К вопросу духовно-ценностного отношения ребенка к миру в контексте музыкального образования

Яценко Наталья Владимировна

проблема духовного устроения есть проблема правильного соотношения индивидуального и социального в нашей жизни. Через анализ ценностей можно отчетливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности, в ответ на исторические и социальные перемены. Непрерывные и кардинальные общественные изменения в последние 10-летия отмечают трансформацию ценностей  россиян, которые указывают на необходимость серьезных усилий по его стабилизации, а она возможна только на основе гуманистических ценностей, которые и создают общую ориентацию различных социальных групп в демократическом государстве. Образование является центральным звеном в системе средств, обеспечивающих демократизацию общества и сбалансированность его развития, поскольку цель образования в обществе социальных перемен состоит в интеллектуальном, духовном и физическом развитии человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yatsenko_n.v._.doc71.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Яценко Н.В.

К вопросу духовно-ценностного отношения ребенка к миру

в контексте музыкального образования

Духовное развитие человека диалектически связано с социальной жизнью. Коммерциализация социально-экономических отношений, культуры, образования, семейной жизни быстро изменяет психологию людей, деморализует молодежь. Сейчас заметно снижение общего уровня образованности и воспитанности молодежи. Наблюдается их слабая способность адекватно анализировать объективную реальность, видеть и понимать свои цели и задачи, а также средства и способы их достижения. Вследствие этого наблюдается неустойчивость духовно-нравственных убеждений юношества, которая приводит их к неожиданным поступкам, а порой и неуправляемому поведению. Происходит это, прежде всего, под влиянием случайно возникших ситуативных всплесков, чаще всего потому, что у многих молодых людей мало знания и опыта следования духовно-нравственным нормам общества.

Несомненно, что проблема духовного устроения есть проблема правильного соотношения индивидуального и социального в нашей жизни. Через анализ ценностей можно отчетливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности, в ответ на исторические и социальные перемены. Непрерывные и кардинальные общественные изменения в последние 10-летия отмечают трансформацию ценностей  россиян, которые указывают на необходимость серьезных усилий по его стабилизации, а она возможна только на основе гуманистических ценностей, которые и создают общую ориентацию различных социальных групп в демократическом государстве. Образование является центральным звеном в системе средств, обеспечивающих демократизацию общества и сбалансированность его развития, поскольку цель образования в обществе социальных перемен состоит в интеллектуальном, духовном и физическом развитии человека.

Рассматривая ценности в качестве основных воспитательных целей, необходимо учитывать современную социально-культурную ситуацию, обусловленную экономическим и духовным кризисами. С точки зрения ценностей она выражается следующим образом:

  • гипертрофия в представлении учащимися роли и значения денег, вещизм, ориентация на личное материальное благополучие любой ценой;
  • недооценка, а порой и пренебрежительное отношение к национально-культурным ценностям, слепое, часто безумное преклонение перед всем иностранным;
  • недооценка роли и значения природы в жизнедеятельности человека; отношение к природе только с точки зрения потребителя, а не созидателя;
  • нетерпимое отношение к инакомыслящим;
  • недооценка доброты, совестливости, милосердия и других нравственных качеств.

Поэтому сегодня с особой остротой стоит проблема целенаправленного, систематического формирования у молодежи истинных ценностей

Ценности помогают отделить хорошее от плохого, истину от заблуждения, красоту от безобразия, допустимое от недопустимого. Ценностная оппозиция создает в культуре поле напряженности, в котором  и формируется ориентация субъекта на идеи духовного совершенствования.

Категория «духовные ценности» в контексте музыкального образования является предметом исследования различных наук: философии, психологии, социологии, музыкальной педагогики, поэтому определение  сущности этого понятия возможно только на междисциплинарном уровне. Для понимания представленной категории необходимо рассмотреть такие понятия, как «духовность» и «ценности».

В философии «духовность» определяется как специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, недоступное ни животным, ни моделирующим действия человека машинам.

Понятие «духовность», как указывают философы (Ильин И.А., Бердяев Н.А., и другие) непосредственно связано с понятием «духа», которое генетически производно от понятия «душа», но сущностно отлично от него. Дух - есть сущность духовного, так же, как духовное – сущность душевного [1; 2; 5]. В самом общем смысле душа – принцип жизни. В христианской догматике «Душа» и «Дух» различаются как личностное и надличностное начала. «Дух» – совокупность и сосредоточение всех функций сознания, возникающих как отражение действительности, но сконцентрированных в единой индивидуальности для воздействия на неё и, в конце концов, для её преобразования, усовершенствования. «Дух» - это не только простая совокупность функций сознания, что делало бы его пассивным орудием, но он – активная действующая сила человека. «Душа» – понятие, выражавшее исторически изменившиеся воззрения на психику человека и животных, в религии и идеалистической философии, а также в психологии – это особое нематериальное (независимое от тела) оживотворяющее и познающее начало. Понятие «духовность» и «душевность» близки по своему значению, но вместе с тем не тождественны: под «душевным» следует понимать сиюминутные устремления человека, в то время как «духовность» - качественная  характеристика сознания, – это попытка личности найти высший смысл своего существования, соотнести свою ограниченную во времени жизнь с непреходящими ценностями, с вечностью.

С позиций социологии духовность определяется как специальное качество человеческой психики, характеризующееся системой возвышенных потребностей индивида, его самореализации на основе высших социальных ценностей.

В психологическом аспекте духовность обозначает индивидуально выраженную систему мотивов личности в двух фундаментальных потребностях: идеалистической потребности познания и социальной потребности жить и действовать «для других» - проявление человечности, сердечности, доброты, искренности, теплоты, открытости для других людей. Духовность основывается на широте взглядов, эрудиции, культуре, общем развитии личности.

Таким образом,  духовность – это качественная характеристика сознания и поведения людей, отличающаяся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических и других установок, направленных на гуманное отношение к людям и природе.

Нравственность, являющаяся компонентом духовности, выражается во внутренних (духовных и душевных) качествах, основанных на идеалах добра, справедливости, долге, чести и т.п., которыми руководствуется человек в своем поведении.

Прежде чем перейти к раскрытию содержания категории «духовные ценности», следует дать определение понятия «ценности». Современная этика трактует ценности – как значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называются  устойчивые представления о чём-то как о предпочтительном, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, целям.

Ценность – это не природное свойство чего-то внешнего – предмета, события или явления; в ценности отражено отношение индивида к предмету, событию или явлению; а именно, отношение в котором  проявляется признание этого чего-то как важного, значимого для человека. Ценности – это духовные и

материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности человека. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в культуре, в менталитете народа, и провозглашены как норма: ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии и так далее. Одни ценности принято относить к практическим, другие к – духовным.

     Специфика духовных ценностей заключается в том, что они включают отличительные черты рассмотренных понятий – «духовность», «ценность».  Ученые выделяют два взаимодополняющих типа духовности человека – сакрально-религиозный и научный (светский). Первый тип означает признание высшего идеального начала – Бога: Сам человек за свои мысли и дела отвечает согласно религиозной духовности, только перед Богом, который всё видит и знает.

Иначе обстоит дело у атеистов. В светском определении духовность вбирает в себя всё лучшее, что интегрирует духовно-нравственная деятельность и духовно-нравственная личность. Человек, придерживающийся светской, научно-атеистической духовности не совершит злых поступков не из-за любви к Богу, а вследствие твёрдого личного убеждения, что людям так поступать нельзя, поскольку это антигуманно, бездушно, непорядочно и неразумно.

Существенно отличается понимание духовности с научно-материалистических позиций. Н.А. Бердяев утверждал, что духовная жизнь раскрывается по ступеням и разнокачественно [1]. В неё входит вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человека, входит общение в любви. Духовность, по мнению философа, - это высшее качество, ценность, высшее достижение в человеке.

Русский философ П.И. Ильин, характеризуя понятие духовности. указывает на то, что она состоит, прежде всего, в уверенности, что в пределах собственной души человека есть лучшее и худшее. Такое лучшее и высшее надлежит признать и перед ним преклоняться. П.И. Ильин отмечает, что духовность не совпадает с сознанием, она не исчерпывается мыслью, она глубже, могущественнее, богаче, священнее [2].

В современной философии духовность рассматривается  как интегральное качество, относящееся к сфере смысложизненных ценностей, определяющих содержание, качество и направленность человеческого бытия.

 В настоящее время духовность понимается как важнейшее свойство общественного сознания, появляющееся в связи с необходимостью формирования системы общественных отношений внутри социальной системы и с окружающей средой на определенных принципах самоорганизации для обеспечения основной цели её существования – выживания.

Рассматривая духовность через высшие переживания, можно выделить её формы – творчество, любовь, религиозная жизнь и развитие. Высшая форма духовного отношения человека к миру – любовь. Она выражает собой принцип возрастания жизни, пришедшей к своему самосознанию через человека. Любовь – существо самой жизни и представляет собой духовный архетип человечества, который раскрывается экзистенционально через развертывание сущности человека. Любовью соединяется человек с бытием и с Богом, с ближними и с собственной душой.

Учитывая широкую, всеобъемлющую наполняемость категории «духовность», О.А. Митрошенков делит духовный мир человека на три большие сферы – мир чувств, мир воли и мир мысли. Но, называя их в данной последовательности, он, тем не менее, акцент делает на нравственности, подчёркивая, что она составляет «ядро» духовности. Для усиления этой мысли мы в работе будем говорить о духовно-нравственных ценностях [4].

Обобщая ранее сказанное,  мы предлагаем следующее определение данного понятия. Духовность – это характеристика, модус психики и поведения людей, характеризующаяся целостной совокупностью интеллектуальных, эмоциональных, нравственных, эстетических и других идей, чувств и переживаний, внутренних установок личности. Содержание духовности составляет проблема смысла жизни. Центральные её категории – добро, любовь, вера, надежда и основывающийся на них оптимизм; мудрость (София) и справедливость; красота и возвышенность всех помыслов и деяний: совесть и стыд; честь и достоинство; сострадание и милосердие; забота о достижении счастья и благополучия не только для себя, но и своих близких, всего человечества (гуманизм).

Творчество, как важнейший элемент духовности – есть создание нового, ранее не существовавшего. Высшим видом творчества является самопознание и самосозидание человека, – лишь этот процесс можно определить как собственно духовный, как действительно творческий, приводящий к развертыванию на основе любви сущности человека и созданию духовного архетипа человечества как явления.

Несомненно, важным компонентом  является забота о сохранении и улучшении природной среды. Экологическая проблема становится ныне одной из важнейших духовных проблем, ибо речь идёт о сохранении и выживании человека как вида биологического. Научно-технический прогресс, значительно облегчая человеческий труд и повышая его комфорт, одновременно приводит к ужасающему загрязнению и разрушению природной среды. Чтобы нормализовать отношения общества и природы, нужны хорошо продуманные действия людей. Предвосхищая это состояние, еще в 20-40 гг. XX века русский биохимик В.И. Вернадский и другие мыслители выдвинули идею о неизбежности формирования новой земной оболочки – ноосферы, в которой люди будут взаимодействовать с живой и не живой природой, без ущерба друг для друга [3].

Вычленяя и резюмируя главное в сложном понятии «духовность», можно назвать данное понятие стержнем морально-эстетического и интеллектуально-ноосферного комплекса, которое включает глубокое и органическое сочетание мощи и величия человеческого духа в неустанном творческом поиске истины, добра, любви и красоты, постоянную заботу о достижении справедливости для всех людей и каждого человека в отдельности, а также о сохранении нашей общей биосферы.

Человеческая духовность развивается осознанно, она формируется многими людьми и обстоятельствами, но в большей степени это процесс самовоспитания, самосовершенствования, самореализации. Уже с древнейших времен люди пытались на основе произведений искусства найти наиболее общие нравственные основания для поведения, привести их в систему писанных моральных норм. Наиболее значимым фактором формирования духовных ценностей является музыка.  С древнейших времён во всех культурах мира использовался звук как очаровывающее, опьяняющее средство. В древности звук, особенно музыкальный, вызывал у людей священный трепет. Иисус Христос, по окончании тайной вечери, воспел со своими учениками общеизвестную мелодию. Св. апостол Павел убеждает верующих наслаждаться псалмами, пениями и песнями духовными. Понимание музыкального искусства способствует правильному формированию и развитию личности, ибо занятия музыкой имеют своей целью не столько обучению музыке самой по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир человека.

Новая школа, провозгласив примат общечеловеческих ценностей над национальными и классовыми, предполагает необходимость связи целей воспитания и образования с формированием духовного развития  свободного человека, способного к творчеству и социальной активности, ответственного за свои поступки перед обществом. Главное в воспитании - ожидание не  ответного, а ответственного действия, что, в свою очередь, предполагает не столько формирование человека по установленным меркам и стандартам (хотя и это должно иметь место), сколько умение выявить способности молодого человека к творчеству и вывести его на дорогу культурного всечеловеческого созидания. Если современное осмысление образования рассматривает его как способ вхождения человека в целостное бытие культуры, постижение и осмысление им смысла жизни, то при этом усиливается роль духовно-нравственных ценностей, которые в структуре воспитательного и образовательного процессов занимают существенное  место. Они – его цель и основа, на которые опираются все методики.

    Важнейшим фактором духовно-нравственного воспитания является ценностный выбор. Альтернативный выбор всегда оказывает сильное влияние, так как современной ситуацией ребенок поставлен в состояние крайнего психологического напряжения, даже если он только свидетель и лишь мысленно проигрывает варианты выбора. Заложенное в педагогическом общении взаимоотношение «зеркальности» лежит в основе сильнейшего влияния альтернативной ситуации, будь она решена педагогом или самим ребенком.

Вторым фактором формирования ценностных отношений является непосредственное «проживание» детьми этих отношений во взаимодействии с реальной действительностью: педагог интегрирует событие как бытие ценности и указывает на связь с ним каждого молодого человека.

Третий фактор становления и развития ценностного отношения – осмысление самим ребенком содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека. Это происходит в ценностно-ориентированной деятельности, когда личность, взаимодействуя с миром, производит оценку объекта взаимодействия для собственной жизни и жизни человека как таковой. Такое осмысление протекает часто в ходе самой предметной деятельности, когда ученик, переживая удовлетворение либо неудовлетворение происходящим, приходит сам к выводу о роли той или иной ценности.

Известны три пути усвоения ценностей:

  • традиционный способ, когда ребенок, наблюдая действия других людей в различных ситуациях, воспринимает и усваивает соответствующие образцы  поведения, которые закрепляются в его сознании в виде готовых стандартов, шаблонов;
  • предметный способ, когда ребенок непосредственно включается в систему реальных объектов и, взаимодействуя с ними, постигает их свойства и овладевает более или менее целесообразным образом действий;
  • сознательно рациональный путь, когда ученик черпает продукты культуры в процессе речевого общения с другими людьми из каналов массовой информации и социального опыта.

Российские педагоги подчеркивают, что развитие ценностных ориентаций должно осуществляется  не столько пассивными, сколько активными методами. И это верно, так как пассивные информационно-просветительские формы, лекции, беседы, проводимые на занятиях и во внеаудиторное время, только знакомят воспитанников с основными нормами морали и права. Активные же формы духовно-нравственного просвещения, побуждающие к размышлению, дискуссиям, спорам, проводятся в виде диспутов, диалогов, в результате чего происходит закрепление знаний духовно-нравственных ценностей, вырабатывается способность применения этих знаний в конкретной жизненной ситуации, в оценке собственного поведения и поступков.

Список используемой литературы

  1. Бердяев, Н.А. Философия свободы; Смысл творчества.- М.: Правда,1989.-607с.
  2. Ильин, И.А. Религиозный смысл философии. // Ильин И. Собр. соч. Т. 3. М.: Русская книга, 1994. -  368с.
  3. Кузнецов, М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества. // Вопросы философии, 1988 г., №3. Стр. 39-48.
  4. Митрошенков, О.А. Философия TXT. Учебник / Под ред. проф. О. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002. 655 с.
  5. Неретина, С.С. Бердяев и Флоренский : о смысле исторического //Вопр. философии.-1991.-№3.- С.67-83.
  6. Ример, Ф.Г. Ценности и этика // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994. Т. 3. С. 385-392.
  7. Соколов, В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996. – 51с.