Репертуар в классе эстрадного вокала, как инструмент воспитания и развития гармоничной и разносторонней личности ребенка.

Тененбаум Ирина Валерьевна

Каждого человека, обладающего в той или иной степени  хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь.  Важно,  что он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане, он будет подготовлен как своим певческим  исполнительским репертуаром, так и богатым слуховым опытом. В итоге приходит понимание, что качественное обучение – это обучение на лучших образцах, которое дает право и возможность самоопределения и свободы эффективного взаимодействия и самореализации личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_npk.docx22.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Репертуар в классе эстрадного вокала, как инструмент воспитания и развития гармоничной и разносторонней личности ребенка.

Автор И.В. Тененбаум преподаватель эстрадно-джазового вокала

 МБУ ДО «Детская музыкальная школа №7» г. Иркутск

История вокального искусства своими корнями уходит в глубокую древность. С определенной долей уверенности, можно сказать, что с появлением общинного образа жизни и возникновении совместного труда (первобытное общество) начинают развиваться различные виды искусств:  живопись, музыка, танец, прикладное искусство. Совершенно очевидно, что на начальном этапе они  имели чисто утилитарный характер и развивались в рамках простейших языческих культов (тотемизм). И пускай первые «мелодии» были, скорее всего, подражающими голосам различных животных, но их можно считать фундаментом, на котором через сотни лет выросло искусство пения.

Вокальная музыка – музыка для голоса – самый древний вид музыкального искусства. На заре существования человеческого общества, тогда же, когда человек научился применять звуковую «речь» как средство для общения с другими людьми, появились и первые простейшие формы вокальной музыки, тесно связанные с условиями жизни первобытного человека. К таким первичным вокальным формам мы можем отнести пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, объединяющие усилия людей в совместной работе. Возможно, именно из этих восклицаний возникает впоследствии трудовая песня. Матери убаюкивали младенцев колыбельными, песня сопровождала игры детей, труд и развлечения взрослых, и, наконец, люди оплакивали утрату своих близких в песнях - причитаниях.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что уже тогда музыка -  и именно вокальная музыка – сопутствовала человеку на протяжении всей его жизни.

Что же такое вокальное искусство сегодня и кто этот человек, несущий его своему слушателю,   выходящий на современную сцену? Наиболее ярким мне кажется высказывание выдающегося певца нашего времени Сергея Яковлевича Лемешева: «Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он спел два-три романса, и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил ему голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием, потому что ему есть что сказать. Это главное».

 Раннее музыкальное воспитание всегда благотворно влияет на  психику ребенка, его культурный уровень в будущем, способствует формированию разносторонней и хорошо адаптированной в социуме личности. В частности, пение - одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства. Те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях, безусловно,  остаются с ним на всю жизнь. Учитывая эти аспекты необходимо, чтобы они были яркими, запоминающимися, положительными и, что немаловажно, правильными по содержанию. Конечно, все дети обладают разными музыкальными способностями, а также разными голосовыми и психофизиологическими данными. В зависимости от этого, обучение пению может быть коллективным или индивидуальным, но в любом случае на педагога возлагается огромная ответственность в вопросе воспитания личности и формирования ее эстетического вкуса в дальнейшем. Основная особенность эстрадного вокала заключается в поиске и формировании уникального, узнаваемого голоса вокалиста в сочетании с личностью артиста, глубокой и духовно наполненной. Достичь такого идеального сочетания возможно лишь дав ребенку (обучающемуся) весь спектр технических приемов и навыков, постоянно шлифуя и оттачивая их на грамотно подобранном репертуаре. Репертуар должен содержать доступные для восприятия произведения с учётом психофизиологических и возрастных особенностей ученика и что особенно важно, ставить конкретные задачи и нести художественную, содержательную ценность.

Одним из главных, но не первостепенным моментом при подборе репертуара является ориентирование на вокальные данные. Слушателю важна не вокальная техника в чистом виде, а энергетика артиста, умение донести смысл песни, живые искренние эмоции. Безусловно,  генеральная задача при выборе репертуара всегда должна быть чуть выше сегодняшнего уровня. Что называется на перспективу, однако категорически нельзя давать  произведения заведомо не соответствующие вокальному уровню ребёнка. Произведение должно быть в зоне комфорта, нацелено на  качественное  выполнение всех задач, поставленных педагогом, и лишь отдельные элементы должны быть на уровень выше. Постоянно завышенные репертуарные требования приводят к неизбежному внутреннему зажиму и формируют у ребёнка комплекс.  Репертуар должен стимулировать и мотивировать развитие певческой свободы и яркой артистической личности, должен обучать и расширять кругозор, формировать эстетическое восприятие и вкус, а также  индивидуальный стиль исполнителя. При подборе репертуара следует учитывать не только его учебно-педагогическую ценность, но и пригодность к концертному исполнению.

Особое внимание при подборе репертуара необходимо обращать на поэтический текст. При это совершенно не важно на каком языке он написан, в любом случае он должен соответствовать возрасту и жизненному опыту ребенка-исполнителя, обогащать его внутренний мир.  Очень  избирательно следует относиться к современной эстраде, которая переполнена псевдо звездами с соответствующим репертуаром.  Новый детский репертуар зачастую очень примитивен и в части текстов и в части  мелодики. Следует отказаться от песен с однообразной, не интересной и откровенно посредственной музыкой.

               Многие дети успешно владеют иностранными языками, что существенно обогащает репертуар. Дает возможность приобщения к другим культурам, новым стилям и жанрам. Однако снова необходимо отметить, что совершенно обязательным становится подробный разбор текста в классе.

Существует еще один очень важный, полезный и интересный пласт репертуара в классе эстрадного вокала. Это инструментальная музыка. Именно исполнение инструментальной музыки вокалистом в большой степени развивает слух, музыкальное мышление, дает возможность самовыражения, способствует наилучшему пониманию стиля.

В период обучения задача педагога, в том числе по средствам грамотного подбора репертуара, мотивировать учащихся постоянно совершенствовать вокально-технические и музыкально – художественные навыки, расширять свой исполнительский и общекультурный кругозор, постоянно совершенствоваться не только как исполнители, но и как слушатели, так как теоретический слуховой опыт максимально дополняет исполнительскую деятельность.

Каждого человека, обладающего в той или иной степени  хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Совершенно не важно,  станет он  профессионалом или нет.  Важно другое, то,  что он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане, он будет подготовлен как своим певческим  исполнительским репертуаром, так и богатым слуховым опытом. В итоге приходит понимание, что качественное обучение – это обучение на лучших образцах, которое дает право и возможность самоопределения и свободы эффективного взаимодействия и самореализации личности ребенка.

                                             Список литературы

  1. Дпадаева Э.П., Тененбаум И.В.  «Воспитание успешности старших подростков в условиях модернизации образования» ОГОАУ ДПО «Томский областной инновационный учебно-методический центр культуры и искусства» сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные педагогические технологии в художественном образовании» Томск 2015
  2. Ладыженская И.П. «Подбор репертуара в детской вокально-эстрадной студии» Методические рекомендации для педагогов эстрадного вокала. Опубликовано:http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/06/29/metodicheskie_rekomendatsii-1.docx 2014 год.
  3. Новикова И.В. Методика постановки детского голоса в классе эстрадного вокала.

Опубликовано:http://dshi.fryazino.net/mediateka/raboty-nashikh-prepodavatelej/129-metodika 2013 год.

  1. Вопросы вокальной педагогики. Выпуск 6.М. «Музыка» 1982г.
  2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. С – П. 1997г.
  3. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. Учебное пособие для студентов педагогических институтов М. «Просвещение» 1968г.
  4. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. М. «Музыка» 1965г.
  5. Назаренко И.К. Искусство пения М. «Музыка» 1968г.
  6. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М. «Прометей» 1992г.