Техника и приёмы в подготовке учащихся к концертным выступлениям.

Долгова Марина Валентиновна

Успешное концертное  выступление -  решающий момент в творческой работе учащегося и преподавателя.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4 г.УЛЬЯНОВСКА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: Техника и приёмы в подготовке учащихся к концертным выступлениям.

Преподаватель по классу аккордеона Долгова М.В.

2014г.

Концертное выступление - решающий момент в творческой работе учащегося и преподавателя. Поведение на сцене, самочувствие во время игры, реакция на отношение  аудитории - все это выявляется у исполнителя по-своему.

Музыкальное произведение, которое предстоит исполнить перед публикой, становиться предметом удвоенного внимания и заботы педагога. Недоученная пьеса не может быть выпущена на концерт не только из уважения к слушателям, но и в интересах самого исполнителя у которого может образоваться отрицательный комплекс, который подорвет его уверенность в себе. Если музыкальное произведение выучено формально, если учащийся не имел достаточно времени, чтобы вникнуть в его идейно-эмоциональное содержание - он будет не в состоянии и удовлетворительно передать его слушателям. А если к этим недоработкам прибавить волнение, сильное или слабое, которое почти неизбежно при публичном исполнении, становиться ясно, почему так много исполнителей часто играют с погрешностями. В музыкальном произведении отражаются качества и недостатки исполнителя, его метод работы. Существует мнение, что только что выученное произведение нельзя «выносить» на концерт. Желательно, после того как пьеса выучена, оставить ее отдыхать на какое то время, чтобы учащийся мог перспективно охватить пьесу и сыграть ее с большим смыслом. Из опыта своей работы считаю, целесообразным только что выученную пьесу проигрывать перед разными аудиториями как можно больше раз, для накопления эстрадного опыта.

Даже если пьеса выучена, музыкальный образ найден, содержание вложено, но при выходе на публику из-за волнения, паники, страха, все «построенное» рушиться. Как же с этим бороться? Как готовить исполнителя к эстрадному выступлению? Конечно, бывает пред концертное волнение, которое в процессе исполнения переключается в русло творческих эмоций и усиливает их. Так бывает у артистически одаренных людей, к сожалению, они встречаются редко. Ключ, который открывает проблему волнения - это сосредоточенность. Дело в том, что волнующийся учащийся сосредоточен на сцене не на своей работе. Он работает с оглядкой на себя - как я сижу, выгляжу, двигаю руками, все на меня смотрят и т.д. - и эта оглядка как раз и отвлекает его от предмета его работы, то есть от того, на чем должно быть сосредоточено его внимание. Сосредоточение на задачах художественного исполнения, на исполняемом произведении - вот верное средство забыть о себе, устранить ту почву, из которой вырастает волнение – паника. Появление последнего – признак недостаточной сосредоточенности исполнителя на исполнении. С другой стороны «волнение в образе», как сосредоточенность на исполняемом,  которое является лучшим средством отвлечь исполнителя от панических мнений о себе.

«Волнуйся не за себя, а за композитора»- сказал известный

пианист Г. Коган. Воспитание артистических качеств, требует от педагога тонкого, тактичного, индивидуального подхода. Одного ученика следует выпускать чаще на эстраду для его нервной системы, это здоровый тренаж. Для нервной системы другого ученика – непосильная нагрузка, даже в том случае, когда

повторяются успешно исполненные пьесы. Каждый педагог сталкивается в подобных случаях с неожиданными срывами. В подготовке к выступлению нужно устранить все, что может вызвать нервозность. У ученика не должно возникать сомнения в полном успехе. Предстоящего выступления надо ждать как праздника, а не как страшного суда. Успокаивать нервничающего ученика надо с преувеличенной похвалой и подчеркиванием его достижений. В день концерта играть много и с эмоциональной отдачей не рекомендуется. Достаточно проиграть пьесу по нотам и наизусть в медленном темпе, обдумывая свои задачи.

Сценическое волнение – неизбежность концертного выступления. Педагоги часто наблюдают проявление этого чувства. Нужно различать волнение, связанное с характером исполняемого сочинения, вложенным в него эмоциями, и волнение, которое вызывает концертная обстановка, присутствие слушателей и особенно мысли, что исполнение может получиться плохим, что текст забудется.

Аналогией может служить выражение драматических артистов: «волнение в образе» и волнение «вне образа».

Первое полезно, оно необходимое условие художественного исполнения.

Второе вредно.

        Характерным признаком вредного концертного волнения является затуманивание сознания, при котором ослабевает связь между мыслью и слуховыми представлениями, с одной стороны, и движениями рук и пальцев - с другой. Как следствие ослабевает и общий слуховой контроль. Исполнитель теряет самообладание, допускает неточности, совершенно не свойственные ему при обычном исполнении, забывает, смазывает пассажи и т.д. Сильное волнение особенно отражается на темпах, они становятся не спокойными и обычно более быстрыми. Исполнение теряет и определенность силы, качества звука, бледнеет выразительность музыкальной фразы. Чем ближе день и час выступления перед публикой, тем обостренней чувства исполнителя и его требовательность к себе. Появляется гнетущее чувство неуверенности: у одних появляется ощущение легких рук и слабых пальцев - звук становиться неопределенным, колеблющимся; у других наоборот руки спрягаются и потеют, у третьих появляется сонливость, препятствующая собранности. У этих мучительных чувств немало причин:

Волнение при публичном исполнении появляется чаще всего, когда пьеса недоучена, в ней остались еще преодоленные трудности.

Волнение появляется и тогда, когда учащийся сознательно не работал над пьесой. В этом случае всякий намек на эту мысль может породить чувство неуверенности, страх. Достаточно подумать, что можешь ошибиться, как действительно ошибаешься, и начинается сильное волнение. Известно, что при игре движения рук и пальцев автоматизируются. Автоматичность облегчает игру, но в ней таиться и опасность; чем автоматизирований исполнение, тем меньше контроль. Достаточно непредвиденного обстоятельства — и возникают ошибки - сама мысль, что может случиться непредвиденное, вызывает волнение.

Важная причина волнения перед публикой - традиция играть на память. На эстраде отсутствует суфлер, который подскажет, избавив исполнителя от мучительной мысли, что можно забыть и ошибиться. Если пьеса не выучена на память надежно, появляются опасения и память может подвести. Это может случиться всякий раз, когда пьеса не запоминалась сознательно, а расчет был главным образом на мускульно-двигательную память. Надеется на нее рискованно, особенно при концертном исполнении. Хуже всего, когда неуверенный в себе исполнитель напрягает память, чтобы не забыть текст. В этом случае можно с уверенностью сказать, что произойдут ошибки. Сознание, которым пренебрегали в процессе работы, мстит, превращаясь из надежного сотрудника во врага. Далее оказывается, что многие учащиеся даже не знают, как учить на память. Музыкальное сочинение запоминается путем многократного повторения. Ошибаясь при публичном исполнении, ученик утешается мыслью, что ошибки случайны, в то время как в действительности причины их гораздо глубже - в самом методе заучивания на память.

  • Причиной волнения могут явиться и такие ценные качества, как самокритичность, чувство ответственности перед публикой, чувство чести – качество, которое обостряется во время исполнения. Стоит исполнителю представить себе, что он может осрамиться, как наступает сильнейшее волнение.

Как о причине волнения нельзя забывать о слабой нервной системе некоторых учащихся, легко смущающихся, не способных к сосредоточенности, стеснительных. Само присутствие слушателей для таких учеников — уже повод для волнения, как бы надежно они не овладели пьесой. Болезненная чувствительность предрасполагает к самовнушениям, мешающим играть. Такие исполнители плохо влияют на других исполнителей. Глядя на таких учащихся, другие впадают в сильное волнение, обнаруживая свои исполнительские слабости.

Волнение при концертном исполнении свидетельствует о повышенной внутренней жизни и чувстве ответственности. Разумеется, если оно не выходит за рамки естественного. В этих границах оно даже полезно. Если же волнение переходит границы «естественного» и полезного, надо принимать меры. Сознательное и уверенное овладение музыкальным произведением, предназначенным для исполнения перед публикой. Установление наилучшей аппликатуры, смены меха и их усвоение. Ясное и живое представление о произведении как о естественном развитии музыкальной мысли. Важно сознательное усвоение произведения на память. Учащийся, прежде всего, должен полагаться на слуховую память, быть способным воспроизвести музыкальное произведение мысленно. Могут помочь и зрительные восприятия

  • вид нот, клавиатуры, представление пальцев на ней в момент исполнения. Старый испытанный способ усвоения сочинения со всеми подробностями - работа с нотами без помощи инструмента. Одно из средств борьбы со сценическим волнением - сознательная тренировка исполнения перед публикой, обеспечивающая необходимую смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность. Последнее качество особенно важно. Исполнитель должен добиваться сосредотачиваться на исполнении до такой степени, чтобы забывать обо всем другом - концертной обстановке, публике, даже о самом себе. Все исчезает в свете сочинения, которое играется. Сосредоточение на этих задачах, на исполнении произведения — вот вернейшее средство забыть о себе, устранить ту почву, из которой вырастает «волнение-паника»; появление последнего - всегда признак недостаточной сосредоточенности исполнителем на исполнении.

Таким образом при подготовке к концертным выступлениям решаются важные аспекты:

  1. Физико-технические -где опорно-двигательный аппарат учащегося справляется с техническими трудностями музыкального произведения.
  2. Энергетическая надежность,- где учащийся справляется с физическими трудностями, т.к. аккордеон является одним из самых тяжелых инструментов по весовым качествам.
  3. Психические задачи:
  1. Должна быть ясно поставленная - цель. Цели могут быть главными (художественный образ) и второстепенными (технические задачи). Решаются они одновременно. Умение точно попасть в цель определяется рядом факторов.
  • способность видеть (в мельчайших подробностях)
  • умение запоминать (так, чтобы детально рассказать)
  • умение воображать (цель точно и ясно)
  • способность воплощать (цель в жизнь)
  1. Умение сосредоточиться на этой цели.
  2. Желание. Не просто желать, но желать так, чтобы пройти все преграды. Желание подкрепляется любовью. «Влюбитесь в свое произведение!» - призывает Г.Коган.

Таким образом психологические и физико-технические факторы неразрывно связаны друг с другом.

Итак, в заключение можно сказать, что только небольшой процент учащихся оказывается неспособным к публичным выступлениям. Конечно, эти выступления стоят дорого, но творческая радость, которая приносится этими выступлениями, оправдывает и труды и волнения. Музыкально исполнительское искусство предполагает одно самое главное и особое условие - самообладание. Для педагога важно решить проблему преодоления вредного сценического волнения и создания благоприятных условий для учащегося-исполнителя.

Список литературы:

  1. Коган Г. У врат мастерства. - М., 2004.
  2. Баян и баянисты. Выпуск 6. - М., «Музыка», 1982.
  3. Интернет ресурсы.
  4. М.Г. Солопов Музыкальные и театральные проблемы сценического выступления Мн. 2003