Разработка открытого урока. Работа над первой частью Сонатины op.88 №3 ля-минор Ф.Кулау

Алиева Лилия Джамилевна

Разработка открытого урока в классе фортепиано. Работа над  I частью  сонатины Ф.Кулау ля минор op 88 №3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx37.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «Октябрьская музыкальная школа»

Разработка открытого урока

на тему:

Работа над первой частью Сонатины ор. 88 № 3 ля-минор Ф. Кулау

                      Преподаватель кл. фортепиано

Алиева Лилия Джамилевна

                               25 марта 2016 г

Урок проводился с ученицей 3-го класса МБОУ ДОД «Октябрьская музыкальная школа» Мемедляевой Эмине

Цель урока: расширить и обобщить знания учащегося о сонатной форме, активизировать образное и творческое мышление, работать над освоением приемов фортепианной игры.

Задачи урока:

  1. образовательная: дать представление о биографии и творчестве Ф. Кулау, форме 1-й части сонатины ор. 88 № 3 ля-минор;
  2. развивающая: развивать музыкальные способности (мелодический и гармонический слух, чувство ритма), пианистическую технику;
  3. воспитательная: воспитывать исполнительскую культуру, упорство в достижении поставленной цели.    

Тип урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Методы: историко-биографический,  семантический, аналитический, частично-поисковый.

Специфические методы фортепианной педагогики (по А.П. Щапову):

  • «попутный показ»;
  • «одновременное интонирование»; 
  • «направляющие указания»;
  • «поправочные остановки».    

Оборудование: два фортепиано, два комплекта нот, портрет композитора, видеопроектор (персональный компьютер) для видеоролика и презентации.

Материал: презентация PowerPoint.


Ход урока

1. Организационный момент, представление ученицы (1 мин.). 

2. Теоретико-информативный раздел урока (6 мин.) 

Педагог: «Напомни, что тебе было задано на прошлом уроке?

Ученица: «Узнать, кто такой Фридрих Кулау, годы жизни, какие произведения сочинял».

Педагог: «Хорошо. Сообщи нам, что нового ты узнала».

Краткое сообщение ученицы:  «Фридрих Кулау (годы жизни 1786-1832) – немецко-датский композитор Родился в г.Гамбурге (Германия) в семье военных музыкантов. С началом наполеоновских войн (1810 г.) переехал в Данию. Получил известность как автор оперной (оперы «Лулу», «Холм эльфов и др.) и камерно-инструментальной (сонаты и концерты для фортепиано, флейты).  Кулау называли “Бетховеном флейты”. Также давал частные уроки игры на фортепиано и сочинял для своих учеников небольшие произведения (пьесы, 4 цикла сонатин)».

Педагог (сопровождает сообщение слайдами 4-6 презентации): «Еще несколько интересных фактов из жизни композитора. … Годы жизни Кулау в Дании пришлись на особый этап в развитии страны, который называют “Золотым веком” Дании (первая половина XIX в.). Культурное развитие страны было на взлете. Король Дании Фридрих VI покровительствовал театральной, музыкальной и литературной жизни Копенгагена. Музыка из финала оперы Кулау “Холм эльфов” на датскую народную песню стал гимном Дании. Современниками Кулау были выдающиеся музыканты Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт, Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор, писатели Фридрих Шиллер, Новалис, Ганс Христиан Андерсен. Кулау был организованным, трудолюбивым, быстро работающим композитором. Сохранившиеся письма Кулау характеризуют его как культурного человека с огромным кругом друзей и знакомых. Кулау слыл скромным, несколько застенчивым человеком. “Он никогда не говорил много, … он формулировал свои замечания и мнения в очень коротких предложениях”, – вспоминали друзья композитора».

Педагог: «Мы с тобой в течение нескольких уроков разбирали текст Сонатины Кулау ор. 88 № 3 ля-минор». Давай вспомним, что такое сонатина, сколько частей в таком цикле, какое обычно имеет 1-я часть сонатины.

Ученица (с помощью педагога, на основе слайда 7 Презентации): «Сонатина (от итальянского слова Sonatina – уменьшительное от sonata) – небольшая соната, более лаконичная по размеру, значительно проще по содержанию и легче технически. Сонатины XIX века представляют собой трехчастные циклы: 1-я часть (сонатное аллегро), медленная часть и быстрый финал (чаще всего в форме рондо).  1-я ч. складывается обычно из 3-х разделов: экспозиция, разработка, реприза».

Педагог: «Вспомни, какие главные темы (партии) в каждом разделе, чем разделы отличаются друг от друга».

Ученица (с опорой на схему слайда 7 Презентации): «Три главных раздела – экспозиция, разработка, реприза. В экспозиции в первый раз проходят темы – Главная партия, Побочная партия, часто самостоятельное значение имеет и Заключительная партия. В конце экспозиции происходит модуляция в другую тональность. В разработке партии изменяются, возвращается главная тональность. В репризе все партии повторяются, но в одной, главной тональности».

3. Частично-поисковая работа (7 мин.).

Педагог: «В сонатине Кулау мы слышим три главные партии – Главную, Побочную и Заключительную. Давай послушаем исполнение» (слушают исполнение экспозиции с отслеживанием по нотам).

Педагог (слайд 8 Презентации): «Итак, давай рассмотрим форму первого раздела (экспозиции) Сонатины» (ученица рассматривает схему, показывает в нотах границы партий). Главная партия изложена в тональности ля-минор. А вот Побочная и Заключительная партия проходят в тональности До-мажор. Это тональность, параллельная тональности ля-минор. Вспомни из курса теории музыки, что такое параллельные тональности?»

Ученица: «Парные тональности, имеют одинаковые ключевые знаки. Звукоряд у них одинаковый, но тоники разные».  

Педагог: «Как ты думаешь, характер каждой партии отличается?»

Ученица: «Да».

Педагог: «Давай представим, что это разные персонажи, картины, явления. Как по-твоему, можем ли мы сказать, что образы этой сонатины похожи на образы сказки Андерсена “Русалочка”? Ты знаешь эту сказку? Там есть грустная Русалочка, смелый принц, бурное море. Давай я поиграю музыку первого раздела Сонатины, а ты скажешь, какие образы больше подходят каждой партии» (играет).

Ученица (совместно с педагогом) определяют: «Главная партия – грустная Русалочка. Музыка напевная, похожа на ариозо, грустная. Побочная партия – Принц. Партия маршеобразная, смелая. Заключительная партия – стремительная, похоже на бурный ветер и волны».

Педагог зачитывает фрагменты из сказки (слайды 9-10): «Часто вечером и утром приплывала Русалочка к тому месту, где оставила принца, видела, как созрели и были сорваны в садах плоды, как стаял снег на высоких горах, но принца больше не видала и возвращалась домой  с каждым разом все печальнее и печальнее» (Главная партия).  «Начиналась буря! Матросы принялись убирать паруса; огромный корабль страшно качало, а ветер так и мчал его по бушующим волнам; вокруг корабля вставали высокие водяные горы, грозившие сомкнуться над мачтами корабля, но он нырял между водяными стенами, как лебедь, и снова взлетал на гребень волн» (Заключительная партия).

 Педагог: «А что же происходит во втором разделе Сонатины? Ее форма отличается от традиционной формы сонатного аллегро – измененная Главная партия играет роль разработки, а Побочная и Заключительная партия, которые звучат в основной тональности ля-минор – это реприза. Форма обычного сонатного аллегро сокращается, упрощается» (схема слайда 11).

Педагог: «Давай послушаем, как звучит второй раздел Сонатины» (слушание фрагмента видео с параллельным отслеживанием по нотам). «Главная партия звучит в других тональностях (ре-минор). Побочная и Заключительная партия, которые в экспозиции звучали в мажоре, здесь звучат в миноре. Есть еще кода, которая звучит по-особому» (слайды 12-13).

4. Пианистическая работа над текстом экспозиции Сонатины (25 мин.) (Мелодическая работа – слайды 14-15, работа над аккомпанементом – слайд 16, ритмическая работа – слайды 17-18, преодоление технических сложностей – слайд 19).    

Педагог: «Главная партия у нас – ариозо Русалочки. Скажи мне, как мы играем мелодию, какие в нотах указаны штрихи и оттенки?»

Ученица: «Мелодию играем напевно, плавно. Штрих – легато, начинается пиано, есть крещендо и диминуэндо».

Педагог: «Исполни мелодию Главной партии правой рукой» (ученица играет).

Педагог: «Можно сказать, что мелодическая линия состоит из разных интервалов? Какие здесь мелодические интервалы?»

Ученица: «Секунды, терции, кварты, квинты».

Педагог: «Надо услышать, что они звучат по-разному: секунды близко, жалобно, кварты и квинты – далеко, но со связью между звуками» (показывает).

Педагог: «Давай сыграем мелодию выразительно, с пением. Также выразительно играем-пропеваем украшения» (играют).

Педагог: «А какой у нас образ этой партии?».

Ученица: «Грустная Русалочка».

Педагог: «Давай сыграем выразительно, в характере» (играют).

Педагог: «Обрати внимание, в мелодии сочетаются длинные и короткие длительности. Длинные ноты надо обязательно прослушивать. Давай сначала услышим пульс внутри длинных нот» (играют, проговаривая пульс восьмыми нотами на “та-та”). А теперь сделаем мысленное крещендо внутри нот (играют и поют с крещендо). А как ты думаешь – короткие ноты после длинной надо играть громче или тише?»

Ученица: «Тише».

Педагог (показывает прием): «Чтобы это легко получилось, дослушиваем длинную ноту и в самом ее конце делаем “выдох” локтем (сбрасываем напряжение, локоть уходит в сторону 5-го пальца и вверх), короткие ноты потом играются облегченно, только пальчиками» (играют).

Педагог: «Когда мелодию играешь целиком, ее надо “выстроить”, найти опорные точки. Давай определим, какие построения образуют Главную партию, где ее “опорные точки” (играют, определяют – два предложения из нескольких мотивов, опорные точки в конце фраз, главная кульминация – в конце партии, обозначение сфорцандо).

Педагог: «Главная партия строится по волнообразному принципу, с подъемом в конце предложений. Попробуем сыграть, подводя мелодию к главным точкам, с соблюдением динамики» (играют).  

Педагог: «А как нам надо играть аккомпанемент? Тише или громче мелодии».

Ученица: «Тише».

Педагог: «Да, аккомпанемент – это то, что звучит дальше, вдали. Это как изображение на картине: на первом плане мелодия, на заднем плане – аккомпанемент. Давай посмотрим, как ты будешь работать над тем, чтобы аккомпанемент получался красиво. Исполни, пожалуйста, аккомпанемент основными звуками. Так получается основа, “скелет” аккомпанемента» (показывает – играет аккомпанемент тре[звучными аккордами без полутоновых предъемов). «Отличаются ли эти аккорды по окраске? Какой из них самый напряженный? Где разрешение?» (ученица по-очереди отвечает на вопросы).

Педагог: «Дома ты попробуешь играть мелодию в сочетании с упрощенным вариантом (“скелетом”») аккомпанемента, а также попробуешь медленно играть обе партии, играя правую громче, а левую тише».

Педагог: «Мы поработали над Главной партией. Какие сложности встретились тебе в Побочной партии?».

Ученица: «Ритм – здесь есть триоли, они не получаются».

Педагог: «Переход от четного деления долей к нечетным надо делать отчетливо, но гибко. Я покажу упражнения, которое надо будет делать:  

1) в размере 4/4 по гамме До-мажор вверх играем один такт дуолями (восьмые), один такт триолями, один такт квартолями (шестнадцатые). Вниз играем – в обратном порядке. Сохраняем пульсацию четвертями» (показывает, повторяют 2-3 раза с ученицей);  

2) игра на крышке инструмента (правая рука), пульс четвертями отсчитывается или отбивается левой рукой» (повторяют 2-3 раза на небольшом фрагменте Побочной партии)».

Педагог: «Вспомни, как мы раньше учили технически сложные места».

Ученица: «Громко. Также с изменением ритма».

Педагог: «Давай поучим пассажи Заключительной партии “вариантами”:

1) 4 длинные + 4 короткие ноты и наоборот;

2) разными штрихами: на легкое стаккато (piano), на легато (forte и piano)» (играют упражнения).

Педагог: «Для того чтобы было удобно играть длинные пассажи, их надо поделить на короткие, простейшие. Я играю правую руку в Заключительной партии – ты показываешь, где заканчиваются мотивы» (вместе определяют мотивы и отмечают их в нотах карандашом).

Педагог: «Когда будешь дома учить эти пассажи, обрати внимание на их мотивное строение, на удобство игры».

5. Рефлексия (3 мин.).

Педагог: «Итак, мы сегодня узнали много нового. Что тебе запомнилось из сегодняшнего урока больше всего? С героями какой сказки мы сравниваем образы Сонатины? Сколько партий в нашей Сонатине? Как ты будешь работать над мелодией? Над аккомпанементом? Какие ритмические упражнения будешь играть?» (Вопросы задаются по одному, ученица отвечает).

6. Домашнее задание (3 мин.).

  1. найти аналогии характеру и настроению Главной, Побочной, Заключительной партии, Коды 1-й части Сонатины ор. 88 № 3 ля-минор с помощью «Словаря эстетических эмоций» В.Г. Ражникова. Как меняется характер тем во втором разделе Сонатины?
  2. поработать над мелодией и аккомпанементом в Главной партии (пение, выделение опорных точек, игра «скелета» аккомпанемента);
  3. делать упражнение на сочетание дуолей, триолей, квартолей по гамме До-мажор;
  4. технически проработать мелкие длительности (шестнадцатые) в Побочной и Заключительной партиях;  
  5. выучить партию экспозиции правой руки наизусть.

Педагог: «Спасибо за внимание, наш урок закончен».


Список литературы

  1. Кулау Ф. Сонатина ор. 88 № 3 ля-минор (ноты, аудиозаписи) / http://classic-online.ru/ru/production/46673
  2. Коган Г.М. Работа пианиста. – М.: Музгиз, 1963. – 200 с.
  3. Ражников В.Г. Словарь эстетических эмоций / http://www.domraland.narod.ru/library/slovar.pdf.
  4. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика-XXI, 2004. – 192 с.
  5. Способин И.В. Музыкальная форма. – М.: Музыка, 2007. – 400 с.
  6. Уроки Гольденвейзера / Сост. С. Грохотов. – М.: Классика-XXI, 2000. – 248 с.
  7. Хвостиков М. Неизвестный Фридрих Кулау: к 225-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь. – 2011. – № 7-8. – С. 82-84.
  8. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.
  9. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-XXI, 2009. – 176 с.