Описание инновационного продукта - Учебно- методического комплекта "Музыкальная страница"

Иванова Александра Валерьевна

Описание инновационного продукта,
участвующего в районном конкурсе педагогических достижений
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

номинация «Лучший инновационный продукт»

 

2016-2017 уч.г.

Полное наименование образовательной организации:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по   художественно-эстетическому развитию детей   Красногвардейского района  Санкт-Петербурга.

 

Автор:

Иванова Александра Валерьевна – музыкальный руководитель

 

Телефон:

8-921-932-69-19

 

Электронная почта:

sssaah82@mail.ru

 

Наименование инновационного продукта:

Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» автор Иванова А.В.

 

 

Форма инновационного продукта:

Учебное пособие

 

Методическое пособие

 

Учебно-методическое пособие

 

Методические материалы, рекомендации

 

Учебно-методический комплект (комплекс)

  •  

Программа

 

Технология

 

Модель

 

Сайт

 

Программное обеспечение

 

Диагностические, контрольно-измерительные материалы

 

Иное (указать, что)

 

 

Тематика инновационного продукта*:

Развитие профессионального образования

 

Развитие дошкольного образования

 

Развитие общего образования

  •  

Развитие дополнительного и неформального образования
 и социализации детей

 

Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи

 

Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего  и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами
с ограниченными возможностями здоровья

 

Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего
и дополнительного образования детей

 

Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования

 

Вовлечение молодежи в социальную практику

 

 

Номинация:

Управление образовательной организацией

 

Образовательная деятельность

  •  

 

 

 

Ссылка на инновационный продукт:

http://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2015/11/11/magnitno-markernaya-doska-s-naborom-magnitnyh

 

 

Общее описание инновационного продукта:

 

  • Ключевые положения:

Представляемый на конкурс инновационный продукт представляет собой учебно-методический   комплект с рекомендациями по обеспечению  реализации  качественного и ускоренного образовательного  процесса в области «Музыка»  на этапе освоения нотной грамоты.

              Глоссарий:

              Нотная грамота - но́та (лат. nōta — «знак», «метка») в музыке — это графическое обозначение звука музыкального произведения, один из основных символов современной музыкальной нотации. Вариации в изображении ноты, а также сочетания с другими символами позволяют задать такие характеристики обозначаемого нотой звука, как высоту, длительность и порядок исполнения по отношению к другим звукам.

               Музыкальная  грамотность - это приобретение элементарных знаний о музыке и формирование умений и навыков практического музицирования. Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Детей учат понимать нотные знаки, петь по нотам простые попевки и песни (по абсолютной или относительной системе нотации, с использованием элементов хорового сольфеджио).

              Нотный знак – это   условный графический знак, находящийся на нотном стане (нотоносце, как иногда называют пять линий, на которых и записываются ноты) и указывающий высоту и относительную длительность какого-либо звука. Знак состоит из кружка (пустого внутри или заштрихованного), а также (необязательно) штиля и флажка.

Термин «нота» употребляется для обозначения звука условным знаком, и применяется только к графическому знаку, а не к звуковому ощущению. «Звук до» — воспринимаемый слухом звук определенной частоты, а «нота до» — символ, выражающий его высоту и длительность.

               Учебно-методический комплект – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в программу предметного курса.

Иными словами, в   учебно-методический комплект  входят:

сборники программно-методических материалов, методические пособия (предназначены для учителя; они содержат общие рекомендации по разработке и проведению уроков),

наглядное пособие (для организации самостоятельной работы учащихся).

            Апробация - это термин, который может использоваться в двух значениях. Первое- это утверждение чего-либо или одобрение, основанием которому служит проведенное обследование. Другое  значение этого термина, более распространенное – это проверка работоспособности процессов, схем, моделей, методов, установленных теоретическим путем, проводимая в реальных условиях.

              Методическая рекомендация - это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методическая рекомендация представляет собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. Методическая  рекомендация содержит в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

                Музыкально-дидактическая игра -  это средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.   Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребенок.   Основное назначение музыкально- дидактических игр: формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

 

  • Обоснование инновационного характера предлагаемого продукта.

Инновационность представленного  продукта определяется:

- интергативным подходом  к решению  основных задач освоения музыкальной грамоты, создание условий для учета индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, повышение профессионального уровню педагогов, объединение педагогических усилий по формированию музыкальных навыков и профилактика учебных затруднений;

- исследованием научной базы, построенной на трудах  отечественных и зарубежных педагогов, занимающихся вопросами освоения нотной грамоты;

- простотой и доступностью предлагаемого учебно-методического комплекта.

Разработанные материалы: методические рекомендации для обеспечения  грамотной работы с  данным продуктом, диагностические комплексы по внедрению в образовательный процесс и последующего распространения материала.

 

Аналоговый анализ

Материалов, аналогичных представленному инновационному продукту по названию:

Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» не найдено.

По ключевым словам и содержанию   можно выделить четыре основные группы материалов - «Нотная грамота», «учебно-методический комплект»,  «методическая рекомендация»,  «Музыкально-дидактическая игра».

Для аналогового анализа сделан краткий обзор материалов по каждой категории.

  1. Нотная грамота уже давно не новость для российского музыкального образования. Различные варианты способов освоения нотной грамоты подробно описаны в профессиональной литературе. Отличием предлагаемого мною варианта является то, что предметом, дополняющим любой метод является магнитная доска, магнитные нотные знаки, настольная магнитная папка, а результат выработанной стратегии взаимодействия находит свое отражение в качестве и  эффективности освоения материала по учебной программе.
  2. Учебно-методический комплект в современном   образовательном направлении имеет множество вариантов различных как по форме, так и по содержанию. Отличием предлагаемого мною набора является четкая структура, позволяющая эффективно реализовать решение ускоренного освоения нотной грамоты, от  преподавателя к ученику, через наглядность, доступность и удобство.
  3. Методическая рекомендация разрабатывается на основе образовательных программ, направленностей   на определенную тему, занятие или мероприятие. Существуют отличия в отношении того, каким образом в методической рекомендации учитывать индивидуальные особенности учащихся. Рекомендуется включить в методическую рекомендацию  одним из пунктов направленность данной работы на определенную  аудиторию  учащихся, определенность при  выборе форм, средств и методов  музыкального обучения и воспитания.
  4. Музыкально-дидактическая игра  давно является привычной формой преподнесения информационного потока  для обучающихся разных возрастных категорий и возможностей. Анализ материалов из разных источников показывает, что традиционная педагогическая форма изложения материала обновляется слабо, поэтому с использованием учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» музыкально-дидактические игры изменяют способ  и эффективность освоения музыкальной грамоты.

 

  • Обоснование значимости инновационного продукта

 В ст.28 пункт 6.1 Закона «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается необходимость   обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки учащихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Содержание, объем, методические подходы, порядок изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся в текущем учебном году или на данной ступени обучения определяются рабочей программой.

Предлагаемый учебно-методический комплект «Музыкальная страница» позволяет создавать условия для эффективной реализации рабочих программ в образовательном процессе.

Данный учебно-методический комплект представляется особенно актуален в ситуации, когда возникает необходимость учитывать специфику возрастных, личностных и качественных возможностей учащегося контингента при взаимодействии с педагогом в образовательной деятельности.

Учебно-методический комплект предполагает определенный алгоритм взаимодействия педагога и учащегося, который может совершаться в любом образовательном учреждении с целью достижения результативности по вопросу  освоения музыкальной грамоты.

Алгоритм действий включает :

Шаг 1

Формулирования педагогических задач для реализации освоения музыкальной грамоты  на начальном этапе.

Шаг 2

Определение  учебно-методического инструмента  для обеспечения реализации задач.

Шаг 3

Мотивирование педагогов и учащихся к неформальному, творческому, личностно-ориентированному подходу при использовании учебно-методического комплекта Музыкальная страница» для  реализации поставленных задач  освоения нотной грамоты. Повышение профессиональной компетентности педагога.

Шаг 4

Составление диагностических исследований в продуктивности и качестве предлагаемого учебно-методического комплекта в образовательных учреждениях разного типа.

Шаг 5

Проведения учебно-педагогического практикума с использованием учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» в условиях образовательной деятельности разных учебных учреждениях для выявления недостатков по данному продукту, либо эффективному внедрению для детей с разными возможностями и разных возрастных категорий.

Шаг 5

Определение перспективных задач развития учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» в рамках образовательных программ учебных заведений.

Центральным элементом по внедрению учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» является систематичность работа педагога и детьми разных возрастов и возможностей.  У основу успешной реализации данной продукции  заложены основные принципы сопровождения:

- качество и доступность излагаемого материала полностью зависит от профессиональных качеств педагога,

-    мотивация учащихся разных возрастных категорий и физических возможностей,

-   непрерывность использования данного комплекта для результативности и качества образования,

-   комплексный подход  в  освоении поставленных образовательных задач при использовании учебно-методического комплекта «Музыкальная страница».

 

  • Обоснование актуальности результатов использования инновационного продукта для развития системы образования.

Актуальность использования учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» для развития системы музыкального образования подтверждается  следующими результатами:

  1. Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» был представлен  для апробации в различных учебных заведениях г. Санкт- Петербурга  и получил положительные отзывы с дальнейшим распространением  и внедрением в образовательный процесс при освоении нотной грамоты. (копии справки по внедрению прилагаются).
  2. Проведено занятие с использованием учебно-методического комплекта «Музыкальная страница» в  общеобразовательном учреждении с детьми  9-10 лет, без предварительной подготовительной работы с положительным результатом. (копии документов прилагаются).
  3. Получен бесценный опыт при работе с учебно-методическим комплектом «Музыкальная страница» с положительными отзывами родителей учащихся. (копии отзывов прилагаются).

 

  • Обоснование готовности инновационного продукта к внедрению в системе образования.

Предлагаемый инновационный продукт представляет собой учебно-методический комплект, подразумевающий определенный алгоритм действий, органично вписывающихся в работу образовательных учреждений, позволяющий успешно решать проблему по освоению знаний по нотной грамоте в области «Музыка».

Практичная и удобная  в использовании продукция отличается простотой в применении и носит универсальный характер, что дает возможность ее использования для любых возрастных категорий детей с разными возможностями.

Принципиальным отличием представляемого материала также является его нацеленность на качество и эффективность усвоений образовательных программ в области «Музыка», при получении знаний относительно нотной грамоты. Представленный материал структурирован в комплект, что позволяет организовать учебный процесс полноценно и грамотно.

Учебно-методический комплект «Музыкальная страница» может успешно использоваться в системе музыкального образования в учреждениях различного типа.

 

  • Обоснование рисков внедрения инновационного продукта в системе образования.

-  отсутствие направленности образовательного процесса в области «Музыка» на освоение нотной грамоты;

- низкий уровень профессиональной музыкальной компетентности педагогов образовательной организации;

- недостаточный уровень методического обеспечения работы музыкального профессионального педагога;

-    недостаточный уровень материально-технического обеспечения  в области «Музыка» образовательной организации. 

 

 

 

 

 

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >