«Формирование юного слушателя филармонического концерта». Методическое сообщение

Широко известно, что научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального уха даже самая прекрасная музыка лишена смысла. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры учащихся.

Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Стройная система воспитания слушателя продолжает совершенствоваться, о чём свидетельствует опыт многих педагогов и музыкальных деятелей.

Как осуществляется просветительская деятельность в нашей Пикалёвской детской школе искусств, которая является своеобразным центром эстетической культуры города? Сотрудничество с общеобразовательными школами является частью воспитательной системы школы. Нашей школе в этом году исполнилось 50 лет. На протяжении почти 30 лет действенной оказалась форма музыкально-филармонического лектория. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Пикалёвская детская школа искусств»

Формирование юного слушателя филармонического концерта

Методическое сообщение

преподавателя

Никитиной Елены Фёдоровны

г. Пикалёво

2015 г.

Формирование юного слушателя филармонического концерта

«Любителями и знатоками музыки

не рождаются, а становятся.»

Д.Д. Шостакович

«Без музыки земля – пустой, недостроенный дом, в котором никто не живёт», - сказал немецкий поэт Л. Тик. И в самом деле, музыка образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растёт, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик.

Сила подлинной музыки поистине безгранична. Она способна пробуждать лучшее, что есть в человеке, - его стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, полные бесконечного богатства, - миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно в них нуждается.

Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся музыка – и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в предшествующие века.

Широко известно, что научить любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, ибо для немузыкального уха даже самая прекрасная музыка лишена смысла. Поэтому необходимо создавать условия для повышения музыкальной культуры учащихся.

Рассматривая музыкальное воспитание как сложную художественную деятельность, музыкальная наука подчёркивает, что оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности. Одна из таких форма – слушание музыки, которое Б.В. Асафьев считал необходимым использовать для «гимнастики» музыкального чувства и сознательного восприятия музыки. «Музыкальная культура нуждается в слушателе, способном критически разобраться в художественных музыкальных явлениях, а не в пассивном созерцателе».

Наблюдения показывают, что научить детей активно слушать музыку – дело сложное. Задача заключается именно в том, чтобы процесс восприятия был активным, творческим. Стройная система воспитания слушателя продолжает совершенствоваться, о чём свидетельствует опыт многих педагогов и музыкальных деятелей (В. Брайнин, В. Соловьёв и др.).

Согласно работе крупного немецкого философа и социолога Теодора Адорно, слушательскую аудиторию можно разделить по видам восприятия на несколько типов. Первый тип – тип эксперта. Эксперт – это вполне сознательный слушатель, от внимания которого ничего не ускользает и который в каждый конкретный момент отдаёт себе отчёт в том, что слышит. Он отчётливо воспринимает сложную гармонию и многоголосие, понимает то, что слышит. Его слух думает вместе с музыкой. Этот тип крайне малочислен, сегодня ограничен, преимущественно, кругом профессиональных музыкантов.

Второй тип – тип хорошего слушателя. Такой слушатель слышит не только отдельные музыкальные детали, но и образует связи между ними, высказывает обоснованные суждения. Он понимает музыку примерно так, как люди понимают свой родной язык. Хороший слушатель встречается теперь всё реже.

Третий тип – потребитель культуры. Такой тип много слушает, иногда ненасытно, хорошо информирован, собирает записи. Он уважает  музыку как культурное достояние. Этот тип, в основном,  держатели абонементов в оперные театры и филармонии, обладает знанием обширной литературы, но выражает это только тем, что насвистывает красивые темы известных мелодий.

Четвёртый тип – тип эмоционального слушателя. Его отношение к музыке не такое неподвижное и стороннее, как у потребителя культуры. Слушание музыки становится для него, по существу, средством высвобождения эмоций, подавляемых или сдерживаемых нормами цивилизации, часто источником иррациональности. Представители этого типа особенно охотно обращаются к чувственной, эмоциональной музыке.

Можно выделить ещё один тип – развлекающийся слушатель, количественно самый значительный из всех типов, которые расценивают музыку как развлечение, и только. На тип развлекающегося слушателя рассчитана индустрия культуры. Здесь играют роль элементы эмоционального и спортивного слушания. Развлекающийся слушатель может быть только в связи с такими массовыми средствами информации, как радио и телевидение.

Психологически ему присуща слабость личности. Он скептически относится к тому, что принуждает его мыслить, готов согласиться с оценкой как потребитель.

Можно сказать ещё о типе людей равнодушных к музыке. Немузыкальных и антимузыкальных. Причина здесь – не отсутствие естественных задатков, а процессы, произошедшие в раннем детстве. Как показала практика, учащиеся не хотят и не желают слушать классическую музыку, знакомится с музыкальными жанрами потому, что совершенно не знакомы с таким видом искусства. Это чуждый, непонятный мир, оттого заранее отторгаемый. Многие школьники и подростки не могут слушать классическую музыку. Они опоздали со своим музыкальным развитием, а вернее, опоздали их родители, упустившие в системе воспитания такой важный момент. «Воспитание детей надо начинать с самовоспитания родителей», - считает С.Я. Долецкий. Восприятию искусства надо учить с детства, это не происходит само по себе, этому надо учиться. «То, что упущено в детстве, очень трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы», - предупреждал В.А. Сухомлинский.

Когда дети приходят в школу, их в первую очередь учат читать, писать и считать. Без этого нельзя.  Это тот минимум знаний, без которого нет человека. Но этого мало. Человек должен уметь мыслить и чувствовать. Каждое умение надо воспитывать. И тут неоценимую помощь может оказать музыка.

Но вот когда звучат «Вальс-фантазия» Глинки или даже «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, многие слушатели либо не могут дать ответа, либо легко путают композиторов и названия произведений. Для того чтобы знать музыку, нужно уметь её слушать. Но где и как научить этому искусству? Хорошо, если в общеобразовательной школе есть уроки музыки и ведёт их квалифицированный преподаватель.

А если нет? Что можно предпринять в реально сложившихся условиях, хотя бы в пределах одной школы, нескольких классов, чтобы серьёзная музыка не была для детей садом, наглухо огороженным забором? Сама жизнь настойчиво требует поиска новых форм внешкольной музыкально-эстетической работе с детьми.

Как осуществляется просветительская деятельность в нашей Пикалёвской детской школе искусств, которая является своеобразным центром эстетической культуры города? Сотрудничество с общеобразовательными школами является частью воспитательной системы школы. Нашей школе в этом году исполнилось 50 лет. На протяжении почти 30 лет действенной оказалась форма музыкально-филармонического лектория. Беседы о музыке (или уроки искусства) у нас дифференцированы: они проводятся для начальной школы, учащихся средних и отдельно старших классов. От случайных лекций-концертов мы можем прийти к систематизированному ознакомлению школьников с музыкальным искусством в форме своеобразного «музыкального факультатива».

Выработан своеобразный курс обучения, рассчитанный на ряд лет (около 50 лекций). Это словно отдельные, всё более сложные ступеньки на пути воспитания музыкальной культуры учащихся как части всей их духовной культуры. Сначала ребята узнают о композиторах, которые пишут для детей, о музыкальных инструментах. Обобщаются, приводятся в систему те первичные сведения о музыке, которыми обладает (или должен обладать каждый ребёнок).

У каждого искусства свой язык. Школьники узнают (или закрепляют) значение таких слов, как пьеса, сюита, симфония, концерт, опера, балет. Есть ещё и программная музыка, навеянная конкретными произведениями литературы, живописи и других видов искусства. У нас разработано много монографических тем. Этот цикл так и можно назвать – «Имена, которые должен знать каждый». Есть беседы о Бахе и Моцарте, Гайдне и Шопене, о Чайковском и Римском-Корсакове. О жизненном и творческом пути композиторов педагоги стараются рассказать интересно. Естественно, что и характер беседы, и глубина разбора произведений зависит от возраста учащихся и степени из музыкального развития. И даже если вначале старшеклассники относятся к урокам искусства с предубеждением, считают их очередным мероприятием для «галочки», шумят, бросают язвительные реплики, то потом наши встречи скажут сами за себя. Особенно большой успех имеют темы, рассказывающие о том, как те или иные литературные произведения, находили претворение в музыке.

Расширение музыкального кругозора, развитие слушательской культуры учащихся, их музыкальных представлений, основывается по возможности на живом восприятии музыки.

Особо следует отметить творческую, исполнительскую деятельность преподавателей нашей школы. Она становится для учащихся примером искреннего, бескорыстного служения искусству.

Школа должна завершать эстетическое образование, поднимать своих воспитанников к новым вершинам прекрасного. На деле же нам, учителям, приходится начинать с азов, которые могли бы быть пройдены в семье. И если эстетическое воспитание ребят начинается на уроке музыки в общеобразовательной школе, то оно может быть продолжено, развито, углублено в различных видах внеклассной, внешкольной работы – в музыкальных школах, клубах, студиях, детских филармониях.

Наступил новый век и даже новое тысячелетие, но подлинное искусство всегда с веком  наравне. Настоящие произведения искусства рождены самим Временем. Отражая жизнь человека, они оказываются современными и для будущих поколений, как бы переживают свой век.

Если человек проживёт свою жизнь и не прикоснётся к музыке великих композиторов, не проникнется её красотой и богатством чувств, он потеряет много, очень много… Пусть этого не случится ни с кем из вас!

Используемая литература:

  1. Асафьев Б.В. Избранные стати о музыкальном просвещении и образовании. – Л.: Музыка, 1973. – с. 90.
  2. Адорно Т. Избранное: социология музыки. – М. ; СПб.: Университетская книга, 1998. – с.11-26.
  3. Кремлёв Ю.А. О месте музыки среди искусств. – М.: Музыка, 1966
  4. Шиянова И.Е. К вопросу пропаганды классической музыки в детской и молодёжной среде.// Музыкальный театр для детей и молодёжи. Материалы научно-практической конференции. – Саратов,2011.
  5. Долецкий С.Я. Всё начинается с детства. – М., 1983. – с.4.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972. – с.52.
  7. Алеев В.В., Науменко Т.И. Музыка 6 класс учебник для общеобразовательной школы. Издательский дом «Дрофа», 2000г.
  8. Материалы международной научно-практической конференции (11-12 апреля 2011г.) «Методологические проблемы современного музыкального образования». Российский государственный университет им. А.И.Герцена, 2012.