Обучение навыкам самостоятельной работы и чтения нот с листа

Шидловская Инна Викторовна

В статье представлен опыт работы по формированию и развитию  навыков самостоятельной работы обучающихся  по чтению нот с листа  (классическая гитара).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья32.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение навыкам самостоятельной работы

с музыкальным материалом и чтения нот с листа.

В новом словаре методических терминов и понятий«чтение» определяется как один из рецептивных видов  деятельности, направленный на восприятие и понимание  текста, либо написанного или напечатанного буквами или другимиписьменными знаками. Если чтение –это восприятие, то чтение нот с листа –это первое восприятие музыкального произведения и замысла композитора. Чтение с листа- это составная часть всего учебно-воспитательного процесса в любом инструментальном классе, начиная с первых занятий. Помимо формирования навыков игры на инструменте, освоения музыкально-теоретических  знаний, формирования исполнительских качеств ученика, его необходимо научить самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте. Все это требует систематической работы в классе и дома. Весь процесс обучения в музыкальной школе направлен на воспитание гармонически развитого, творчески активного современного человека.

В своей педагогической работе мы активно применяем следующие дидактические принципы:

объективности, научности;

связи теории с практикой;

последовательности, систематичности;

доступности при необходимой степени трудности;

наглядности, разнообразия методов;

активности обучаемых;

прочности усвоения знаний, умений и навыков в сочетании с опытом творческой деятельности.

Самыми распространенными ошибками учащихся при чтении с листа на первоначальном этапе обучения являются:

- незнание нот, ритмических рисунков

- игнорирование ключевых знаков

- невнимательность.

Формирование первоначальных навыков чтения с листа желательно начинать с игровых заданий.В игре развивается позитивное отношение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, формированием положительной самооценки. “Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым: оно всегда является процессом слухо - двигательным, - утверждает Б.Теплов . Освоение метроритма связано с активным использованием двигательных способностей детей в ходе разнообразных музыкальных игр и игровых ситуаций. В основе этих музыкальных игр лежат: двигательная импровизация в различных образах, прохлопывание, вышагивание ритма; выстукивание и проговаривание ритмослогами  ; тактирование под музыку; несложные танцевальные движения; игра в детском ударном оркестре и др. Музыкальные игры в работе над метроритмом подчинены освоению  длительности звука, сильной и слабой доли, музыкальных размеров, фразы, затакта и т.д. Необходимо так – же учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников. Согласитесь, невозможно играть в одну и туже игру с ребенком  дошкольником и подростком.

Распространено мнение, что  чтение с листа есть одноразовое проигрывание неизвестного произведения. Согласно  точке зрения  Г.Коган, А.Фолдеш и др., чтением с листа можно называть не только одноразовое, но также двух-трёхкратное проигрывание нового музыкального материала целиком. Понятно, что  количественные «нормы» не являются жесткими.

При чтении с листа возникает особый психилогический настрой. Прежде всего, потому, что, читая музыку, учащийся имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать в исполнительском плане. Эти произведения, как говорится, не для запоминания, не для заучивания, а просто ради удовольствия узнавать, открывать новое.

Благоприятные условия для активизации музыкально-интеллектуальных сил учащегося, создаваемые с помощью чтения с листа, обусловливаются и тем, что ознакомление с новой музыкой – процесс, всегда имеющий особо яркую окраску, эффект новызны.

Факторы эмоциональной отзывчивости играют принципиально важную роль в структуре мыслительной деятельности человека вообще и в художественно-образном мышлении в особенности. На фоне эмоционального  подъема изменяются и  музыкально-интеллектуальные действия, они становятся энергичней, протекают с определенным настроем, из чего следует, что занятия чтением с листа-вызывают отклик у играющего, важны не только как способ расширения музыкального репертуара  или накопления различных музыкально - теоретических  знаний, в конечном счете, эти знания способствуют качественному улучшению самих процессов музыкального мышления.

Чтение с листа – один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося.

Для чтения с листа  нужны определённые условия, при которых процесс обучения был бы направлен на последовательное укрепления зрительно-слухо-двигательной взаимосвязи. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых и двигательных представлений является одной из важнейших в современной методике обучения игре на музыкальном инструменте. На неё обращали внимание многие известные педагоги.Б.Теплов пишет: «Двигательные моменты приобретают принципиально-существенное значение (и, может быть, даже становятся необходимым, обязательным условием) тогда, когда требуется произвольным усилием вызвать и удержать музыкальное представление». Современная  музыкальная педагогика и психология всё чаще высказывают озабоченность тем, что в практике обучения игре на музыкальном инструменте широко распространён метод, при котором основное внимание направляется не на развитие слуха и  музыкального мышления, а на развитие игровых движений и навыков. Процесс овладения навыками чтения с листа можно разделить на два этапа: чтение без инструмента (внутренне-слуховое чтение) и чтение за инструментом (чтение-игра). Практика показывает, что более всего эти этапы отвечают потребностям самообучения чтению или  работе, исправляющей неверные навыки чтения нот. Первый этап рассматривается как подготовительный ко второму. Начинать читать с листа нужно с простейших коротких мелодий без баса, где присутствует повторение ритмических рисунков и нот. Дальше давать для чтения с листа нотный текст по горизонтали, но с участием открытых басовых струн.Таким образом, ученик на начальном этапе обучения чтению с листа на гитаре сначала воспринимает отдельные ноты, в дальнейшем – музыкальные мотивы или фразы.С первых уроков следует вводить знаки альтерации, вначале случайные, затем и ключевые.

Техника игры на гитаре в основном формируется на игрегаммообразных пассажей, арпеджио, аккордов. Необходимо  накапливать в памяти ученика типовые аппликатурные закономерности, обороты гаммообразных пассажей, арпеджио, аккордов. На начальном этапе следует вырабатывать навыки бегло прочитывать элементы мелодий вверх, вниз. Умение пользоваться аппликатурными вариантами имеет большое значение на первых уроках по чтению с листа. В своей работе на начальном этапе чтения нот с листа, мы учим ученика тому, что на  номера пальца левой руки соответствует номеру лада. Многократное повторение одних и тех же элементов приводит к выработке у ученика аппликатурной автоматичности.

Навык чтения с листа по вертикали двойных нот дает возможность перейти к чтению аккордов. На уроке специальности учитель проигрывает  ученику     всевозможные пьесы. При этом ученик должен следить по нотам, что очень развивает внутренний слух.

Тщательный подбор нотной литературы имеет огромное значение при чтении с листа на начальном этапе, когда ученик запоминает различные виды аппликатурных и мелодических построений.При постоянных занятиях по чтению с листа со временем у ученика вырабатывается определенная двигательная память на новый текст, то есть, внимательно просматриваемая незнакомый материал, без инструмента, в своем сознании ученик будет создавать  игровые действия. Чтение нот с листа формирует необходимые качества для игры на гитаре; реакция аппарата на нотный текст способствует развитию техники, аппликатурных навыков, свободному ориентированию на грифе гитары. Необходимо постепенно воспитывать у ученика потребность в изучении новых произведений, прививать ему любовь к  музыкальной литературе для гитары.

Самостоятельная работа учащегося – это часть учебного процесса, состоящая из двух разделов:   
 Первый раздел – самостоятельная работа ученика непосредственно на самом уроке; 
Второй раздел – домашняя работа над выполнением заданий, заданных преподавателем.        Оба раздела этой работы тесно взаимосвязаны  и их разграничение чисто условно. Чем интенсивней самостоятельная работа учащегося на уроке, тем эффективней она в домашних условиях и наоборот. Решающим условием  качественной самостоятельной работы учащегося является ясная постановка задач, стоящих перед ним. От того, насколько чётко педагог сформулирует их, определит последовательность выполнения и конкретизирует, зависит успех домашних занятий ученика. Важно напомнить, что, во-первых, учить навыкам самостоятельной работы следует на уроках, во-вторых, любое новое задание, предлагаемое для самостоятельной проработки должно опираться на усвоенное ранее под руководством педагога.
     «Все занятия должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предшествующем, а предшествующее укреплялось последующим» - Каменский Я.
 Выбираем произведение, которое соответствовало бы возможностям учащегося, его уровню музыкальных данных, и, конечно же, чтобы оно нравилось ребёнку. Для любого типа учеников важнейшую роль играет выбор репертуара. Нужно подобрать пьесы, близкие им по духу, вызывающие интерес и стремление их освоить. 
      Я проигрываю произведение на уроке или прослушиваем произведение вместе с учеником по интернету, чтобы ученику было понятно, как оно должно звучать.  Определяем тональность, размер, смотрим знаки альтерации, какие используются приёмы игры, динамика, темповые и характерные термины..   Находим части, сколько их, каждую часть делим на предложения и фразы. Определяем, в какой руке идёт мелодическая линия, а в какой – аккомпанемент. Если это полифоническое произведение – разбираем его по голосам, находим главную тему, подголоски и т.д. Точно просчитываем и прохлопываем ритм в трудных местах, таких как пунктирный ритм, синкопы, залигованные ноты. Если существуют аккорды, определяем какие это функции и их построение. Просматриваем аппликатуру и выясняем её удобство, если её нет в нотах – ставим  свою, находим места, где есть поступенное движение вверх или вниз, движение по трезвучиям.
Затем начинаем разбор на инструменте со счётом вслух, в медленном темпе, при этом стараемся соблюдать штрихи и аппликатуру. Очень важно постоянно контролировать качество звучания, для этого я постоянно напоминаю ребёнку  внимательно слушать свою игру, осуществлять самоконтроль. Когда текст будет играться достаточно уверенно - можем подключать динамику, эмоции, образность, работу с темпом.  Начинаем учить наизусть и готовить к выступлению.  
      Условием успешной самостоятельной работы дома является конкретность поставленных задач на уроке. Когда  ученику  становится понятно поочерёдность действий, тогда я задаю самостоятельную работу на дом. Постепенно ученик привыкает к такому порядку и работает уже  самостоятельно. Очень важно подобрать правильные методы обучения.Одним из часто применяемых мной методов,   является создание  проблемной ситуации, что побуждает ученика к активным действиям.
     Если ученик ещё маленький и ему трудно охватить такой большой объём работы, можно задавать самостоятельную работу помалу, например можно задать работу с аппликатурой или разделить произведение на фразы или предложения и т.д.
     Задаётся работа домой на повторение и закрепление пройденного на уроке. Так же я задаю и самостоятельную работу, например, проставить динамику  так, как ученик её чувствует, нарисовать художественный образ произведения, конечно же, обсудить это с учеником, направить его слух и чувства в правильное русло. Когда текст будет играться достаточно уверенно, можно приступать к исполнению произведения целиком, опять же нужно стараться не упускать ни одной детали, дослушивать длинные ноты, не бросать их, аккуратно завершать фразы и следить за качеством звучания.
 Наконец текст  уверенно играется по нотам. Теперь ведём работу с темпом и параллельно учим наизусть. Следующий этап – это «выгрывание» в произведение, приобретение уверенности в исполнении путём систематических домашних занятий и репетиций на сцене. 

  Очень важно на уроке использовать  принцип психологического комфорта:

  • учеба должна давать детям радость;
  • протекать на фоне положительных эмоций;
  • исключать психотравмирующие ситуации.

Важно, чтобы активность педагога стимулировала активность самого ученика: если ученик творчески пассивен, то первая задача педагога состоит в том, чтобы пробудить его активность, научить его самого находить и ставить перед собой исполнительские задачи.
     Урок должен вооружать ученика ясными представлениями о тех способах, которые он должен на данной стадии применять в работе над пьесой. Как правило, поставленные задачи  разбираются на уроке  при помощи педагога: тогда ученику легче работать дальше самостоятельно. Очень часто самый ход урока должен быть прообразом последующей самостоятельной работы ученика. Совершенно недопустимо, чтобы урок подменял самостоятельную работу, чтобы она сводилась лишь к повторению и закреплению того, что уже было достигнуто на этом уроке. Если по началу работы над пьесой видно, что ученик ясно понял стоящие перед ним задачи,  целесообразнее предоставить ему возможность самостоятельно продолжить работу дома. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в так называемое «натаскивание», оно подавляет активность ученика. Когда педагог слишком много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает,  ученик перестаёт быть самостоятельной личностью и превращается   в технический аппарат, реализующий замысел педагога.
Конечный результат сложного учебного процесса – это воспитание музыканта-исполнителя, понимающего высокое назначение искусства.

Литература

 1. Б. Теплов. Психология музыкальных способностей. – М., 1947

 2.    Коган Г. Работа пианиста.  М.: Музыка, 1979.
3.    Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора.  М.: Музыка, 1963.
4.    Натансон, В.А. Вопросы музыкальной педагогики.  М.: Музыка. 1984.

 5.    Нейгауз, Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1988.

 6.  Г. Азимов, А. Н. Щукин Новой словарь методических терминов и понятий 
М.: Издательство ИКАР, 2009. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ»,
 2010.