СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В СЕМЬЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШЕСТИ - СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Дроздова Елена Владимировна

В учреждении дополнительного образования музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается педагог музыки. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большей степени зависит уровень музыкального развития  воспитанников. Но успех дела зависит, прежде всего, от родителей, так как вне уроков музыки имеются другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности.

Среди современных исследований в области педагогической науки имеются многочисленные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста отводится семейному воспитанию.

Поэтому, представляется важным участие педагогов, родителей в жизни детей, которое объединяет их общими целями, интересами и делами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка409.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание.

Введение………………………………………………………………………….…..3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШЕСТИ – СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА  В СЕМЬЕ. ………………………………..………………………..….. 5 1.1 Основные подходы к проблеме музыкальных способностей в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………5 1.2 Анализ педагогических условий развития музыкальных способностей, используемых в семейном воспитании……………………………………………………………...10 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШЕСТИ – СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ………….....…….……………..…….14

2.1. Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей шести - семилетнего возраста………………………………………………………………14

2.2. Методические рекомендации по созданию педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье……………………………19

Заключение………………………………………………………………………….28

Литература…………………………………………………………………………..30


СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В СЕМЬЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШЕСТИ - СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Введение.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её почувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоционально-духовная сфера, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В учреждении дополнительного образования музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается педагог музыки. От уровня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большей степени зависит уровень музыкального развития  воспитанников. Но успех дела зависит, прежде всего, от родителей, так как вне уроков музыки имеются другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности.

Среди современных исследований в области педагогической науки имеются многочисленные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста отводится семейному воспитанию.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку: это, прежде всего, классика и народное творчество. Но для этого педагог должен сам её хорошо знать, любить, уметь преподнести детям,  рассказывая о ней.

Чтобы создать педагогические условия в семье для развития музыкальных способностей детей необходимо:

  • создать условия для развития музыкальноэстетического воспитания;
  • стремиться воспитывать у детей, родителей и педагогов музыкальноэстетический вкус;
  • развивать творческую инициативу детей, родителей, педагогов;
  • поддерживать инициативу, творчество, самостоятельность для формирования   чувства уверенности в себе и собственных силах;
  • привлекать родителей к активному участию в мероприятиях совместно с детьми;
  • учитывать пожелания и предложения родителей;
  • высоко ценить общность интересов педагогов, родителей и детей.

Поэтому, представляется важным участие педагогов, родителей в жизни детей, которое объединяет их общими целями, интересами и делами.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ШЕСТИ – СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА  В СЕМЬЕ

1.1 Основные подходы к проблеме музыкальных способностей в психолого-педагогической литературе

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Проблема развития музыкальных способностей – одна из центральных в музыкально-психологических исследованиях. В отечественной психологии проблема способностей рассматривается в русле общепсихологической теории деятельности.

Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались Б. Асафьев, Л. Выготский, М. Михайлова, О. Радынова, и др. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внёс Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей.

Б.М. Тепловым была сделана попытка, дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию - успешности деятельности. Способности рассматриваются Б.М. Тепловым как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого в основном такие, какие имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности, а одаренность - как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических способностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности.

Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности».

Вопрос о структуре музыкальных способностей до сих пор остается дискуссионным. Н.А. Ветлугина делит музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные. Соглашаясь в целом с этой классификацией, В.Д. Островский предлагает расчленить музыкально- эстетические способности на эмоционально- и рационально- познавательные, т.е. фактически выделяет эмоциональную и познавательную стороны музыкальных способностей.

Вообще в музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три:

-        музыкальный слух,

-        чувство ритма

-        музыкальная память.

В термин музыкальный слух вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Б.М. Теплов разделяет понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух.

Б.М. Теплов отмечает, что «музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).

Музыкальный ритм. С пониманием ритма в узком его значении мы встречаемся у Л.А. Мазеля и В.А. Цуккермана: «Ритм, как временная закономерность, есть организация звуков по их длительности». Здесь музыкальный ритм сведен к ритмическому рисунку. Однако как пишут те же авторы, «ритмический рисунок образуется от сочетания одинаковых или различных длительностей, определенным образом акцентированных и звучащих в некоторых темповых рамках». Из сказанного следует, что метр и темп наряду с ритмическим рисунком – необходимые составляющие музыкального ритма.

Анализируя основные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Теплов пришел к выводу, что в основе лежат две способности: ладовое чувство, которое называют перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которую называют репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха. Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей.

Согласно данным исследования Б.М. Теплова, основными музыкальными способностями являются:

1)  Ладовое чувство, то есть способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе — эмоциональным, или перцептивным компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство образует неразрывное единение с ощущением музыкальной высоты. Ладовое чувство непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании её, в чувствительности к точности интонации. Оно наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление - любовь и интерес к слушанию музыки.

2)  Способность к слуховому представлению, то есть способно произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Она непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Совместно с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.

3) Музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство проявляется в том, что слышание музыки непосредственно сопровождается теми или иными двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.

Музыкальная память – это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств. Она активно включается во все познавательные процессы и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности младшего школьника и непрерывное его развитие. Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности.

Музыкальные способности создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности можно считать следующие:

Слушание музыки;

Исполнение музыки;

Сочинение музыки.

Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражения некоторого содержания (Б.М. Теплов). Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален. Музыкальное переживание по самому существу своему - эмоциональное переживание, и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки. Способность эмоционально отзываться на музыку составляет центр музыкальности.

Б.М. Теплов указывает, что комплекс способностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью (музыкальность) не исчерпывается тремя способностями, но составляют основное ядро музыкальности. Музыкальность человека зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения.

Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

Таким образом, всё выше перечисленное ещё раз доказывает необходимость развития творческих, в том числе музыкальных способностей у дошкольников, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным.


1.2 Анализ педагогических условий развития музыкальных способностей, используемых в семейном воспитании

Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, В. Глоцер, Б. Джеферсон А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова, А.В. Кенеман, Б.М. Теплов, З. Фрейд, и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В. Глоцер, Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

Способности к любому виду деятельности не могут развиться у детей сами собой. Способствовать развитию творческих, в том числе музыкальных способностей должны взрослые.

Для успешного развития музыкальных способностей детей необходим комплекс педагогических условий:

  • соблюдение принципа свободы и самостоятельности в деятельности детей (подбор мелодий по слуху, импровизация в танцевальной и исполнительской деятельности);
  • организация внимания детей с помощью создания благоприятной атмосферы для восприятия детьми художественного образа;
  • накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
  • соблюдение принципа подхода к подбору музыкального материала для урока, то есть выбора из программы произведений, которые могут стать основой для формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать общепринятым дидактическим требованиям;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • использование специальных форм работы, способствующих созданию атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости (игра, сказка, музицирование);
  • музыкально-художественная импровизация самого педагога, которой на уроке должно быть не меньше, чем импровизации учащихся;
  • проведение творческих заданий в наиболее эффективной форме их постановки перед детьми;
  • оснащение детского творчества разнообразными музыкальными игрушками, атрибутами, детскими музыкальными инструментами, музыкальным сопровождением, пространством для танцев;
  • установление наиболее рациональных путей внутреннего взаимодействия видов на каждом уроке, исходя из основной темы занятия;
  • высокий уровень общей и музыкальной культуры педагога: эрудиция по вопросам искусства в целом, музыкальный кругозор, художественно-исполнительское мастерство, речевая культура;
  • понимание основной цели музыкального воспитания.

Музыкальные способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому каждому ребёнку нужен индивидуальный подход, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка.

Учитель музыки не имеет возможности заниматься с каждым ребёнком индивидуально. Зато он может объяснить родителям пользу музыкальных занятий и убедить их отдать ребёнка в музыкальную школу или учреждение дополнительного образования для лучшего развития его музыкальных и общих способностей. Можно это сделать с помощью «Письма родителям от РАМ» (Приложение 1).

Для развития определённых музыкальных способностей учитель музыки может дать родителям рекомендации или ряд упражнений, о которых мы расскажем в следующей главе. Педагоги должны понимать необходимость проведения работы по развитию музыкальной культуры у детей и родителей, гармонизировать детскородительские отношения с помощью проведения совместных мероприятий.

Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.

Родители в большинстве случаев не владеют знаниями, педагогическими методами в формировании у детей музыкально-эстетического вкуса и не заинтересованы в их получении. Взаимодействие с родителями будет эффективным лишь при планомерной и целенаправленной работе, которая проводится постоянно. Эффективность таких форм работы во многом зависит от умения педагогов музыки заинтересовать родителей, грамотно, доступно, творчески подать материал. От желания родителей включиться в педагогический процесс по развитию музыкального вкуса и приобщению их к разнообразным видам музыкальной деятельности.

Слушание вокальных, инструментальных произведений в записи, и, особенно, в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для развития музыкальных способностей.

Каждый родитель может познакомить своего ребёнка с музыкальной жизнью родного города, посетив театр или филармонию, тем самым способствовать пробуждению активного интереса к музыкальной деятельности. А если слушание родителем и ребёнком живой музыки станет систематическим, оно способствует приобщению ребенка к классической музыке, развитию музыкального слуха и музыкальной памяти. А значит, каждый родитель способен выполнить несколько задач педагога музыки, способствуя созданию педагогических условий для развития музыкальных способностей своего ребёнка.

Таким образом, выделяем ряд педагогических условий развития музыкальных способностей, используемых в семейном воспитании:

  • соблюдение принципа свободы и самостоятельности в деятельности детей;
  • организация внимания детей с помощью создания благоприятной атмосферы для восприятия детьми художественного образа;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • создание атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости  (игра,  сказка,  музицирование);
  • музыкально-художественная импровизация самого родителя, выполняющего роль педагога, которой должно быть не меньше, чем импровизации учащихся;
  • проведение творческих заданий в наиболее эффективной форме их постановки перед детьми;
  • оснащение детского творчества разнообразными музыкальными игрушками, атрибутами, детскими музыкальными инструментами;
  • понимание основной цели музыкального воспитания.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

ШЕСТИ – СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ 

2.1. Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей

шести - семилетнего возраста

Практическое изучение создания условий для развития музыкальных способностей детей в семье проводятся на базе общеобразовательного учреждения среди первых классов.

Первоначально нам необходимо определить уровень развития музыкальных способностей детей в музыкальной деятельности: пении, движении и игре на детских музыкальных инструментах, а также способностей к творческому восприятию музыки. В работе можно использовать диагностическую методику, в основе которой положены работы К.В. Тарасовой и А.И. Бурениной.

Описание методики.

Цель: исследование уровня развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста.

1. Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении.

Задание 1. Исполнительское творчество. Танцевальная композиция «Если добрый ты» (Музыка Б.Савельева из м/ф «Кот Леопольд»).

Дети свободно располагаются по всему залу, выполняют самостоятельно знакомую им танцевальную композицию.

Критерии оценки:

а) Музыкальность

2 балла: умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки;

1 балл: в движениях выражается общий характер музыки, темп;

0 баллов: движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.

Задание 2. Композиционное творчество. Импровизация «Озеро» (музыка К.Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»).

Инструкция: Сейчас мы представим, что находимся на дне озера. В озере растут водоросли и плавают рыбки. Подумайте, кого бы вы хотели изобразить, послушайте музыку и представьте себя в выбранной роли (слушание произведения). А теперь изобразите в движении то, что вы услышали, увидели и почувствовали (водорослям предлагается выбрать шифоновые шарфики, а рыбкам - накидки, изображающие чешую).

Критерии оценки:

в) Творческие проявления

2 балла: проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения;

1 балл: затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку;

0 баллов: отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.

2. Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении.

Задание 1. Вопросно-ответные интонации.

Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?»

Учитель пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого – раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.

Критерии оценки:

2 балла: использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках;

1 балл: использование мелодических оборотов, простроенных на 2 звуках;

0 баллов: использование 1 звука или проговаривание.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст.

Инструкция: Учитель спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст:

Киса-кисонька-краса,

Шубка очень хороша.

Мордочка усатая,

Спинка полосатая.

Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает.

Критерии оценки:

2 балла: использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии;

1 балл: использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии;

0 баллов: ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание.

3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах.

Задание 1. Сочинение ритмических рисунков.

Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.

Критерии оценки:

2 балла: оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога;

1 балл: использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога;

0 баллов: копирует ритмические рисунки педагога.

Задание 2. Сочинение мелодий на металлофоне.

Инструкция: «Что тебе больше нравится: фортепиано, ксилофон или металлофон? Хочешь о чём-нибудь сыграть? Попробуй. Сыграй свою песенку, о чём хочешь».

Ребёнку предлагается на выбор – фортепиано, ксилофон, металлофон.

Если этот вариант не принимается, задание упрощается: «Сыграй про зайку», «Про мишку» и т.д.

Критерии оценки:

2 балла: сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм;

1 балл: мелодическое и ритмическое однообразие;

0 баллов: просто перебирает пластинки, клавиши.

4. Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).

Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.

Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.

Критерии оценки:

2 балла: передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании;

1 балл: передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании;

0 баллов: не справляется с заданием.

Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки и выражению услышанного в рисунке и рассказывании.

Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл.

Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности:

Высокий – 16-14 баллов

Выше среднего – 13-11 баллов

Средний – 10-7 баллов

Ниже среднего – 6-3 балла

Низкий – 2-0 баллов

По результатам диагностики выявляется уровень развития музыкальных способностей детей шести – семилетнего возраста в данной школе.

Родителям одарённых детей (набравшим по результатам диагностики 14-16 баллов) учитель отправляет «Письмо от РАМ» (Приложение 2).

Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе создания условий детского музыкального творчества не достаточно высок, и как результат этого – отсутствие педагогических условий для развития музыкальных способностей детей в большинстве семей.

Для диагностики педагогических условий в семье нужно провести анкетирование родителей (Приложение 3). Анкетирование родителей показывает, какую роль в их семье занимает музыка, их отношение к музыкальному воспитанию своих детей. На основе результатов анкетирования можно проводить индивидуальную работу с каждой семьёй в зависимости от уровня музыкальных способностей ребёнка в этой семье.


2.2. Методические рекомендации по созданию педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье

Музыкальные способности детей будут развиваться более эффективно, если использовать следующие рекомендации.

Рекомендации для педагогов.

С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития музыкальных способностей детей шести – семилетнего возраста   мы предлагаем усилить взаимодействие педагогов и родителей. Мы рекомендуем учителю музыки совместно с классным руководителем провести в течение учебного года анкетирование родителей (Приложение 3), разработать и провести серию консультаций и практических занятий, на которых родители смогут теоретически и практически обогатить свои знания для наиболее эффективного развития детского музыкального творчества благодаря педагогическим условиям, созданным в семье.

Рекомендации для учителя музыки:

  1. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.
  2. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах.
  3. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений и координации, точности игры на музыкальных инструментах.
  4. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.
  5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).
  6. Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.
  7. Исполнять небольшие песенки – распевки с постепенным мелодическим движением.
  8. Подбирать репертуар, ориентируясь на музыкальные возможности    не только самых талантливых, но и всех остальных детей.

Рекомендации для родителей:

  1. Побуждать активный интерес к музыке, развивать правильное её восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетичекие переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.
  2. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять без помощи взрослых знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.
  3. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев.
  4. Развивать у детей чувство уверенности в себе.
  5. Развивать коммуникативные функции речи у детей.
  6. Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
  7. Приобщать детей к музыкальной деятельности.
  8. Поощрять творческие способности детей.
  9. Развивать у детей эстетическое отношение к музыке.
  10. Привлекать внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

Родителям мы рекомендуем чаще обращаться за помощью к педагогам по возникающим вопросам относительно развития музыкальных способностей детей и создания условий для музыкального творчества в семье.

Мы рекомендуем каждой семье по возможности приобрести детские музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, пополнить домашнюю фонотеку произведениями классической музыки для обогащения музыкальных впечатлений и специально рекомендованными педагогами музыкальными произведениями для танцевального и исполнительского творчества детей.

Желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней.

Всем родителям мы настойчиво рекомендуем отдать своих детей в музыкальную школу. Это способствует развитию не только музыкальных, но и общих способностей.

Высокий уровень.

Родителям детей данного уровня мы рекомендуем стимулировать самостоятельные действия детей, использовать сочинённые мелодии, танцевальные композиции в жизни, например, на семейном празднике.

Уровень выше среднего.

Необходимо направить усилия на освоение способов творческих действий, поиск разнообразных решений, стимулировать сочинение песенок, небольших танцев.

Средний уровень.

Детям необходимо помочь в первоначальной ориентировке в творческой музыкальной деятельности. Целесообразны простейшие задания на создание нового: придумай, покажи, сочини.

Уровень ниже среднего.

Родителям детей данного уровня мы рекомендуем способствовать овладению детьми выразительными средствами (плавные или энергичные движения, тихое и громкое звукоизвлечение на музыкальном инструменте, плавное или отрывистое звучание голоса во время пения, вокальных импровизаций и т.д.), повторению за взрослым песенок, игре попевок по показу взрослых.

В движении под музыку способствовать тому, чтобы первоначально дети копировали образные характерные движения персонажей и танцевальные движения.

Низкий уровень.

Чтобы подойти к творческой деятельности, детям необходимо пройти подготовительный этап, который будет включать в себя знакомство с музыкой разных жанров (песня, танец, марш), умением различать их по характеру звучания. Следует показать детям, какие танцевальные движения под музыку можно выполнять. Нужно познакомить их с любым детским музыкальным инструментом (ксилофоном, металлофоном, флейтой и т.д.), чтобы стимулировать интерес к музыкальной деятельности в целом. Дети с низким уровнем развития музыкальных способностей должны узнать о возможностях своего голоса, научиться элементарному звукоподражанию.

Также мы рекомендуем научить каждого родителя реализовывать с ребёнком предлагаемые нами творческие задания, игры и упражнения с целью правильного их применения:

1.  Игры для развития музыкальных способностей детей, рекомендованные педагогам и родителям, имеющим элементарные музыкальные знания.

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ИГРЫ:

Дорожка.

Цель: учить передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте (кастаньеты, треугольник, бубен, барабан).

Ребёнку предлагается музыкальный инструмент. Затем ребёнок садится на стул напротив ведущего. Ведущий читает стихотворение и выполняет различные движения в соответствии с его содержанием. Ребёнок тем временем на своём музыкальном инструменте выполняет ритм стиха, выделяя сильную долю.

Столовая (ритмическая игра-говорилка).

Цель: способствовать развитию чувства ритма.

C:\Users\Елена\Desktop\DSC01337.JPG

C:\Users\Елена\Desktop\DSC01337.JPG

В гостях у шёпота и шороха.

Цель:  развитие  остроты  и  тонкости  тембрового  слуха.

В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит,

Шёпот к Шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши, тише, Шорох, не шурши,

Навостри-ка уши – тишину послушай!

(В. Суслов)

  • Выучите стих с ребёнком шёпотом, прислушиваясь к игре шипящих звуков;
  • Добавьте несколько звуковых инструментов;
  • Предоставьте возможность ребёнку попробовать себя  в  роли  копозитора;
  • Попросите ребёнка придумать звуковую иллюстрацию к стиху.

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА:

  1. Попросить ребенка петь, самостоятельно находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок и т. д.), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка и т. д.).
  2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучаниям горна (тра-та-та).
  3. Играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и попытаться воспроизвести их в пении.
  1.  Петь свое имя (или другие имена) на 2-х звуках, передавая разнообразные интонации.
  2. Вести певческую перекличку. Взрослый поет: «Ау, где ты?» Ребёнок отвечает: «Я здесь». Затем очередность меняется. Придумываются новые интонации.
  3. Импровизировать мотив из 2—3-х звуков на слоги «ля-ля», взрослый или другой ребенок придумывает свой мотив. Идет соревнование: кто больше придумает попевок.
  4. Закончи мелодию:

Снежок

Слова и музыка Г. Бырченко

Чтобы выполнить это игровое задание для развития творчества в пении, дети должны запомнить текст. Затем им предлагается прослушать песню в исполнении взрослого, которая поется не до конца, и закончить её, пропевая недостающие в конце звуки.

В дальнейшем могут предлагаться только тексты где и вопрос взрослого и ответ ребенка постоянно варьируются.

Например: «Что-то Машеньки не слышно?» «Погулять, наверно, вышла!»

Пчела жужжит

Детям предлагается послушать песню, высказаться о её характере. Взрослый должен спеть звукоподражание, используя различные варианты, а затем дать ребенку задание нарисовать пчёлку и придумать свою «песенку пчелы» на слоги «жу-жу...».

  1. Игры для развития музыкальных способностей детей шести – семилетнего возраста, рекомендованные родителям без музыкального образования.

Угадай,  чем  шуршу.

Цель:  развитие  остроты  и  тонкости  тембрового  слуха.

В игре используются любые шуршащие предметы.

Игра со звуками.

Цель: развитие творческого воображения, развитие дикции.

Предложите детям изобразить голосом звук ветра, используя уже известный им приём моделирования объёма и динамики с помощью звуков Ф, П, С, Ш:

ФУ.JPG

Глиссандируя голосом, можно изобразить «завывание» холодного ветра. Моделируйте  линии  рукой:

Упражнение выполняется с разной эмоциональной окраской звука:

  • приятно  и  ласково шуршит  ветерок листьями;
  • страшно  неуютно завывает  сильный ветер.

Читаем сказку.

Научитесь вместе с детьми читать сказку с динамическими оттенками, меняя силу голоса на выделенных прямоугольником словах. Попытайтесь запомнить обозначения динамических оттенков.

 f

ФОРТЕ

 громко

mf

МЕЦЦО-ФОРТЕ

умеренно громко, чуть тише, чем форте

p

ПИАНО

тихо

mp

МЕЦЦО-ПИАНО

умеренно тихо, чуть громче, чем пиано

sf

СФОРЦАНДО

внезапно громко

Прежде чем вы прочтёте сказку, возьмите фломастер и обведите прямоугольниками разных цветов выделяемые голосом слова. Поставьте и соответствующие силе звука знаки (например: слово «тихо» закрасьте жёлтым цветом и над этим словом поставьте итальянское обозначение тихого звучания – пиано: р и т.д.)

Когда будете читать сказку второй раз, вместо русских слов «тихо», «громко» произносите итальянские «пиано», «форте» и меняйте при этом силу голоса.

СКАЗКА ПРО КОТА

Жил кот Василий. Ленивый был кот!

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил.

Громко, настойчиво кушать просил,

Да чуть потише на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой,

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича он их всех исцарапал

Своими зубами, когтичтою лапой.

В страхи тут мыши тихо взмолились:

– Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот: «Брысь!» –

И в рассыпную они понеслись.

А на самом деле в то время, как наш кот Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише, смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, внезапно громко чихнул,

К стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались.

(Е. Королёва)

Громко – тихо запоём.

Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры. В игре могут принять участие несколько человек. Ими могут быть либо родные ребёнка, либо его друзья. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Оставшиеся договариваются, куда спрятать игрушку. Задача водящего – найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую будут петь все участники или один из игроков. Всем необходимо помнить основное правило: звучание песни усиливается по мере приближения к месту, где спрятана игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё.

Если ребёнок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.


Заключение.

На основе теоретического анализа мы изучили педагогические условия развития музыкальных способностей детей шести – семилетнего возраста.

Проанализированы подходы к проблеме развития музыкальных способностей. Н.А. Ветлугина делит музыкальные способности на музыкально-эстетические и специальные; называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В.Д. Островский выделяет эмоциональную и познавательную стороны музыкальных способностей. По мнению Б.М. Теплова музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность»; музыкальный слух разделяется на понятие звуковысотный слух и тембровый слух; основными музыкальными способностями являются ладовое чувство, способность к слуховому представлению и музыкально-ритмическое чувство.

Определены педагогические условия, необходимые для развития музыкальных способностей детей в семье:

  • соблюдение принципа свободы и самостоятельности в деятельности детей;
  • организация внимания детей с помощью создания благоприятной атмосферы для восприятия детьми художественного образа;
  • накопление впечатлений от восприятия искусства;
  • создание атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости  (игра,  сказка,  музицирование);
  • музыкально-художественная импровизация самого родителя, выполняющего роль педагога, которой должно быть не меньше, чем импровизации учащихся;
  • проведение творческих заданий в наиболее эффективной форме их постановки перед детьми;
  • оснащение детского творчества разнообразными музыкальными игрушками, атрибутами, детскими музыкальными инструментами;
  • понимание основной цели музыкального воспитания.

Проведена диагностика уровня развития музыкальных способностей детей шести – семилетнего возраста на базе общеобразовательного учреждения среди первых классов.

Педагогам и родителям предложены методические рекомендации для развития музыкальных способностей детей шести – семилетнего возраста.

Вывод: Музыкальные занятия улучшают взаимодействие мозговых полушарий, делая процесс мышления более интенсивным – дети, занимающиеся музыкой, лучше успевают по всем предметам. Кроме того, музыкальные занятия прекрасно дисциплинируют, обостряют внимание, не говоря уже о том, что музыка как всякое интеллектуальное увлечение, отвращает от всевозможных опасностей подросткового возраста. Несомненна польза музыкальных занятий и их стимулирующая роль в развитии интеллекта и эмоционального восприятия.

Главным педагогическим условием в семье для развития музыкальных способностей детей шести – семилетнего возраста является понимание и выполнение педагогами и родителями основной цели музыкального воспитания – способствовать всестороннему развитию детей, совершенствуя не только музыкальные способности, но и те стороны личности, которые могут ярче проявиться под влиянием музыки, песни.


Литература

  1. Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников [Текст] / Г.И. Анисимова. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96с.
  2. Арстанова Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками [Текст] / Л.Г. Арстанова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 247с.
  3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей. – Санкт-Петербург, 2000. – 220с.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь [Текст] / Н.А. Ветлугина – М., 1968. – 100с.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя.  М.: Просвещение, 1991.  93с.
  6. Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – Минск: Изд-во «Современное слово», 1998. – 480с.
  7. Горшкова Е.В. О формировании музыкально-двигательного творчества в танце // Дошкольное воспитание. –  1991. – № 12. – с. 47-55.
  8. Груздова И.В., Лютова Е.К. Навстречу музыке: музыкальные игры и занятия для детей [Текст] / И.В. Груздова, Е.К. Лютова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 254с.
  9. Детский сад и семья [Текст] / Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 207с.
  10. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – с. 60-68.
  11. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития [Текст] / Е.А. Дубровская. – Москва: Просвещение, 2006. – 111с.
  12. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 96с.
  13. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст]: уч. пособие для студ. высших пед. учебных заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева – Москва: Академия, 2000. – 157с.
  14. Каджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Каджаспирова, Ю.А. Каджаспиров. – М: Академия, 2001. – 676с.
  15. Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – с. 58-63.
  16. Картавцева М.Н. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио [Текст] / М.Н. Картавцева. – М.: Музыка, 1978.
  17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов средних пед. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова – М.: Академия, 2000. – 414с.
  18. Комарова Т. Зарубежные педагоги о детском музыкальном творчестве // Дошкольное воспитание. – 1991, № 12. – с. 56-58.
  19. Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья [Текст] / В.К. Котырло, С.А. Ладывир. – К.: Рад. школа, 1984. – 119с.
  20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] / Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416с.
  21. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.
  22. Нестеренко Т.В., Тарасова К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей седьмого года жизни. – М: Центр «Гармония», 2004.
  23. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста [Текст]: Методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей /  Г.П. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. – М: АРКТИ, 2003. – 224с.
  24. Основы дошкольной педагогики [Текст] / под редакцией А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980. – 272с.
  25. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 240с.
  26. Тарасова К.В. Т.Г. Рубан. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. – №11. – с. 63-69.
  27. Теплов Б.М. Избранные труды [Текст]: [в 2 т.]. т. 1. – М., 1985. – 328с.
  28. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 1947. – 335с.
  29. Школяр Л.В.,  Теория и методика музыкального образования детей [Текст]: науч.-метод. пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская [и др.] – М.: Наука., 1998. – 336с.
  30. Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству // Дошкольное воспитание. – 1991, №8. – с. 24-28.