Сценарий сольного концерта "Играй, баян!"

Зимина Вера Петровна

Концертная деятельность – важная часть творческой работы учащихся ДШИ. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов, предполагает владение определённым комплексом знаний и практических навыков. Каждое публичное выступление – это итог достигнутого.


Со стороны ученика по классу баяна Команяка Александра  поступило предложение – организовать творческий проект, результатом которого станет его сольный концерт. Преподаватель Зимина Вера Петровна идею своего ученика поддержала. Это послужило “толчком” для разработки проекта. А основанием является понимание того, что с одарёнными детьми, каким и является Команяк Александр, необходима более широкая реализация его творческого потенциала. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа “Детская школа искусств город Нарьян-Мар”

Сценарий сольного концерта

“Играй, баян!”

ученика 6(7) класса

ГБУ ДО НАО «Детская школа

 искусств г. Нарьян-Мара»

Команяка Александра

Составитель: Зимина Вера Петровна,

преподаватель по классу баяна и аккордеона

г. Нарьян-Мар ул. Выучейского, д.24

8 (81853) 42055, 8 (81853) 42058


Цель: реализация творческого потенциала личности учащегося через применение инновационных форм работы с одарёнными детьми.

Добрый вечер, уважаемые гости!

Сегодня мы продолжаем, ставшую доброй традицией, серию сольных концертов учащихся детской школы искусств г. Нарьян-Мара. Свой концерт мы назвали “Играй, баян!”

“Играй, баян, - душа России!

Играй, баян, на все лады!

В твоих аккордах – наша сила!

В твоих напевах – зов души!”

В 2010 году в детскую школу искусств пришёл учиться маленький семилетний мальчик - Команяк Саша. Свою мечту, научиться играть на музыкальных инструментах, он лелеял с 2-3 лет, переслушал и попробовал поиграть на самых разных инструментах, но в итоге – выбрал БАЯН!

1-я страничка «Первые шаги»

Итак, открываем первую страничку сольного концерта ученика 6(7)класса Команяка Александра. И эту страничку мы назвали “Первые шаги”.

С этим произведением Александр выступал на своем первом конкурсе -  Окружном конкурсе исполнителей на народных инструментах, где стал лауреатом 2 степени. Звучит  “Тирольский вальс”

-----//----

2-я страничка – “Народные напевы“

Баян – замечательный русский и по-настоящему народный музыкальный инструмент. На какое-то время его вытеснили более популярные инструменты, но в последнее время растёт интерес к народной музыке и баян стал использоваться всё чаще.

“Как нет Марьи без Ивана,

– говорит народный сказ,

Так нет свадьбы без баяна.

Без него какой же пляс?

Ширь душевную народа

Он всегда сопровождал,

Не касалась его мода –

Ею он пренебрегал!”

У каждого баяниста в репертуаре есть народные произведения. Конечно, есть они и у Саши. Выступая на первом для себя выездном всероссийском конкурсе  «В гостях у сказки» в г. Великий Устюг, Александр играл именно народные произведения.

И открыть эту страничку мы хотим кадрилью, автор – Евгений Дербенко. Дербенко Евгений Петрович - заслуженный деятель искусств Российской Федерации, один из популярных российских композиторов, работающих в жанре музыки для русских народных инструментов. Сегодня, наверное, нет ни одного баяниста, который бы не знал его обработок народных мелодий или оригинальных сочинений.

И сегодня мы еще вернемся к произведениям этого композитора, нашего современника. Итак, Евгений Дербенко “Простая кадриль” 

-----//----

“Играй, баян любимый!

И весели народ!

С тобою песня русская

Во веки не умрёт!

Песню русскую в трёхзвучьи,

Широту её души

Под баян петь всего лучше.

И другого не ищи!”

Следующий номер - русская народная песня «Утушка луговая». Она стала очень узнаваемой благодаря ее всенародно любимым исполнителям: Лидии Руслановой, а позже Людмиле Зыкиной. Обработку этой русской народной песни исполнял Саша на областном конкурсе исполнителей на народных инструментах в г. Архангельске. Русская народная песня в обработке Николая Чайкина “Утушка луговая”

-----//----

3-я страничка – “Год литературы”

Прошедший 2015 год, Указом  президента Российской Федерации В.В. Путиным был объявлен годом литературы. Губернатор Ненецкого автономного округа И.В. Кошин на основании этого указа 2015 год так же объявил годом литературы в НАО.

Мы с Сашей тоже решили поучаствовать в мероприятиях, посвящённых «Году литературы». Это произведение Саша играл на муниципальном конкурсе «Источник вдохновения»,  где стал лауреатом 2 степени. Вашему вниманию представляем пьесу французского композитора  Цезаря Пуни “Русский танец” (из балета “Конёк-Горбунок”, по мотивам сказки Петра Ершова)

-----//----

«Колобок» - всем известная с детства русская народная сказка. А слушая произведение “Колобок” Юрия  Гаврилова можно ярко представить, как этот герой катится по полям и пригоркам, то подпрыгивая, то подскакивая. С этим произведением Александр выступил на международном конкурсе «Праздник детства», проходившем в г. Санкт-Петербурге и стал лауреатом.

-----//----

4-я страничка – “Наш край”

Каждый человек воспринимает Родину по-своему. Для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого-то – просторы тундры. Прошлый год был юбилейным для нашего города - 10 марта 2015 года исполнилось 80 лет любимому городу Нарьян-Мару. А 15 июля 2014 года мы отмечали 85 лет Ненецкому автономному округу.

Саша очень любит подбирать по слуху любимые мелодии, в том числе ненецкие песни, песни о Нарьян-Маре.

«Эх! Скорей бы подрасти мне,

Чтоб пасти оленье стадо,

Чтобы зорким быть, как месяц,

Чтобы дед мой – мудрый ненец –

На виду у всех друзей

Подарил бы мне тынзей!»

(Василий Ледков)

Предлагаем вашему вниманию композицию Вячеслава Смирнова ненецкую песню, подобранную Сашей по слуху  “Мой отец оленевод” («Нисяв тена мена»)

-----//----

На озера сели птицы,

Сели птицы отдыхать

На озера сели птицы,

Волн высоких не видать.

Выйду я из чума:

Что так много шума?

На озерах птиц не счесть,

Негде солнцу в воду сесть

Эти строки принадлежат поэту земли ненецкой Алексею Ильичу Пичкову. Они могут служить эпиграфом для следующей композиции: Вячеслав Смирнов, ненецкая песня “Сёна пенарёя” (“Пусть летят наши птицы”).

-----//----

5-я страничка – Аккомпанемент

“Вот опять наступает весна,

Снова праздник она принесла,

Праздник радостный, светлый и нежный,

Праздник всех дорогих наших женщин”

 Приближается День 8 Марта – международный женский день. И две следующие песни мы хотим посвятить всем девушкам, женщинам, всем мамам, всем бабушкам.

Семён Няруй “Теплые руки мамы”. Солистка – Талеева Вероника Ивановна.

-----//----

Прекрасно и нежно звучит слово “мама”,

Знакомое с детских, беспомощных лет.

Слова эти нежные “мамочка”, “мама”

Дороже всяких торжественных слов.

И еще один музыкальный подарок к 8 марта. Музыка Александра Аверкина, слова Игоря Лашкова  “Милая  мама”.Солистка – Лиана Айвазова, класс преподавателя Чучуевой Натальи Юрьевны.

-----//----

Пока наши юные музыканты готовятся к выступлению, давайте посмотрим сюжет об истории создания баяна.

А сейчас для Вас прозвучит  латышская народная песня “Я девушка – как розочка”. Исполняет ансамбль балалаечников младших классов в составе: Руслан Зимин, Михаил Носов, София Собчак, Аристарх Овчинников под руководством преподавателя детской школы Любови Петровны Носовой.

-----//----

6-я страничка – Патриотическая

9 мая - великая дата для нашей страны. В 2015 году мы праздновали 70 лет Победы в Великой Отечественной войне.

“Кто сказал, что надо бросить песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне”

(В.И. Лебедев-Кумач)

видео-сюжет о баяне и гармони в годы ВОВ.

Ежегодно музыкальная школа организует концерты в честь дня Победы, Александр  неоднократно выступал для ветеранов Великой отечественной войны.

Дмитрий и Даниил Покрассы “Казаки в Берлине”. Песня сочинена в победные майские дни 1945 года. Сюжет её навеян поэту Цезарю Солодарю впечатлениями от всего виденного им в поверженном Берлине. А братья Дмитрий и Даниил Покрассы написали музыку, в которой так искренне и так непосредственно выражена радость Дня Победы.

-----//----

“Играй, мой баян!

И скажи всем врагам,

Что жарко им будет в бою,

Что больше жизни мы Родину

Любим свою!”

(из песни “Играй, мой баян!”,

музыка В. Соловьёва-Седова и поэта Л. Давидовича)

Анатолий Новиков “Смуглянка”. Песня о молдавских партизанах Гражданской войны была написана в 1940 году, но в то время не приобрела популярности и только в конце 1944 года песня о молдавской девушке-партизанке была оценена по достоинству и стала любимой как в тылу, так и на фронте.

-----//----

И современные авторы также пишут патриотические произведения, Например, песня Игоря Матвиенко “За тебя, Родина-Мать!”  в исполнении Николая Расторгуева, стала неофициальным гимном Родине.

“Головы вверх гордо поднять

За тебя, Родина-Мать!

Мы до конца будем стоять

За тебя, Родина-Мать!

Мы будем петь, будем гулять

За тебя, Родина-Мать!

И за страну – трижды “Ура!”

За тебя, Родина!”

7-я страничка – Эстрадно-джазовая музыка

Баян и джаз… Русский народный инструмент и эстрадно-джазовая музыка… Казалось бы они совсем несочетаемы - вовсе нет! Множество специально написанных и переложенных джазовых композиций для баяна и аккордеона тому доказательством. И мы очень скоро в этом сами убедимся.

Открытый областной конкурс юных эстадно-джазовых исполнителей, проходивший в г. Архангельске в2015 году, включал в себя также номинацию для исполнителей на народных инструментах.  Александр стал лауреатом этого конкурса. В рамках Дельфийского фестиваля Архангельской области «Таланты Поморья» Саша также выступил с джазовыми композициями.

        Предлагаем Вашему вниманию произведение Виталия  Кароника “Давай, потанцуем”

-----//----

“Баян – хозяин настроения,

В душу может проникать,

Вызвать смех иль восхищенье,

Может вами управлять!”

Геннадий Лохин “Латина”

-----//----

“Баянист развлечься хочет,

За бока баян берёт.

И щекочет их, щекочет, -

 Отдышаться не даёт!

Кнопки пальцами считает,

Раздвигает плавно мех,

И оттуда вылетает музыкальный,

Звучный смех!”

(Г. Дядина)

Гарри Эдисон “Джайв в 5 часов”

-----//----

“Играй, баян! Лей музою – отраду!

Рви в клочья тишину, - во сто басов!

Залётным соловьём запой в награду!

Звучи, аккорд прекрасных голосов!”

Евгений Дербенко “Ливенский ковбой”

-----//----

“На плече ремень расправил,

Улыбнулся, подмигнул,

Пальцы на ряды поставил и –

Рванул! Рванул! Рванул!”

(Н. Мрыхин)

Евгений Дербенко “Гармонист играет джаз”

-----//----

С давних времен известно, что музыка, не только вдохновляет, снимает стресс и обладает рядом лечебных свойств. Например, врач Елена Далинская утверждает: “Лечение музыкой подчас эффективнее, чем лекарства, на которые у многих аллергия”. Надеемся, что наш концерт поднял Вам настроение и звуки баяна придали Вам жизненного тонуса!

“И всюду, это каждый знает, -

От села простого до Кремля,

Пока ещё баян в стране играет,

Жива Россия-матушка Земля!”

Спасибо всем за внимание. Наш концерт окончен.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа

“Детская школа искусств”  г.Нарьян – Мар

Творческий ПРОЕКТ

“Играй, баян!”

        Руководитель проекта:

Зимина Вера Петровна – ПРЕПОДАВАТЕЛЬ  ДШИ г. Нарьян-Мара

по классу баян/аккордеон

Нарьян-Мар

2016 г.

Содержание

  1. Проектное портфолио
  2. Пояснительная записка
  3. Этапы реализации
  4. Содержание проекта
  5. Музыкальные странички (Обоснование выбранной программы)
  6. Критерии результативности
  7. Заключение
  8. Критерии успешности реализации проекта
  9. Используемая литература
  10.  Приложение

Проектное портфолио

Наименование учреждения

ГБУ ДО  НАО “Детская школа искусств г. Нарьян-Мар “

  166000, НАО, г. Нарьян-Мар, ул. Выучейского, д.24,

8 (81853) 4-20-55

Руководитель учреждения

Носова Надежда Ароновна

Тип и наименование проекта

Творческий  проект “Играй, баян!”

Характер координации проекта

Непосредственный (гибкий)

Разработчики проекта

Преподаватель народного отделения по классу баян/

аккордеон ДШИ Зимина Вера Петровна

Характер контактов.

Количество участников

  1. Команяк Александр – главный участник проекта, учащийся ДШИ по классу баяна.
  2. Зимина В.П. – руководитель проекта, ведущая концерта.
  3. Айвазова Лиана (вокал) – учащаяся ДШИ по классу вокала (класс преподавателя Чечуевой Н.Ю.)
  4. Талеева Вероника (вокал) – руководитель вокальной группы ненецкого ансамбля “Хаяр” дворца культуры  “Арктика”
  5. Ансамбль балалаечников младших классов ДШИ в составе: Носов Михаил, Зимин Руслан, Собчак София, Овчинников Аристарх (класс преподавателя Носовой Л.П.).

Основная цель проекта

  1. Реализация творческого потенциала личности учащегося через применение инновационных форм работы с одарёнными детьми

Основные

задачи

проекта

1.Обучающие:

- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности.

- Формирование позитивного отношения к работе.

3..Развивающие:

 - Развитие культуры поведения и общения.

 - Развитие навыков подбора по слуху, аккомпанемента, игры в ансамбле.

4..Воспитательные:

 - Воспитание ответственности, дисциплины.

 - Воспитание нравственных качеств личности.

 - Развитие умения работать в творческой группе  с разновозрастным составом

 5..Практические:

- Демонстрация результативности совместной работы преподавателя и ученика с применением дополнительной образовательной программы.

Сроки реализации

проекта

Долгосрочный – сентябрь-март 2016 года.

Место

проведения

 Зал ДШИ города  Нарьян – Мара.

Ожидаемые результаты

реализации

проекта

Сольный концерт “Играй, баян!”

Рефлексия

деятельности

Оценивание степени достижения поставленных целей, качества результата, приобретённых знаний, умений, навыков.    

Пояснительная записка

“Играй, баян, - душа России!

Играй, баян, на все лады!

В твоих аккордах – наша сила!

В твоих напевах – зов души!”

В условиях модернизации дополнительного образования решается одна из основных задач современного музыкального образования – выявление, развитие и поддержка одарённых детей. В ДШИ г. Нарьян-Мара создана творческая среда, необходимая для профессионального и жизненного самоопределения детей, обеспечиваются условия для раскрытия и развития их природных способностей. “Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста” (Г.Г. Нейгауз).

Суть метода проектов – стимулировать интерес учащихся к определённым проблемам, предполагающим владение определённой суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

В педагогике понятие “инновационная деятельность”- это внедрение новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Поиск новых подходов к обучению в ДШИ, обеспечивающих развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству волнует педагогов. И, конечно же, мотивирующими факторами являются внеклассная работа и концертная деятельность.

Концертная деятельность – важная часть творческой работы учащихся ДШИ. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов, предполагает владение определённым комплексом знаний и практических навыков. Каждое публичное выступление – это итог достигнутого.

Со стороны ученика по классу баяна Команяка Александра  поступило предложение – организовать творческий проект, результатом которого станет его сольный концерт. Преподаватель Зимина Вера Петровна идею своего ученика поддержала. Это послужило “толчком” для разработки проекта. А основанием является понимание того, что с одарёнными детьми, каким и является Команяк Александр, необходима более широкая реализация его творческого потенциала. Накопленный опыт выступлений, накопленный исполнительский репертуар не должен быть утрачен и забыт. Собранные в определённом смысловом порядке музыкальные произведения (музыкальные странички) и составили программу сольного концерта.

В обучении Саши используется дополнительная рабочая программа “Музицирование. Играй, баян!”, составленная его педагогом Зиминой В.П. (Приложение), которая включает в себя развитие таких навыков, как подбор по слуху, игру в ансамбле, аккомпанемент и другие. Все эти навыки продемонстрированы в сольном концерте. Программы для ДШИ, разработанные Министерством культуры РФ, не предусматривают знакомство учащихся с музыкальной культурой своего края, в дополнительную программу ”Музицирование. Играй, баян!” введён региональный компонент, что позволяет ученикам расширить кругозор знаний, пробудить интерес к исполнению национальной музыки, не нарушая системы образовательного процесса. В программу сольного концерта так же включены ненецкие песни.

В основе  проекта лежит развитие познавательных навыков, творческого мышления учащегося, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

          Цель творческого проекта:

- Реализация творческого потенциала личности учащегося через применение инновационных форм работы с одарёнными детьми.

Задачи

 Обучающие:

- Применение полученных знаний и умений в практической деятельности

- Формирование позитивного отношения к работе.

Развивающие:

- Повышение нравственного потенциала.

- Развитие навыков подбора по слуху, аккомпанемента, игры в ансамбле.

Воспитательные:

- Воспитание  сценической воли.

- Воспитание  концентрации внимания на исполнительских и художественных задачах.

- Воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству, национальной культуре.

Практические:

-Демонстрация результативности совместной работы преподавателя и ученика с применением дополнительной образовательной программы.

- Подготовка музыкальных номеров.

          Здоровьесберегающие:

- Создание атмосферы доверительного общения, сотрудничества, сотворчества.

Результат проекта, проектный продукт: сольный концерт учащегося ДШИ г. Нарьян-Мара по классу баяна Команяка Александра.

Место проведения: Зал ДШИ города Нарьян-Мара.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально-техническое обеспечение:

 - музыкальные инструменты  (баян,  балалайки)

- ноутбук, интерактивная доска.

- микрофон.

- зал ДШИ

Кадровое обеспечение:

- Преподаватель ДШИ  Зимина Вера Петровна

Срок реализации проекта: долгосрочный – сентябрь-март  2016 года.

Слушатели: учащиеся,  их родители, педагоги ДШИ г. Нарьян-Мара и пос. Искателей, учащиеся и педагоги  общеобразовательной школы №1.

Уровень: школьный.

Этапы реализации проекта

Реализация творческого проекта состоит из следующих этапов:

Работа над проектом включает совместную деятельность преподавателей ДШИ, учащихся, руководителя вокальной группы ненецкого ансамбля “Хаяр” дворца культуры  “Арктика”.        

Работа распределяется следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность ученика

1 этап

( подготовительный)

  1. Формируют проблему (цель) –

Определяется продукт проекта;

  1. Вводят в сюжетную ситуацию;
  2. Формулируют задачу.
  1. Вхождение в проблему;
  2. Вживание в сюжетную ситуацию;
  3. Принятие задачи;
  4. Дополнение задач проекта.

2 этап

( основной)

  1. Помогают в решении задач
  2. Организуют деятельность
  3. Оказывают практическую помощь (по необходимости)
  4. Направляют и контролируют осуществление проекта
  1. Работа над концертной программой
  2. Распределение репетиционного времени.
  3. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

3 этап

( итоговый)

  1. Педагог ДШИ готовит  и проводит концерт.
  1. Представляет зрителям продукт деятельности (Сольный концерт).

Содержание проекта.

I этап (подготовительный):

- Создание творческой группы.  Определяются участники проекта:  Преподаватель ГБУ ДО НАО “Детская школа искусств г. Нарьян-Мара” по классу баяна, аккордеона Зимина Вера Петровна (руководитель проекта, ведущая концерта),  её ученик – Команяк Александр (главный участник проекта). Привлекаются в сотворчество: Айвазова Лиана, Талеева Вероника, ансамбль балалаечников младших классов под руководством преподавателя ДШИ Носовой Л.П.

- Задача руководителей проекта: Зиминой В. П.– создать условия, сформулировать цели и задачи.

Задача учащихся ДШИ – вжиться в проблему, принять и дополнить задачи проекта.

- Разработка организационного плана проекта:

 Оценка масштаба предстоящего мероприятия  (вживание в сюжетную ситуацию)

- Выбор программы, не менее 10 пьес  (сольное исполнение на баяне,  аккомпанемент солистам-вокалистам, инструменталистам). (Приложение)

          II этап (основной):

- Разработка и составление сценария.

- Подготовка концертных номеров.

- Подготовка презентации, афиши.

- Распределение обязанностей, распределение репетиционного времени между участниками проекта.

- Оформление сцены, подготовка мест для зрителей,  технического оснащения.

- Фотосъёмка, видеосъёмка.

III  этап (итоговый):

На данном этапе происходит проведение сольного концерта.

Проводится рефлексия:

- Проведение опроса участниками проекта среди зрителей о впечатлениях проведённых  мероприятий.

- Самоанализ выступления учащихся на концерте.

- Саморефлексия: понравилась ли ученику подготовка и проведение мероприятия.

Музыкальные странички

( обоснование выбранной программы)

“Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека”

К. Роджерс                          

1-я страничка - “Первые шаги”

В 2010 году в ДШИ г. Нарьян-Мара пришёл учиться маленький семилетний мальчик – Команяк Саша. Свою мечту, научиться играть на музыкальных инструментах, он лелеял с 2-3 лет, переслушал и попробовал поиграть на самых разных инструментах, но в итоге – выбрал русский народный инструмент БАЯН! Большая доля успеха и развития учащегося-музыканта зависит от первого года обучения. Успехи и трудности дальнейшего развития часто уходят корнями в “первые шаги”. Сольный концерт Саша решил открыть одной из самых первых, освоенных в 1 классе им пьесок.

  • “Тирольский вальс”

2-я страничка – “Народные напевы”

Дети, обучающиеся в Детской школе искусств, должны воспитываться на произведениях композиторов – классиков, на лучших образцах мирового наследия классической культуры. В нашем проекте участвует ученик, который обучаются игре на баяне на народном отделении ДШИ и его первоначальный музыкальный опыт основан на впечатлениях от соприкосновения с национальной русской музыкой. Именно баян, как никакие другие инструменты, способен передать глубину и широту русской народной музыки, призван способствовать  распространению народной музыкальной культуры среди широких масс слушателей.        

  • Евгений Дербенко “Простая кадриль”
  • Обработка  русской народной песни в обработке Н. Чайкина “Утушка луговая”  

3-я страничка – “Год литературы”

Прошедший 2015 год, Указом президента РФ В.В. Путиным был объявлен годом литературы,  мы участвовали в мероприятиях, посвящённых данному событию. И в программу сольного концерта включили соответствующие пьески.

  • Цезарь Пуни “Русский танец” (из балета “Конёк-Горбунок”)
  • Юрий Гаврилов “Колобок”

4-я страничка – “Наш край”

“Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации” (Г.Н. Волков).

У населения северных регионов страны появилось здоровое стремление к возрождению и освоению своей национальной культуры. В детских школах искусств необходимо создавать дополнительные условия для включения детей в культурное пространство региона, приобщению к национальным, региональным культурным ценностям.

“Любовь к своей стране начинается с любви к малой Родине. К тому месту, где мы родились и выросли…” (Д.С. Лихачёв). Саша очень любит подбирать по слуху любимые мелодии, в том числе ненецкие песни, танцы, песни о  Нарьян-Маре. Преподаватель это стремление ученика поддерживает. Стараемся включать их в концертные программы. Обе песни на данной страничке подобраны Сашей по слуху.

  • Вячеслав Смирнов “Нисяв тена мена” (“Мой отец оленевод”)
  • Вячеслав Смирнов “Сёна пенарёя” (“Пусть летят наши песни”)

5-я страничка – “Аккомпанемент”

Слово “аккомпанемент” в переводе с французского языка означает “сопровождать”. Аккомпанемент – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Аккомпанемент - это приобретение новых исполнительских навыков, расширение репертуарных рамок, развитие умения слушать и создавать единый художественный образ произведения с тем, кому аккомпанируешь. Кроме практических навыков, эта работа приносит большое эмоциональное удовлетворение, расширяет рамки концертных выступлений. От точно найденной звучности аккомпаниатора зависит и звучание сольной партии. Без творческого, рабочего, духовного контакта с теми, кому аккомпанируешь, не получится ансамбля. Так же совместная игра приносит большую пользу ученику в плане воспитания эстрадного самообладания.

  • Семён Няруй (первый ненецкий композитор).  Ненецкая песня “Тёплые руки мамы” (солистка – Вероника Талеева)
  • Музыка Александра Аверкина, слова Игоря Лашкова “Милая мама” (солистка Лиана Айвазова)
  • Латышская народная песня “Я – девочка как розочка” (исполняет ансамбль балалаечников младших классов ДШИ, руководитель Носова Л.П.)

6-я страничка – “Патриотическая”

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит и слышит ребёнок, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Поэтому, педагог  поддерживает Сашу в его желании исполнять песни, посвящённые Победе в Великой Отечественной войне, нашей Армии, патриотизму, России.

                   Эта страничка, в основном, составлена из песен, посвящённых победе советского народа в Великой Отечественной войне. Каждая из этих песен несёт в себе неповторимую атмосферу тех далёких, но не изгладившихся из памяти лет, каждая навсегда связана с чувствами высокого патриотического подъёма, непреклонной решимости, устремлённости к победе, что объединяли наш народ перед суровыми испытаниями. Эти песни – звучащий памятник мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.

  • Дмитрий и Даниил Покрассы “Казаки в Берлине”
  • Анатолий Новиков “Смуглянка”
  • Игорь Матвиенко “За тебя, Родина-Мать!”

7-я страничка – “Эстрадно-джазовая музыка”

Баян и джаз… Русский народный инструмент и эстрадно-джазовая музыка… Казалось бы, что они совсем несочетаемы – вовсе нет! Множество специально написанных и переложенных джазовых композиций для баяна служат тому доказательством.

  • Виталий Кароник “Давай, потанцуем!”
  • Геннадий Лохин “Латина”
  • Гарри Эдисон “Джайв в 5 часов”
  • Евгений Дербенко “Ливенский ковбой”
  • Евгений Дербенко “Гармонист играет джаз”

Критерии результативности:

  • доступность выбранной программы концерта  для восприятия слушателями;
  • культура исполнения и поведение учащегося во время концерта (внешний вид, собранность, отношение к слушателям);
  • эмоциональность и образность исполнения;
  • улучшение настроения, эмоционального фона слушателей.

Заключение

Исполнительская деятельность ребёнка – сложный, напряжённый и ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, он затрачивает огромное количество энергии как физической (особенно при  игре на баяне), так и эмоциональной. А выступление с сольным концертом – это огромный труд! И очень важной задачей для педагога является научить ребёнка получать удовольствие от упорного труда. “Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески” (Ф.И. Шаляпин)

Творческий проект “Играй, баян!” имеет практическую направленность и планируется  к применению (возможно частично) в концертной деятельности Команяка Александра в детских садах, общеобразовательных школах, в  мероприятиях муниципального  и регионального уровней.

Актуальность проекта обусловлена целью современного образования, которая заключается в воспитании и развитии личности ребёнка, гибком подходе к его желаниям и возможностям, формировании ценностных ориентиров, приобщении к культуре родного края.

Педагогическая целесообразность данного проекта заключается в раскрытии индивидуальных способностей ребёнка, творческом подходе к любому виду деятельности, в повышении самооценки ученика, преодолению одностороннего развития. Основное состояние, которое должно сопутствовать ученику после концерта, (а ещё более после сольного концерта), - это жажда последующих занятий, потребность в разучивании новых произведений, стремление к постижению новых вершин. Так же в рамках сольного концерта происходит сетевое сотрудничество: пропаганда музыкального искусства среди сверстников.

Формирование мотивации учащихся ДШИ к творческой деятельности, реализация творческого потенциала через применение инновационных форм работы (в нашем примере – через сольный концерт ученика) способствует превращению детской любознательности в зрелую, стойкую потребность общения с искусством и становится неотъемлемой частью жизни, одухотворяет, наполняет её глубоким смыслом.

Тема обучения одарённых и талантливых детей – одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике. Научно-технический прогресс, благополучие общества во многом зависят от интеллектуального потенциала людей.

“И всюду, - это каждый знает,

От села простого, до Кремля,

Пока ещё баян в стране играет,

Жива Россия-матушка Земля!”

Используемая литература

1. Рабочие материалы “Инновационная деятельность как механизм устойчивого развития образовательной деятельности ДШИ”, Ульяновская Н.Д., ГБУ НАО “НРЦРО”, г. Н-Мар, 2016год.

2. Хрестоматия “Этих дней не смолкнет слава”, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2012.

3. Песни великого подвига.- М.,- Худож. лит., Музыка, 1985.

                         

Приложение

  1. Сценарий сольного концерта “Играй, баян!” Команяка Александра
  2. Дополнительная образовательная программа “Музицирование. Играй, баян!”