рабочая авторская программа факультатива по музыке 8 класс "Город Воткинск - Родина П.И. Чайковского".

Чертова Наталья Николаевна

Данная авторская рабочая программа получила высокую оценку на общероссийском конкурсе "Я - педагог", отмечена дипломом II степени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_fakultativu.docx50.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чертова Наталья Николаевна, учитель музыки и искусства  МБОУ СОШ №3 им. А.С. Пушкина Удмуртской Республики города Воткинска

«Рабочая авторская программа факультатива по музыке «Город Воткинск – Родина Петра Ильича Чайковского»»

Рабочая авторская программа

факультативного  курса по музыке «г. Воткинск – Родина П.И. Чайковского» (8 класс, 34 часа)

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта   основного  образования по музыке, 2004г.  Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ,  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 1 год обучения.

Главная тема факультатива по музыке – жизнь и творчество П.И. Чайковского.  Действительно, музыка этого композитора никого не оставляет равнодушным. Она возвышает, облагораживает, исцеляет…

 Цель -  повысить интерес к творчеству П.И.Чайковского, систематизировать и закрепить знания по творчеству П.И. Чайковского, приобщить к музыкальным традициям своей малой Родины.

   Задачи:

 - становление «национальной широты» музыкального вкуса, т. е. стремление изучать и узнавать жизнь и творчество земляков;

 - эстетическое освоение духовной  культуры своего народа;

 - воспитание носителей и продолжателей национальных музыкальных традиций;

 - формирование национального музыкального мышления и становление национальной музыкальной культуры учащихся;

 - расширить музыкальный кругозор учащихся;

 - повысить культуру восприятия музыки;

 - формирование национального самосознания учащихся в процессе изучения музыкального  культурного наследия г. Воткинска.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению музыкальной культуры города Воткинска.  Изучение музыкальной культуры своего  в средней школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Межпредметные   связи.

      В программе рассматриваются разнообразные  явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета,  а так же кино.

        Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов регионального компонента. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мировой культуре,  а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, музыкальную культуру своего края, творчество своих земляков.

        Новизна данной программы заключается в следующем:

  • она рассчитана для учащихся   общеобразовательных школ города на второй ступени обучения;
  • основной упор в этой программе делается на более глубокое изучение музыкальной культуры города Воткинска, изучение  творчества П.И. Чайковского, традиций и обычаев своего народа.
  • данную программу можно  использовать в любом регионе нашей страны.

В основу рабочей  программы факультатива  положен    хронологически-тематический принцип. Он кажется целесообразным, поскольку линейное расположение материала, в сочетании с концентрическим методом при освоении понятийных знаний, позволяет знакомиться с биографией  и творческим наследием композитора и в то же время – осознавать взаимосвязь эпохи и стиля, чётко представлять процесс развития русского музыкального искусства.

А так же в основе рабочей программы лежат принципы научности и доступности.

Реализация данной рабочей  программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д.Б. Кабалевским, Л.В. Горюновой, Э.Б. Абдуллиным, Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

метод эмоциональной драматургии;

метод интонационно-стилевого постижения музыки;

метод художественного контекста;

метод создания «композиций»;

метод перспективы и ретроспективы;

метод проектов.

Общая характеристика факультативного курса.

Факультатив по музыке «г. Воткинск – Родина П.И. Чайковского»  предполагает планомерное изучение музыкальной культуры своего города, постоянное накопление фактов и сведений о русском композиторе П.И. Чайковском, их систематизацию и обработку. Изучение факультативного курса -  это своеобразная научно-исследовательская работа, которая требует постоянного собирания и изучения всех современных и исторических материалов о творчестве П.И. Чайковского.

Факультативный курс по музыке в среднем звене  в  школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с биографическими фактами и творческой деятельностью русского композитора,  духовно-нравственное, научное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю учащихся, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом факультативного курса  является формирование  различных видов исследовательской и проектной деятельности учащихся. Они  учатся ориентироваться в научной и художественной литературе, использовать её для расширения своих знаний о родном композиторе и музыкальной культуре своего города.

В процессе освоения курса у  школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения  высказывать собственное мнение, строить свою речь в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебных материалов, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На занятиях  формируется национальная и нравственная компетентность, помогающая школьнику осознать себя как гражданина своего города, республики, страны. Ребенок становится способным  использовать научную и проектную деятельность для своего самообразования. У ученика возникает потребность в постоянном чтении книг о родном городе, он быстрее овладеет приёмами работы с научными текстами, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

         Факультативный курс пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений о родном городе и композиторе.  Школьники учатся чувствовать красоту музыкальной культуры  родной Удмуртской Республики, ценить и любить свою малую родину, творчество великого русского композитора П.И. Чайковского.

Место факультативного курса.

Материал рабочей программы факультатива рассчитан на учащихся 8 классов в общеобразовательной школе, количество часов в учебном году - 34, 1 час в неделю.

Формы контроля – творческие задания учащихся, анализ произведений, доклады и рефераты учащихся, тестирование, викторина, проекты.

Формы факультативных занятий предполагают  посещение Музея – Усадьбы П.И. Чайковского; памятных мест г. Воткинска, связанных с именем великого композитора, коллективный или самостоятельный просмотр фильмов о П.И. Чайковском, знакомство с текстами художественных произведений, работа с компьютером, работа с архивными материалами, создание различных творческих самостоятельных работ, подготовка публичного выступления, участие в научной – практической конференции, защита реферата или доклада.

Результаты освоения программы факультативного курса.

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Основные умения и навыки учащихся.

Учащиеся должны знать\ понимать:

-  понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);

- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- основные формы музыки;

- характерные особенности творчества русского композитора П.И. Чайковского;

- музыкальную терминологию и умение применять ее при анализе музыкального произведения;

- имена выдающихся музыкантов- исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;

- многообразие музыкальных образов и их развитие в музыкальном произведении;

- особенности различия вокальной и инструментальной музыки;

- история  возникновения духовной музыки и ее развитие в творчестве  композитора П.И. Чайковского;

- основные стили музыки (полифония, гомофония);

- известные театры мира и исполнители,

- особенность развития музыкальной драматургии сценической музыки;

- строение сонатно-симфонического цикла;

- особенности развития драматургии камерной и симфонической музыки;

- жанры и стили классической и современной музыки;  

- знать и узнавать наиболее значимые произведения П.И. Чайковского.

Уметь:

-определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;

-владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;

-анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;

-раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

-развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).

-Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;

-проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Список научно-методического обеспечения.

Литература:

1. Альшванг А. П. И. Чайковский. 3-е изд.— М., 1970 (Классики мировой музыкальной культуры)

2. Аншаков Б. Я. Илья Петрович Чайковский: очерки жизни и деятельности / Б. Я. Аншаков. - 2-е изд., испр. и доп. - Ижевск : Удмуртия, 1979. - 108 с. : ил.

3. Асафьев Б. О музыке Чайковского. Избранное,— Л., 1972

4. Берберова Н. Н. Чайковский -  "Лимбус Пресс", С. -Пб. , 1997.

5. Братья Чайковские. \ Сост. Б.Я. Аншаков , Удмуртия, 1981г

6. Воспоминания о П. И. Чайковском (сост. Е. Е. Бортникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. Ред. В. В. Протопопов). 3-е изд.— М., 1979; 4-е изд.— Л., 1980

7.  Давыдов Ю. Записки о П. И. Чайковском.— М., 1962

8.  Должанский А. Музыка Чайковского. Симфонические произведения. Научно-популярные очерки,— Л., 1960

9. Дом-музей П. И. Чайковского в Воткинске : путеводитель / подгот. текста Б. Я. Аншакова. - 2-е изд., доп. - Ижевск : Удмуртия, 1978. - 102, [1] с. : фот. ; 70х108/32. - Библиогр.: с. 100-102.

10. Дом-музей П.И. Чайковского. Путеводитель – Ижевск, 1974.

11. Житомирский Д. Балеты П. И. Чайковского. 2-е изд., М., 1957

12.  Кашкин Н. Д. Воспоминания о П. И. Чайковском.— М., 1954

13.  Кашкин Н. Д. Избранные статьи о П. И. Чайковском.— М., 1954

14.  Ларош Г. Избранные статьи; вып. 2. П. И. Чайковский.— Л., 1975

15. На родине П.И. Чайковского: Фотокнига / Авторы-сост. О.Ф. Прудникова, Т.А. Поздеева. – Ижевск, 1990.

16.  Оперы П. И. Чайковского. Путеводитель.— М., 1970

17.  Орлова Е. М. П. И. Чайковский.— М., 1980

18. П.И. Чайковский. Годы детства: Материалы к биографии / Сост. Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман. – Ижевск, 1983.

19. П.И. Чайковский и русская литература. – Сост. Б.Я. Аншаков, П.Е. Вайдман, М.Э. Риттих – Ижевск: Удмуртия, 1980г.

20. П.И. Чайковский и Урал. - Сост. Б.Я. Аншаков, П. Е. Вайдман.- Ижевск: Удмуртия, 1982г.

21. Театр в жизни и творчестве П.И. Чайковского. - Сост. Б.Я. Аншаков, Г.И. Белонович, Н.Н. Синьковская - Ижевск: Удмуртия, 1985г.

22. Туманина Н. Чайковский. Путь к мастерству.— М., 1962

23. Туманина Н. Чайковский. Великий мастер.— М., 1968   

24. У истоков музыки. Воткинск - родина П. И. Чайковского / МУК "Музеи истории и культуры города Воткинска", ГМАК "Музей-усадьба П. И. Чайковского" ; сост.: И. А. Замятина, А. П. Карпеева, Т. В. Кривилева [и др.] ; худож. А. Кладов. - Ижевск : Медиа Группа "Парацельс", 2008. - 111 с. : портр., фото, ил. ; 84х108/16. - Факс. воспроизведение. - ISBN 978-5-903887-03-3.

25. Чайковский М. «Жизнь Петра Ильича Чайковского»

26. Чайковский П. Полное собрание сочинений: Литературные произведения и переписка. Т. 2. М., 1953; т. 3-А. М., 1957; т. 5. М., 1959; т. 6. М., 1961; т. 7. М., 1962; т. 8. М., 1963; т. 9. М., 1965; т. 10. М., 1966; т. 11. М., 1966; т. 12. М., 1970; т. 13. М., 1971; т. 14. М., 1974; т. 15-А. М., 1976; т. 15-Б. М., 1977; т. 16-А. М., 1978; т. 16-Б. М., 1979; т. 17. М., 1981

Видеоматериалы:

  1. «Чайковский», х\ф, реж.-пост. И.В. Таланкин, «Мосфильм», т\о «Время», 1969г.
  2. «Жизнь и смерть Чайковского» реж. А. Торстенсен, ЧГТРК «Культура», 2010г.
  3. «Любители музыки»(1970г., реж.  К. Рассел)

 Интернет-ресурсы: 

1.Чайковский П.И. Опера "Евгений Онегин". Письмо Татьяны: №049 /Video / Proi / Data/ Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

2.Чайковский П.И. "Спящая Красавица". Сцена из балета: №179 / Video / Proi / Data /Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

3.Чайковский П.И. "Щелкунчик". Сцена из балета: №205 / Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002.

4. История искусств (можно найти интересующую книгу по месту или по эпохе). ─ Режим доступа : www.artyx.ru

Образовательные ресурсы по МХК, музеям, электронным библиотекам, словарям, энциклопедиям. ─ Режим доступа : katalog.ru/index.php

Образовательные ресурсы по искусству, культурологии, музыке, литературе и другим общеобразовательным предметам. ─ Режим доступа: www.allen.ru

Учебно-тематический план  факультатива «г. Воткинск – Родина П.И. Чайковского»    8 класс  34 часа

п/п

Тема  урока

Кол-во часов

В том числе:

Самостаятельных  работ

Практических

работ

34

1

Детские годы П.И. Чайковского. Родословная великого композитора.

1

2

И.П. Чайковский.

1

3

А.А. Чайковская

1

4

Братья П.И. Чайковского

1

5

Чайковские в Воткинске.

1

6

Экскурсия «г. Воткинск – Родина П.И. Чайковского»

2

2

7

8

Окружение П.И. Чайковского

1

9

Экскурсия на Нагорное кладбище (Воткинский Некрополь)

2

2

10

11

Чайковские на Урале.

1

12

Симфоническое творчество П.И. Чайковского

1

13

Оперное творчество П.И. Чайковского

1

14

Балеты П.И. Чайковского

1

15

Камерно-инструментальные произведения П.И. Чайковского

1

16

Романсы П.И. Чайковского

1

17

Музыкальная культура г. Воткинска

1

18

Потомки Чайковских.

1

19

Музыкальные фестивали и конкурсы им. П.И. Чайковского

1

20

Музей – Усадьба П.И. Чайковского в Воткинске. Б.Я. Аншаков.

1

21

Памятные места П.И. Чайковского.

1

22

Чайковский и театр.

1

23

Природа в жизни и творчестве П.И. Чайковского.

1

24

П.И. Чайковский и А.С. Пушкин

1

25

Образ П.И. Чайковского в живописи.

1

26

Викторина по творчеству П.И. Чайковского

1

1

27

Экскурсия в Музей – Усадьбу П.И. Чайковского.

2

2

28

29

Значение творчества П.И. Чайковского.

1

30

П.И. Чайковский сегодня.

1

31

Подготовка и защита исследовательского проекта «П.И. Чайковский – наше все».

4

1

32

33

34

итого

34

2

6

Содержание программы факультатива «г. Воткинск – Родина П.И. Чайковского» 8 класс.

Тема 1. «Детские годы П.И. Чайковского. Родословная великого композитора (1 час).

Город Воткинск – Родина П.И. Чайковского. Знакомство с родословной великого композитора. Традиции семейного воспитания. Общение юного композитора с гувернаткой Фанни Дюрбах. Первые музыкальные впечатления композитора, его первые музыкальные сочинения. Первая учительница музыки Марья Марковна Пальчикова.

 Тема 2. «И.П. Чайковский». (1 час).

 Знакомство с отцом П.И. Чайковского. И.П. Чайковский – выдающийся русский инженер. Дом- Усадьба на Господской улице г. Воткинска, кабинет отца. Знакомство с историей  Воткинского завода. Роль И.П. Чайковского в истории Воткинска.

Тема 3. «А.А. Чайковская». (1час).

Знакомство с матерью П.И. Чайковского Александрой Андреевной. Музыкальные способности А.А. Чайковской. «Мама» инструментальная пьеса из «Детского альбома».

Тема 4. «Братья П.И. Чайковского» (1час).

Знакомство с книгой Б.Я. Аншакова «Братья Чайковские».  

Знакомство с младшим братом П.И. Чайковского  Ипполитом  Ильичом Чайковским (1843-1927), изучение его биографии. Старший брат Николай Ильич  Чайковский (1838-1911), знакомство с его биографией. Модест Ильич Чайковский (1850-1916)– младший брат И.П. Чайковского, известный драматург, оперный и балетный либреттист. Анатолий Ильич Чайковский  (1850-1915)- младший брат композитора. 

Тема 5.  «Чайковские в Воткинске». (1час).

Любимые места отдыха семьи Чайковских (Отрада, р. Березовка и др.).

Тема 6 - 7.  Экскурсия «г. Воткинск – Родина П.И. Чайковского» (2часа).

Благовещенский собор – духовный центр г. Воткинска,  сегодня и его история; Воткинская плотина, Господская улица, Музей-Усадьба Чайковских.

Тема 8.  «Окружение П.И. Чайковского» (1час).

В.Е. Блинов и его связи семьей Чайковских. Доктор семьи Чайковских - С.Ф. Тучемский. Инженер В.И. Романов. И.П. Чайковский и С. Пенн. Анастасия Петровна Петрова.

Тема 9 - 10. Экскурсия на Нагорное кладбище. «Воткинский Некрополь» (1час).

Захоронения родственников Чайковских на Нагорном кладбище, памятник врачу семьи Чайковских Селиверсту Тучемскому. Воткинскому Нагорному кладбищу 200 лет.

Тема 11. «Чайковские на Урале» (1час).

Жизнь семьи Чайковских в г. Алапаевске (1849г-1852г). Знакомство с Домом  – Музеем   П.И. Чайковского в Алапаевске, уникальной коллекцией музыкальных инструментов. Памятник П.И. Чайковскому в г. Алапаевске. Знакомство с историей металлургического завода, которым руководил отец П.И. Чайковского.

Тема 12. «Симфоническое творчество П.И. Чайковского» (1час).

Симфонии Чайковского как одна из вершин в развитии европейской симфонической музыки. Народно-жанровые черты ранних симфоний и усиление трагедийного начала в поздних симфониях. Симфония №1, 4,6.

Тема 13. «Оперное творчество П.И. Чайковского» (1час).

Жанр оперы в творчестве Чайковского. Опера «Евгений Онегин». Роман Пушкина и опера Чайковского. Определение жанра оперы как «лирических сцен». История создания и первой постановки «Евгения Онегина». Крушение надежд на счастье – основная тема опера. Картины русского быта в опере.

Тема 14.  «Балеты П.И. Чайковского». (1час).Осуществление реформы и создание русской балетной классики. Истоки балетов Чайковского. Краткая характеристика и специфика структуры, композиция и популярность некоторых произведений мастера: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", а также "Щелкунчик".

Тема 15.  «Камерно-инструментальные произведения П.И. Чайковского» (1час).

Знакомство с камерно-инструментальным наследием П.И. Чайковского:   3 струнных квартета, фортепианное трио, струнный секстет, фортепианные пьесы.

Тема 16.  «Романсы П.И. Чайковского» (1час).

Познакомить с романсами П.И. Чайковского. Содружество поэзии и музыки. Тематическое и жанровое разнообразии вокального творчества.

Тема 17. «Музыкальная культура г. Воткинска» (1час).

Юрасов Иван Григорьевич дед известного баса Бориса Штоколова (1930-2005гг.),  регент, учитель пения, пел тенором и дирижировал в Благовещенском соборе. История развития музыкальной культуры города.

Тема 18. «Потомки Чайковских».(1час).

Правнучатая племянница П.И. Чайковского Ксения Юрьевна Давыдова  и правнучка известного декабриста, долгие годы была верным хранителем духа клинского музея. Правнучатые племянники Лев и Григорий Давыдовы. Наталья Ипполитовна Алексеева, племянница Петра Ильича Чайковского, дочь Ипполита Ильича, родного брата композитора.

Тема 19. «Музыкальные фестивали и конкурсы им. П.И. Чайковского».(1час)

Международный фестиваль им. П.И. Чайковского, музыкальный фестиваль на Родине П.И. Чайковского, конкурс им. П.И. Чайковского.

Тема 20. «Музей – Усадьба П.И. Чайковского в Воткинске. Б.Я. Аншаков» (1час).

Знакомство с историей музея – усадьбы, его хранителями. Изучение художественного наследия научного сотрудника Б.Я. Аншакова, знакомство с его книгами о Чайковских. «Музыкальные четверги» Дома - музея  П.И. Чайковского.

Тема 21. «Памятные места П.И. Чайковского». (1час).

Памятник П.И. Чайковскому в Москве скульптора В.Мухиной; дом великого композитора в Клину; здание бывшего Императорского училища правоведения, где учился Чайковский; Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, где учился Чайковский; Московская консерватория, где преподавал Чайковский;  усадьба Плещеево, где Чайковский работал в 1880-х годах; Мариинский театр в Санкт-Петербурге, где прошла премьера опер «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
 Большой театр в Москве, где прошла премьера оперы «Воевода», сказки «Снегурочка», балета «Лебединое озеро», оперы «Черевички» и др.., Казанский собор, где прошло отпевание тела Чайковского, Александро-Невская лавра, Некрополь мастеров искусств, где похоронен Чайковский.

Тема 22. «Чайковский и театр». (1час)

Углубление в изучение темы «Музыка П.И. Чайковского к спектаклям».

Тема 23. «Природа в жизни и творчестве П.И. Чайковского». (1час).

Выяснить какую роль играли образы природы в жизни и творчестве композитора. Прийти к выводу, что великий русский композитор Петр Ильич Чайковский обладал феноменальным чувством природы, которая играла в его жизни огромную роль.

Тема 24. «П.И. Чайковский и А.С. Пушкин». (1час).

Раскрыть представление детей о взаимообогащении и пересечении двух гениев культуры 19 века.

Тема 25. «Образ П.И. Чайковского в живописи» (1час).

Рассмотреть образ природы в творчестве композитора и в творчестве русских художников 19 века. Выявить сходства и различия художественного образа.  Фортепианный цикл «Времена года».

Тема 26. «Викторина по творчеству П.И. Чайковского». (1час).

Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве композитора.

Тема 27-28. «Экскурсия в Музей – Усадьбу П.И. Чайковского». (1час).

Расширить знания детей о композиторе и дополнить новой информацией.

Тема 29. «Значение творчества П.И. Чайковского». (1час).

Показать значение творчества композитора для мировой музыкальной культуры.

Тема 30. «П.И. Чайковский сегодня». (1час).

Показать учащимся современность музыки композитора. Ретроспективный взгляд на пройденный материал.

Тема31-34. Подготовка и защита исследовательского проекта «П.И. Чайковский – наше все». (4часа).

Изучить  литературу по данной теме, организовать исследовательскую и проектную деятельность по данной теме.

Календарно-тематическое планирование.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

п/п

Тема занятия

Кол-во

ча-сов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Виды деятель-ности и

формы контро-ля

Домашнее

задание

Дата

проведения

1

Детские годы П.И. Чайковского. Родословная великого композитора.

1

Урок-диалог

Город Воткинск – Родина П.И. Чайковского. Знакомство с родословной великого композитора. Традиции семейного воспитания. Общение юного композитора с гувернаткой Фанни Дюрбах. Первые музыкальные впечатления композитора, его первые музыкальные сочинения. Первая учительница музыки Марья Марковна Пальчикова.

Знать детские годы композитора и его родословную.

Понимать значение детских впечатлений композитора в его дальнейшем  творчестве.

Уметь составлять родословную  композитора

Беседы, рассуждения,

устный опрос

Повторить пройден-ный материал, сделать родослов-ную

2

И.П. Чайковский.

1

мультимедиа- урок

Знакомство с отцом П.И. Чайковского. И.П. Чайковский – выдающийся русский инженер. Дом- Усадьба на Господской улице г. Воткинска, кабинет отца. Знакомство с историей  Воткинского завода. Роль И.П. Чайковского в истории Воткинска.

Знать биографические данные отца композитора

Понимать роль отцовства в воспитании гражданственной позиции великого композитора.

Уметь пересказать полученную информацию

Прос-мотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ

Повторе-ние пройдено-го материала

3

А.А. Чайковская

1

Комбинированный урок

Знакомство с матерью П.И. Чайковского Александрой Андреевной. Музыкальные способности А.А. Чайковской. «Мама» инструментальная пьеса из «Детского альбома».

Знать биографические данные матери композитора

Понимать значения материнства 

Уметь  составлять рассказ о матери композитора

Лекция с элементами дискус-сии,

Повторе-ние пройден-ного материала

4

Братья П.И. Чайковского

1

мультимедиа- урок

Знакомство с книгой Б.Я. Аншакова «Братья Чайковские».  

Знакомство с младшим братом П.И. Чайковского  Ипполитом  Ильичом Чайковским (1843-1927), изучение его биографии. Старший брат Николай Ильич  Чайковский (1838-1911), знакомство с его биографией. Модест Ильич Чайковский (1850-1916)– младший брат И.П. Чайковского, известный драматург, оперный и балетный либреттист. Анатолий Ильич Чайковский  (1850-1915)- младший брат композитора. 

Знать родственников композитора

Понимать значение родственных связей

Уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её.

Прос-мотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ

Подгото-вить сообщения

5

Чайковские в Воткинске.

1

мультимедиа- урок

Любимые места отдыха семьи Чайковских (Отрада).

Знать основные места отдыха композитора

Понимать значения семейного общения

Уметь пользоваться литературой по искусству и анализировать её.

Анализ сообще-ний и докладов учащих-ся. Прос-мотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ

Повторе-ние пройденно-го материала.

6

Экскурсия «г. Воткинск – Родина П.И. Чайковского»

2

Урок-экскурсия

Благовещенский собор сегодня и его история, Воткинская плотина, Господская улица, Музей-Усадьба Чайковских.

Знать исторические места города Воткинска

Понимать значение исторических мест для современного человека

Уметь называть исторические места города

Лекция

Даты

7

8

Окружение П.И. Чайковского

1

Изучение нового материала

В.Е. Блинов и его связи семьей Чайковских. Доктор С.Ф. Тучемский. Инженер В.И. Романов. И.П. Чайковский и С. Пенн. Анастасия Петровна Петрова.

Знать окружение семьи Чайковских

Понимать значение общения с людьми

Уметь достоинство других людей

Лекция, опрос

Подготовить сообщения и презента-ции

9

Экскурсия на Нагорное кладбище (Воткинский Некрополь)

2

Урок-экскурсия

Захоронения родственников Чайковских на Нагорном кладбище, памятник врачу семьи Чайковских Селиверсту Тучемскому. Воткинскому Нагорному кладбищу 200 лет.

Знать, что представлял из себя город 200лет назад

Понимать связь культурных эпох.

Уметь вести беседу на данную тему

Лекция, беседа

Не задано

10

11

Чайковские на Урале.

1

Изучение нового материала

Жизнь семьи Чайковских в г. Алапаевске (1849г-1852г). Знакомство с Домом  – Музеем   П.И. Чайковского в Алапаевске, уникальной коллекцией музыкальных инструментов. Памятник П.И. Чайковскому в г. Алапаевске. Знакомство с историей металлургического завода, которым руководил отец П.И. Чайковского.

Знать какую роль сыграл композитор в распространении музыкального искусства на Урале

Понимать общие закономерности распространения его музыки

Уметь пользоваться справочной литературой по искусству

Лекция с элементами мультимедиа

Биография композитора

12

Симфоническое творчество П.И. Чайковского

1

Комбинированный урок

Симфонии Чайковского как одна из вершин в развитии европейской симфонической музыки. Народно-жанровые черты ранних симфоний и усиление трагедийного начала в поздних симфониях. Симфония №1, 4,6.

Знать симфонии композитора

Понимать роль и место симфонического творчества композитора в мировой музыкальной культуре.

Уметь слышать музыкальный образ композитора

Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос

Термины, понятия, определе-ния

13

Оперное творчество П.И. Чайковского

1

Комбинированный урок

Жанр оперы в творчестве Чайковского. Опера «Евгений Онегин». Роман Пушкина и опера Чайковского. Определение жанра оперы как «лирических сцен».История создания и первой постановки «Евгения Онегина». Крушение надежд на счастье – основная тема опера. Картины русского быта в опере.

Знать оперы композитора

Понимать особенности оперного творчества композитора

Уметь анализировать произведения искусства, датировать их.

Беседа, слуша-ние музыки

Термины, понятия, определе-ния

14

Балеты П.И. Чайковского

1

Повторение изученного  материала

Чайковского. Краткая характеристика и специфика структуры, композиция и популярность некоторых произведений мастера: "Лебединое озеро", "Спящая красавица", а также "Щелкунчик".

Знать балеты композитора

Понимать особенности балетной музыки композитора

Уметь  анализировать музыкальные произведения

Лекция, опрос, слуша-ние музыки

Термины, понятия, определе-ния

15

Камерно-инструментальные произведения П.И. Чайковского

1

Мультимедиа-урок

Знакомство с камерно-инструментальным наследием П.И. Чайковского:   3 струнных квартета, фортепианное трио, струнный секстет, фортепианные пьесы.

Знать камерно-инструментальную музыку композитора

Понимать особенности камерной музыки

Уметь отличать произведения в камерном стиле.

просмотр презентаций учащих-ся, коммен-ти-рование и анализ музыки

Термины, понятия, определе-ния

16

Романсы П.И. Чайковского

1

Комбинированный урок

Познакомить с романсами П.И. Чайковского. Содружество поэзии и музыки. Тематическое и жанровое разнообразии вокального творчества.

Знать романсы композитора

Понимать особенности вокальной музыки композитора

Уметь анализировать музыкальные произведения

Заслушивание и обсуждение докладов учащих-ся, лекция, опрос, слуша-ние музыки

Термины, понятия, определе-ния

17

Музыкальная культура г. Воткинска

1

Изучение нового материала

Юрасов Иван Григорьевич дед известного баса Бориса Штоколова (1930-2005гг.),  регент, учитель пения, пел тенором и дирижировал в Благовещенском соборе.

История развития музыкальной культуры города.

Знать историю развития музыкальной культуры города 

Понимать закономерности развития музыкальной культуры.

Уметь анализировать произведения искусства, делать выводы

Дискус-сия, беседа на задан-ную тему

Не задано

18

Потомки Чайковских.

1

Комбинированный урок

Правнучатая племянница П.И. Чайковского Ксения Юрьевна Давыдова  и правнучка известного декабриста, долгие годы была верным хранителем духа клинского музея. Правнучатые племянники Лев и Григорий Давыдовы. Наталья Ипполитовна Алексеева, племянница Петра Ильича Чайковского, дочь Ипполита Ильича, родного брата композитора.

Знать потомков композитора

Понимать значение вклада потомков композитора  в развитие культуры

Уметь пользоваться справочной литературой

Беседа

Не задано

19

Музыкальные фестивали и конкурсы им. П.И. Чайковского

1

Комбинированный урок

Международный фестиваль им. П.И. Чайковского, музыкальный фестиваль на Родине П.И. Чайковского, конкурс им. П.И. Чайковского.

Знать места проведения фестивалей, исполнителей музыки П.И. Чайковского

Понимать значение фестивалей в развитие музыкальной культуры мира

Уметь пользоваться справочной литературой

Беседа

Не задано

20

Музей – Усадьба П.И. Чайковского в Воткинске. Б.Я. Аншаков.

1

Мультимедиа - урок

Знакомство с историей музея – усадьбы, его хранителями. Изучение художественного наследия Б.Я. Аншакова.

Знать историю музея-усадьбы композитора в Воткинске

Понимать значение исторических мест для каждого горожанина

Уметь пользоваться справочной литературой

Лекция с элементами мульти-медиа

Даты

21

Памятные места П.И. Чайковского.

1

Комбинированный урок

Памятник П.И. Чайковскому в Москве скульптора В.Мухиной; дом великого композитора в Клину; здание бывшего Императорского училища правоведения, где учился Чайковский;Санкт-Петербургская консерватория им. Римского-Корсакова, где учился Чайковский; Московская консерватория, где преподавал Чайковский;  усадьба Плещеево, где Чайковский работал в 1880-х годах; Мариинский театр в Санкт-Петербурге, где прошла премьера опер «Евгений Онегин», «Спящая красавица», «Пиковая дама», «Иоланта» и др.
 Большой театр в Москве, где прошла премьера оперы «Воевода», сказки «Снегурочка», балета «Лебединое озеро», оперы «Черевички» и др.., Казанский собор, где прошло отпевание тела Чайковского, Александро-Невская лавра, Некрополь мастеров искусств, где похоронен Чайковский.

Знать памятные места композитора

Понимать значение памятных исторических мест для каждого человека

Уметь пользоваться справочной литературой

Лекция с элементами мульти-медиа

Биография композитора

22

Чайковский и театр.

1

Изучение нового материала

Углубление в изучение темы музыка П.И. Чайковского к спектаклям.

Знать оперное и балетное творчество композитора

Понимать  значение оперного и балетного искусства композитора 

Уметь пользоваться справочной литературой

Беседа, слуша-ние музыки

Термины

23

Природа в жизни и творчестве П.И. Чайковского.

1

Комбинированный урок

Выяснить какую роль играли образы природы в жизни и творчестве композитора. Прийти к выводу, что великий русский композитор Петр Ильич Чайковский обладал феноменальным чувством природы, которая играла в его жизни огромную роль.

Знать, что такое образ

Понимать особенности художественного образа

Уметь называть картины русских художников, слышать музыку композитора

Беседа, слуша-ние музыки, просмотр презентации

Понятия

24

П.И. Чайковский и А.С. Пушкин

1

Повторение изученного материала

Раскрыть представление детей о взаимообогащении и пересечении двух гениев культуры 19 века.

Знать творчество П.И. Чайковского, А.С. Пушкина

Понимать значение взаимообогащение двух гениев русской культуры

Уметь пользоваться справочной литературой

Беседа, слуша-ние музыки, просмотр презентации

Определе-ния

25

Образ П.И. Чайковского в живописи.

1

Повторение изученного материала

Рассмотреть образ природы в творчестве композитора и в творчестве русских художников 19 века. Выявить сходства и различия художественного образа.

Знать,  что такое образ

Понимать особенности художественного образа

Уметь видеть зрительный образ, слышать музыкальный образ 

Беседа, слуша-ние музыки, просмотр презентации

Рисунок по теме занятия

26

Викторина по творчеству П.И. Чайковского

1

Обобщение и системати-зация знаний

Обобщить знания учащихся о жизни и творчестве композитора.

Знать жизнь и творчество композитора

Понимать значение творчества композитора для мировой музыкальной культуры

Уметь отвечать на поставленные вопросы

Викторина, опрос

Не задано

27

Экскурсия в Музей – Усадьбу П.И. Чайковского.

2

Урок экскурсия

Расширить знания детей о композиторе и дополнить новой информацией.

Знать жизнь и творчество композитора

Понимать значение творчества композитора для мировой музыкальной культуры

Уметь вступать в диалог, беседу

Беседа, лекция

Не задано

28

29

Значение творчества П.И. Чайковского.

1

Обобщение пройден-ного материала

Показать значение творчества композитора для мировой музыкальной культуры.

Знать творчество композитора

Понимать значение творчества композитора для мировой музыкальной культуры

Уметь вступать в диалог, беседу по данной теме

Беседа

Не задано

30

П.И. Чайковский сегодня.

1

Обобщение и системати-зация знаний

Показать учащимся современность музыки композитора. Ретроспективный взгляд на пройденный материал

Знать жизнь и творчество композитора

Понимать значение творчества композитора для мировой музыкальной культуры

Уметь вступать в диалог, беседу по данной теме

Беседа

Сочинение эссе

31

Подготовка и защита исследовательского проекта «П.И. Чайковский – наше все».

4

Обобщение и системати-зация знаний

Изучить  литературу по данной теме, организовать исследовательскую и проектную деятельность по данной

Знать жизнь и творчество композитора

Понимать вступать в диалог, беседу по данной теме

Уметь пользоваться справочной литературой, составлять план реферата, презентацию

Про-смотр презентаций, публич-ная защита проектов

Проекты и презента-ции

32

33

34