" Создание психологически-комфортной атмосферы на уроке в классе специального фортепиано"
Создание на уроках благоприятного психологического климата способствует продуктивной совместной деятельности обучаемого и преподавателя, ведет к атмосфере взаимного уважения, дружелюбия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_psihologicheski-komfortnoy.docx | 22.38 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
Детская музыкальная школа г. Ярцево Смоленской области
Методическое сообщение
преподавателя Зининой Елены Юрьевны.
Тема: « Создание психологически – комфортной атмосферы на
уроке в классе специального фортепиано».
18.11. 2015г.
Содержание
Введение……………………………………….3
1.Понятие психологического комфорта…..4
2. Индивидуальный подход к обучающимся
на уроке ……………………………………….5
Заключение…………………………………….8
Список литературы…………………………...9
Введение
Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляя свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным.
Психологический комфорт – качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности.
Целью данного методического сообщения является раскрытие понятия психологического комфорта на уроках, а так же показать важность такого качества как умение педагога «чувствовать» ученика, применять к нему индивидуальный подход.
3
Понятие психологического комфорта
Небезызвестен тот факт, что создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе, тем более при работе с детьми .
Учителя бывают разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на то, чтобы урок шел «как по нотам». Мастерство – это ремесло с печатью совершенства. Мастеров не так много, однако, есть немало профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные «хитрости» и приемы. Но очень часто педагоги так увлечены своими профессиональными приемами, что забывают о психологическом климате на уроке, который необходимо создавать для получения желаемого результата.
Какими бы способностями не обладал ученик, но если он не уважает или боится педагога – полной отдачи творчеству и качеству обучения не дождаться! Создание психологически-комфортной атмосферы в музыкальном классе является одной из наиболее важных и сложных задач педагога, которая во многом зависит от психологического здоровья педагога. Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремления к совершенствованию!
Что же такое комфорт? Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, которые обеспечивают удобство, спокойствие и уют. В свою очередь, психологический комфорт – условия жизни, при которых ученик чувствует себя спокойно, у него не возникает необходимости защищаться и занимать «оборонительную позицию» на уроке. Психологически-комфортная атмосфера выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на ее фоне обучающийся раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом, что является в свою очередь важным моментом в творческой работе.
К сожалению, сегодня в образовательном процессе присутствуют негативные тенденции: падение интереса к знаниям, снижение познавательной активности, пропуски уроков, конфликтные ситуации, возникающие на уроках. Постоянное состояние повышенной тревожности обучающихся на уроках нередко приводит к нервным срывам. Все это
4
говорит о том, что ученик не чувствует себя безопасно и комфортно, а ведь задача педагога – создать такое психологическое пространство в классе, чтобы в нем было хорошо каждому учащемуся. Главным критерием такого пространства является безопасная среда, создание психологически-комфортной атмосферы, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, поскольку в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а непосредственно на учебную деятельность, на творчество!
Педагогу не следует допускать развития комплексов у учеников своего класса, неуверенности в себе. Он не должен делить на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый учащийся должен ощущать веру педагога в свои силы. Так называемая «ситуация успеха» (Я могу!) учит преодолевать трудности, помогает осознавать свое продвижение вперед.
Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроке с учеником можно создавать с помощью таких приемов:
- снятие страха (использование фраз «Ничего страшного» или «С этой задачей ты сможешь справиться, если…»)
- педагогическое внушение («Я знаю, ты это можешь/умеешь»)
- авансирование («У тебя получится, так как…»)
- усиление мотива («Нам это очень нужно сделать/проучить…»)
- оценка детали («Это у тебя очень хорошо получается! Продолжай в том же духе!»)
Психологически-комфортная атмосфера на уроке, а также положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.
Индивидуальный подход к обучающимся на уроке.
Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя.
5
Зависит это, прежде всего, от педагога, а именно – насколько хорошо в нем развито «чувство ученика». Что это такое? Это мера понимания учителя состояния сидящего у него на уроке ученика. Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого обучающегося, его возможностей, уровня притязания, интересов, активности, утомляемости и прочих различных «плюсов» и «минусов». Поэтому как хороший пианист-исполнитель чувствует каждую клавишу рояля и каждую ноту исполняемого музыкального произведения, так и пианист-педагог должен чувствовать своих учеников, их мысли, настроения, чувства и использовать эти знания на повышение уровня эффективности урока.
«Чувство ученика» - это то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. С одной стороны он, если и не знает точно, то хотя бы сможет предположить, чего следует ожидать от того или иного ученика. С другой стороны сможет наметить для себя примерные границы роста учащегося на некотором учебном отрезке и, соответственно, оценить свою работу: удалось ли ему, педагогу, помочь ученику достигнуть этих границ или нет.
Индивидуальный подход к ученику на уроке является одним из важных условий при создании психологически-комфортной атмосферы в классе. И это вовсе не означает, что учащемуся нужно ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, хвалить его без повода и т. д. Прежде всего, психологически-комфортная атмосфера – это снятие страха перед уроком, развитие осознания учеником его собственной личностной значимости, наполнение смыслом работы. Иными словами, зная индивидуальные особенности каждого учащегося в своем классе, педагогу необходимо поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А правильный подбор учебного материала, в свою очередь, должен стать основой для их самореализации, быть интересным не только педагогу в работе над ним, но прежде всего учащемуся. В целях стимулирования интереса, можно использовать разнообразные игры, , слайды, книги – всё то, что оживляет общение на уроке, вызывает удивление, притягивает внимание. Учителю надо умело разбить урок на части, поскольку через 7-10 минут внимание обычно снижается. Мышление хочет отдохнуть, поэтому должны сочетаться различные приёмы активизации внимания: шутка, красочный пример, неожиданное и яркое сравнение, маленькая притча, афоризм, метафора, рисунок и т.п. Таким образом,
6
результативность урока будет заключаться не только в прохождении и усвоении выбранной программы, но и в личностном росте обучающегося, которому комфортное общение с педагогом поможет стать чуть спокойнее, чуть увереннее, добрее. Поэтому всего этого без использования метода индивидуального подхода и, как следствие, без создания комфортной атмосферы в классе добиться будет очень трудно!
Памятка педагогу.
- Уважай Ученика!
- Не навреди! Ищи в ученике хорошее.
- Не приписывай успех себе, а вину ученику.
- Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
- Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.
- Оценивай поступок, а не личность.
- Давай обучающемуся ощутить, что веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
В завершении - притча.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец не такой уж и мудрый и все знать не может. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, а скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках!»
7
Заключение
Подводя итоги вышесказанного, следует отметить, что для создания психологически-комфортной атмосферы в классе педагог не должен пытаться за каждым отрицательным поступком учащегося видеть только отрицательные мотивы. Предусмотрительность и корректность поведения педагога на уроке заметно снижают напряжение в общении. Вместе с тем, педагогу необходимо тщательно готовиться к уроку, не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета, и тогда совместная деятельность педагога и обучающегося будет работать на сближение, повышая авторитет преподавателя.
8
Список литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология / Ростов-на-Дону, 1997.- 158 с.
2. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке? 2-е изд. М., 1982.
3. Личность: внутренний мир и самореализация [Текст]: Идеи, концепции, взгляды / составители Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. - СПб.: Изд-во Института образования взрослых совместно с изд-вом "Тускарора", 1996. - 175 с.
4. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997.
5. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
9