Сценарий тематического вечера-концерта по жанру бардовской песни "Наполним музыкой сердца"

Сурган Валерий Иванович

Лес должен быть не пройден, а прожит....

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                     Сурган В.И., педагог дополнительного образования,

                                                     руководитель клуба «Гитара и песня» ЦрТдЮ города

                                                     Пласт, Челябинской области.

                 Методическая разработка творческо-тематического вечера

«Наполним музыкой сердца».

                                                               «Лес должен быть не пройден, а прожит….»

                                                                                  (Ю.Устинов)

Цель: знакомство с жанром  бардовской песни.

Задачи:

- показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;

- показать, что жанр бардовской песни – это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;

- показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.

Рекомендации к проведению:

- вечер можно провести для любой аудитории, где это будет возможно: в школе, учреждении культуры, в учреждениях дополнительного образования и т.д., соответствующими работниками образования и культуры;

- для проведения вечера помещение желательно оформить и подготовить для атмосферы теплого, дружеского разговора по душам между ведущими, зрителями и бардами. Можно использовать мягкий свет, свечи. Перед началом вечера, пока собираются зрители, включить легкую гитарную музыку;

- вечер может вести один или несколько ведущих;

- для проведения вечера желательно пригласить местных бардов для живого исполнения песен или (и) подготовить соответствующие фонограммы песен или исполнителей;

- сценарий вечера включает в себя тексты песен, аккорды для аккомпанемента, комментарии. Исходя из условий, контингента слушателей, исполнителей, можно использовать другие бардовские песни, которые соответствовали бы содержанию текста, комментариев ( продолжительность мероприятия – примерно 1,5 часа);

- исходя из условий, продолжительность можно варьировать, сокращать или дополнять, при этом не искажая цели и задач мероприятия.

Используемый материал:

- тексты бардовских песен с аккордами для аккомпанемента на 6-струнной гитаре.

1. «Наполним музыкой сердца», муз. и сл. Юрия Визбора.

2. «Как здорово», муз. и сл. Олега Митяева.

3. «Воспоминания о школе», муз. и сл. Александра Дольского.

4. «Каждый выбирает для себя», муз Виктора Берковского, сл. Юрия Левитанского.

5. «Счастливый жребий», муз. и  сл. Булата Окуджавы.

6. «Братские могилы», муз и сл. Владимира Высоцкого.

7. «Песня о друге», муз и сл. Владимира Высоцкого.

8. « Ах, какая  пропажа», муз и сл. Юрия Визбора.

9. «Грузинская песня», муз и сл. Булата Окуджавы.

10. «Посвящение», муз и сл. Александра Дольского.

11. « Научи меня жить», из репертуара гр. «Воскресенье».

12. «Осень», муз и сл. Николая Шипилова.

13. «Город», из репертуара гр. «Аквариум».

14. «Моя звезда», муз. Александра Суханова, сл. Иннокентия Анненского.

15. «Я хотел бы подарить тебе песню», муз и сл. Александра Розенбаума.

16. «Ночная дорога», муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора 

Сценарий вечера

Ведущий:

Здравствуйте!

        Мы рады, что сегодня выпала возможность нам пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару. Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни, еще ее называют авторской самодеятельной песней.

       Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры появился в 50-60-х годах 20  века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.

      Основное качество бардовской песни - это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня - живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Звучит песня Ю. Визбора «Наполним музыкой сердца»

Ведущий: Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках нашей Родины. Самый известный среди них – это Грушинский фестиваль авторской самодеятельной песни, который традиционно проходит в первые выходные июля недалеко от города Самара. Фестиваль посвящен памяти геройски погибшего студента Валерий Грушина. У нас на Урале известен и знаменит Ильменский фестиваль, который традиционно проходит во вторые июня на берегу Ильменского озера близ города Миасс.

       Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Звучит песня О. Митяева « Как здорово»

Ведущий: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной. Расскажу одну притчу.

          Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями друидами законов материального и духовного мира  преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.

        Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои слушательские образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца. Работа души.

Звучит песня Александра Дольского «Воспоминания о школе»

Ведущий:  Бардовская песня – это язык сердца, души. Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, ибо не будет контакта на чувственном уровне или он будет ослаблен.

      Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для движения души, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни. Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето- и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в ее исполнении.

      Исполнитель  бардовской песни должен показать, прежде всего, не свой прекрасный вокал, умение играть на музыкальном инструменте, хотя это и немаловажно, он должен открыть и показать духовнобогатый, чувственный мир песни, а если песня по- настоящему бардовская – она обладает этим миром. Если же исполнитель не наполнит песню энергией своих чувственно-образных картин, а просто красиво споет, то песня будет синтетическая, неживая.

           Звучит песня «Каждый выбирает для себя»  (муз Виктора Берковского, сл. Юрия Левитанского)

Ведущий: Мэтр бардовской песни Михаил Анчаров образно высказал следующую мысль: «Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принес пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик там какой-то протертый, который проглотил и довольно. Тут нужно потрудиться, но польза от этого – ощутимая».

          Возьмем, к примеру, песню Булата Окуджавы « Счастливый жребий». Если при прослушивании не представить себе мысленную картину городского сада после дождичка, просторных небес в ярких красках, не попытаться услышать мелодию, которую играет послевоенный оркестр, то песня не будет воспринята, не будет услышана. И, мало того, нужно ощутить боль песни, представить, что был до войны оркестр веселый, игривый, а теперь, после войны, музыка оркестра изливает боль. Боль за погибших на войне музыкантов, боль за поседевших слушателей, боль автора, прошедшего войну. И эта боль проливается черными ручьями в кровь слушателя. Песня, образы, создаваемые песней, способствуют тому, чтобы слушатель почувствовал эту боль, откликнулся на нее, пропустил ее через свои воспоминания, через свои потери, утраты, через свое сердце. Истинно бардовская песня заставляет человека строить свои образные картины, фантазировать, переживать, сострадать, радоваться и печалиться. Картины, где декорации и сюжет, главные действующие лица и исполнители  заимствованы из духовно – чувственного мира каждого конкретного слушателя. Чем богаче этот опыт у слушателя, чем больше накоплено и пережито в плане чувственности, тем ярче и красочнее эти картины, тем масштабнее работа души.

         Звучит песня Булата Окуджавы «Счастливый жребий»

Ведущий: Вот, что говорил Владимир Высоцкий  в свое время про бардовскую песню:     « Искусства настоящего без страдания нет. И человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы его притесняли или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в его душе, даже без внешних воздействий, человек испытывал чувство страдания за людей, близких, вообще за ситуацию… Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять перед вами весь вечер один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчет в авторской песне только на одно- на то, что вас беспокоят точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут душу и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, все рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

     Звучит песня Владимира Высоцкого «Братские могилы»

Ведущий:  Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое. Что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу Владимир Высоцкий: « Над песней работать нужно больше, чем даже над крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать  так, чтобы она влезала в уши и в души одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу. Потом ее можно взять домой, найти второй план, третий, четвертый, кто как хочет, но в душу она должна сразу входить».

        Сейчас прозвучит песня Владимира Высоцкого, которая называется «Песня о друге» и которая является, на мой взгляд, идеальной песней. Тема дружбы, измены, предательства, мужества и трусости занимает важное место в бардовской песне. Предлагаю вам , слушая эту песню, не только нарисовать мысленную картину всего того, о чем поется в песне, но и попытаться представить  себе людей, которые были, есть или будут в вашей жизни в те моменты, когда решается, чего стоит человек на самом деле; друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации, как поведете себя вы. Но зла на предавших и слабых не держите, а, как советует Высоцкий, просто не берите их в «горы». Песня выступает катализатором для погружения в мир чувств, эмоций, переживаний, и если вы услышите ее не только ушами, но и сердцем, вы почувствуете, увидите, как она (песня) засверкает новыми, яркими красками.

          Звучит песня Владимира Высоцкого «Песня о друге»

Ведущий: Бардовская песня, ее мысль. Чувства могут быть усвоены  в полной мере таким человеком, у которого ассоциации, вызванные песней, входят звеном в состав его личного опыта. Если он это уже переживал, об этом думал. Восприятие человеком любой информации, в том числе и находящейся в бардовской песне, напрямую зависит от его уровня мировоззрения. Как человек относится к окружающему нас миру, что видит в людях, природе, событиях. Как понимает свою судьбу, свое предназначение, так он и воспринимает бардовскую песню. Одна и та же песня вызывает иногда совершенно полярные мнения, чувства, ассоциации у людей, ведь люди разные, с разным багажом жизненного опыта, с разным количеством любви, сострадания, с различным взглядом на проблему добра и зла, цели, смысла и сути человеческой жизни.

        Звучит песня Юрия Визбора «Ах, какая пропажа»

Ведущий: Бард занимается песенным творчеством, как, впрочем,  и эстрада, рок, романс, народная песня и т. д., но бард должен «пахать глубже», его «творческий плуг» должен идти не по поверхностным чувственным категориям, истинам, взглядам, а гораздо глубже, и самый важный пласт тем – это разрешение вопроса, основного вопроса жизни человека, - «зачем он пришел на эту землю, куда идет и правильно ли идет?»

        Звучит песня Булата Окуджавы «Грузинская песня»

Ведущий: Чтобы соответствовать истинному предназначению барда, мне кажется, что автор, исполнитель должен быть не только хорошим поэтом, музыкантом, певцом. Он должен быть всесторонне развитым, образованным, культурным, грамотным человеком. Он должен иметь богатый жизненный опыт, богатый духовный мир. Сочиняют многие, поют многие, но бардами можно назвать единицы. Барду присуща жизненная мудрость. Его песни добры, глубоки, мудры, светлы и образны.

         Звучит песня Александра Дольского «Посвящение»

Ведущий: На мой взгляд, главный момент, принцип для того, чтобы определить, относится ли данная песня к бардовской, является не то, что человек, профессиональный музыкант, композитор, поэт или непрофессионал написал сам музыку, слова и сам же ее исполняет под собственный аккомпанемент. Или происходит какое-то частичное творчество – написание стихов или написание музыки для чьих – то стихов. Главным является то, какова сама песня. Если за песней, за исполнением чувствуется мысль, образ, если песня находит отклик в сердце, вызывая эмоциональное сопереживание, и если эти сопереживания глубокие, добрые, светлые, то это песня бардовская, независимо от того, исполняется она автором или другим исполнителем, под гитару или под оркестровое сопровождение, поет ли ее рок-группа, эстрадный певец или непрофессиональный исполнитель, - все это не так важно. Главное – это сама песня и величина резонанса в сердце слушателя. Имеет ли песня свое лицо, характер, душу, живая ли она, добрая ли она, умная ли она, светлая ли она?

        Звучит песня «Научи меня жить» из репертуара группы «Воскресенье»

Ведущий: Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким – либо стресс – фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого – либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды, нежности, раскаяния, ироничности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения. Очень много песен написано про осень. Видимо, это время года, как никакое другое, поднимает человека над житейской суетой, возвышает, окрыляет и направляет на творческое самовыражение.

      Увядание природы после буйного лета – это печально, уныло, светло, торжественно и величаво. Здесь сокрыта великая Тайна и Истина, и от соприкосновения с ней люди начинают творить, кто музыку, кто книгу, кто картину, кто песню.

          Звучит песня Николая Шипилова « Осень»

Ведущий: Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Недаром сцена Грушинского фестиваля авторской самодеятельной песни сделана в форме гитары. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки. С изобретением электрогитары она стала самым массовым из музыкальных инструментов. Освоить несложный аккомпанемент для пения может фактически каждый.

      Гитара – самый интимный музыкальный инструмент.  Великий итальянский музыкант Никколо Паганини сказал: «Все музыкальные инструменты нарушают тишину, а гитара ее создает» Ну а бардовской песне как раз необходима тишина для разговора по душам.

        Звучит песня « Город» из репертуара группы «Аквариум»

Ведущий: Бардовская песня задевает чувственный мир человека и приносит пользу силою самой природы. В душе есть нечто сокровенное, духовное, слишком глубоко запрятанное, которое освобождается, будучи произнесенным, затронутым.

           Звучит песня «Моя звезда» (муз. Александра Суханова, сл. Иннокентия

                   Анненского)

Ведущий: Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, умные, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, поверхностные, развлекательные, но которые вызывают добрые эмоции, чувства, создают хорошее настроение, задевают такие стороны души, как сочувствие, сопереживание. Ведь люди все разные, и то, что увидит, почувствует и услышит один, не поймет другой, и то, над чем улыбнется один, вызовет умиленную радость и слезы у другого. Каждому – свое и каждому времени и настроению – своя песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами – слушатели. Гораздо сложнее с песнями циничными, пошлыми, но и здесь нужно бороться не столько с песнями и с теми, кто их сочиняет и поет, а заглянуть себе в душу, ведь это мы сами, слушатели, порождаем эти песни, наше невежество и темнота. Ведь если бы все ценили, любили и слушали только хорошие песни, то не было бы и плохих.

 Звучит песня Александра Розенбаума «Я хотел бы подарить тебе песню»

Ведущий: Закончить наш творческо-тематический вечер нам поможет песня  «Ночная дорога», муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора. Прошу выйти на сцену всех исполнителей, которые нам сегодня пели и всем вместе со зрителями дружно спеть финальную песню. До новых встреч, счастливого пути, удачи!

      Звучит финальная песня «Ночная дорога» (муз Виктора Берковского, Сергея Никитина, сл. Юрия Визбора)