ПРИМЕНЕНИЕ КООРДИНАЦИОННО - ДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР

Чубенко (Кравченко) Анастасия Евгеньевна

Методическая разработка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»

Методическая разработка

ПРИМЕНЕНИЕ КООРДИНАЦИОННО - ДВИГАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ПОДВИЖНЫХ ИГР

 В МЕЖУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                                             

Выполнила:

                              Чубенко Анастасия Евгеньевна                                                        педагог дополнительного образования

                                          МБОУ «Дом детства и юношества»

                                                                Корсаковского городского округа.

Корсаковский городской округ

2012 г

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Теоретические основы исследуемого вопроса…………………………...3
  3. История создания системы ритмической гимнастики (ритмика)…….4
  4. Ритмические упражнения в работе с дошкольниками…………………5
  5. Система работы с двигательными упражнениями……………………..6
  6. Классификация физминуток........................................................................7
  7. Примерный комплекс упражнений……………………………………….9
  8. Заключение………………………………………………………………….18

Введение.

              От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт, низкая двигательная активность – вот лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только небольшой процент абсолютно здоровых первоклассников.  Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка. Не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе. А ведь именно в дошкольном возрасте, в период первого детства, интенсивно развиваются все органы и системы человека.

Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность, подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

Поэтому педагоги образовательных учреждений должны комплексно решать задачи личностного, интеллектуального, эмоционального и физического развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Теоретические основы исследуемого вопроса

              Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствуют об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должно проводить образовательное учреждение для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.

              Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии. Здоровьесбережение не может по определению выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только  в качестве условия, одной из задач, связанных с достижением главной цели. Понятие "здоровьесберегающая" относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья учащихся.

              Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваеватся ими через движение. Огромную роль играет тот факт, что из всей услышанной информации человек запоминает лишь 20%; из того, что было воспринято зрительно, запоминается 40% и более 80% информации остается в памяти после того, как она была закреплена соответствующими практическими, в частности, музыкально - двигательными действиями.

              Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания, влияния на работоспособность и отдых, развивает отзывчивость, активизирует умственную деятельность. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

Среди перечня музыкальных дисциплин на первоначальном этапе одним из самых важных видов деятельности можно считать «Ритмику».

История создания системы ритмической гимнастики (ритмика)

            Ритмическая гимнастика (ритмика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом в 1900—1912 гг. и широко применяемая в России по сей день. Ритмическая гимнастика имела первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика».

Система ритмических движений Далькроза способствует развитию внимания и памяти. Проще говоря, развитие чувства ритма (чувство времени) помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях за счет развития координации между нервной и мускульной деятельностью человека. Значительная польза данного метода отмечается при применении его в целях развития ребенка. Для этого была создана система ритмической гимнастики для детей (ритмика для детей).

              В основу метода ритмики легли наблюдения Далькроза над учениками, которым он преподавал сольфеджио. В Женевской Консерватории профессор Эмиль Жак-Далькроз, отчаявшись научить своих учеников воспринимать ритмическую структуру музыкального произведения, заметил, что движение в такт музыке помогало даже самым неспособным запомнить и воспроизвести музыкальную фразу ученикам сразу понять задание.

Именно на уроке сольфеджио Далькроз предложил пользоваться дирижерским жестом, что сразу помогло ученикам действенно ощутить ритм музыки, а позднее Далькроз присоединил к движениям рук шаги, бег и прыжки при выполнении ритмических рисунков. Так были сделаны первые шаги в развитии «системы ритмической гимнастики», которую впоследствии стали именовать ритмикой.

Ритмические упражнения в работе с дошкольниками

              В системе работы с дошкольниками в рамках этой дисциплины огромное значение имеет работа над упражнениями, сочетающими в себе речевые игры, стихотворения и музыкально – ритмические движения. Благодаря этому у детей совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Все виды музыкально – ритмической  деятельности способствуют правильному выполнению движений, повышают их четкость, выразительность. Под ее влиянием  развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.  Совершенствуются музыкально – эстетические чувства детей. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может движением передать свое отношение к музыкальному образу, то есть можно говорить о становлении творческого воображения.

Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, о различных явлениях природы. Каждое музыкально – ритмическое задание ребенку нужно понять, осмыслить, запомнить правила игры, быть внимательным, собранным, точно выполнять указания преподавателя. Эта деятельность развивает память, вырабатывает устойчивость произвольного внимания, совершенствует творческую активность, помогает детям освоить средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи, - ритм, динамику, темп, высоту.

Эти наблюдения и выводы могут служить материалом для создания  оздоровительной системы в рамках работы детского объединения, а также для проведения оздоровительных физминуток между занятиями.

Система работы с двигательными упражнениями

              Цель предельно проста - дать возможность детям отдохнуть во время выполнения сложных заданий, между и после занятий,  а значит – избежать переутомления и отрицательного влияния однообразной рабочей позы, активизация внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала, повышение успеваемости, улучшение эмоционального фона в группах.

              Термином "физминутка" принято обозначать кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха это лучшее лекарство от гиподинамии. Главное ее достоинство в том, что она включает в себя все виды движений, свойственные человеку: ходьбу, бег, прыжки, пластику рук, туловища, тела. Ребенок во время проведения физкультминутки испытывает радость после напряжения умственных сил. Задача преподавателя проводить ее таким образом, чтобы дети увлеченно выполняли все упражнения и при этом получали от этой деятельности максимум пользы.  

Для этого педагог должен не только уметь играть с детьми, но и обладать огромным арсеналом разнообразных  упражнений, игр. Таким образом, физминутка из обычных и скучных упражнений может превратиться в увлекательную  игровую и музыкальную  деятельность. Помимо оздоровительной функции,  данный комплекс развивает двигательные навыки, на которые нацелены игры, стишки, сопровождающие большинство упражнений, развивает память, чувство ритма, и, как и любая игра позволяет сбросить напряжение и переключить внимание детей.

              В работе с дошкольниками особую значимость представляют пальчиковые упражнения и координационно – двигательные игры. Пальчиковые упражнения – эффективный способ развития мелкой моторики и речи. Как правило, выполнение пальчиковых упражнений не доставляет детям труда, так как они хорошо знакомы им с детства.

Игры на развитие координации движений это не только полезное времяпрепровождение, но и интересный досуг, который нравится детям. Главное преимущество этого комплекса в том, что он не требуют большого пространства, и, следовательно, применять его можно в любой аудитории, учитывая возрастные, и индивидуальные особенности ее участников.

Классификация физминуток

1. Оздоровительно- гигиенические или физкультурно-спортивные:

  1. 1.1 Общеукрепляющие физические упражнения

Это традиционная гимнастика,  которая выполняется  строго под счет.  Каждое упражнение рассчитано для  укрепления определенных групп мышц или развивают определенные качества: ловкость, точность, выносливость.  Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте. Их можно выполнять как стоя, так и сидя.

  1. 1.2 Упражнения для глаз

На уроках можно проводить зарядку для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети  могут следить за движением руки учителя глазами.

      1.3 Дыхательная гимнастика

Эти упражнения особенно полезны для музыкальных занятий. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы.  Суть этих упражнений – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. В результате проведения этого комплекса упражнений повышаются показатели диагностики дыхательной системы и развиваются певческие способности детей.

   1.4 Пальчиковая гимнастика

Важное место в формировании речи ребенка занимают пальчиковые игры. Они так же способствуют развитию двигательных и координационных способностей пальцев рук, готовят к рисованию и письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно  - ассоциативное мышление.

2.     Танцевальные

Они выполняются  обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет.  Упражнения  выполняются под музыку и отличаются более четким исполнением элементов.

3. Подражательные

Фантазия…  Какое чудесное слово! Всем известно давно, что дети особенно любят фантазировать и подражать. Веселые стихи, прибаутки и шутки являются для каждого из детей ключом в волшебный яркий мир знаний и умений. Инсценированные фантазии способствуют сплочению, дружбе детей, приобретению разнообразных знаний и умений, помогает раскрепостить и сплотить детей, ведь в данных инсценировках им предоставляется широкое поле деятельности, а это очень важный момент в работе каждого из педагогов. Главное – направить детскую энергию в нужное русло, и все пойдет «как по маслу». Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти упражнения помогают детям переключиться,  поднять настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира.

  1. Двигательно-речевые

Дети коллективно читают небольшие веселые стихи или слова песен. Текст поется или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. К звучанию можно добавить музыкальные инструменты, звучащие жесты, движения. Такая форма работы эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Уровень сложности и тематику рабочего материала педагог определяет сам, основываясь на психические и возрастные особенности учащихся. Главное, что игровая деятельность лежит в основе всего комплекса упражнений.

                     ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС КПРАЖНЕНИЙ

  • Оздоровительно- гигиенические или физкультурно-спортивные:

«Пингвины»

Играющие образуют круг. У каждого в руках по одному мешочку. По сигналу дети зажимают мешочек между колен и прыгают на двух ногах по кругу (дистанция между детьми должна быть не менее 0,5 м, чтобы они не мешали друг другу). Вначале выполняются прыжки в одну сторону, затем остановка, поворот, и задание повторяется.

«Носочки – пяточки»

Дети сидят на стульях, ноги согнуты под прямым углом. На счет «раз» поднимаем носочки ног, упираясь пятками в пол, - вдох! Возвращаем ноги в и.п. – выдох! Поочередно поднимаем то носочки, то пяточки.

«По дорожке»

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И пот этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

( подскоки на левой ножке)

Не сутультесь, грудь вперед.

Замечательный народ!

(выравнивание осанки)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(легкий бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте)

Сладко потянулись,

Всем улыбнулись!

(руки вверх, потягиваются)

  • Упражнения для глаз

«Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.

«Глаз – путешественник»

Развесить в резных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.

  • Дыхательные:

«Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой)

Ладушки, ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно выдыхаем.

Как ладошки разжимаем, то свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю. На счет «раз» - хватательные движения ладошками (сжимаем их в кулачки),  одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно. Активный вдох – пассивный выдох. На 4 счета делаем подряд 4 коротких вдоха – движения, затем отдых 3-5 секунд. Норма 4 раза по 4 вдоха – движения.

«Ушки» или «Китайский болванчик»

Ай – ай – ай!

Проказник мишка разбросал по лесу шишки!

Будем головой качать, носом правильно вдыхать.

Дети стоят ровно и прямо, смотрят прямо перед собой, руки висят вдоль туловища, ноги уже, чем на ширине плеч. На счет «раз» слегка наклонить голову к правому плечу – вдох! Затем не останавливая голову посередине, на счет «два» слегка наклонить голову к левому плечу – тоже вдох! О выдохе не думать. Он уходит в промежутке между наклонами – вдохами. Плечи не поднимаются. Упражнение можно выполнять сидя. Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения.

«Свеча»

Исходное положение – сидя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  • Пальчиковые:

«Кошка»

Посмотрели мы в окошко –

(делают пальцами обеих рук «окошко»)

По дорожке ходит кошка.

(«бегают» указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)

С такими усами!

(показывают «длинные усы»)

С такими глазами!

(показывают «большие глаза»)

Кошка песенку поет,

Нас гулять с собой зовет!

(«зовут» правой рукой)

«Колечко»

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и (последовательно) указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнение начинаем выполнять, начиная с указательного пальца, и в обратном порядке – от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками.

«Мячик»

Прыг – скок! Прыг – скок!

(прыгают и хлопают в ладоши)

Красный бок, синий бок!

Это разноцветный мячик

(движения кистями рук, словно лепят снежок)

Скачет, скачет, словно зайчик!

То взлетает высоко – о – о - о!

(руки вверх, тянутся на носочках)

То умчится далеко – о – о – о!

(смотрят вдаль из – под «козырька» правой руки)

Прыг – скок! Прыг – скок!

Непоседа наш дружок.

(прыгают и хлопают на месте)

  • Танцевальные:

«Перекличка»

Ножку ставим на носок, а потом на пятку

(выполняют «ковырялочку»)

Мы покажем вам сейчас веселую присядку!

(делают присядку)

Мы похлопаем в ладоши,

Раз, два, три! Раз, два, три!

(хлопают по 3 раза справа и слева)

А мы лихо топнем ножкой!

Посмотри! Посмотри!

(приставной шаг с притопом)

А мы можем вот как! А мы можем вот как!

(кружатся вправо – влево).

Все танцоры хороши, лихо пляшут от души.

Танец «Осень» (сл. И. Кишко)

Дует, дует ветер, дует задувает,

(идут с поднятыми вверх руками)

Желтые листочки с дерева срывает.

(машут руками)

И летят листочки, кружат по дорожке,

(кружатся)

Падают листочки прямо нам под ножки.

(машут руками вверх – вниз и садятся на корточки).

  • Подражательные:

«Медведь и пчелы»

Играющие делятся на 2 группы: одна – «Медведи», вторая – «пчелы».  По периметру игровой площадки определяется «лес», где живут «медведи», и «улей», где живут «пчелы». По сигналу «пчелы» летят на лужайку в «лес». Как только все «пчелы» улетят,  «медведи» крадутся  в «улей» лакомиться медом. По сигналу: «Медведи!» - «пчелы» летят обратно в «улей» и жалят «медведей» (дотрагиваются до них рукой), не успевших убежать в «лес». «Ужаленный медведь» больше не выходит за медом. После того, как игра проведена 2-3 раза, дети меняются ролями.

«Снежная  королева»

Выбирается Снежная королева с помощью считалки. Дети бегают по игровой площадке. До кого дотронется снежная королева, тот считается замороженным. Этот ребенок должен оставаться на месте (замереть). Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается число проигравших.

«Зайка  беленький»

Один из играющих назначается «зайкой».  Все остальные дети становятся в круг. «Зайка» занимает место в середине круга. Дети, образующие круг.  Говорят все вместе:

Зайка беленький умывается, видно, в гости собирается.

Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

«Зайка» проделывает все движения, соответствующие тексту («моет хвостик, носик, ухо, вытирается»). Затем «зайчик» подпрыгивает на 2-х ногах, продвигаясь вперед («идет в гости») к кому – нибудь из стоящих в кругу. Тот становится на место «зайки» и игра повторяется. Игра заканчивается, когда сменится 5-6 «зайчиков».

  • Двигательно-речевые:

«Гусиная  прогулка»

Гуси – вид домашней птицы.

Ходят дружной вереницей.

(ходят приседая)

Гуси, гуси!

(произносят: «Га – га – га!»)

Хорошо вам?

(отвечают : «Да – да – да!»)

Ну, летите веселей

На лужочек поскорей!

(бег со взмахами рук, как крыльями),

Гуси важно зашагали,

(ходьба на месте, руки на пояс)

Травку быстро пощипали,

(наклоны вперед)

Лапочки почистили,

(поднимать колени)

Перышки стряхнули,

(махи кистями рук)

Сделали все дела

И присели до утра.

(присесть на корточки)

Гуси – гуси!

(отвечают: «Га – га – га!»)

Хорошо вам?

(отвечают: «Да – да – да!»)

Ну, летите все домой!

(возвращаются на свои места и садятся)

«Дождь»

Дождь, дождь, дождь с утра.

(хлопки чередуются со шлепками по коленям)

Веселится детвора!

(легкие прыжки на месте)

Шлеп по лужам, шлеп, шлеп

(притопы)

Хлоп в ладоши, хлоп, хлоп.

(хлопки)

Дождик нас не поливай,

(грозят пальцем)

А скорее догоняй!

(убегают от «дождика»)

«Баба Яга»

Бабка Ёжка – костяная ножка,

(дети идут по кругу, говорят тихо)

Нос крючком,

(показывают горбатый нос руками)

Голова горшком,

(показывают руками «большую» голову)

С печки упала,

(поднимают руки вверх и резко опускают их вниз, одновременно приседая)

Ножку сломала.

(прыгают на одной ноге, вторая вытянута вперед)

Как гром загремит,

(громко произносят звук «у»)

Бабка Ёжка полетит!

(бегут по кругу с вытянутыми в стороны руками)

Заключение

        В настоящее время идут сложные процессы обновления содержания, методики и технологий обучения. Неизменной остаётся задача педагога – сохранить и укрепить здоровье детей. Воспитание ценностного отношения к собственному здоровью позволяет человеку достичь большего в течение всей жизни. «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью».

         Регулярное и систематичное использование  двигательных упражнений развивает физические способности детей, позволяют оставаться бодрым и энергичным на протяжении всего занятия и в течение всего дня, легко переносить умственные нагрузки, снимают утомление, улучшают настроение и общее самочувствие.