Конспект открытого урока по теме "Коллективное музицирование"
Урок проведен преподавателем Якубцовой С. П. с участниками детского инструментального ансамбля "Изюминка".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_yakubtsovoy_sp.docx | 27.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».
Открытый урок по теме:
КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ
Автор -
преподаватель по классу домры:
Якубцова Светлана Петровна.
г. Инта, Республика Коми
2015 год.
Цель урока:
Добиться слаженного синхронного исполнения в ансамбле заданного произведения.
Задачи урока:
1. Образовательная:
Дать наиболее полные сведения об основных задачах, связанных с коллективным музицированием, закрепление ранее пройденного материала;
2. Воспитательная:
Формирование интереса к данному виду работы, а также умения слушать и контролировать себя и остальных участников ансамбля во время игры;
3. Развивающая:
Формирование и развитие исполнительских навыков игры, понимание исполнительских задач и способов их решения;
Тип урока: урок закрепления полученных навыков.
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы:
- словесный;
- наглядный;
- практический.
Реализуемые технологии:
- развивающего обучения;
- творческая лаборатория;
- художественно-эстетическая;
- информационная;
- здоровьесберегающая.
Оборудование:
- Музыкальные инструменты;
- Медиаторы;
- Партии;
- Пюпитры;
- Стулья;
- Сборник нот
Ожидаемые результаты:
- Ученики умеет анализировать исполнение в ансамбле;
- У них сформирован музыкальный образ;
- Они свободно и правильно владеют текстом, штрихами, динамическими оттенками, аппликатурой.
План урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и вступительное слово;
3. Работа по группам, работа над музыкальным образом;
4. Заключение, подведение итогов.
Ход урока:
- Вводная часть: проверка готовности к уроку: ноты, дневники; настройка инструментов. Введение в тему занятия, сообщение темы и плана урока.
- Сведения об основных принципах коллективного музицирования, беседа с учащимися о пользе ансамблевой игры.
- Важный элемент – проигрывание пьесы по группам.
- Завершающий этап работы, подготавливающий к концертному исполнению. Проигрывание всей пьесы целиком.
- Заключительная часть:
А) обобщающие сведения;
Б) подведение итогов урока;
В) подведение преподавателем итогов своей работы.
1. Начало урока.
Организационный момент:
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Как настроение? Вы готовы к работе?
Ученики: Хорошее, готовы к уроку.
Педагог: Ну тогда приготовьте ноты, дневники, присаживайтесь, а я пока настрою инструменты.
2. Сообщение темы и вступительное слово:
Педагог: Сегодня мы поговорим об игре в ансамбле, о пользе ансамблевого музицирования. А также покажем нашим гостям, чему мы научились на уроках ансамбля, покажем нашу коллективную работу и вашу замечательную игру. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, большее, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на инструменте. Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Ребята, кто мне поможет: чему еще способствует ансамблевое музицирование? Ученица (Климченко Маргарита): Игра в ансамбле способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Педагог: Спасибо, Рита, молодец! Может еще кто-нибудь добавит? Ученица (Якубцова Ольга): Нотный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato. Педагог: Да, Оля, правильно. А еще все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. Ребята, а какие способы звукоизвлечения на своих инструментах вы знаете? Вот, например, Костя. Как ты извлекаешь звук на аккордеоне? Ученик (Костя Попов): На аккордеоне звук извлекается при помощи прикосновения пальцев к клавишам. Этот способ называется туше. Есть 4 основных способа туше – нажим, толчок, удар и скольжение. Педагог: Спасибо, Костя. А кто мне расскажет про приемы игры на домре? Ученица (Николаева Татьяна): Основные приемы игры на домре - это тремоло, одинарные удары медиатором вниз и двойные удары вниз-вверх. Педагог: Спасибо, Танечка, правильно. А вот Таня Метелева играет на духовом инструменте, флейте, какими приемами звукоизвлечения? Ученица (Метелева Татьяна): На флейте основной прием – вдувание. Тут важную роль играет открытое горло, правильное положение головки инструмента по отношению к губам, точное направление струи воздуха, а также умелое управление количеством и скоростью подачи воздуха. Педагог: Ну надо же как интересно, спасибо большое! А теперь вспомним над какой пьесой мы будем сегодня работать. Это произведение написал заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов, дирижер, академик, композитор Виктор Прохорович Голиков. А называется оно - вальс «Волна». В этом произведении вы познакомились с вальсовым движением (как бы раскачиваясь), с более протяжными музыкальными фразами. Тут фразы должны исполняться на одном дыхании. В музыке очень хорошо слышно, где брать дыхание, соответственно снимать руку (лига заканчивается). С самого начала необходимо уже услышать трёхдольный вальсовый размер. Вздохнуть и начать мягко с первой доли. На протяжении всей пьесы помягче прикасаться к инструменту, окончания фраз нежнее, не выталкивать, а слушать. Аккомпанемент должен звучать тише, как бы кто-то тихонечко подпевает. Сразу учимся видеть динамический план пьесы, его кульминацию (самое мощное, насыщенное, сочное место), начало и окончание. Но сначала проиграем пьесу по группам. Играет свою партию домровая группа. Педагог: Хорошо, молодцы. Немного не хватило звука в вашем сольном отрезке, можно играть посмелее. А теперь послушаем соло аккордеона. Костя проигрывает свою партию. Педагог: Молодец, как всегда блестяще! А теперь послушаем аккомпанирующий состав: бас-гитару и гитару. Может с ними повторить свою партию флейточка. Дети старательно играют аккомпанемент, слушают флейту. Педагог: Молодцы, что сыграли очень аккуратно и не заглушили соло флейты. Хочется сказать, что игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе, ученики находятся в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. А теперь попробуем сыграть все вместе. Каждый постарается выполнить поставленную перед ним задачу. Дети проигрывают вальс целиком. Педагог: Молодцы! Только не забывайте, игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Также во время коллективного музицирования требуется: 1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки. 2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение. 4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. 5. Работа над выразительным исполнением. 6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком. А теперь давайте немного сдвинем темп и постараемся исполнить вальс так, чтобы нам захотелось закружиться в ритме вальса, попробуем приблизиться к концертному исполнению. Дети исполняют вальс с еще большим воодушевлением. Педагог: Ну молодцы, порадовали! Спасибо вам большое! И в заключении сегодняшнего занятия хочется сказать, что особой внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик) уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи. В средних и старших классах осваиваем более сложный ритм, учимся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д. Детям это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению. Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на народных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие. Всем большое спасибо, увидимся на следующем занятии! Список используемой литература: 1. Е.М. Тимакин "Воспитание пианиста" 2. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано" 3. Г.М. Цыпин "Обучение игре на фортепиано" 4. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники" 5. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры" 6. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. — М., 1983. |