" Особенности работы над произведениями П. И.Чайковского в младших классах"
Цель урока: Воспитание национального самосознания ученика, духовное обогащение, развитие музыкального вкуса.
Выработка и накопление пианистического мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.docx | 24.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Особенности работы над произведениями П.И.Чайковского в младших классах».
Цель урока: Воспитание национального самосознания ученика, духовное обогащение, развитие музыкального вкуса. Выработка и накопление пианистического мастерства.
Задачи урока:
- обучающие – знакомство с историей создания фортепианного цикла; анализ методов фортепианного изложения произведений П.И.Чайковского на примере пьес из « Детского альбома».
- развивающие - развитие умения анализировать музыкальный материал;
преодоление основных исполнительских трудностей пьес из фортепианного цикла.
-воспитывающие- развитие музыкального мышления, воображения и творческой фантазии.
Методы реализации поставленных задач:
- словесный;
- практический;
- наглядный;
- эмоциональный;
- творческий;
- слуховой;
Оснащение урока:
музыкальный инструмент ( фортепиано);
нотный материал;
ноутбук.
Структура урока:
1.Организационный этап:
2
- приветствие, психологический настрой учащегося;
- сообщение темы урока и его задач;
- вступительное слово педагога об истории создания « Детского альбома» П.И.Чайковского.
2. Основная часть:
- разбор некоторых пьес фортепианного цикла с их анализом и проработкой
1) « Марш деревянных солдатиков»
3) « Итальянская песенка»
4) « Старинная французская песенка»
5) « Немецкая песенка»
3. Заключительная часть:
- подведение итогов, запись домашнего задания.
Ход урока.
Знакомство с « Детским альбомом» П.И.Чайковского решает в первую очередь задачу развития общего кругозора и музыкального вкуса ребенка. Слушая и анализируя картины и образы, фантазируя под музыку, ученик учится понимать содержание произведений. Это очень помогает в дальнейшей работе.
«Детский альбом» композитором был написан в 1878 г. Написать этот альбом П.И. Чайковский решил, когда вернулся из – за границы на Родину. Он приехал на Украину погостить у своей сестры Александры Ивановну Давыдовой. Композитор очень любил играть со своими племянниками, у Александры Ивановны их было 7.П.И. Чайковский придумывал для них праздники с кострами и фейерверками, танцами и сам аккомпанировал себе на рояле. Слушая игру любимца Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда – то он и решил написать целый сборник
3
пьес для юных музыкантов. Этот сборник он назвал «Детский альбом». Здесь встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии. С некоторыми из них мы познакомились.
Игры мальчиков представлены в альбоме пьесами «Игра в лошадки» и «Маршем деревянных солдатиков»
А в коробке с игрушками лежат новенькие, красивые солдатики, которые так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно, и отправить на парад. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско.
Ать-два, левой, правой,
А что такое марш? Шествие
Слушать в исполнении голоса. Ученик играет сам.
Трудности в исполнении: а) четкий пунктирный ритм;
б)мелодия в двойных нотах
в) сколько частей в пьесе?
В альбоме представлены также и игры для девочек. Трилогия: Болезнь куклы, Похороны куклы и Новая кукла.
«Болезнь куклы»
Медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передает печальное настроение девочки, у которой заболела кукла. Трудность исполнения отдельных мелодических ноток в том, чтобы суметь продолжить мелодическую линию через паузы, то есть заставить слух ребёнка играть
4
мелодию так, как будто пауз нет. При соединении правой руки с левой обратить внимание ученика на частую ошибку в практике - игра по такту. Этого не должно произойти. Как способ работы над этой трудностью, можно предложить поиграть отдельно басовую линию, выписанную половинками, хорошим глубоким звуком на легато, а затем и в сочетании с мелодическими нотками. Чтобы ребёнок услышал своеобразный диалог двух голосов.
«Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.
Перенесемся в солнечную Италию. Она славится своими певцами. Пели везде: в театрах, в домах , на улицах и даже когда перевозили людей на лодках-гондолах.
Фотография картины голландского художника Франка Холса « Мальчик»
Чайковский рассказывал, как во Флоренции, в Италии, на улице он однажды услышал под гитару десятилетнего мальчика, окружённого толпой народа. «Он пел чудесным густым басом, голосом с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается». Текст песенки услышанный от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания и он переделал эту песенку в пьесу для фортепиано, сделал ее более светлой, легкой, немного танцевальной.
Приступая к изучению « Итальянской песенки», целесообразно начать с мелодии. Здесь очень сложная расстановка лиг, переменчивость сильных долей. Всё это придаёт мелодии воздушный, неуловимый и очень изящный колорит.
Во 2 части пьесы представляют трудность такты, выписанные шестнадцатыми длительностями. Их нужно сыграть легко, беззаботно –
5
весело, как «солнечные зайчики». Добиваться не точечного «постукивания», а музыкально-гибкого исполнения, как бы мысленно объеденить Сопровождение мелодии решено в виде вальсового аккомпанемента, а для такого сопровождения характерна сильная доля и лёгкие-2 и 3 доли. Так и слышатся струны гитары.
Послушай в исполнении оркестра.
Старинная французская песенка
В «Старинной французской песенке» оживает грустный, искренний, простой народный напев. Она похожа на песню - задушевную, задумчивую, мечтательную, печальную.
Композитор использовал здесь подлинный напев XVI века
Звучит задумчивая, нежно-печальная мелодия. Таковой характер подсказывает, вернее, указывает на глубокий, с хорошей опорой, певучий звук и на умение слушать и слышать длинный и витиеватый «узор» мелодической линии. Мелодия как бы кружит на одном месте, опевая звук «ре». Желательно, исключить монотонность и однообразие этого опевания, придавая ему направленность движения к кульминационному звуку «ля» в 7м и аналогичном 14м тактах. О сопровождении тоже стоит поговорить отдельно. Здесь Чайковским применены полифонические приёмы, а именно, двухголосие. Поэтому будет оправданным такой способ работы - разделение голосов на два самостоятельных: нижний- тонический органный пункт, средний - более гибкий и выразительный. Также очень полезен способ варьирования сочетания голосов - бас с мелодией, мелодия со средним голосом. Ребёнку на первоначальном этапе изучения будет проще услышать переплетение сначала двух «собеседников» и не составит труда затем присоединить и третьего. Средняя часть несколько иного характера. Хотя мелодия не меняет своей сути, но другой характер сопровождения окрашивает её в тревожные оттенки. Это стаккато в левой руке и настойчивое восхождение мелодии должно привести всё развитие к яркой кульминации всей пьесы в 22 такте, после которой наступает успокоение, возвращение к прежнему состоянию - это нисходящее движение мелодии, стройные и строгие гармонии в левой руке, вместо стаккатированных
6
восьмых. Заключительное предложение ставит перед учеником те же звуковые и исполнительские задачи, что и в начальном.
Немецкая песенка
Она похожа на немецкий старинный сельский танец лендлер – предшественник вальса. Танцевали его крестьяне в деревянных башмаках, неторопливо, с достоинством, немного чопорно, с галантными поклонами, притопами и кружениями.
Форма песенки трёхчастная, с сокращённой до одного предложения третьей части. Работая над мелодией песенки нужно с учеником оговорить мотивное строение фраз. Каждая фраза состоит из мотивов и в каждом из них есть довольно яркая, выпуклая сильная доля, которая совпадает с сильным временем в аккомпанементе. Поэтому в мелодии ярко выраженная сильная доля на «раз», а «два, три» - намного мягче. Внутри мотива происходит своё динамическое развитие, как бы маленькие динамические волны. Аккомпанемент, сам по себе, не заключает в себе каких-то сложных технических задач, кроме одной точного попадания в аккорд от отдаленного баса.
3. Подведение итога:
Познакомившись с пьесами «Детского альбома» можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время.
П.И.Чайковский достиг своей цели в обогащении репертуара для начинающих. Мелодичные, запоминающиеся пьесы близки и понятны каждому ребенку. Нет такого человека, который бы не слышал или не исполнял этих милых пьес из знаменитого «Детского альбома».
Запись домашнего задания.
7
Список литературы:
- С.А. Айзенштадт « Детский альбом» П. И. Чайковского. – М.: Издательский дом « Классика – ХХI», 2006.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано М., 1971 г
- Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути развития музыкального романтизма М., 1997 г.
- А.Кандинский – Рыбников, М.Месропова «О неопубликованной П.И.Чайковским первой редакции «Детского альбома».
- Г.Г. Нейгауз «Записки педагога». М., 1961; 1982.
- А.Николаев «Фортепианное наследие Чайковского» . - М., Музгиз 1949 г.
8