ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО КАК ОСНОВА АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РОЛЬ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Елена Михайловна Богачёва

В статье рассматриваются традиционные формы  обучения, а также мероприятия, которые разработаны и проводятся на фортепианном отделении. Обозначена роль педагога, ищущего музыкально-творческий и психологический контакт с учеником, свой подход к воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_smolensk_10.10.2016.docx31.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Е.М.Богачёва

Н.А.Иванова

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Десногорская детская музыкальная школа  имени М.И.Глинки»

г.Десногорск, Россия

ТРАДИЦИИ ОБУЧЕНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО КАК ОСНОВА АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. РОЛЬ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются традиционные формы  обучения, а также мероприятия, которые разработаны и проводятся на фортепианном отделении. Обозначена роль педагога, ищущего музыкально-творческий и  психологический контакт с учеником, свой подход к воспитанию.

        Ключевые слова: традиции в обучении, творческая деятельность, воспитание.

E.M. Bogachyova

N.A. Ivanova

Municipal budgetary institution for supplementary education «Desnogorsk music school for children in the name of M. I. Glinka»

Desnogorsk, Russia

PIANO CLASS TUTORIAL TRADITIONS AS A BASIS OF ACADEMIC QUALIFICATIONS. THE ROLE OF MUSIC SCHOOL IN

CHILDREN’S UPBRINGING

The article provides an overview of traditional study mode, as well as activities which are developed and applied for piano section and specifies the role of a teacher who is in search of music-creative and psychological contact with a pupil and teacher’s personal approach to upbringing.

        Key words: educational traditions, creative activity, upbringing.

«Учение - это  лишь  один  из  лепестков  того  цветка,     который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании все главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе. Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».

В.А.Сухомлинский

Работа детских музыкальных школ ставит своей целью общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в самых её различных формах. Педагог в значительной мере формирует личность ребенка, воспитывает его характер, развивает его культуру и художественный вкус, содействует пробуждению у него активного интереса к музыке и, наконец, формирует его как музыканта-исполнителя, подготавливая в художественном и техническом отношении к практической музыкальной деятельности.

Позиция преподавателей нашего отделения -  ученик должен как можно больше играть, выступать на эстраде. Сценическая закалка, концертный опыт незаменимы. Никакими занятиями в классе, пусть даже самыми подробными и углубленными, не заменить творческого состояния концертного выступления, подъема и напряжения всех духовных сил. Артистизм, как известно, дан исполнителю от природы, а исполнительскую волю можно и нужно воспитывать и закалять. Главное, что должен понять юный исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост.

Преподаватели чтут традиции, которые сложились на отделении в течение многих лет. Регулярно все преподаватели фортепианного отделения собираются на методические совещания, где обсуждается план работы отделения, подводятся итоги работы. Также на методических совещаниях преподаватели проводят тематические открытые уроки с обучающимися.

Учебная работа проводится в соответствии с Планом, утвержденным на методическом совещании. В течение полугодия обучающиеся изучают 6-8 произведений, часть которых исполняют публично, остальные сдают на контрольных уроках. В сентябре обучающиеся 2-6 классов сдают технический зачет в два этапа.  Первый этап включает в себя: квинтовый круг диезных тональностей; упражнения Ш. Ганона под №№1-8 (по классам); чтение нот с листа; музыкальные термины с иллюстрированием. Второй этап – исполнение этюда или виртуозной пьесы (по классу).

В декабре обучающиеся 2-6 классов исполняют на академическом концерте полифоническое произведение и пьесу. Также в декабре наши ученики принимают участие в школьном конкурсе на лучшее исполнение произведение малой формы.

Первоклассники играют первое прослушивание в декабре; исполняют два разнохарактерных произведения. С сентября каждый преподаватель начинает работу над постановкой рук, знакомство с нотной грамотой, разучивает с учеником упражнения на различные виды техники.

Конечно, все преподаватели и учащиеся нашего отделения принимают активное участие в жизни школы. Но существуют мероприятия, которые проводятся только на фортепианном отделении. Это классный час «Юный концертмейстер», это «Мой первый концерт»,  «Зачет по развитию творческих навыков у учащихся».

В январе на отделении проводится классный час «Юный концертмейстер», куда приглашаются все учащиеся школы. Выступают ученики 5-8 классов, которые изучают предмет «аккомпанемент». Иллюстраторами являются преподаватели и учащиеся других отделений.

Стараемся, чтобы в концертной программе были представлены разные жанры, в том числе и романсы. Вкратце рассказываем о композиторах, об истории создания произведений. Эти классные часы проходят в теплой, дружеской атмосфере и очень нравятся детям и их родителям.

В феврале обучающиеся 1-6 классов сдают технический зачет. Распределение технического материала по классам: 1 класс - До, Соль мажор (гамма, аккорды, хроматическая гамма, каданс), музыкальные термины, чтение нот с листа; 2-6 классы -  гаммы (гаммы в прямом и противоположном движении, в терцию, дециму, аккорды, 3 вида арпеджио, хроматическая гамма, доминантовый септаккорд – длинные арпеджио, уменьшенный вводный септаккорд – короткие арпеджио, каданс). упражнения Ш. Ганона под №№1-8 (по классам); чтение нот с листа; музыкальные термины с иллюстрированием.

Есть еще одна традиция на отделении, которая уже имеет свою историю. В преддверии праздника 8 марта мы проводим концерт учащихся 1 класса, который называется «Мой первый концерт». Родители и, особенно, дети очень ждут этот концерт. Еще недавно они поступили в музыкальную школу и вот уже выступают на большой сцене. Преподаватели стараются подготовить интересные, яркие номера, обязательно выступает хор первоклассников. Перед каждым своим выступлением ученик читает стихотворение – поздравление с 8 марта. В заключение концерта все вместе фотографируются: преподаватели, ученики и родители.

В апреле обучающиеся 1-6 классов сдают переводной экзамен в следующий класс: первоклассники исполняют два разнохарактерных произведения, ученики 2-6 классов исполняют произведение крупной формы и пьесу; также в апреле наши ученики принимают участие в школьном конкурсе на лучшее исполнение произведения малой формы.

«Зачет по развитию творческих навыков у учащихся» или «Творческое музицирование» - так называется зачет, который проводится на фортепианном отделении ежегодно в мае. Этот зачет очень нравится нашим ученикам. Требования к зачету:

1.Собственное сочинение. Сочинение исполняют по желанию, некоторые обучающиеся сочиняют музыку на стихи и с удовольствием поют. Если у ребенка есть желание представить сочинение на зачете, особенно у начинающих, но у него не все получается, то помогают преподаватели. Объясняют простейшие аккорды T-S-D в тональности; здесь просматривается межпредметная связь с теоретическими предметами.

2.Чтение нот с листа.  Материал для чтения с листа даем на 1-2 класса ниже в зависимости от способностей каждого ученика и время 5-7 минут.

3.Подбор по слуху и транспонирование – проходит в двух вариантах:

  • каждый преподаватель на уроках готовит определенную песенку («Василек», «Гуси», «Едет паровоз» и более сложные для обучающихся старших классов) и учит ребенка подбирать от всех белых клавиш. На зачете предлагаем сыграть подготовленную мелодию от трех любых клавиш и постараться определить, в какой  тональности звучит песенка.
  • На зачете преподаватель, который проводит зачет, дает любую попевку из пяти и более нот и просит обучающихся ее повторить от определенных клавиш с определением тональности.

4.Самостоятельный разбор произведения. Во время зачета преподаватель дает любое произведение (I период) по классу и просит ученика в течение 20 минут сделать самостоятельный грамотный разбор произведения и исполнить его.

Задачи и цели данного зачета формируют следующие музыкальные способности и интересы детей:

  • Свободно читать с листа музыкальные произведения различной стилистической ориентации, иметь достаточно большой репертуар для досуговых мероприятий и постоянно его расширять
  • Подбирать по слуху понравившуюся мелодию
  • Музицировать (импровизировать и сочинять) в разных жанрах
  • Любить и понимать музыку, иметь хороший музыкальный вкус
  • Расширить эмоционально-чувственное восприятие и развить образное мышление
  • Общаться с инструментом как со своим вторым «я», получать от этого общения эмоциональную разрядку, положительные эмоции.

Мы считаем, что это важный вид творчества. Суть детского музицирования не в выполнении сложных задач. Ребенок развивает творческие навыки, решая простые проблемы. Благодаря музицированию дети получают возможность для самовыражения. Обучение игре на инструменте на должно ограничиваться только лишь разучиванием пьес «по программе», гамм, этюдов и упражнений. Видный музыкальный деятель Болеслав Леопольдович Яворский писал, что «…одной из главных задач при воспитании ребенка является сохранение за ним способности творить звуки, этими звуками выражать свои потребности» [7, с.68].

Особый подход на отделении к выпускникам: начиная с октября, они показывают свою выпускную программу, начиная с одного произведения и прибавляя каждый месяц по одному произведению. В итоге, к январю выпускники исполняют программу выпускного экзамена наизусть. В последующие месяцы работаем над художественным и техническим  исполнением каждого произведения, стараясь довести  до совершенства. В апреле выпускники сдают прослушивание программы – допуск до выпускного экзамена. В конце мая выпускники сдают экзамен и подводят итог своего обучения в ДМШ.

Стало доброй традицией ежегодно, в мае, проводить отчетный концерт отделения, на котором подводим итоги школьных конкурсов на лучшее исполнение произведений малой формы и награждаем победителей. Выбираем на концерт самые лучшие, интересные концертные номера, даем возможность выступить на своей сцене участникам и лауреатам конкурсов различных уровней: зональных, областных, межрегиональных, всероссийских,  международных.

С большим волнением наши ученики вместе со своими преподавателями ежегодно выступают на родине М.И. Глинки в селе Новоспасское. Подобные мероприятия, проводимые с целью обмена творческим опытом между преподавателями и учащимися ДМШ, ДШИ, а также содействия развитию юных дарований, сохранения музыкальных традиций и воспитания музыкальной культуры подрастающего поколения,  стали уже традиционными.

Большое значение имеют встречи  в стенах нашей школы с такими музыкантами, как Екатерина Мечетина, Никита Мндоянц, Московский струнный квартет «Элегия»,  «Концертный оркестр духовых инструментов города Вологда «Классик-модерн бэнд» и др. Знакомство с музыкантами такого высокого уровня способствуют развитию потенциала школы, ее педагогов и учеников.

Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личностные качества как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Глубоко прав Д. Б. Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль» [4, с.45].

Эти слова должны стать девизом каждого педагога, работающего с детьми, ищущего музыкально-творческий и  психологический контакт с учеником, свой подход к воспитанию.

Список использованной литературы

1.Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано», М.: Государственное музыкальное издательство,  1961.

2.Артоболевская А. Д. «Первая встреча с музыкой» М.: Советский композитор, 1992г.

3.Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей, М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.

4.Кабалевский Д.Д. «Воспитание ума и сердца», М.: Просвещение, 1981.

5.«Ребенок за роялем» под ред. Я.Достал, М.: Музыка, 1981.

6.Сухомлинский В.А. «О воспитании», М.: Политиздат, 1975.

7.Теплов  Б.М. «Психология музыкальных способностей», М.: Наука, 1985.