Развитие музыкальных способностей в начальном периоде обучения аккордеониста

Яценко Наталья Владимировна

Первые уроки с начанающими. Воспитание чувстваритма, понятие относительности высоты звука, знакомство с ладом и интервалами, посадка и поставновка рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкальных способностей в начальном периоде обучения аккордеониста».

Начальное обучение – едва ли не самый трудный этап в работе педагога. Это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. Часто музыкальная школа бывает первой, педагог музыки – первый педагог, с которым он общается. Первая встреча самый подходящий момент для установления душевной близости. Занятия могут быть плодотворны только при доверии и уважении к педагогу.

Уроки нельзя начинать с обучения «ремеслу». На практике часто бывает иначе, в этот период легче всего «упустить» ученика.

Огромное значение в процессе  начального обучения имеет организация урока. Задача педагога выстроить урок так, чтобы учёба была в радость, не приносила отрицательных эмоций и неудач в непростой работе. Частая смена заданий, чередование трудных и лёгких, живость урока, внимание к поведению ученика, реакция на возможную утомляемость – это необходимые условия к уроку. Давая новое задание нужно убедиться, что освоен предыдущий материал.

На первых уроках происходит знакомство ученика с музыкальными жанрами: маршем, танцем, песней. Музыка, предназначенная для прослушивания должна быть разнообразна по характеру, стилю, можно использовать переложения отрывков из опер, балетов, музыку современных композиторов.

Воспитание чувства ритма у ученика следует вести от музыки, а не от объяснения длительностей, значения такта, сильной доли. Ученик сначала учиться маршировать под музыку, улавливая изменение темпа, танцевать в такт. Полезны образные ассоциации: целая нота – шаг медленный ( так ходит старик); половинная – несколько живее ( так ходит пожилой человек); четвертные – бодрый шаг ( так маршируют школьники); восьмые – ускоренные движения ( так бегут дошколята).

Осознание понятия относительной высоты звука « выше»- «ниже». Сначала определяется звук высокий и низкий на большом расстоянии, затем нужно постепенно это расстояние уменьшать до малой секунды, при этом приучать ученика определять высоту через темброво-регистровую окраску звука (« это говорит дедушка», « это папа», « это мама», «это ты») или это похоже на звук контрабаса, виолончели или скрипки.

Знакомство с интервалами. Развивая навык распознания интервалов, педагогу нужно направлять внимание  учащегося на окраску каждого интервала, начиная с резко отличных, секунда и октава, и, лишь после этого нужно переходить к пению интервалов.  Учить отличать интервалы можно применяя метод  пения начала мелодии знакомых песен ( «В лесу родилась ёлочка» , гимн России и т.д).

Знакомство с ладом. Звучание мажора и минора легче усваивается в сравнении. Полезна конкретная образность, сыграть одну и ту же  знакомую песенку в мажоре и миноре. Следующим этапом усвоения является определение лада исполняемой пьесы, каков он, есть ли переход от мажора к минору и наоборот.

Подбор по слуху может быть очень интересен для учащегося на начальном этапе обучения. В начале, ученик подбирает не всю мелодию, а лишь пропущенные педагогом отдельные звуки или тонику. Подбирать нужно короткие песни. Следующим этапом формирования слуховых навыков это гармонизация мелодий. Можно начать с басовых ходов: Т-Д или Т-S-Д, впоследствии даются квинты и трезвучия. Техника подбора по слуху будет совершенствоваться из года в год, но на начальном этапе обучения такая работа повышает интерес к занятиям.

Освоение музыкальной грамоты. Личная практика показывает, что объяснять ноты лучше всего в соответствии со строением клавиатуры фортепиано. Сначала учащийся осваивает принцип местоположения на линейках и между линейками. Оправдывает себя и система двух нотоносцев и между ними нота «До», по которой можно сразу дать объяснение и скрипичного и басового ключа.

Постановка рук начинается с извлечения одного звука и последующей игры на нон легато. Следует  принуждать ученика, погрузив палец в клавишу, дослушивать звук. Ещё больше обостряет внимание ученика приём легато, ученик должен согласовывать силу второго звука с моментом затухания первого. Уже на первых уроках следует научить ребёнка слушать до конца затухающий звук и «вести» его кончиком пальца, пока он длится. При переносе руки на другую клавишу обучающийся должен переносит не только руку, но и как бы нести звук. Складывается непрерывный процесс, состоящий из дослушивания и переноса. Живая рука и живые активные пальцы – это необходимое условие в работе над постановкой.

Работа над звуком. Педагог должен постоянно контролировать процесс звукоизвлечения. Научить ребёнка не ставить палец и руку на клавиатуру, а брать, извлекать звук, не выжидать и держать клавишу, а слушать и вести звук, не поднимать руку, а брать дыхание. Если ухо не слышит звук до конца, то пальцы становятся пассивными, рука расслабляется, и, каждый следующий звук мелодии не выливается из предыдущего, а берётся заново. Развитие звука происходит не только за счёт ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление звука, затем кульминацию и ослабление звука

Ведение меха. Аккордеон один из немногих музыкальных инструментов, который умеет подражать вокалу. У него есть своеобразный дыхательный аппарат – мех. Длительность, динамика, характер звучания управляется посредством меха. Начинать осваивать приёмы звукоизвлечения нужно с упражнений, которые учат правильно работать мехом. У каждого такого упражнения должен быть свой характер ( ветерок и ветер; дождик и самолёт на взлёте и т.д.).

Знакомство с динамическими оттенками  f ,p, крещендо и диминуэндо не должно носить формальный характер. Если  f  стоит в разных по характеру пьесах, то и исполнение его не должно быть одинаковым.

Знакомство со штрихами, без них, как и без динамических оттенков невозможно раскрыть содержание пьесы. При работе над пьесами педагог обязан знакомить ученика с различными вариантами исполнения, а ученик должен сам выбрать правильный вариант исполнения и определить, почему остальные варианты искажали смысл. Штрихи помогают раскрыть содержание, создать правильный образ.

Знакомство с фразировкой. Необходимо объяснить ученику, что отдельные звуки составляют мотив, который переходит в фразу, а фраза в предложение. Необходимо научить ребёнка понимать структуру музыкальной фразы, определять кульминацию, динамические оттенки, подбирать штрихи и приёмы игры.

Чтение с листа. Как только ученик освоит музыкальную грамоту, он должен на каждом уроке получать задание по чтению с листа. Процесс этот можно условно определить « услышал, увидел, сыграл». Начинать  такую работу нужно с усвоения небольшого отрезка диатонического звукоряда от трёх до пяти нот.

Игра в ансамбле  очень повышает интерес ребёнка к занятиям, существуют ряд ансамблевых пьес, в которых ученик играет всего лишь одну ноту. Они рекомендуются ученикам, проходящим «донотный период». Педагогу нужно как можно раньше научить детей слышать и чувствовать паузу.

Все перечисленные навыки в большей или меньшей степени ученик осваивает в первом полугодии первого года обучения, однако для интенсивности развития маленького аккордеониста необходимы следующие условия.

Организация урока.  На начальном этапе обучения 2 академических часа на двух учащихся можно разделить 0,5 часа с одним, 1 час совместно и 0.5 часа с другим. Это увеличит время на слушание музыки, определение интервалов, игру в ансамбле. Полезно давать несколько одинаковых пьес разным учащимся. Слушая друг друга, обучающиеся анализируют игру другого, определяют плюсы и минусы исполнения, ошибки, которые они фиксируют, являются предостережением для собственного исполнения. Рекомендуется играть в разных вариантах, обучающиеся должны определить приемлемость данного исполнения.

Поощрения. Педагог, прослушав исполнение ученика, не должен сразу говорить о недостатках. Если видно, что ученик старался, необходимо подчеркнуть, а иногда и преувеличить достоинства его исполнения. Доброжелательностью и лаской можно добиться большего успеха. Обучающийся должен чувствовать, что он чего-то добился и может добиться ещё большего. Оценка исполнения должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень. Ребёнок никогда не должен чувствовать, что у него ничего не получается, а должен чувствовать радость от завоёванной им высоты.

Подбор репертуара. При выборе репертуара необходимо учитывать не только технические или музыкальные задачи, но и черты характера ребёнка: его интеллект, артистизм, темперамент. Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и технических возможностей. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. Репертуар нужно подбирать разнообразный, чтобы поддерживать интерес к музыке.

Воспитательная работа в классе. Обучение ребёнка музыке есть часть общего воспитания. Этому способствуют такие формы работы как посещение концертов, театров, музыкальных вечеров, обсуждение видео номеров различных исполнителей в интернете, встречи с выпускниками. Всё это повышает интерес к занятиям, расширяет кругозор, воспитывает эстетический вкус.

Обучение игре на аккордеоне само по себе довольно сложный процесс, требующий от ребёнка внимания, мышления, определённых знаний. А начальный период обучения особенно важен для дальнейшего развития ученика. Педагог должен  учитывать индивидуальные особенности обучающегося, правильно дозировать нагрузку на уроке, не следует торопить педагогический процесс, создавать на уроке атмосферу взаимной творческой деятельности. Главной задачей педагога заключается в том, чтобы не пропустить признаки одарённости, создать развивающую среду  для детей со средними музыкальными данными, пробудить устойчивый интерес и любовь к музыке.

Список литературы:

  1. Акимов Ю. Некоторые  проблемы теории исполнительства на баяне. М. 1980.
  2. Алексеев А. Воспитание музыканта- исполнителя. М. 1980.
  3. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М. 1986.
  4. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М .1979.
  5. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей. М. 1962.
  6. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.1985.
  7. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слёз. С-Пб.1996.