Методические рекомендации к учебно-методическому комплекту "Музыкальная страница"

Иванова Александра Валерьевна

 

Методические рекомендации

по использованию  учебно-методического комплекта

«Музыкальная страница»

 

Автор:     Иванова Александра Валерьевна 

музыкальный руководитель

 

Методические рекомендации по использованию  учебно-методического комплекта «Музыкальная страница»

Наглядность  - эффективное средство познания объективной действительности. Это не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, внимание, акти­визирует процессы запоминания и мышления. К такому средству можно отнести музыкально-дидактические игры, которые обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, инициативу, способность к восприятию,  и понятий основных свойств музыкального звука. Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» является эффективным наглядным средством формирования и моделирования звуковысотных отношений, интонационного богат­ства музыкального языка.

Надо не забывать о том, что музыкальное образование имеет свою специфику и свой определенный отбор учебно-методических пособий для организации  образовательного процесса. Таким профилированным пособием является  учебно-методический комплект «Музыкальная страница»  в период обучения  нотной грамоте в виде  наглядно-демонстрационной магнитной доски и настольной магнитной папки с набором нотных знаков и музыкальных обозначений.

Данный  разработанный  комплект  может  использоваться, как в индивидуальной, так и в групповой работе во внеурочной и урочной деятельности.

В  состав учебно-методического комплекта входят следующие наименования:

-   демонстрационная  магнитно-маркерная доска с нотным станом;

-  губка  и магнитный маркер;

-  набор ритмических карточек;

-  набор нотных знаков;

-  набор карточек-интервалов с изображением животных;

-  набор карточек  гармонизации;

-  знаки динамики;

-  карточки с цифровым изображением размеров;

-  скрипичные и басовые ключи;

- настольная  магнитная папка с нотным станом, цветной лестницей и изображением клавиатуры

 Данный комплект выполнен в соответствии с требованиями  ФГОС НОО (Приказ МО РФ № 373 от 06.10.2009 г.)   и САН ПИН  (ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 декабря 2010 г. N 189).

Для результативности образования необходима не только природная и социальная среда, но и процесс систематического обучения. И такой процесс, как правило,  сопровождается формированием умения учиться, переходом от игровой деятельности к ведущей деятельности, воспитанием желания осуществлять эту деятельность. Эту образовательную среду создает сам педагог на занятии с детьми.  Важно, чтобы в этот период учитель использовал не только учебники, но и учебные наглядные пособия, позволяющие включать ребенка в активную деятельность. Таким пособием  для начального обучения нотной грамоте является учебно-методический комплект «Музыкальная страница». Ученики участвуют в  решении проблемных ситуаций, развивают  память, воображение, формируют мыслительные операции. 

Возрастной контингент детей, начинающих изучать нотную грамоту, может быть абсолютно различен, также как  разными могут быть и  возможности,  физические и умственные. Никаких ограничений в использовании учебно-методического комплект «Музыкальная страница»  не предполагается. 

 Однако следует учитывать некоторые особенности данного комплекта.  Использование этого пособия формирует музыкально-сенсорное восприятие, память, внимание, творческое мышление: соотношение знака и звука, звука и величины, что в свою очередь развивает музыкальный слух, звуковысотность.  Работая по системе и,  постоянно усложняя задания, можно  активизировать и развить «запоминание», «домысливание», «воображение».

На первом этапе при помощи  комплекта «Музыкальная страница» ребенок знакомится с нотками в соотношении: знак и расположение - звук - название нотки с использованием приду­манных небольших четверостиший  для более эффективного запоминания. (См. Приложение № 1).

На втором этапе ребенок знакомится с принципами взаимодействия: знак– звук,  звуковысотность звука - расположение в пространстве. /"Музыкальные ступеньки", "Музыкальная лесенка"/. (См. Приложение № 2).

На третьем этапе - сложение знаков-звуков,  интервальные построения, трансформация в простейшие песенки, сочинительства с названием нот. /"Пианино"/ ( См. Приложение № 2, № 3).

Заключительный этап - использование  нот для игры на музыкальных инструментах и ритмические зарисовки.  ( См. Приложение № 3).

Ранее действующая система обучения детей нотной грамоте методически устарела. В ней внимание фокусируется на запоминании отдельных нот и их расположения на нотном стане.

Метод обучения грамоте чтения нот зависит от того, как этот навык усваивался в самом начале образовательного пути. Большое значение имеет изучение самих знаков, которые воспринимаются как абстрактные символы во взаимодействии друг с другом. Текст нотной графики должен восприниматься не по отдельным нотам, а по группам нот не меньше мотива.  Способ усвоения сказывается в дальнейшем на качестве и скорости чтения нот с листа, когда чтение отдельных «музыкальных букв» объединяет их в «слова». Ребенок гораздо лучше обучается при помощи активных действий с  магнитными нотками. При помощи игровых технологий и активных методов обучения  он изучает нотную грамоту и «музыкальный алфавит».

Педагог, а далее  и обучающийся, может свободно и быстро перемещать нотки  по магнитной доске,  нет необходимости записи мелодии на нотных листах, что существенно экономит драгоценное время обучения. Передвигая нотки, можно устанавливать любые интервалы между линейными построениями и переносить данную мелодию или мотив от любого отправного звука. У ребенка вырабатывается пространственное определение высоты звука (по горизонтали) и соотношения между звуками. Не возникает страха при переносе мелодии от другого звука –  формируется навык транспонирования. Всё это тут же проигрывается на инструменте. Ребенок делает «открытия» самостоятельно. Оказывается, что все нотки на линейках находятся друг от друга через один звук, так же как и между линейками. Создается взаимосвязь разных звуков с изображением их на магнитной доске и положением  на клавиатуре.

Процесс обучения происходит в игровой форме, что соответствует психологии детского возраста. Применение  игрового метода и возможности манипулировать самостоятельно отдельными деталями и знаками, снижает утомляемость ребенка в процессе обучения, исключается монотонность, ребенок сам активно участвует в эксперименте с нотными символами, получая положительные  эмоции. Создается радостно-эмоциональный подъем в процессе обучения.  Вырабатывается навык быстрого воспроизведения нотной графики, навык охватывания рисунка мелодии на участке звукоряда, а также пространственная горизонтальная связь звукового ряда вместо вертикального (как раньше) поиска отдельного звука.

  Комплексное зрительное восприятие нескольких звуков (звуковые мотивы) мы называем «мелодические модули»:

-   повтор одного и того же звука

-             шаг на соседнюю ступень и обратно

-             поступенное движение вверх и вниз

-             по трезвучию (три звука через один) вверх и вниз

-   опевание

-   скачок

Наблюдения показывают, что охват текста по горизонтали дается более естественно и легко, в связи с выработанным навыком читать словесный текст.

Переставляя нотки, ребенок быстро и с удовольствием строит трезвучия  в гармоническом виде. Это своего рода «домики». Они легко узнаваемы в текстах произведений.

 Да и обращения трезвучий на магнитном носителе объяснять одно удовольствие, так как хорошо виден основной звук – фундамент и куда он  передвинулся, образуя новый аккорд. Здесь тоже «внешний вид» аккорда определяет терция в основании или на вершине.

В новой системе ребенок не высчитывает ноты, вспоминая их названия, а выбирает пространственный чертеж высотного рисунка мелодии, заданный различным расположением фишек на магнитной доске или воображаемом нотном стане.

 Данный учебно-методический  комплект «Музыкальная страница» может быть использован  в разных образовательных учреждениях,  работающих в  области «Музыка».

 

Заключение.

Для обучения ребенка нотной грамоте, более эффективного и ускоренного её освоения в результате анализа опыта работы данный учебно-методический комплект «Музыкальная страница» универсально подходит для,  практически любой,  методики системы обучения нотной грамоте с использованием в качестве дополнительного дидактического материала магнитной доски и магнитных музыкальных карточек для пространственного построения рисунка мелодии или мотива.

Так как поводом создания методического пособия послужила проблема: обучающийся медленно осваивал соответствие расположения нот на нотном стане (их звуковысотное графическое изображение) с воспроизведением их на клавиатуре, то решение было найдено в ходе создания новой эффективной  методики обучения нотной грамоте с использованием обучения  в легкодоступной (игровой) форме (в соответствии с психологией ребенка).

Ребенок раньше долго нарабатывал навык связи отдельных нот с их воспроизведением, подсчитывал, на какой линейке нотоносца находится нотка – символ, определял её название и находил соответствующий звук на фортепианной клавиатуре. В дальнейшем, тот же процесс происходил со следующей отдельной нотой.  Процесс был длительным, наработка навыков чтения нот занимала большое время. Теперь же поставленные задачи были выполнены при разработке  учебно-методического комплекта «Музыкальная страница».

Использование учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» позволяет значительно ускорить процесс обучения нотной грамоте в сравнении с предыдущей системой. Нет необходимости записи текстов в нотных тетрадях. Использование магнитного носителя с нотными знаками  как средства для быстрой передачи информации. В большей степени учитывается психология развития ребенка, поэтому материал легче усваивается.

Применение данного комплекта выявил определенные результаты в работе:

-           ускоренное  усвоение нотной грамоты

-           беглое чтение нот с листа в любом ключе

-           возможность транспонирования мелодий от любого звука в любую тональность

-           более высокие результаты по чтению нот с листа на технических зачетах

 -более высокие результаты учащихся на самостоятельно разобранные музыкальные произведения.

Делая вывод, можно сказать, что по всем показателям система ускоренного обучения нотной грамоте является инновацией в музыкальной педагогике, так как она прогрессивная, результативная, универсальная (подходит для  обучения на любом инструменте). Система ускоренного обучения нотной грамоте (первоначальный этап) необходима  для  эффективного развития навыков беглого чтения нот с листа, транспонирования, важных  для последующих этапов обучения детей.

 

 

Список литературы  

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой», Москва, 2010г.
  2.  Барабошкина А. Методика преподавания сольфеджио в детской  музыкальной школе. – Л.: Музыка, 1963.
  3. Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. Методические материалы под редакцией Баренбойма. Москва, 1971
  4.  Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. «Путь к музицированию», «Советский композитор», М – 1981
  5. Бим! Бам! бом! Сто секретов музыки для детей. Игры звуками.-СПб.:Музыкальная палитра, 2007
  6.  Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в  детской музыкальной школе. – М.: Музыка, 1966. 
  7. Герасимович Д. Методика обучения игре на фортепиано, 2003

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТИХИ

 * * *

Ноты у меня спроси –

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.  (Е. Загорученко)

 

Нотная азбука 

Ноты гаммы составляют,

Если выстроятся в ряд.

Ноты чувства выражают,

Если в музыке звучат.

И, как буквы в предложенье,

Ноты – музыки прочтенье.

А всего-то их – семь штук.

И у каждой – сольный звук.

Только сколько комбинаций,

Музыкальных вариаций

Память нотная хранит!

Нет числа для всех мелодий,

Что из этих нот выходит,

В музыкальный мир манит.

 

 

ДО РЕ МИ Музыкальная школа 

Нам школа – как птенцам гнездо. ДО!

И музыкант – всегда в игре. РЕ!

Останемся всю жизнь детьми. МИ!

Легко звучит стихов строфа. ФА!

Поправит ноту пусть бемоль. СОЛЬ!

И помнят нас учителя. ЛЯ!

Спасибо! Сенкью! Гран мерси! СИ!

Привет, родимое гнездо! ДО!

 

Сборник  примерных игр и упражнений

при использовании

учебно-методического комплекта «Музыкальная страница».

                      

  1. Музыкально-дидактическая игра: «Королевство нот»

 

Цель:   Познакомить детей с понятиями нота и их названием, звука, и соотношение ноты и звука.

Стимульный материал: конверт с черными кружочками- нотками.

Ход игры: педагог с помощью сказочного сюжета знакомит детей с жителями Королевства.

 Например: "Жили-были две нотки /черная и белая. Целыми днями они сидели дома н смотрели из окна на серое небо с огромными темно-серыми облаками. Им было очень грустно... Но вот грянул гром, вспыхнула молния и сильный дождь забарабанил по стеклу, оставляя сильно бегущие струйки воды. И так продолжалось около часа пока небо не посветлело и не появилось солнышко. Оно так ярко и pадостно сияло, освещая капельки дождя, оставленные на стекле.

"Посмотри на небо, - воскликнула черная нотка, - какая  красивая радуга!"

"Я вся пою от счастья, - сказала белая нотка и запела, а черная за ней повторила"

" А давай позовем жителей нашего Королевства и прогуляемся по этой радуге вверх и вниз, и будем  петь? , - предложила черная нотка.

 Королевство это было не простое, а музыкальное и называлось оно Гамма, а жителей было всего  семь, включая короля и королеву. Взявшись за руки они поднимались то вверх ,то спускались вниз, обходя все Королевство по небу.

Примечание: В игре участвует педагог и группа детей. Знакомство с нотками желательно сопровождать звуками на любом музыкальном инструменте. Предложить детям самим по образцу педагога построить на нотном стане звукоряд от ноты «ДО» вверх и вниз.

 

 

  1. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная лесенка»

 

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, а также формирует: понятия: нота - звук – звуковысотность.

Игровые задания:

·        Назвать звуки по имени на нотном стане и соотнести его со ступенькой на лесенке

·         Проговорить или пропеть всю гамму по порядку сниву-вверх и сверху-вниз, показывая, как нотка поднимается и спускается.

·        Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя ноткой.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ № 3    Песенки и попевки  для закрепления основ нотной грамоты ( см. фото)

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >