Образовательная программа дополнительного образования детей. Вокальный ансамбль "Радуга".

Каримова Ирина Леонидовна

Особенность программы  в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.  В данных условиях программа «Радуга»- это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karimova_raduga.doc172.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского  (юношеского) творчества» г.Перми

Образовательный отдел «Музыкальное творчество»

Рекомендовано                                                                                 Утверждено

научно-методическим советом                                                       педагогическим советом ДД(Ю)Т

Протокол  заседания № ___                                                            Протокол заседания  № ___

«____»__________2011   г.                                                              «____»____________2011   г.

                                                                                                             Директор МАОУДОД ДД(Ю)Т

                                                                                                             ___________Н.М.Рослякова

                                                                                                             «____»____________2011   г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Вокальный ансамбль «Радуга» 

Возраст обучающихся -  7-17  лет

Срок реализации – 5 лет

                                                                                    Автор-составитель:

                                                                                                         Каримова И.Л. педагог

                                                                                                         дополнительного образования

                                                                                                                                                                                                           

Пермь, 2011 г.

Пояснительная записка


         
Особенность программы  в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.  В данных условиях программа «Радуга»- это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков.  Сольное и ансамблевое пение – самый доступный вид музыкального искусства. В системе общеобразовательной школы пение является одним из видов разностороннего развития детей – музыкального, творческого и личностного.      Образовательная программа «Радуга» (обучение эстрадному вокалу) имеет  художественно-эстетическую направленность.  Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка.

Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
 В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно-исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.

В Концепции художественного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

     Актуальность   образовательной программы заключается в художественно-эстетическом развитии обучающихся, приобщении их к классической, народной и эстрадной музыке, раскрытии в детях творческих способностей, подлинного значения пения, как формы отражения «духовности».

  Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности детей, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей.     В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Цель  программы  -   приобщение ребёнка к искусству  пения,  формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
       
Задачи:
 
Обучающие:

  •   сформировать навыки певческой установки;
  •   научить использовать при пении мягкую атаку;
  •   сформировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
  •   сформировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, пение на 2 и 3  

  голоса, петь в ансамбле слитно, согласованно;

  •   обучить приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  • сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

 Развивающие:

  •   развить гармонический и мелодический слух;
  •   совершенствовать речевой аппарат;
  •   развивать вокальный слух;
  •   развивать певческое дыхание;
  •   развивать преодоление мышечных зажимов;
  •   развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его  

  самостоятельность;

  •   развивать гибкость и подвижность мягкого нёба;
  •   расширить диапазон голоса.

 Воспитывающие:

  •   воспитать эстетический вкус учащихся;   
  •   сформировать  интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  •   способствовать созданию сплочённого коллектива;
  •   способствовать формированию выдержки, трудолюбия, целеустремлённости;
  •   содействовать формированию артистической культуры артиста.
  •   формирование общественно-активной личности.

 Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных и психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия.

Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. В календарно-тематическом плане отражены репертуарные  для каждого воспитанника.

 Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 7-17 лет. В коллектив  обучающиеся  принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.

Занимаясь в вокальном коллективе, обучающиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки концертного выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
         Содержание программы и логика её построения направлены на постепенное и последовательное приобретение знаний, умений и навыков, их углубление и совершенствование. При необходимости  содержание программы корректируется.

Необходимость  разработки  программы обусловлена:

  • потребностью систематизации, отбора и распределения учебного материала по   годам обучения;
  • обновлением содержания образования и, соответственно, репертуара;
  • поиском новых форм, методов и приемов обучения, способствующих массовому привлечению детей к эстрадному пению.

Сводный учебный план

Срок обучения

Нагрузка в часах (в неделю/в год)

Всего

часов

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

5 год

обучения

5 лет обучения

4/144

4/144

6/216

6/216

6/216

936

Организация  образовательного процесса

Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 5 лет обучения.  В учебном плане вокальной группы на первом и втором году обучения предусмотрено 144 часа учебных занятий, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа,  начиная с  третьего года  216   часов по 3 часа 2 раза в неделю.

. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает часы теории и практики. Другие формы учебной работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.

Реализация программы обеспечивается следующими педагогическими принципами: 

  • личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту обучающегося, признание самобытности и уникальности каждого ученика);
  • природосообразность   (учет возрастных особенностей обучающихся, уровня их музыкальной подготовки);
  • принцип воспитывающего обучения  (воспитание любви к прекрасному в жизни и искусстве, обогащение духовного мира ребенка)
  • систематичность (постепенное последовательное усложнение материала)
  • сотрудничество и ответственность.

Предполагаемые результаты обучения

Предполагается, что в конце 1 года обучения обучающиеся должны:

 чисто интонировать, петь на дыхании;  

- петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без  

  сопровождения инструмента, фонограммы;

- иметь гармонический и мелодический слух, эстетический вкус.


 
Предполагается, что в конце 2 года обучения обучающиеся должны:

- петь чистым естественным звуком, легко, нежно — звонко, мягко, правильно формировать  

  гласные и произносить согласные звуки;

- петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук;

- понимать дирижёрские жесты и следовать им;

- знать средства музыкальной выразительности;  

- петь под фонограмму в группе и соло;  

- уметь преодолевать мышечные зажимы;  

- уметь вести себя в коллективе.


  
Предполагается, что в конце 3 года обучения обучающиеся должны:

 петь в диапазоне сопрано ля м октавы,  альты соль м октавы  – ре 2 октавы;

- соблюдать при пении певческую установку;

- петь на цепном дыхании;

- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;

- уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню;

- уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;

- уметь при содействии руководителя делать исполнительский анализ;

- петь под фонограмму 2-голосные произведения. 

 - обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;

- испытывать потребность к певческой деятельности.


 
Предполагается, что в конце 4 года обучения обучающиеся должны:

- пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра,    

   на всём диапазоне ровным по тембру звуком;

-  уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя,  петь довольно продолжительные    

   фразы;

- уметь петь на три голоса с сопровождением, без сопровождения;  

- уметь держаться на сцене;

- обладать волей, дисциплинированностью, взаимодействовать с партнёрами.


 
Предполагается, что в конце 5 года обучения обучающиеся должны:

 - петь в диапазоне: первые голоса – ля м.октавы – фа # — 2-ой октавы; вторые — фа #

   м.октавы – ми 2-ой октавы; третьи – фа м.октавы – ре 2-ой октавы;

- петь в меру эмоционально, в соответствии с характером произведения;

- знать правила охраны голоса в предмутационный период;  

- уметь полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа, ясно и чётко    

  произносить трудные буквосочетания, сложные тексты;

- уметь петь трёх- и четырёхголосные произведения без сопровождения, с сопровождением, под

  фонограмму минус;

- иметь усовершенствованный речевой аппарат, развитый вокальный слух.


 
Этапы работы по программе:

1 этап (начальный)

1 год обучения

получение необходимых навыков владения голосовым аппаратом, изучение основ музыкальной грамоты

2 этап (основной)

2-3 год обучения

закрепление и совершенствование вокальных навыков; сольное и ансамблевое пение

3 этап (заключительный)

4-5 год обучения

овладение в совершенстве исполнительским мастерством

 
         В коллектив принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки, поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального творчества. 

Основной этап обучения продолжают более способные воспитанники. У детей уже сформированы начальные навыки исполнительского мастерства, они чисто интонируют, поют на дыхании; поют чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус. Ребята пробуют себя в различных вокальных конкурсах.

Это важная  ступень в освоении мастерства вокалиста, которая позволяет  ребёнка глубже проникать в музыкальную культуру и вокальное творчество.
         Состав коллектива  на  заключительном этапе  программы  – это  воспитанники, которые  активно выступают на концертных площадках, конкурсах и фестивалях различного уровня.


   
Общие критерии оценивания результатов:

  • Владение знаниями по программе.
  • Творческая активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах, концертах.
  • Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
  • Уровень воспитанности и культуры учащихся.
  • Творческий рост и личностные достижения воспитанников.


 
Критерии замера прогнозируемых результатов:

  • Педагогическое наблюдение.
  • Проведение итоговых занятий.
  • Участие в конкурсах и  фестивалях.
  • Концертная деятельность.


Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов):

  • Педагогические наблюдения.
  • Концертные выступления.
  • Конкурсы, фестивали, смотры.

Способы диагностики и контроля результатов:

Диагностика

Основные параметры

Период

Способ

Начальная (входная)

  Степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям.

сентябрь, октябрь

наблюдение

    Природные физические данные каждого ребенка.

        Уровень развития общей культуры ребенка.

  Промежуточная   

   Высокий уровень исполнения песенного произведения.

декабрь

концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры

  Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств.

        Уровень развития общей культуры ребенка.

  Итоговая

   Высокий уровень исполнения песенного произведения.

май

концертная деятельность;
конкурсы, фестивали, смотры

  Степень развития интеллектуальных, художественно-творческих способностей ребенка, его личностных качеств.

        Уровень развития общей культуры ребенка.


 
Основные принципы оценивания:

       В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:

  • доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
  • положительное отношение к усилиям воспитанника;
  • конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
  • конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.

       Высокий уровень демонстрирует обучающийся,  который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.
       
Средний уровень  освоения программы демонстрирует обучающийся, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
   
Ниже среднего уровня оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.


 Условия реализации программы:  

Для успешной реализации образовательной программы необходимы:

  • музыкальный класс с хорошей акустикой, звукоизоляцией, вентиляцией и освещением;
  • наличие фортепиано, синтезатора;
  • музыкальное оборудование: пюпитры, подставки;
  • шкаф и стеллажи для хранения нотной литературы;
  • технические средства: телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, DVD–плеер, аудио-, CD-DVD- и   видеотека;  пульт для нот;
  • студийное оборудование (микрофоны, микшер, акустическая система)

Учебно – тематический план (вокальная группа)



Наименование учебных тем

  1.

  Вводное занятие

  2.

  Вокально-хоровая  работа

  2.1

  Пение произведений:

  

  • классика

  

  • народная песня

  

  • современная песня

  2.2

  Пение учебно-тренировочного материала

  2.3

  Пение импровизаций

  3.

  Слушание музыки

  4.

  Музыкальная грамота

  5.

  Организационно-массовая деятельность


Содержание программы 
I год обучения

    1. Вводное занятие. Знакомство с голосовым аппаратом. Понятие «голосовой аппарат», его строение, воспроизведение звуков. Упражнения по начальной подготовке к пению. Осознание мышечных ощущений во время пения. Раскрытие особенностей работы вокального объединения.

    2. Вокально-хоровая работа:

   2.1. Пение произведения

     Народная песня – раскрытие исторического значения, содержания, анализ её текста, разъяснение непонятных (забытых слов).

      Классика – беседа об исторической эпохе, в которой жил и творил композитор – классик, анализ произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки. Понятие «логические ударения» в музыкальных фразах. Ровное звучание унисона.

       Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения.  
 Понятие, что такое аккомпанемент, фонограмма. Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Пение по фразам.  Работа над чистотой интонирования по интервалам.   Исполнение без сопровождения. Исполнение группой, по ролям.

      2.2. Пение учебно-тренировочного материала.  Раскрытие учебной цели, назначение каждого упражнения для развития музыкального слуха, голоса, дыхания, звукообразования, диапазона, выразительности исполнения. Вокальные упражнения для правильного формирования звука.

     2.3. Пение импровизаций.  Раскрытие содержания предлагаемых учащимся заданий и путей их выполнения. Показ возможных вариантов, обучение импровизациям в процессе пения или игры на элементарных музыкальных инструментах.  

      3. Слушание музыки. Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.   Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.  

       4. Музыкальная грамота. Изучение основ элементарной музыкальной грамоты. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.


 
II - III год обучения


     
1. Вводное занятие. Владение своим голосовым аппаратом. Закрепление знаний о строении голосового аппарата. Знакомство с основами музыкальной культуры.
       
2. Вокально-хоровая работа:

      2.1. Пение произведения

      Народная песня – разучивание и совершенствование учебного материала разного характера. Анализ текста.

     Классика – анализ музыкального произведения. Доведение исполнения до уровня, пригодного для публичного выступления.

    Современная песня – знание структуры песни. Цепное дыхание.  Понятие «легато», «нон легато», «стаккато».  Приемы звукообразования (мягкая атака). Типы дыхания. Пение по интервалам.  Совершенствование правильного дыхания.  Взаимосвязанная работа над технической стороной и художественным образом.

     2.2. Пение учебно-тренировочного материала.  Постановка корпуса. Певческая установка стоя и сидя.   Ритмические упражнения с пением.   Упражнения для расширения диапазона.
   
2.3.  Пение импровизаций.   Пение импровизация на стихотворные тексты, вопросы-ответы.  
 Инсценирование песен. Музыкально-ритмические упражнения.  

     3. Слушание музыки.  Работа над развитием  умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни.   Использование иллюстраций. Выразительные средства музыки.   Понимание настроения и характера произведений.

     4. Музыкальная грамота.  Знакомство с формой музыкальных произведений (одночастная, куплетная, вариации). Пение с различным темпом, ритмом, динамикой.   Пение на основе приобретенных знаний на слух, с голоса.  Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр, ритмического лото.

 
IV - V год обучения
 
        1. Вводное занятие.  Работа над  владением голосовым аппаратом при пении различных

упражнений  и песен. Музыкальная теория. Профилактика и гигиена голоса.

          2. Вокально-хоровая работа:

          2.1. Пение произведения

       Народная песня – раскрытие особенностей голосоведения исполняемой песни. Выразительность исполнения, сопереживание смыслу песни.

      Классика – формирование индивидуальной манеры исполнения вокальных произведений. Приемы дыхания в произведениях разного характера.

     Современная песня – средства музыкальной выразительности (твердая атака). Особенности импровизации.  Формирование навыков исполнения бэк – вокала певческое вибрато.   Приемы дыхания в произведениях разного характера.  Формирование навыков исполнения на три голоса (ансамблевая работа).   Правила охраны голоса в предмутационный период.
   
2.2. Пение учебно-тренировочного материала. Совершенствование знаний о звукообразовании, артикуляции, унисоне, строе, мелодии. Дикционные упражнения.

         2.3. Пение импровизаций. Пение импровизаций – вариаций, на заданную тему в различном характере, с различным ритмическим рисунком.  Коллективное исполнение песен.  
 Метод сценической импровизации.  Ансамблевая импровизация. Пластические, мимические этюды.
     
3. Слушание музыки. Связь с другими видами искусства. Опора на знания, умения и навыки, приобретенные на других занятиях. Музыкально-ритмические этюды, рисование наглядных образов, соответствующим произведениям. Слушание песен разных народов.

     4. Музыкальная грамота. Ознакомление с двумя видами мажора и тремя видами минора. Понятие «размер», знакомство с размерами 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. понятие «пауза». Слушание многоголосных хоровых произведений. Совершенствование  понятий «нотная запись», «нотный стан».
 

Методические рекомендации

    Занятие вокалом в общеобразовательной школе направлено в первую очередь на то, чтобы каждый растущий человек и образующийся в процессе занятий коллектив, пришел к пению как к естественному моменту в своем становлении, а  не как к показанию и выученного и отработанного. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. Воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.  

Педагогической основой организации образовательного процесса по данной программе являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Основные педагогические технологии организации

 образовательного процесса.

Педагогической основой организации образовательного процесса по данной программе являются личностно-ориентированные технологии, в центре внимания которых – личность ребенка, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

В основу деятельности  взяты следующие педагогические технологии:

  • индивидуальный подход;
  • педагогика сотрудничества;
  • компьютерные технологии;
  • игровые технологии.


    Основным направлением художественного творчества является всемерное содействие возрождению русской культуры, духовно-нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию детей. Формирование духовного мира детей, развитие творческих способностей и профессиональной ориентации возможны при глубоком усвоении и знании вокальной культуры. Воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.  

       Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
 При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие воспитанники участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

       При нормальном развитии ребёнка в формировании его голосовой функции и речи специалисты не вмешиваются. Голос и речь ребёнка формируются исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, т.е. отнюдь не в оптимальном направлении и с множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи, «гудошники» в пении, хриплые голоса при здоровой гортани и т.д. Поэтому решающим мотивационным фактором в приобщении воспитанников к вокальному искусству является постепенное формирование эталона певческого звука.

      Воспитание вокальных навыков требует от детей постоянного внимания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.  
     Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.  
 Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально-певческого развития каждого участника ансамбля.  

      Начало формирования всех основных вокально-хоровых навыков с самого начала занятия. Обучение умению соблюдать в процессе пения певческую установку; правильному звукообразованию (мягкой атаке); сохранению устойчивого положения гортани; спокойному, без поднятия плеч, сохранению вдыхательного состояния при пении, спокойно-активному, экономному вдоху.  

     Формирование у всех воспитанников основных свойств певческого голоса (звонкости, полетности, разборчивости, ровности по тембру, пения вибрато), сохранение выявленного педагогом у каждого воспитанника индивидуального приятного тембра здорового голоса, обучение умению петь активно, но не форсировано по силе звучания.  
 Обучение непринужденному, естественно льющемуся пению, гибкому владению голосом. Правильное формирование гласных и обучение детей четкому, быстрому произнесению согласных. Выработка унисона, обучение двухголосию при использовании для этого различных приёмов, последовательность которых и связи устанавливаются в зависимости от особенностей состава группы.  

     Обучение петь без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, всю группу, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения и в звучании голоса; одновременно со своей партией или группой усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, а если нужно, вместе со всеми ускорять или замедляя его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, группой произносить согласные, начинать и завершать произведение.  
 Формирование потребности неуклонно выполнять все правила пения, перенося отработанное на упражнениях в исполнение произведений.  

      Развивать творческие способности, используя импровизации и приобщаясь к осмыслению трактовки произведения. Формирование умения читать ноты, упорно, настойчиво трудиться. На этой основе обучение осмысленному, выразительному, художественному ансамблевому исполнительству.  
    Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы.  

    Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства.  Важными методами изучения и освоения представленной программы являются: метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу; метод общения; метод импровизации;  метод драматизации.

      Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать музыкальную культуру детей.
 Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку оно носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен.
 Дидактический принцип построения материала «от простого к сложному» может быть реализован, например, в вокально-хоровой работе. Пение учебного материала начинается с упражнений, маленьких попевок, песен, и с постепенным усвоением материала песенный репертуар усложняется. По этому же принципу происходит и использование метода «забегания» вперед и «возвращения» назад. Педагог «забегает» вперед, приоткрывая завесу знаний будущих лет, в последствие повторяя пройденный материал.
    Совместная подготовка педагога и детей к проведению праздников реализуется по принципу педагогического сотрудничества. Управление педагогическим процессом осуществляется через создание необходимых  для этого условий.  

     При подготовке к праздникам, привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и тягу каждого участника, его психологический настрой. «Зажатый» ребёнок плохо осваивает материал и ощущает страх, поэтому необходима дополнительная, индивидуальная работа.  В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение.  
 Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.

       Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности учащихся. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях.  В начальной стадии работы над произведением педагог использует: словесный, наглядно-слуховой, метод обобщения и метод анализа.  

       От педагога требуется умение сочетать различные методы и виды работы в зависимости от музыкального опыта детей.

Универсальный план работы с вокалистами


 
1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

  • знакомство с мелодией и словами песни;
  • переписывание текста;
  • ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз кульминации песни;
  • регулирование вдоха и выдоха.

 2. Работа над образованием звука:

  • проверка усвоения текста песни;
  • работа по закреплению мелодической основы песни;
  • постановка корпуса, головы;
  • рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);
  • атака звука;
  • закрепление материала в изучаемой песне.

 3. Работа над чистотой интонирования:

  • проверка усвоения песни и мелодии в целом;
  • слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;
  • исполнение музыкальных фраз нефорсированным звуком.

 4. Работа над дикцией:

  • музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;
  • выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков.

 5. Работа с фонограммой:

  • повторение ранее усвоенного материала;
  • определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;
  • определение темпа, динамических и агогических оттенков;
  • исполнение песни с учетом усвоенного материала.

 6. Работа над музыкальной памятью:

  • музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;
  • запоминание ритмической основы аккомпанемента;
  • запоминание динамических и агогических оттенков мелодии;
  • запоминание тембров аккомпанемента.

 7. Работа над сценическим имиджем:

  • закрепление ранее усвоенного материала;
  • воссоздание сценического образа исполнителя песни;
  • практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

 8. Умение работать с микрофоном:

  • технические параметры;
  • восприятие собственного голоса через звуко-усилительное оборудование;
  • сценический мониторинг;
  • малые технические навыки звуковой обработки;
  • взаимодействие с танцевальным коллективом на сцене при использовании радиосистем.
      

 Список литературы, рекомендованной для педагогов

1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. –М, 2001.

 2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.

 3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.

 4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004

 5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997

 6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.

 7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.  

 8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.

 9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.

 10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. — М, 2000.

 11. Юссон Рауль Певческий голос. — М., 1998.


 
Список литературы, рекомендованной для детей

1. Володин Н. Энциклопедия для детей. — М., 1998

2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. — М., 1993.

3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. — 1996.

4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. — Т., 2003.

5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.

6. Старинные и современные романсы.- М., 2003.

 Примерный репертуарный план 

Для младшего возраста

  1. Русская народная песня-канон «Во поле береза стояла»
  2. Русская народная песня «Ой, ты реченька
  3. Русская народная песня « Вниз по-матушке, по Волге»
  4. Русская народная песня «Во кузнице»
  5. Русская народная песня « Блины»
  6. Е.Крылатов «Маленькие дети»
  7. Ю. Чичков «Мой щенок»
  8. Г.Гладков «Песня друзей»
  9. А.Трухин «Зима»
  10. Г.Струве «Моя Россия»
  11. «Пермский край»

Песни из репертуара вокальной группы «Волшебники двора» -

  1. «Васильковая страна»
  2. «Россия, мы дети твои»
  3. Визбор Ю. «Многоголосие»
  4. «Белая река» Жанна Колмагорова
  5. «Дай мне руку» Жанна Колмагорова
  6. «Белый лист» Жанна Колмагорова
  7. «Дай мне руку» Жанна Колмагорова
  8. «Звездная ночь» Жанна Колмагорова
  9. «Святая Россия» Жанна Колмагорова
  10. «Мы - маленькие дети»  Крылатов  Е.
  11. Прекрасное далеко» Крылатов  Е.«
  12. «Песенка про лето» Крылатов Е.  
  13. «Карусель мелодий»  Ципляускас Альбина
  14. «Розовое облачко» Ципляускас Альбина
  15. Хоры из опер «Царская невеста» Римский-Корсаков
  16. Хор придворных дам из оперы «Малахитовая шкатулка» Д. Батин
  17. «Мой учитель»
  18. «Олимпиада -80»  Тухманов Д.
  19. «Герои спорта»  Пахмутова А.
  20. Группа ОБЖ «Школа это - мир»
  21. «Моя армия»  Э.Ханок , И.Резник

31.«До свидания, мальчики» Окуджава Б.

32.«Обелиск»

33Казаки в Берлине» Солодарь Ц. Покрасс Д. 

34.«Память о войне» В. Разумовский

35.Любимая школа» Ермолов А.

36. «В горнице» А Морозов

Для среднего возраста.

1.          «Колечко» народная песня

2.          «Тонкая рябина» народная песня

3.          «У церкви стояла карета» народная песня

4.          «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв

5.          «А напоследок я скажу» муз. А. Петров, сл. Б.Ахмадулина

6.          «Чёрное и белое» муз. Э.Колмановский, сл. М. Танич

7.          «Как прекрасен этот мир» муз. Д. Тухманов, сл. В. Харитонов

8.          «Нам нужен мир» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

9.          «Праздник детства» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

10.          «Надо верить молодым» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

11.          «Топ по паркету» муз. А Варламова, сл. Р. Паниной

12.          «Время», муз. А. Варламова, сл. Е Сырцовой

13.          «Мечта» муз. А Варламова, сл. О. Сазоновой

14.          «Мы станичный запомним вечера» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

15.          «Мотылёк» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

16.          «Васильковая страна» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

17.          «Лети, лето» муз. и сл. Н. Осошник

18.          «Мы желаем счастья вам» муз. и сл. С. Намина

19.          «Вместе песню запоём»

20.          «Подари улыбку миру» муз. А. Варламова, О. Сазоновой

21.          «Вальс Победы» муз. А. Варламова, Р. Паниной

22.          «Праздник детства» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

23.          «Лягушачий джаз» муз. А. Варламова, сл. В. Кузьминой

24.          «Звёзды молчат» муз. и сл. Д. Никольский

25.          «Планета детства» муз. и сл. В. Цветков

26.          «Добрые дела» муз. М. Разумов, сл. А. Фоломьева

27.          «Вороны» муз. муз. и сл. И. Орехов

28.          «Снова вместе» муз. и сл. В. Цветков

29.          «Письма» муз. и сл. К. Попов

30.          «Господа офицеры» муз. и сл. О. Газманов

Для старшего возраста

1.          «Зачем это лето» муз. А Костюк, сл. В Степанов

2.          «Утро туманное» муз. А. Абаза, сл. И. Тургенев

3.          «Цветные сны» муз. М. Дунаевский

4.          «Песенка о погоде» муз. А. Петров, сл. Э Рязанов

5.          «Новогодняя» из репертуара группы «Фабрика»

6.          «Синий платочек» муз. Е. Петерсбурский, сл. М. Максимов

7.          «На забытом берегу» муз. А. Костюк, сл. Л. Рубальская

8.          «Поздняя любовь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов

9.          «Случайный вальс» муз. М. Фрадкин, сл. Е. Долматовский

10.          «Журавли» муз. Я. Френкель, сл. Р. Гамзатов

11.          «Мама – Мария» муз. и сл. А. Губин

12.          «Новогодняя ночь» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов

13.          «Ветром стать» муз. и сл. Макsим

14.          «Ах, мамочка» муз. А. Флярковский, сл. Л. Дербенёв

15.          «Дорогой длинною» муз. Б. Фомин, сл. К. Подревский

16.          «Дороги России» муз. А. Костюк, сл. В. Степанов

17.          «Я в весеннем лесу» муз. и сл. Е. Агранович

18.          «Я люблю тебя» муз. и сл. К. Лель

19.          «Куда уходит детство?» муз. А. Зацепин, сл. Л. Дербенёв

20.          «Ромашки» муз. и сл. З. Рамазанова

21.          «Зимний сон» муз. и сл. А. Шевченко

22.          «Верность» муз. А. Новиков, сл. В. Харитонов

23.          «Ты меня на рассвете разбудишь» муз. А. Рыбников из оперы «Юнона и Авось»

24.          «Девочка, которая хотела счастья» из репертуара группы «Город 312»

25.          «Ещё люблю из репертуара группы «A' Studio»

26.          «Тонкая рябина» народная песня

27.          «С чего начинается Родина?» муз. В. Баснер, сл. М. Матусовский

28.          «Школьный бал» муз. С. Дьячков, П. Леонидов

29.          «Я у бабушки живу» муз. Э. Ханок, сл. И. Шаферан

30.          «Добрый жук» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварц

31.          «Бу-ра-ти-но!» муз. А. Рыбников, сл. Ю Энтин

32.          «Золотая свадьба» муз. Р. Паульс, сл. И. Резник

33.          «Жил да был брадобрей» муз. М. Дунаевский, сл. Н. Олев

34.          «Дорога добра» муз. М. Минков, сл. Ю. Энтин

35.          «Облака» муз. В. Шаинский, сл. С. Козлов

36.          «Мама» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной

37.          «Мамины глаза» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

38.          «Русские солдаты» муз. Я Кучерова, сл. О. Безымянной

39.          «Отечества солдат» муз. Л. Семёнова, О. Безымянной

40.          «Игорёк» муз. Л. Семёнова, сл. О. Безымянной

41.          «Там, за полосой дождя» муз. и сл. П. Степанов

42.          «Джинсовый мальчишка» Муз. С. Сорокин, сл. О. Шамис

43.          «Песня об оранжевых подтяжках» муз и сл. К. Попов

44.          «Первая тайна» муз. и сл. Tory Yutt

45.          «Капитошка» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

46.          «Балаганчик» муз. и сл. В. Осошник

47.          «Лучшее слово на свете» муз. и сл. В. Цветков

48.          «Танго снежинок» муз. и сл. В. Осошоник

49.          «Лето прошло» муз. А. Никульшие, сл. А. Ганин

50.          «Косолапый дождь» муз. В. Осошник, сл. Н. Осошник

51.          «Не ругайся, мама» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

52.          «Ты мне снишься» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

53.          «Нет тебя со мною» муз. А. Варламова, сл.И. Трубочкиной

54.          «Звездочёт» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

55.          «Качели» муз. А. Вараламова, сл. Р. Паниной

56.          «Прощальный звонок» муз. А. Варламова, сл. Е. Сырцовой

57.          «Мой учитель» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной

58.          «Серебряный олень» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоновой

59.          «Новый год» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной

60.          «Рождество» муз. А. Варламова, сл. О. Сазоной

61.          «Иней» муз. А. Варламова, сл. Р. Паниной