Microsoft). Программные продукты и интернет ресурсы: Большая энциклопедия Кирилл и Мефодий» – на сегодняшний день самое авторитетное в России мультимедийное  энциклопедическое издание. Тринадцатое, обновленное и дополненное, издание БЭКМ – это фундаментальный свод знаний, приведенных в систему и представленных в наглядной и удобной для восприятия форме. «Шедевры музыки», «Музыкальные инструменты», «Классическая музыка», «Музыкальный класс», «Учимся понимать музыку». Обучающая программа «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным»- мультимедийный диск.

Особенности продукта: Игры и задания на развитие музыкальности;
все о музыкальных инструментах; мастерим музыкальные инструменты из подручных материалов; нотная грамота «В коротких штанишках»; занимательные музыкальные сказки; все самое интересное о знаменитых композиторах; удобный словарик музыкальных терминов.

Серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки» представлена следующими мультимедийными учебно-методическими пособиями: «Танцевальная мозаика», «Духовые инструменты»,  «Музыкальная шкатулка», Музыкальная азбука» и т.д. Так же хотелось бы сказать о художественной галерее он-лайн под названием «LENAGOLD», где Вы сможете скачать понравившиеся обои, картинки для презентации.

Вывод

Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место.

 При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер.

Важно помнить о разумном использовании компьютера для раскрытия, развития и реализации способностей ребенка.