Работа над полифонией на занятиях междисциплинарного курса «дополнительный инструмент — фортепиано»

Назарова Айшат Джабраиловна

Аннотация

Методическая разработка посвящена основным этапам работы над полифонией с обучающимися на занятиях междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент — фортепиано». В ней представлен краткий обзор полифонических произведений И.С. Баха, описаны приёмы работы над произведениями полифонического склада. Методическая разработка может быть полезна преподавателям междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент – фортепиано».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx18.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….

4

Глава 1. Краткий обзор полифонических произведения И.С.Баха….

6

Глава 2. Основные этапы работы над полифонией с обучающимися на занятиях междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент — фортепиано» ………………………………………………

10

Список литературы………………………………………………………...

15

Введение

Цель создания методической разработки:

  • определение основных этапов и методов работы над полифонией с обучающимися на занятиях междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент — фортепиано».

Задачи, поставленные в ходе написания методической разработки:

  • охарактеризовать основные виды полифонии
  • определить последовательность этапов изучения полифонии
  • дать краткий обзор полифонических произведений И.С. Баха, изучаемых на занятиях междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент — фортепиано»

         «Даже самая простая мелодия в правой руке, сопровождаемая простым

аккомпанементом в левой, полифонична, так как при этом наши руки играют разные линии», -   писал великий советский пианист и педагог А. Гольденвейзер.

Из высказывания А.  Гольденвейзера следует, что фактура практически всех фортепианных произведений в той или иной степени полифонична, а значит перед пианистом встает сложная задача одновременного проведения нескольких голосов и их сочетания в единое целое.

        Так как работа именно над полифонией развивает мышление и слух, что

впоследствии поможет исполнителю свободно слышать два или несколько голосов в одновременном звучании, нельзя недооценивать важность изучения произведений такого склада фактуры в образовательном процессе.

Умение слышать и исполнять произведения полифонического склада обучающийся должен развивать на протяжении всего времени обучения.  

        Полифония бывает трех видов — подголосочная, имитационная и контрастная. Значение отдельных голосов различно в произведениях этих трех видов полифонии.

        Подголосочная полифония образуется от одновременного звучания основной мелодии и ее вариантов — подголосков.

В основе такого вида полифонии, свойственного в первую очередь многоголосной русской песне, лежит развитие главного голоса (в песне — запева). Остальные голоса, возникающие обычно как его ответвления, обладают большей или меньшей самостоятельностью.

        В контрастной полифонии общность происхождения от одного мелодического источника уже не является характерным и определяющим признаком. Она представляет соединение двух и более мелодических линий самостоятельных в своем интонационном развитии. Отличным примером контрастной полифонии являются образцы сочинений И.С. Баха («Нотная тетрадь Анны Магдалины Бах», некоторые «Маленькие прелюдии», сюиты).

        Имитационная полифония представляет собой проведение в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического фрагмента — темы (фуга). Как правило, в имитационной полифонии все голоса равны, но, например, в фуге, фугетте или инвенции, все-таки ведущая роль принадлежит голосу, исполняющему тему.

В отличие от гомофонно - гармонической музыки, более доступной для большинства, понимание образно - интонационного строя полифонических произведений и особенностей их трактовки требует большого количества труда и времени от обучающегося.

Глава 1. Краткий обзор полифонических сочинений И.С. Баха

        Для гармоничного развития музыканта непременным условием должно быть его приобщение к миру полифонической музыки, вершиной которой является творчество И.С. Баха. Давно признан тот факт, что преподавание Баха — один из труднейших разделов музыкальной педагогики. Затруднения вызывает не только процесс постижения особенностей полифонической музыки, но и стремление приблизиться к художественно выразительному, полноценному и стилистически верному исполнению музыки великого композитора, так как многие сочинения дошли до нас в виде рукописей, в основном не содержащих указаний автора.

Обучающиеся поступившие на первый курс в МВМУ отличаются различным уровнем владения фортепиано. Некоторые из них не имеют опыта исполнения полифонической музыки на фортепиано, другие напротив знакомы с музыкой Баха и ни раз исполняли полифонические произведения. Поэтому для постепенного и правильного развития каждого из обучающихся нужен грамотный выбор изучаемых произведений. Сборники сочинений И.С.Баха идеально подходят для планомерного развития полифонического мышления и слуха.

Знакомство с сочинениями И.С.Баха стоит начать с «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Это сборник несложных, разнохарактерных полифонических пьес, которые легки для восприятия и вызывают большой интерес у обучающихся.

Для следующего этапа изучения полифонических произведений, отлично подходит сборник "Маленьких прелюдий и фуг". Несмотря на то, что они сложнее предыдущего сборника не только по техническим критериям, но и со стороны полифонического склада, сборник «Маленьких прелюдий и фуг» остается одним из самых популярных.

Инвенции — создавались автором для своих учеников, как приготовительные упражнения перед фугой. Несмотря на такое назначение выразительная сторона инвенций очень широка и многогранна. Исполнение инвенции требует развитого слухового контроля, глубины прочтения и внутренней эмоциональной зрелости. Трехголосные инвенции, а правильнее сказать: «Синфонии» требуют от исполнителя хороших технических навыков.

Вершиной полифонической музыки по праву является «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха. ХТК стал первым законченным сборником произведений для всех 24 употребительных тональностей

Рассмотрим каждый из этих сборников подробно:

Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах.

Простые полифонические пьесы Баха из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах» - незаменимый материал, благодаря которому у начинающего музыканта разовьется полифоническое мышление, сформируется чувство стиля и формы. Тетрадь состоит из небольших танцевальных пьес: полонезы, менуэты и марши, для которых характерна – контрастная полифония. Они отличаются необыкновенным богатством мелодий, ритмов и настроений. Самостоятельные мелодические голоса, различные по ритмическому рисунку, один из которых исполняет роль главного голоса, соединяются с другими менее индивидуальными по своему мелодическому рисунку.

 Но начинать знакомство с «Нотной тетрадью Анны Магдалены Бах» стоит именно с изучения менуэтов. Они очень гибкие и мелодичные для слухового восприятия не опытного музыканта. Разнообразны характерами, одни грациозны и жизнерадостны, другие задумчивы и печальны.  Несложные мелодии верхнего и нижнего голосов помогут выработать у обучающегося осмысленное, выразительное исполнение штрихов, добиться контрастной характеристики голосов, достичь единства формы. 

Маленькие прелюдии и фуги.

Несмотря на то, что «Маленькие прелюдии и фуги» создавались, как упражнения для учеников и уже после смерти автора были объединены в сборник, они в полной мере отразили всю мощь баховского гения. Этот цикл не так прост для исполнения, как может показаться на первый взгляд. В отличие от «Нотной тетради» в «Маленьких прелюдиях и фугах» полифоническая фактура становится более многогранной: здесь встречается тема, противосложение, имитация, скрытое многоголосие. Фразировка, артикуляция, динамика, голосоведение раскрывают для исполнителя новые возможности и грани. Изучение «Маленьких прелюдий и фуг» является незаменимым этапом в подготовке обучающихся к более сложным клавирным сочинениям Баха.

Инвенции и симфонии.

«Инвенция» (от лат. Inventio — изобретение, открытие) — это новый вид двухголосных пьес, созданный И.С. Бахом. «Симфонии» - трехголосные инвенции. В 1723 г. появляется окончательный вариант сборника: 15 двухголосных инвенций и 15 симфоний. Двух- и трехголосные инвенции — незаменимый материал в обучении, являющийся подлинной школой голосоведения. Их отличает сочетание высокого полифонического мастерства, стройности формы с глубиной содержания, богатством фантазии и разнообразием жанровых оттенков. Обучащиеся МВМУ чаще исполняют двухголосные инвенции, нежели симфонии, так как они более доступны для восприятия и не так сложны, как трехголосные.

Двухголосные инвенции в большинстве своем двухчастны; E-dur, F-dur и B-dur инвенции трехчастны, а D-dur и d-moll представляют собой фугетты, с имитацией в октаву.

Хорошо темперированный клавир.

ХТК — итог многолетней работы композитора, длившийся четверть века. В 1722 г. Бах объединил в цикл 24 прелюдии и фуги, написанные им в разное время, и назвал «Хорошо темперированный клавир». Спустя 22 года композитор создал новый цикл под названием «24 новые прелюдии и фуги», составившие вторую часть ХТК. Пьесы в сборнике разделены попарно, каждую фугу предваряет прелюдия. Фуга — наиболее сложная полифоническая форма, основанная на многократном проведении темы во всех голосах. Тема теперь, как организующее начало, из которого вырастает форма фуги. Погружаясь в структурную сложность фуг, исполнитель может забыть о богатейшем художественном содержании, на что и должен обращать внимание обучающегося преподаватель. Прелюдии и фуги И.С. Баха из ХТК не так часто изучаются МВМУ с суворовцами, в основном из-за их сложности, так как здесь все свойства и закономерности музыкального языка Баха приобретают намного более сложное выражение.

Глава 2. Основные этапы работы над полифонией с обучающимися на занятиях междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент — фортепиано»

Работа над полифонией с суворовцем — это кропотливый и нелегкий труд. За достаточно короткое время необходимо привить обучающемуся чувство формы, стиля, научить «пению на фортепиано», культуре звука, развить необходимые технические способности.

С чего же начинать работу над полифонией?

Для начала стоит пробудить в обучающемся интерес и любовь к такой музыке. Объяснить, что изучение полифонии — ключ к овладению искусством игры на фортепиано. Прослушать вместе с учеником несколько разнохарактерных полифонических произведений И.С. Баха.

Начиная разучивать новое произведение, необходимо раскрыть его содержание. Преподаватель на уроке должен исполнить выбранное произведение, подчеркивая в своем исполнении художественное своеобразие пьесы. Определив ее характер и настроение, приступаем к более тщательному разбору.

Начиная разбирать полифоническое произведение (будь это менуэт или фуга), первым делом надо поработать над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов — основополагающее требование, с которым сталкивается исполнитель, изучая любое полифоническое произведение. Поэтому очень важно объяснить обучающемуся, в чем именно проявляется эта самостоятельность:

  • в различном характере звучания голосов;
  • в разной, почти не совпадающей фразировке;
  • в несовпадении штрихов;
  • в несовпадении кульминаций в обоих голосах;
  • в разной ритмической характеристике голосов;
  • в несовпадении динамического развития.

Как правило, именно такая «разнозадачность» и вызывает большие трудности.

Как уже говорилось выше, обучающиеся поступают в МВМУ с абсолютно разными умениями, способностями и навыками игры на фортепиано. Новичку особенно трудно добиться свободного исполнения полифонического произведения, где в одной руке нужно исполнять legato и crescendo, а в другой -  staccato и diminuendo.

Начинающим стоит добиваться точного исполнения штрихов и фразировки сначала в одной из рук, в выбранном отрезке изучаемого произведения. Далее второй рукой добиться нужного исполнения, и только после этого следует объединять обе руки вместе. Рассмотрим несколько вариантов более тщательной работы, над самостоятельностью голосов. Для начала стоит исполнить отдельно партию каждой руки, если это двухголосное сочинение и отдельно каждый из голосов, если в произведении их три- и более. Следующим этапов в разучивании полифонии может быть исполнение разных голосов вместе с преподавателем. Один голос играет учитель, другой – ученик.

Одной из самых трудных задач и в то же время одной из самых полезных, я бы отметила умение один голос петь, а другой одновременно с этим играть.

Чтобы свободно интонировать и знать каждый из голосов, недостаточно исполнять их отдельно от всей фактуры. Очень важно следить за развитием каждого из них в совокупности исполнения всех голосов одновременно. Для развития такого навыка необходимо во время исполнения всей фактуры сосредоточить внимание на одном из голосов. Например, если разучивается трехголосная инвенция, то исполняется один голос на forte, а два других на piano. Проработать, таким образом, необходимо каждый из голосов. Если такое упражнение, где участвуют все три голоса, вызывает затруднения, их можно разделить попарно: верхний – нижний, верхний – средний, средний – нижний.

Когда в полифоническом произведении встречается более двух голосов, естественно, что два из них будут звучать одновременно в одной руке. В таком случае полезно поиграть два голоса (в одной руке) двумя руками.

Многие исполнители, даже самые опытные, заучивают отдельно каждый голос наизусть.

Какими бы из этих способов не разучивались голоса, каждый из них надо исполнять максимально интонируя. Формальное отношение к интонационной выразительности сделает музыку скучной и невыразительной.

Проработав всеми описанными способами фактуру полифонического произведения и исполняя его целиком, очень полезно будет научиться играть с разных мест - «вразброс». Такое умение придаст уверенности исполнителю на экзамене или концерте.

Часто в полифонии каждый из голосов обладает своей динамической линией и фразировкой. Чтобы услышать индивидуальность каждого из голосов, нужно их «инструментовать» и окрасить в разные тембры.  И.А. Браудо писал, что под выражением «инструментовать на фортепиано» понимается умение извлекать на фортепиано не случайную, а определенную, необходимую в данном случае звучность. Здесь важно дать обучающемуся проявить фантазию и умение представить себе звучание инструментов, которые по своему тембру, регистру и диапазону наиболее соответствуют характеру данной мелодии.

Еще, одной из сложных задач для начинающего, является исполнение украшений, так часто встречающихся в барочной музыке. Орнаментика — это одно из средств выразительности музыки Баха. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся мелизмы. Очень важно, что в барочной музыке украшения исполняются за счет времени той длительности, над которой изображен знак украшения. И ни в коем случае не за счет времени предыдущей длительности.

Форшлаг — в барочной музыки, расшифровывается за счет звука основной длительности. Изображается в виде мелкой ноты связанной лигой с основной. 

Трель — обычно исполняется с верхнего вспомогательного звука, с основного звука, только в виде исключения, если:

  • произведение начинается с трели;
  • в мелодии перед нотой, над которой стоит украшение, только что звучал верхний вспомогательный тон;
  • в мелодии важно сохранить ход на выразительный интервал;
  • долгая трель стоит над органным пунктом, чтобы сохранить гармоническую основу.

Нахшлаг — это заключительная часть трели. Он бывает прописан в нотах композитором, либо указан графически в изображении мелизма.

Мордент — бывает двух видов: перечеркнутый и неперечеркнутый.

Перечеркнутый исполняется за счет того звука, над которым он поставлен. Состоит из трех звуков: основной — нижний вспомогательный — основной.  На какой интервал (тон или полутон) будет ход вниз, зависит от лада, либо над изображением фигурации ставится знак альтерации (диез, бемоль, бекар).

Неперечеркнутый мордент может состоять как из трех звуков: основной — верхний вспомогательный — основной, так и из четырех звуков: верхний вспомогательный — основной — верхний вспомогательный — основной.  Трехзвучный вариант используется, когда перед нотой, над которой написан неперечеркнутый мордент, уже стоит в тексте верхний вспомогательный звук. Иногда подвижный темп и требование отчетливости также склоняют исполнителя к трехзвучному варианту мелизма.

Группетто большей частью исполняются так: верхний вспомогательный – основной – нижний вспомогательный – основной.

Все эти украшения следует учить медленно, потом в среднем и в более быстром темпах.

Преодоление всех перечисленных выше трудностей — одна из основных задач с которой сталкиваются обучающиеся на первых порах изучения полифонии.

В исполнении полифонического произведения, так же очень важна выдержка и способность интонирования. Неровная игра и суетливость в исполнении должны быть исключены. Каждый из голосов — это самостоятельная мелодия, где необходимо интонировать все обороты и опевания.

Когда проделана кропотливая работа над самостоятельностью голосов, организовать и выстроить их в непрерывном звучании поможет ощущение внутреннего стержня и пульса, без которого невозможно ощущение времени в исполнении. Если в тексте господствуют шестнадцатые длительности, то их организующим пульсом будут восьмые, если преобладают восьмые, то пульсация будет четвертями.

В подобной музыке не допустима суета и неорганизованность, поэтому внутри каждого исполнителя должен «находиться дирижер».

Заключение:

Изучение полифонии очень важно, так как в процессе изучения и исполнения полифонических произведений обучающийся развивает такие  профессиональные компетенции, как: умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; умение целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный репертуар; умение выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений. 

Полифонические произведения представляют большую ценность для обучающегося и являются одним из обязательных разделов педагогического репертуара. Работа над полифонией не просто полезна для обучающегося, она формирует его мышление, развивает слух, помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора.

Для развития всех перечисленных выше качеств потребуется много времени, а главное, терпение и трудолюбие, поэтому каждый преподаватель должен привить обучающемуся любовь к полифонической музыке, рассказать о ее ценности в музыкальной культуре. Объяснить, что аккуратное исполнение нотного текста без развитого внутреннего слуха и полифонического мышления, будет только карикатурой на полифоническое произведение.

Каждый семестр необходимо изучать полифонические произведения, постоянно усложняя программу и ставя перед собой все более трудные задачи. Благодаря такому подходу к изучению полифонии обучающийся постепенно приобретает навыки исполнения многоголосной фактуры. Развивает свободу мышления и слуха.

Список литературы

  1. Алексеев А. «Методика обучения игре на фортепиано». Изд. 2-е. Москва, Музыка, 1971.
  2. Браудо И. «Об изучении клавирных сочинений И.С. Баха в музыкальной школе». Москва, Музыка, 1965.
  3. Калинина Н. «Клавирная музыка И.С. Баха в фортепианном классе». Москва, 2006.
  4. Скудина Г.  «Рассказы о И.С. Бахе». Москва, 1985.
  5. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». М.: Просвещение, 1984.