Особенности вокально -хоровой работы в школе

Рымарь Людмила Евгеньевна

В материалах представлен обобщенный опыт руководителя вокального ансамбля по внедрению наиболее активной,доступной формы музыкального обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalno-horovaya_rabota.doc59.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Особенности

вокально-хорового

обучения в школе

                             работу выполнила

                            учитель высшей категории

                            Рымарь Людмила Евгеньевна

В материалах представлен обобщенный опыт руководителя вокального ансамбля по внедрению наиболее активной, доступной формы музыкального обучения в школе.

В процессе хорового пения развиваются не только музыкальные способности,  такие, как слух, память, но и способности и свойства, необходимые для общего развития обучающегося: творчество, воображение, дикция.

Хоровое пение помогает овладевать культурной речью, помогает в изучении иностранных языков, воспитывает  уважение к культуре разных народов.

Видный хоровой деятель А.Егоров писал: «Хоровой коллектив а капелла –это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми вокальными красками идейно-художественные образы музыкального произведения».

            Особенности  вокально-хорового обучения в школе.

Перед общеобразовательной школой  поставлена задача - дать всем детям возможность развивать и удовлетворять свои эстетические потребности, посильно проявлять себя в искусстве. Наиболее эффективное приобщение ребенка к музыке возникает в условиях собственного испытания - хорового пения, - самой доступной, активной и полезной формой деятельности.

Музыкально-певческое развитие имеет принципиальные педагогические установки.

1.Освоение любого певческого материала (песни, распевания) осуществляется на основе развития музыкальных способностей обучающихся (ладового чувства, музыкального слуха  во всех его проявлениях), музыкальной памяти, музыкального воображения.

2.Широко используется опыт и знания обучающихся с учетом их возрастных особенностей и личностных качеств. Уделяется серьезное внимание нравственным проблемам.

3.Для преподавателя обязательно: тщательная подготовка к каждому занятию; сочетание в своем поведении на уроке эмоциональности и сдержанности, доброжелательности и требовательности; обеспечение условий для активного и творческого участия в работе каждого обучающегося и всего коллектива (создание радостно-деловой атмосферы в процессе занятий, пробуждение интереса к любому заданию и поддержание его через широкое применение элементов игры ,инициативы обучающихся);воспитание у обучающихся умение и желание трудиться на музыкальных занятиях.

Хор-это музыкальный инструмент  . И как любой инструмент ,он должен быть настроен.

Интонационная точность выполнения любого певческого задания - постоянная и главнейшая забота руководителя. Это требование-первооснова всех певческих навыков. Еще одно условие - петь выразительно .И только во взаимодействии и взаимопроникновении этих линий может возникнуть и совершенный инструмент(хор),и исполнительское мастерство коллектива. В работе целесообразно иметь одновременно 3-4 песни. Это помогает полностью охватить различные стороны вокально-хорового обучения. Например, одна из песен повторяется как окончательно выученная ,  другая -в стадии  впевания  и  доучивания  ,с 3-й начинается знакомство.

Работа над песнями и упражнениями в разных возрастных группах имеет общие черты .Так ,освоение  песни включает :ознакомление ,собственно разучивание ,закрепление, исполнение.

Разучивание всегда осуществляется по фрагментам (чаще - это фразы). Учитель несколько раз показывает каждый музыкальный отрезок и «настраивает»обучающихся на первый звук: просит пропеть его «про себя»,на какой-либо слог закрытым ртом , с названием ноты .

Иногда разучивание начинают не с начала, а с наиболее  запоминающейся – легкой или, наоборот, с более трудной части, в умеренном темпе и умеренной динамике ,а также при звуковедении «легато» ( что помогает лучшему впеванию и осмыслению мелодической линии ).

В активном восприятии музыки не последнюю роль играет зрительная наглядность. Так , движение мелодии лучше воспринимается по ее нотному или графическому изображению. Рука педагога, сопровождающая музыку, может помочь и в определении характера звука, и ритмической, и интонационной  особенности мелодии ,темпа, динамики . Художественные репродукции, литературный образ ,картина природы, фрагмент кинофильма  способствует усилению впечатления от музыкального сочинения.

Исполнитель должен выполнять нужные условия : верно держать корпус, голову, правильно дышать и активно открывать рот, думать  об исполняемом произведении ,слушать себя.

Красота звучания голоса зависит от бережного отношения к нему и от умения пользоваться правилами пения.

Важно отметить протяженность звуков в вокале и краткость их произношения при разговоре. Мягкое,  спокойное, красивое звучание противопоставляется крикливому ,резкому, напряженному .Не следует поначалу бояться потратить время на обучение заучиванию. Так,  прежде чем дать установку на запоминание упражнения или отрывка песни ,полезно провести подробный анализ услышанного :каков характер мелодии, как движется мелодия ;есть ли остановки на длинных звуках  ;каков характер ритмического рисунка .Затем, разными способами (про себя, на какой-либо слог, закрытым ртом ,с названием нот, по группам ,всем классом , тихо, более громко и т.д.) дети споют мелодию ,отметят хлопками ритмический рисунок.

Слова надо петь так, чтобы не разрушить мелодию. Гласные  пропеваются предельно долго, согласные - очень кратко, четко. Ясно произносятся окончания слов. И самое главное - необходимо внимательно слушать себя. Успешная работа  над 2-х голосием может начинаться лишь после достижений  с обучающимися хорошего унисона. Пение должно быть осмысленное, умение вслушаться в чужое и собственное исполнение – альфа и омега осмысленного пения вообще. Надо уметь выделять главное слово, подчеркивая его, убирая остальные ,менее существенные для общего смысла ,слова. Немирович-Данченко говорил: «Когда во фразе больше одного ударения, она становится непонятной».

Самое ужасное, когда выучивается мелодия, а живой интонации нет, нет живого разнообразия смысловых акцентов.

Обязательная форма работы - пение «про себя».

Необходимо уделять внимание фразировке, как дыханию музыки, которое играет жизненно важную роль в любом произведении.

Особое место занимает кантиленное звучание. С самого начала важно не упустить момент ,чтобы дети поняли ,что согласная должна присоединяться к следующему слогу.

Я вначале учу 2-й голос, потому, что первый, как правило, во всех песнях или уже на слуху, или очень легкий. Достаточно пяти человек с хорошими звонкими голосами, чтобы они подхватывали верхний голос, - и двухголосие зазвучит.

Опытных участников хора, а неуверенно поющих - в середине.

Распевания, а иногда и репетиции готовых произведений рекомендуется проводить стоя. Пение стоя приближает ребят к ощущению исполнения на эстраде. Следует постоянно уделять внимание воспитанию внешней и внутренней дисциплины  обучающихся.

Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ни в коем случае не должен быть высоко поднят подбородок - это ведет к неправильной манере пения (у малышей такое явление можно наблюдать довольно часто).

На первых же репетициях нужно познакомить детей с видами дирижерских жестов -внимание, дыхание, вступление ,снятие(позже ,когда дети овладеют этими навыками, дать понятие о forte,piano,ritenuto).

Хормейстер сам должен несколько раз показать, как надо вступать, дышать, снимать звук по руке.

Красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в звонкости, полетности, эмоциональности. Не следует увлекаться  ньюансом  f.Слишком громкое пение ведет к форсированному звучанию, что приносит вред голосу. Это объясняется природой детского голосового аппарата : в возрасте 7-10 лет при пении происходит неполное замыкание голосовой щели, вибрируют лишь края голосовых связок .Поэтому для младшего хора характерно фальцетное звучание .Наиболее ярко голоса малышей звучат в ньюансах mf и mp.Дыхание должно быть свободным, равномерным, естественным .В процессе дыхания большую роль играют моменты вдоха и выдоха .Вдох должен быть коротким, энергичным, обязательно с небольшой  задержкой, которая «закрывает дыхание на замочек». Задержка при дыхании активизирует вдох, и вместе с тем, служит предпосылкой  одновременного вступления хора по руке дирижера. Выдох должен быть  постепенным, равномерным, продолжительным, чтобы при этом связки были плотно сомкнуты (в противном случае звук будет сиплым, тяжелым).

Практика показала, что тренировать, оттачивать технику дыхания следует на музыкальном материале.

Пристального внимания педагога требует атака звука (существуют три вида атаки -твердая , мягкая , придыхательная).

В младшем хоре наряду с использованием мягкой атаки можно применить и твердую атаку, так как она активизирует творческий процесс. Но при этом надо следить за звуком, чтобы он не был крикливым, форсированным.

Придыхательная атака применяется в хоровом пении лишь как изобразительное средство,  необходимое для создания художественного образа. Мягкая атака на начальном этапе может привести к вялому пассивному звуку.

Впоследствии, выработав навык активного звукообразования, следует пользоваться как твердой, так и мягкой атакой.

Развивая музыкальные способности, особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование  - фундамент хорового пения. Начинать эту работу следует с первых же занятий.

С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, «слушать тишину» (неумение сосредоточиться на звучании - одна из причин  фальшивого пения и даже «гудения»).

В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным музыкальным слухом и интонируют безупречно, у других, при регулярных хоровых занятиях, очень быстро налаживается координация между слухом и голосом. Встречаются и сложные  случаи, требующие внимательной и терпеливой работы педагога, приблизительно в течение одного года. А бывают  и такие дети, у которых координация восстанавливается лишь через 2-3 года регулярных, планомерных занятий.

Новый набор-хор новичков - на первых порах не следует разделять на точно и неверно интонирующих (у многих детей координация между слухом и голосом при регулярных хоровых занятиях налаживается быстро).

Только через некоторое время, приблизительно через 2 месяца, в хоре намечается четкая грань между  правильно и неверно интонирующими детьми.

Для выявления причин неверной интонации надо обязательно прослушивать каждого ребенка отдельно, потому что причины могут быть разными, требующими различных приемов их устранения.

Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети еще не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание.

Ньюанс р можно использовать в хоре, как метод работы над трудными интонационными местами в произведении, а не  только как  «краску», оттенок.

Другая причина фальшивого пения, и даже  «гудения», объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру  «разговорного голоса» в пение.

Встречаются дети, чаще мальчики 6-7 лет, разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука .В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра(«си» первой октавы – ми бемоль второй).

Хорошее поведение детей на уроках - залог будущего успеха. Дисциплина-это атмосфера, в которой дети творят, трудятся, учатся новому. Известный хоровой деятель В.Г.Соколов считал, что художественные результаты находятся в прямой зависимости от дисциплины, поведения детей.

Дисциплина на хоровом занятии - это не только внешнее спокойствие учащихся(нет шума, разговоров, но и внутреннее состояние хористов -активное, увлеченное, сосредоточенное, что является главным в рабочей атмосфере .

Хормейстеру нужно найти верный тон, в котором чувствовалась бы воля руководителя и , в то же время, доброжелательность и любовь к детям.

Следует помнить слова известного мастера хорового пения  Бончо Бочева - «Без ласки нет песни».

Использованная литература:

  1. «Работа с детским хором» - сборник статей под ред.профессора В.Г.Соколова,

Изд. «Музыка» 1981г.

  1. «Музыкальное воспитание в школе» -составитель О. Апраксина, Москва «Музыка»,1986г.
  2. Вендрова Т.Е. «Пусть музыка звучит!», книга для учителя, Москва, «Просвещение»,1990г.

           

 

          Проблема,

        над которой

     работает учитель

     Информационные

        технологии  на

       уроке   музыки.