Формирование навыка чтения с листа на уроках фортепиано

Шарова Елена Юрьевна

Свободное и беглое чтение нот с листа - одна из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся. Поэтому одним из важнейших разделов работы в классе фортепиано является чтение нот с листа, крайне необходимое для дальнейшей работы. О том, что читать с листа необходимо начинать в раннем возрасте, известно давно. Известные педагоги-музыканты Н.Г.Рубинштейн, Н.С.Зверев, В.И.Сафонов, Л.В.Николаев, Г.Г.Нейгауз и другие считали. что чтение нот с листа должно составлять определенную часть каждодневного "рациона" занятий учащегося.. Исполнитель, хорошо читающий ноты, значительно сокращает время работы над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НАВЫК ЧТЕНИЯ С ЛИСТА

        Одной из необходимых предпосылок всестороннего развития учащихся, открывающей перед ними широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, игрой в ансамблях, аккомпанирования певцам, является свободное и беглое чтение нот с листа. Исполнитель, хорошо читающий ноты с листа, значительно сокращает время работы над произведением, так как буквально за несколько проигрываний достигает ясного представления о сочинении. Игра с листа – это исполнение произведения в темпе, близком к оригиналу, который показывает основной характер произведения, однако без предварительного проигрывания даже части произведения. Чтение с листа необходимо для того, чтобы «постигнуть идею в целом» (Л.Ауэр), «молниеносно овладеть музыкой», соприкоснуться с «духовным образом» сочинения (Г.Нейгауз), «очень важно почувствовать его психологическую тональность»(Г.Коган), «сформировать отношение к данному произведению» (Я.Зак). Исполнение с листа требует активного восприятия музыки, благодаря чему создается первое яркое представление о ней, служащее «камертоном», «путеводной звездой» всей последующей работы.

       О том, что читать с листа необходимо начинать в самом раннем возрасте, известно давно: педагоги – музыканты XVII-XVIII веков высказывались о важности и необходимости упражнений в чтении нот с первого взгляда (a prima vista); в «Правилах» А.Гензельта встречаются подобные высказывания; в XIX веке в программных требованиях практически всех известных музыкальных заведений России имелись требования по чтению нот с листа, и им действительно уделялось пристальное внимание. Известные педагоги-музыканты Н.Г.Рубинштейн, Н.С.Зверев, В.И.Сафонов, Ф.М.Блюменфельд, Л.В.Николаев, Г.Г.Нейгауз и др. считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося. Это связано с тем, что данная форма деятельности представляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой, различными авторами, стилями, целыми эпохами. «Не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» (В.А.Сухомлинский). «Сколько читаем, столько и знаем» - старая истина, сохранившая свое значение и в музыкальной педагогике. Методическими вопросами техники чтения нот с листа и теоретическими исследованиями данной темы занимались Т.Беркман, Р.Верхолаз, М.Фейгин, К.Цатурян, Г.Цыпин и другие исследователи.  Подчеркивая важность единства процессов музыкального мышления и познания, исследователи единодушны в оценке значения чтения с листа: «…раздвигая горизонты познанного учащимися в музыке, пополняя  фонд его слуховых впечатлений, обогащая профессиональный опыт, увеличивая багаж специальных сведений и т.д., оно способно сыграть самую активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания» (Г,Цыпин). Комплексное чтение нот с листа ставит перед пианистами задания более сложные, чем, например, перед скрипачами или виолончелистами. Фортепианная фактура многослойна и требует осмысления по нескольким линиям одновременно, по горизонтали, и вертикали. Необходимо формирование навыка структурного охвата текста, и основа этого навыка должна быть сформирована на начальном этапе обучения игре на фортепиано.

      Каков же механизм восприятия и воспроизведения нотного текста при чтении с листа? Его условно можно разделить на этапы. Первый включает действия, предваряющие игру с листа. Это: определение характера, темпа, основной ладотональности и размера, а также беглый просмотр текста с целью выявить тип фактурного изложения и ведущий метрический рисунок. Просматривая мысленно новый музыкальный материал, читающий целиком концентрируется на содержании, строении, гармонических и ритмических его свойствах. Прочитывание нотного текста «про себя» способствует выработке соответствующих внутренних музыкально-слуховых представлений, которые служат в дальнейшем надежной опорой при игре. Опытным путем подтверждено, что вслед за предварительным мысленным обзором произведения оно читается за инструментом значительно легче и точнее; исполнение становится более свободным, уверенным, художественно убедительным. Предварительный анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения нот с листа. План подготовки к чтению с листа на начальном этапе обучения такой: определить тональность, ключевые и встречные знаки; прохлопать ритм; проанализировать структуру произведения, его ритмические и мелодические повторы, части, разделы; проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы; продумать аппликатуру; определить темп; обратить внимание на штрихи, динамику. Второй этап относится уже непосредственно к чтению и связан с работой зрения и слуха: дешифровка ритмической и звуковысотной графики, осознание структурной логики и тональной перспективы. Исполнитель одновременно обрабатывает в своем сознании различные фрагменты текста: и тот, который еще предстоит сыграть, и тот, который исполняется в данный момент. Все усилия играющего при чтении с листа должны быть направлены на распознание в нотном тексте и воспроизведение более или менее законченных, структурно завершенных музыкальных мыслей, определенных смысловых единиц – мотивов, фраз, предложений.

     Одно из главных условий беглого чтения с листа заключается в мысленном опережении читающим того, что в данный момент играется – явлении, охарактеризованном как «разведка глазами». Видя ноты впереди, трансформируя их с помощью внутреннего слуха  в адекватную звуковую картину, читающий может предвидеть развитие читаемого текста, поэтому, одной из главных задач в обучении чтению нот с листа является развитие способностей и навыков видеть несколько тактов вперед. «Чтение нот с листа в большей степени складывается из предвидения, в чем можно убедиться, анализируя процесс чтения книг» (И.Гофман). Для приобретения навыка широкого зрительного охвата текста начинать необходимо с получения умения читать на 1 такт вперед. В практике используется элементарное приспособление – «бегунок», которым закрывается нотный текст сначала по полтакта, затем – по такту. Дальнейший этап работы над  укреплением полученного навыка может быть таким: используются карточки с короткими музыкальными фразами из всевозможных классических произведений, которые озвучивает педагог. Ученик же должен по этим карточкам найти исполняемый фрагмент. Эта игра развивает способность концентрировать внимание, охватывать взглядом целиком весь отрывок и моментально сравнивать его с другими. Пение и сольфеджирование помогают при обучении чтению с листа в начальный период. На первых порах педагог играет, а ученик следит за текстом и сольфеджирует, привыкая к звучанию нотного текста (вижу-слышу-пою). Присутствующий во время чтения с листа элемент внутреннего интонирования способствует связному, осмысленному исполнению текста. Другим условием беглого чтения является быстрая ориентировка в фортепианной фактуре. Нужно собрать в зрительной, слуховой и двигательной памяти необходимый запас типичных для фортепианной музыки оборотов, овладеть чаще всего используемыми аккордовыми структурами, характерными модуляционными построениями и т.д. Однако, чтобы уметь эффективно пользоваться этим запасом, музыкант должен читать текст не отдельными «слогами», а комплексно – мотивами, фразами, предложениями. При необходимости возможно упрощение фактуры, которое в данном случае является показателем осмысленности чтения. Третье существенное условие заключается в неотрывности взгляда играющего от нотного текста. Только в этом случае возможно неотрывное звучание материала. Умение играть не глядя на руки или «вслепую» обеспечивается приемами мысленного опережения, забегания вперед глазами, «фотографирования» следующего отрезка текста. Навык непрерывного чтения нот – это навык непрерывного внимания. Важно преодолеть инертность и скачкообразность мышления, свойственные ученикам и добиться длительной концентрации внимания,  плавной непрерывности мышления, идущего впереди движений рук, тем самым обеспечивая цельность игрового процесса. Для этой цели уже в начальный период рекомендуется регулярно играть легкие пьесы в 4 руки с педагогом. Здесь важен умелый подбор репертуара. Партия ученика должна быть предельно простой как мелодически, так и ритмически и располагаться в удобной позиции. Переходить к более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплен предыдущий уровень трудности. Усложнение задач должно быть постепенным. В дальнейшем в репертуар вводятся двуручные пьесы, однородной фактуры, для которых характерны: 1.монодический склад, параллельное движение голосов в октаву       2.гомофонно-гармонический склад, постоянство ритмических фигураций, сходство синтаксических         структур                                                          3.(постепенное усложнение задач) Изложение мелодии параллельными секстами,        децимами                                                                                                            4.с полифонической фактурой (подголосочной, имитационной, с увеличением количества        голосов)                                                                                      5.переход к скачкообразным мелодиям, с усложненной ладово-гармонической         структурой                                                                                               6.постепенное увеличение количества позиционных перемещений, включение негармонических звуковых сочетаний в аккорды и гармонические фигурации                                                                                                                  7.изучение         различных         аппликатурных         принципов                                               8.чтение пьес с более сложной артикуляцией, усложненным интонационным содержанием                                                                                                                       9.усвоение различных типов синтаксических структур, композиционного строения произведений

На первых порах следует подробно обсуждать исполнение пьесы с учеником, приучая его «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, лад, тональный план, изменение фактуры и т.д. Начинающий читать ноты с листа должен успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими навыками и в момент воспроизведения объединить их в единое целое. Этот своеобразный анализ и синтез составляет основу процесса чтения нот с листа. От постоянной тренировки процесс приобретает скорость и со временем играющий будет охватывать сознанием не отдельные ноты, а уже целые группы. Для развития необходимых навыков есть ряд упражнений:

1.Игра «вслепую» - постоянные тренировки ориентации на черных клавишах, в различных видах фактуры, начиная от позиционных построений через более сложные комбинации движений, требующие переноса рук, к моментальному исполнению протяженных фрагментов без предварительного их         «нащупывания»         на         инструменте                                                                                    2. «Фотографирование» - стимулирование ускоренного восприятия нотного текста                                                                                                                                      3.Заучивание фактурных и аппликатурных моделей, гамм, арпеджио, аккордов                                                                                                                          4.Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте                                       5.Таблица аппликатуры интервалов, 3х и 4х звучных аккордов                                       6.Исполнение аккордов фигурациями и наоборот

 Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов, но в большей степени от правильного воспитания навыка и от тренировки.