Образовательная программа "Оркестровый класс" 2016 сост. Корнишин И.В.

Корнишин Игорь Владимирович

Здесь  можно  увидеть  как  изменялись некоторые   мои  рабочие образовательные программы  на  протяжении последних 5 лет.  Изменения  в  основном  касались   более  требований  оформления, нежели сторон целеполагания,  творческой  и дидактической.  хотя  изменения  коснулись  и  их  . Пользуясь  случаем  благодарю  помогавших  мне методистов  и,  в  частности, благодарю  М.А.Королькову за  помощь  в  осуществлении всех  своевременных правок.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op_16_orkestrovyy_klass_dmsh.docx64.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение дополнительного образования

«Детская школа им. В.В. Андреева»

Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа

в области музыкального искусства

«Струнные инструменты», «Инструменты  эстрадного  оркестра»

ОРКЕСТРОВЫЙ КЛАСС 

для учащихся 5 – 8 (9) классов

Предметная область ПО.01 Музыкальное исполнительство

Программа по учебному предмету В.01.УП.02

музыкальных отделений Детских школ искусств

детских музыкальных школ

Составитель – Корнишин Игорь Владимирович

Преподаватель высшей категории, член Ассоциации руководителей камерных и симфонических оркестров России (АСКОР), концертмейстер высшей квалификационной категории

Нефтеюганск  2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на основании федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Струнные инструменты», « Инструменты эстрадного оркестра» а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) «Оркестровый класс», рекомендованной к использованию Министерством культуры СССР в 1990 году. 

Программа разработана на основе нормативных документов:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция  развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р);      
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008;
  4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  5. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до 2020 года, ( одобрена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14 ноября 2008  г. № 491-рп);
  6. Концепция развития  дополнительного  образования  до 2020г. ( Распоряжение Правительства РФ 04.09. 2014 г. № 1726-р);
  7.   Федеральные государственные требования  к  минимуму  содержания  структуре  и  условиям реализации  дополнительной  предпрофессиональной  программы  в  области  музыкального  искусства «Инструменты  эстрадного оркестра»  и  сроку  обучения  по этой  программе. (Утверждены Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09.08.2012 г. No 854);
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Оркестровый класс - учебный предмет, который может входить в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

Создание оркестровых коллективов должно быть первоочередной задачей образовательного учреждения. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ.

В работу оркестрового класса необходимо вовлекать учащихся, обучающихся на различных оркестровых инструментах.

Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Необходимо стремиться к пропорциональному соотношению всех групп оркестра. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестровых коллективов в школе.

Сроки реализации учебного предмета

По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов, наиболее подготовленные учащиеся 4 класса.

По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов, наиболее подготовленные учащиеся 2 класса.

Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.

Объем учебной нагрузки и ее распределение

Предлагаемая недельная нагрузка по предмету «Оркестровый класс» -2-3 часа в неделю, в соответствии с учебным планом музыкальной школы.

Музыкальная школа  определяет время, необходимое для планомерной и целенаправленной работы оркестрового класса. Эти часы могут быть использованы как на занятия по группам (в мелкогрупповой или групповой форме), так и на сводные занятия (консультации). Кроме того, на сводные занятия оркестра учебные планы могут предусматривать дополнительно 1-2 часа в месяц (из количества часов, предусмотренных ФГТ на консультации). 

Объем учебного времени, предусмотренный Учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Оркестровый класс»: 2 академических часа  в неделю для каждой  учебной смены, а  также   для  проведения сводных репетиций по отдельному графику - 0,5 часа  в  учебную неделю.

Формы проведения учебных аудиторных занятий:

 - Групповая  форма аудиторных занятий: состав группы - от 10 человек. Рекомендуемая продолжительность урока – от 30 до 45 минут.   Групповая форма занятий - сводные репетиции и концертные выступления.

-  Мелкогрупповая (для учебного предмета «Оркестровый класс», согласно ФГТ – от 2-х человек), рекомендуемая продолжительность урока – от 30 до 45 минут. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю эффективно координировать взаимодействие учащихся при работе над оркестровым исполнением, учитывая

музыкальные возможности, способности, эмоционально-психологические особенности.

 Цели и задачи учебного предмета «Оркестровый класс»:

Общая целевая ориентация программы должна учитывать развитие ребенка, его творческого потенциала на основе приобретения определённых знаний, умений, навыков. На протяжении всего периода обучения необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учеников, которые учатся в музыкальной школе, и определить основные направления работы с этими учащимися.

 Стратегия целеполагания,   как  для  коллектива учащихся ,   так и - для  каждого участника оркестровой группы  должна учитывать направленность  системной деятельности учащихся   на  достижение ими личностных, предметных и  метапредметных результатов и формирование  преподавателем у учащихся универсальных учебных  действий, в том числе навыков  работы  с  информацией,  со знаковыми  системам  и т д. , а так же  особенно важен воспитательный аспект работы преподавателя, в части формирования общих и профессиональных компетенций у учащихся.

Цели:

- создание условий для художественного образования, эстетического

воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- развитие, в соответствии с необходимым по программным требованиям, уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями музыкально-творческих способностей учащегося, основанных на приобретенных им знаниях, умениях и навыках, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять в составе оркестрового коллектива произведения различных жанров и форм в соответствии с программными требованиями;

- выявление наиболее одаренных детей в области  музыкального исполнительства на инструменте и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств;

- воспитание культуры оркестрового музицирования;

- приобретение учениками опыта творческой деятельности;

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира.

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному

творчеству;

-освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства в составе оркестра;

-  овладение основными исполнительскими навыками игры на инструменте , позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения в составе оркестрового коллектива  в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

- понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;

- аккомпанирование хору, солистам;

- умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение;

- формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения.

Обоснование структуры программы учебного предмета «Оркестровый класс»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учениками.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Необходимым условием для достижения поставленной цели и реализации задач

предмета, является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке

доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. Для передачи знаний ученикам используются следующие методы обучения:

-словесный (рассказ, беседа, объяснение);

-наглядный (наблюдение, демонстрация, показ, иллюстрация, лекция-концерт, презентация, работа с учебником);

-практический (упражнения воспроизводящие и творческие);

-формирования учебных умений и накопления опыта учебной деятельности

– упражнения, поисковая работа в решении проблемных ситуаций, активизация логического

мышления, основанная на использовании различных аналитических приемов – наводящих

вопросов, сравнений, обобщений и умозаключений;

-закрепления и повторения изученного материала –повторение, метод взаимной

проверки, анализ учебного материала;

системный метод, заключающийся в обобщении педагогом опыта своей работы

с учениками и выработке определённых принципов обучения и воспитания;

- организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта

Описание материально

-технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна

соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации учебного предмета «Оркестровый класс» должна иметься аудитория, имеющая

площадь не менее 12кв.м и звукоизоляциюи/или концертный зал, оборудованный фортепиано или роялем.

Приветствуется наличие метронома, аудио и видеозаписей, видео и звуковоспроизводящей аппаратуры.

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного

обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Оркестровый класс», на максимальную, самостоятельную нагрузку

обучающихся и аудиторные занятия:

                                                                 Таблица 1. Срок обучения 8 (9)лет

Распределение по годам обучения

класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9  

Распределение по годам обучения

32

33

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

0

0

0

2

2

2

2

2

2

Общее количество на аудиторные занятия по годам

0

0

0

66

66

66

66

66

66

Общее количество часов на аудиторные занятия

330

66

396

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

0

0

0

1

1

1

1

1

1

Общее количество на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

0

0

0

33

33

33

33

33

33

Общее количество на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

165

33

198

Максимальное количество часов  занятий в неделю

0

0

0

3

3

3

3

3

3

Общее максимальное количество часов по годам

99

99

99

99

99

99

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

495

594

Таблица 2. Срок обучения 5 (6) лет

Распределение по годам обучения

класс

1

2

3

4

5

6

Распределение по годам обучения

32

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

0

2

2

2

2

2

Общее количество на аудиторные занятия по годам

0

66

66

66

66

66

Общее количество часов на аудиторные занятия

264

66

330

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

0

1

1

1

1

1

Общее количество на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

0

33

33

33

33

33

Общее количество на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

132

33

165

Максимальное количество часов  занятий в неделю

0

3

3

3

3

3

Общее максимальное количество часов по годам

0

99

99

99

99

99

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

396

99

495

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам.

Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, необходимый для освоения учебного материала.

Виды внеаудиторной работы:

-  самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

-  подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

-  подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

-  посещение учреждений культуры (филармоний,театров,концертныхзалов, музеев и др.);

-  участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы

выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих

музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах

профессиональных учебных заведений.

2. Годовые требования по классам

На протяжении всех лет курса «Оркестровый класс» обучающиеся осваивают основные навыки оркестровой игры на музыкальном инструменте.

Срок обучения –8 (9) лет

Четвертый класс (1 год)

 Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации:   14 часов в год

 

1. Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на развитие интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового исполнения.

2. Основы музыкальной терминологии. Знание музыкальных терминов ориентирование на выразительное исполнение произведения посредством многообразия музыкальной терминологии.

3.Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные правила оркестрового исполнительства. Интонирование звука. Исполнение произведений технического

содержания, произведения полифонического склада и крупной формы.

4. Формирование исполнительских навыков. Передача характера исполняемого   произведения. Демонстрация технических навыков.

Пятый класс (2 год)

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1. Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на развитие интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового исполнения.

2. Основы музыкальной терминологии. Расширение знаний музыкальной терминологии.

3.Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные правила оркестрового исполнительства. Работа над скоростью исполнения произведений с быстрым темпом.

4. Развитие исполнительских навыков. Работа над выдержкой и волнением во время исполнения произведений.

Шестой класс (3 год)

Аудиторные занятия 2часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1.Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на развитие интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового исполнения.

2. Основы музыкальной терминологии. Расширение знаний музыкальной терминологии.

3.Формирование основных навыков игры в оркестре.

Основные правила оркестрового исполнительства. Работа над скоростью исполнения произведений с быстрым темпом. Крупные произведения полифонического склада. Произведения крупной формы.

4. Развитие исполнительских навыков. Работа над выдержкой и волнением во время исполнения произведений.

Седьмой класс (4 год)

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1. Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на совершенствование интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового исполнения.

2. Музыкальная терминология. Знания музыкальной терминологии свободного темпового и эмоционального содержания.

3.Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные правила

Оркестрового исполнительства. Работа над скоростью исполнения произведений с быстрым темпом. Произведения большого музыкального объема, требующие особой выдержки.

Восьмой класс (5 год)

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1. Развитие технических навыков.  Выполнение упражнений, направленных на

совершенствование интонационной, динамической и ритмической точности

оркестрового исполнения.

2. Музыкальная терминология. Знания музыкальной терминологии свободного темпового и эмоционального содержания.

3.Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные правила оркестрового

исполнительства. Работа над скоростью исполнения произведений с быстрым темпом. Произведения большого музыкального объема, требующие особой выдержки.

Девятый класс (6 год)

Аудиторные занятия 2часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1. Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на совершенствование интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового исполнения.

2. Музыкальная терминология. Знания музыкальной терминологии свободного темпового и эмоционального содержания.

3.Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные  правила оркестрового

исполнительства. Работа над скоростью исполнения  произведений с быстрым темпом. Произведения большого музыкального объема, требующие особой выдержки.

Срок обучения 5 (6) лет

Второй класс (1 год)

Аудиторные занятия 2часав неделю

Консультации: 14 часов в год

1. Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на формирование интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового исполнения.

2. Основы музыкальной терминологии. Музыкальные термины: обозначение основных темпов в музыке на итальянском языке: allegro, moderato, largo, non troppo. Тон, полутон – основа темперированного строя. Основные жанры произведений их особенности: вариации, этюд, пьеса, жанровые сценки и танцы.

3.Формирование основных навыков игры в оркестре.

Основные правила оркестрового исполнительства. Исполнение произведений с динамическими оттенками. Подбор произведений на слух. Основы интонирования звука. Исполнение разно-жанровых и темповых произведений.

4. Формирование исполнительских навыков. Культура исполнительства музыкальных произведений, правила очередности жанровых произведений. Этические нормы поведения во время исполнения произведений и после.

Третий класс (2 год)

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1.   Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на

развитие интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового исполнения.

2.  Основы музыкальной терминологии. Музыкальные термины, обозначающие

темповое и эмоциональное содержание произведения. Основные жанры произведений их

особенности: вариации, этюд, пьеса, жанровые сценки и танцы, полифония, произведения

крупной формы.

3. Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные правила оркестрового исполнительства. Исполнение произведений с динамическими оттенками. Звуковедение. Интонирование звука. Исполнение произведений технического содержания, произведения полифонического склада и крупной формы.

4. Формирование исполнительских навыков. 

Культура исполнительства музыкальных произведений, правила очередности жанровых произведений.

Четвертый класс (3 год)

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1. Вводное занятие: Знакомство с устройством инструмента.

2. Основы музыкальной грамоты. Особенности расположения и счета пальцев рук.

Название нот, их написание и расположение на нотном стане. Обозначение главных приемов игры на инструменте в нотах. Динамические оттенки. Длительности нот. Музыкальный размер. Музыкальный счет.

3.   Формирование основных навыков игры в оркестре. Становление правильной посадки. Умение слушать партнера. Основные правила дуэтного исполнительства.

4.   Формирование исполнительских навыков. Культура исполнительства музыкальных произведений, правила очередности жанровых произведений. Этические

нормы поведения во время исполнения произведений и после.

Пятый класс(4 год)

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1.  Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на совершенствование интонационной, динамической и ритмической точности оркестрового

исполнения.

2.  Музыкальная терминология. Знания музыкальной терминологии свободного темпового и эмоционального содержания.

3.  Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные правила оркестрового

исполнительства. Работа над скоростью исполнения произведений с быстрым темпом. Произведения большого музыкального объема, требующие особой выдержки.

Шестой класс  (5 год)

Аудиторные занятия 2 часа в неделю

Консультации: 14 часов в год

1.  Развитие технических навыков. Выполнение упражнений, направленных на

совершенствование интонационной, динамической и ритмической точности

оркестрового исполнения.

2.  Музыкальная терминология. Знания музыкальной терминологии свободного темпового и эмоционального содержания.

3.  Формирование основных навыков игры в оркестре. Основные правила оркестрового исполнительства. Работа над скоростью исполнения произведений с быстрым темпом. Произведения большого музыкального объема, требующие особой  сценической выдержки.

II. Требования к уровню подготовки обучающихся

За время обучения в оркестровом классе у учащихся должен быть сформирован комплекс компетенций, знаний ,умений и навыков, необходимых для совместного музицирования, а именно:

 - исполнение партии в оркестровом коллективе в соответствии с замыслом композитора и требованиями дирижера; чтение нот с листа;

- понимание музыки, исполняемой оркестром в целом и отдельными группами; умение слышать тему, подголоски, сопровождение;

- аккомпанирование солистам;

- умение грамотно проанализировать исполняемое оркестровое произведение.

 Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Оркестровый класс», а также возможность достаточно индивидуального подхода к каждому ученику. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности ученика и приобретения учеником  художественно-исполнительских знаний, умений, навыков и компетенций.

Реализация программы обеспечивает:

-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,самостоятельному музыкальному исполнительству;

-сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества -оркестрового исполнительства, позволяющий демонстрировать в оркестровойигре единст

во исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;

-знание оркестрового репертуара ( как музыкальных произведений, созданных для различных составов, так и переложений симфонических, циклических -сонат, сюит, оркестровых, органных и других произведений) различных отечественных и зарубежных композиторов;

-знание основных направлений оркестровой музыки – отечественной  и зарубежной;

-навыки по решению музыкально-исполнительских задач оркестрового исполнительства, обусловленные художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля музыкального произведения.

-знание профессиональной терминологии;

-навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения музыкального произведения;

-навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности,

выполнению анализа исполняемых произведений, владения

различными видами техники исполнительства, использования художественно

оправданных технических приемов;

-наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике

разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими

трудностями.

Знания и умения, полученные учащимися в оркестровом классе, необходимы выпускникам впоследствии для участия в различных непрофессиональных творческих музыкальных коллективах, а также для дальнейших занятий в оркестровых классах профессиональных учебных заведений.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Основными видами контроля успеваемости являются:

-промежуточная аттестация

-итоговая аттестация.

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Промежуточная аттестация.

В конце первого и второго полугодия учебного

года руководитель оркестрового класса выставляет учащимся оценки, учитывая работу

учащегося в течение полугодия.

При оценивании учитывается:

-  общее развитие ученика,

-  отношение ученика к занятиям,

-  успехи в освоении навыков оркестровой игры, его старания и прилежность, соблюдение оркестровой дисциплины;

-  качество выполнения предложенных заданий;

-  его активность, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и

во время домашней работы.

При оценивании обязательным является методическое обсуждение,

которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на академических концертах и зачетах.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок,

который может провести преподаватель, ведущий предмет.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце

учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет

«Оркестровый класс». Экзамены проводятся за пределами аудиторных учебных занятий, то

есть по окончании проведения учебных занятий в учебном году, в рамках промежуточной

(экзаменационной) аттестации. Итоговая аттестация (выпускной экзамен) определяет уровень и качество владения полным комплексом музыкальных, технических и художественных

задач в рамках представленной оркестровой программы.

 Критерии оценки

Для  оценивания  успеваемости  учащегося  руководителем  используются  четыре критерия.

1. Основы исполнительской техники:

-  качество звукоизвлечения

-  качество и тембр звука;

-  звуковедение;

-  динамический диапазон;

-  артикуляция;

-  техническая оснащённость.

2. Интерпретация

музыкального произведения:

-грамотное исполнение текста;

-соответствие форме, стилю, темпу, метроритму;

-ясная фразировка.

3. Программа:

- соответствие уровню;

- фактор сложности;

- разнообразие программы.

4. Общее впечатление:

- музыкальная выразительность;

- артистичность.

 Отметка 5 («отлично»)

совокупное наличие трех критериев оценки в полном объеме и

элементов четвертого критерия при чтении с листа;

 Отметка 4 («хорошо»)

совокупное наличие двух критериев оценки в полном объеме

и элементов третьего и четвертого критериев;

Отметка 3 («удовлетворительно»)

наличие одного критерия оценки в полном объеме и

элементов второго, третьего и четвертого критериев;

 Отметка 2 («неудовлетворительно»)

отсутствие двух критериев в полном объеме и

отсутствие большинства элементов второго, третьего

и четвертого критериев при чтении с листа;

 Отметка «зачет» (без оценки)

наличие большинства элементов всех четырех критериев на

достаточном уровне для данного этапа обучения при чтении с

листа. С

огласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В

зависимости от сложившихся традиций того или иной учебной организации и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

-  оценка годовой работы ученика; оценка на

-  академическом концерте, зачете или экзамене;

-  другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.

Выступление оркестра рассматривается как вид промежуточной аттестации.

Оценки выставляются в  конце первого и второго полугодия учебного года руководителем  оркестрового класса. При этом учитывается общее развитие ученика, его активность и успехи в освоении навыков оркестровой игры, соблюдение оркестровой дисциплины.

III. Методические рекомендации преподавателям

  1. В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному

и учитывать индивидуальные особенности учеников: физические данные, уровень развития музыкальных способностей. Необходимым условием для успешного обучения оркестровому исполнительству является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки рук, губ, корпуса, исполнительского дыхания.

Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т.д.) способствует систематическая работа над упражнениями, при освоении которых,

рекомендуется применение различных вариантов - штриховых, динамических, ритмических и т. д.

Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой-важнейшими средствами музыкальной выразительности - должна последовательно

проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

При работе над техникой необходимо давать четкие задания и регулярно контролировать их выполнение. В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для различных составов оркестра.

Рекомендуются переложения фортепианных сочинений, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности

 струнных, духовых и ударных инструментов.

В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Работа руководителя оркестрового класса распределяется по следующим этапам:

изучение произведений по партитуре и подготовка к работе с оркестром (в частности,

подготовка партий), проведение учебных занятий по группам, сводных занятий, а также репетиций и концертов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм. Руководитель оркестрового класса может по своему усмотрению выбирать и пополнять репертуарный список произведениями разных изданий, соответствующими музыкально-исполнительским возможностям учащихся, обрабатывать и делать переложения произведений для того состава оркестра, который имеется в школе.

Целесообразно участие в детском оркестре педагогов оркестрового отдела -это способствует более успешной работе. Пример совместного музицирования педагогов и учащихся поднимает уровень исполнительства, ведет к лучшему взаимопониманипедагогов и учеников.

В школьном оркестре желательно участие пианиста-концертмейстера, особенно в тех оркестрах, где отсутствует контрабасовая группа. Фортепиано уплотняет звучность оркестра, создает интонационно чистую основу произведения, помогая учащимся в овладении интонацией. По усмотрению педагога могут использоваться клавишные электронные инструменты. В зависимости от качества инструмента им можно заменять или дополнять различные группы инструментовдля более полного глубокого звучания.

В течение года руководитель оркестрового класса должен подготовить с коллективом 2-6 разнохарактерных произведений, которые рекомендуется исполнять в различных концертах.

В целях более продуктивной работы и подготовки большего количества произведений целесообразна организация разучивания оркестровых партий с помощью педагогов оркестрового отдела.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

  1.  Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими.
  2.  Периодичность занятий: два-три раза в неделю

  1. Количество часов самостоятельных занятий в неделю: от часа додвух

Объем самостоятельной работы определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания с учетом параллельного освоения детьми программы основного общего образования, а также с учетом сложившихся педагогических традиций вучебном заведении и методической целесообразности.

  1. Ученик должен быть физически здоров. Занятия при повышенной температуре опасны для здоровья и не целесообразны,так как результат занятий всегда будет отрицательным.
  2. Индивидуальная домашняя работа может проходить в несколькоприемов и

должна строиться в соответствии с рекомендациями преподавателя по учебному  предмету

«Оркестровый класс. Ученик должен уйти с урока с ясным представлением, над чем ему работать дома.

Содержанием домашних заданий могут быть:

-    упражнения для развития звука (выдержанные ноты);

-    работа над развитием техники (упражнения);

-    работа над художественным материалом (оркестровые партии и соло).

6.  Периодическиследуетпроводить уроки, контролирующие ход домашней работы учеников.

7.  Для успешной реализации программы «Оркестровый класс»

ученик должен быть обеспечен доступом к библиотечным фондам, а также аудио- и видеотекам , сформированным по программам учебных предметов.

Работа оркестрового класса в течение учебного года ведется по заранее намеченному плану. В плане указывается репертуар для изучения на текущий год, определяется примерное количество выступлений оркестра. При этом учитываются возможности учеников, подготовленность к занятиям в оркестре учащихся разных классов. Неоправданное завышение программы препятствует прочному усвоению учащимися навыков оркестровой игры, ведет к перегрузке и снижает интерес к занятиям.

В репертуар оркестрового класса необходимо включать произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы различных жанров и форм. Большое воспитательное значение имеет работа над полифонией (обработка народных песен, оригинальные сочинения полифонического склада).

Основой Камерного оркестра является его струнный  состав. В качестве расширения  кругозора  учащихся,   в  качестве  технической  и  равно художественной задачи рекомендуется  ознакомительное прохождение и исполнение  всем  составом  струнной группы оркестра   произведений ансамблевой  и  в  частности  квартетной  литературы унисоном  оркестровых партий .

IV. ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Произведения для струнного оркестра

Александров А. Менуэт

Альбиони Т. Адажио

Айвазян А. Песня

Аренский А. Фуга на тему «Журавель»

Бакланова Н. Мазурка

Барток Б. Менуэт

Барток Б. Румынские  танцы.

Бах И. С. Гавот, Менуэт из сюиты №1

Паспье из сюиты №2

Ария, Гавот из сюиты №3

Бетховен Л. Гавот из сюиты № 2

Боккерини Л. Менуэт

Бонпорти Л. Шутка, Романс Соль мажор

Вивальди А. Маленькая симфония соль мажор

Вивальди А. Времена года (ознакомительно)

Симфония до мажор

Гайдн Й. Детская симфония в 3-х частях

Менуэт быка

Гедике А. Миниатюра

Гендель Г. Жига

Сарабанда

Менуэт

Глазунов А. Вальс

Гавот

Глинка М. Патриотическая песня

Оп. «Иван Сусанин» : Песня Вани,

Свадебный хор,

Славься

Глиэр Р. Гимн великому городу

Глюк Х. В. Мелодия

Григ Э. Танец Анитры

Песня Сольвейг

Каччини Дж. Аве Мария

Корелли А. Сарабанда, Жига,

Прелюдия, Алеманда

Книппер А. «Полюшко-поле»

Лядов А. Колыбельная

Моцарт В. Менуэт, Контрданс

Мусоргский М. Гопак

Слеза

Мясковский Н. Цикл «Пожелтевшие страницы»

Перселл Г. 10 пьес

Прокофьев С. «Классическая симфония» : Гавот, Марш

Раков Н. Маленькая симфония

Рамо Ж. Ригодон

Бах И. С. Концерт для скрипки  с оркестром

Беркович И. Легкий концерт для фортепиано со струнным оркестром

Вивальди А. Концерт для 2-х скрипок с оркестром

Гайдн Й. Концерт для фортепиано с оркестром

Раков Н. Пьесы для 2-х скрипок и струнного оркестра

Моцарт В. Концерт № 11 для фортепиано с оркестром

Фоглер Й. Концерт для фортепиано с оркестром I часть.

Шнитке А. Сюита в старинном стиле.

V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ НОТНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеенко Б. Симфониэтта «Пионерская».— Киев, 1983

2.  Аливердибеков Н. Октябрьские песни школьников: Кантата для детского

хора, унисона скрипачей и симфонического оркестра/ Переложение для хора, унисона скрипачей и фортепиано.- Баку, 1973

3.  Ансамбли юных скрипачей. Вып. 4-8.- М., 1979, 1981, 1985, 1987, 1988

4.  Волшебная свирель: Детские и юношеские хоры в сопровождении

ансамбля скрипок / Ред. В. Попов,— М., 1978

5. Восемь (8) пьес в легкой обработке для струнного оркестра / Ред. С.

Асламазяна, - М., 1946

6.  Габуния Н. Элегия: для камерного оркестра.- Тбилиси, 1981

7.  Гендель Г. Увертюра к опере «Родриго»: Для камерного оркестра / Под

ред. А. Готлиба и Г. Талаляна. - М., 1961

8. Глинка М. И. Отрывки из опер «Руслан и Людмила» и «Иван Сусанин» /

Переложение Н. А. Римского-Корсакова для струнного оркестра. - М., 1952

9. Глодяну Л. Сюита для камерного оркестра и детского хора.- М., 1971

10. Григ Э. Сюиты №№ 1 и 2 из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт».- М.,
1980

11.  Девять пьес / Переложения для детского струнного оркестра Д.
Лепилова.-М., 1951

12.  Кангро Раймо. Простая симфония для камерного оркестра. - Л., 1982

13.  Медынь Я. Легенда для струнного оркестра.- Рига, 1981

14.  Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 1 / Ред. М. Гозмана. - Л., 1974

15.  Музыка XVII—XVIII веков: Для струнного оркестра. Вып. 2 / Ред. Л, М, Гозмана.-Л., 1975

16.  Музыка XVIII века: Для струнного оркестра. Вып. 3 / Ред. А. Г.
Асламазова.-Л., 1973

17.  Одиннадцать пьес русских композиторов / Переложения для струнного оркестра /Под ред. С. Асламазяна.-М., 1951

18.  Педагогический репертуар ДМШ: Пьесы русских композиторов / Обр.
для струнного оркестра 3. Финкельштейна. - М., 1962

19.  Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
инструментальных пьес и концертов в сопровождении струнного орке
стра / Под ред. С. Асламазяна. - М., 1954

20.  Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Избранные
инструментальные концерты / Ред. Ю. Уткин. - М., 1956

21.  Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник
классических пьес (Бах—Гендель) / Ред. С. Асламазян. - М., 1956

22.  Педагогический репертуар оркестровых классов ДМШ: Сборник пьес
советских композиторов / Ред. Ю. Уткин. - М., 1958

23.  Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 1 / Ред. Ю.
Алиев.-Л., 1982

24.  Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 2 / Ред. Ю.
Алиев.-Л., 1983

25.  Популярные произведения для камерного оркестра. Вып. 3 / Ред. Ю.

26.  Алиев.- Л., 1984. Вып. 4- Л., 1985. Вып. 5- Л., 1987

27.  Произведения для камерного оркестра / Ред. С, Разоренов.- М., 1979

28.  Произведения для камерного оркестра.- Вып. 2 / Ред. О. Кузина.- М., 1983

29.  Произведения для хора в сопровождении струнного оркестра / Сост. и обр. 3. Финкельштейна. - М., 1963

30.  Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 1/ Ред. В. Кирпань.-М., 1983

31.  Произведения советских композиторов для струнного оркестра. Вып. 3/ Сост. Н. Адлер. - М., 1983

32.  Пьесы для струнного оркестра / Сост. Д. Лепилов. - М., 1979

33.  Пьесы советских композиторов для школьного струнного оркестра.
Вып. 1 / Переложения С. Асламазяна. - М,, 1968

34.  Раков Н. Произведения для камерного оркестра. - М., 1984

35.  Раксз Н. Пьесы для двух скрипок в сопровождении струнного оркестра. - М, 1965

36.  Репертуар оркестровых классов ДМШ / Переложения пьес советских
композиторов Ю. Александрова. - М., 1959

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.  Аркин И. Воспитание оркестрового музыканта.- В сб.: Методические
записки по вопросам музыкального воспитания. М., 1966

2.  Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке.-М., 1965

3.  Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в СССР.- М., 1978

4.  Баренбойм Л. Музыкальное воспитание в Венгрии. - М., 1983

5.  Баренбойм Л. Элементарное музыкальное воспитание по системе К.
Орфа.- М., 1978

6.  Благодатов Г. История симфонического оркестра.- Л., 1969

7.  Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов
исполнителей.- В сб.: Методические записки по вопросам музыкального
образования. Вып. 2. М., 1981

8.  Вопросы квартетного исполнительства. - М., 1960

9.  Вопросы совершенствования игры на оркестровых инструментах. - М.,
1978

10.  Гинзбург Л. Избранное (Дирижеры и оркестры. Вопросы теории и
практики дирижирования).- М., 1981

11.  Гинзбург Л. Исследования, статьи, очерки.-М., 1971

12.  Гоноболин Ф. О некоторых психологических качествах личности учителя.-
В кн.: Хрестоматия по психологии. М., 1972

13.Иванов К. Л. Все начинается с учителя.-М., 1983

14.Иванов-Радкевич А. Пособие для начинающих дирижеров.- М., 1965

15.Иванов-Радкевич А. О воспитании дирижера.- М., 1977
16.Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца.- М., 1984

17.Кан Э. Элементы дирижирования.- М.- Л., 1980

18.Куус И. И. Коллективное музицирование в ДМШ и его значение в му
зыкальном воспитании учащихся.- В сб.: Вопросы методики начального
музыкального образования. М., 1981

19.Мострас К. Интонация.- В сб.: Очерки по методике обучения игре на
скрипке. М., 1960

20. Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача.- М.- Л, 1951
21.Мусин И. Техника дирижирования.-Л., 1967

22.  Мюнш Ш. Я - дирижер.- М., 1982

23.  Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.- Л., 1984
24.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа.- Л., 1970
25.Основы дирижерской техники / Под ред. П. М. Берлинского.- М., 1963
26. Пазовский А. Записки дирижера.-М., 1966

27.Проблемные ситуации в обучении музыканта. - Минск, 1978

28.Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества.- Л., 1981

29. Румшевич Д. Симфонический оркестр в ДМШ.- Л., 1973

30. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1972

31. Фельдгун Г. Воспитание скрипача как исполнителя современной музыки.-
Л., 1981

32. Хайкин Б. Беседы о дирижерском мастерстве: Статьи. - М., 1984

33. Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.- М., 1983

34. Ямпольский А. И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей.- В
сб.: Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. - М., 1982