Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Учебный материал по симфонической сказке С.С.Прокофьева "Петя и волк".как урок,как внеклассное мероприятие.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Программное содержание:

1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.

2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.

3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.

4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).

5. Поощрять проявление творческой активности детей.

6. Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.

8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока:

1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

2. Физкультминутка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель: Сергей Сергеевич Прокофьев - великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он  с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа,  Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей:  фортепианные пьесы  для начинающих пианистов, сборник под названием  «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко  и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.

Музыкальный руководитель: Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.

О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?

Ученица Света К. В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Ученик Руслан А. В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.

Музыкальный руководитель: Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку).  Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).

Ученица Настя Т. С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка - бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.

Ученик Руслан А. С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг  с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка - чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.

Ученица Катя Г. Кошка-хитрая  и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Ученик Рома В. Волк - лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого - лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Ученица Алина В. Утка - крякает, её неторопливую поступь  вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Ученица Гузель Б. Дедушка - его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Ученик Эмиль Ф. Охотники - их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.

Ученица Элина Ж. Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя - мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Музыкальный руководитель. Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

- Я мусорю на улице

- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

- Я берегу воду и закрываю кран

- Бабочку я отпускаю на волю

- Бумагу трачу попусту

- Овраги это хорошо

- Охрана природы приносит пользу

- Я люблю нюхать выхлопные газы

- Планета Земля наш общий дом

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

У  каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.

С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.

Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Какой  характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?

Ответы: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.

Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.

Музыкальный руководитель: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он  ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый - очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.

Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички).

Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.

Вопросы: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Танцевальное творчество детей.

Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает. Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.

Музыкальный руководитель: А этого персонажа вы покажете жестами.

Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки  хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации (ответы детей) – кларнет. Танцевальное творчество детей.

Физкультминутка.

А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Наклоны головы вправо - влево

Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Имитация движения спуска по канату.

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте),

Волнообразные движения руками

Музыкальный руководительМолодцы! У вас получается очень похоже.

Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.

Танцевальное творчество детей.

Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей. Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.

Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.

Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.

На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».

Музыкальный руководитель: Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…

Что с музыкой сравнится по звучанью? 

Шум леса? Пенье соловья? 

Грозы раскаты? Ручейка журчанье? 

Сравнения найти не в силах я. 

Но всякий раз, когда в душе смятенье, - 

Любовь иль грусть, веселье иль печаль. 

В любом природой данном настроении, 

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе звучит, на струнах подсознанья, 

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, - 

Передавая радость иль страданье – 

Сама душа, казалось бы, поет! 

Оценивание знаний и умений учащихся

Результаты оценки представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы

Критерии оценки музыкальных знаний

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя

0,7

2,3

1,6

Умение определить поступки героев через тембры инструментов

1,0

2,9

1,9

Умение анализировать музыкальные образы героев сказки

0,9

2,7

1,8

Понимание, что такое «интонация».

1,0

3,0

2,0

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.

Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся

Подведение итогов урока

На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная  задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).

Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.

Список литературы

  1. Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  3. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
  5. Куна М. Великие композиторы. - М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Академия», 2006. - 368 с.
  7. Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музыка. - М., 2000. – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

1

1

3

Н

2

1

0

0

0

1

Н

3

1

1

1

0

3

Н

4

2

2

2

2

8

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

0

1

2

1

4

С

7

1

1

2

1

5

С

8

0

1

0

2

3

Н

9

1

1

1

1

4

С

10

1

1

0

1

3

Н

11

0

1

1

1

3

Н

12

1

0

0

0

1

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

2

2

2

2

8

В

15

0

1

0

1

2

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

1

1

2

1

5

С

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

1

1

1

4

С

20

1

1

0

1

3

Н

Х ср.

0,7

1,0

0,9

1,0

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

2

1

4

С

2

2

1

1

1

5

С

3

1

2

2

1

6

С

4

2

3

2

2

9

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

1

2

2

2

7

С

7

2

1

2

1

6

С

8

1

2

1

3

7

С

9

2

2

2

3

9

В

10

1

1

0

1

3

Н

11

2

2

1

2

7

С

12

1

0

0

1

2

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

3

2

3

2

10

В

15

0

1

1

1

3

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

2

2

2

2

8

В

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

2

1

1

5

С

20

1

1

2

1

5

С

Х ср.

2,3

2,9

2,7

3,0

Примечание

Критерии оценки

1. Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.

2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.

3. Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

4. Понимание, что такое «интонация».

Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны

  1. Аверин Руслан
  2. Бакланова Гузель
  3. Бородин Салават
  4. Батрутдинова Карина
  5. Волков Рома
  6. Валиуллина Фарида
  7. Ветрова Алина
  8. Голубева Катя
  9. Дроздова Саша
  10. Дорохова Света
  1. Еремин Амир
  2. Ежова Ксения
  3. Жукова Элина
  4. Залялиева Залина
  5. Кальметьев Эдуард
  6. Самсонова Алия
  7. Титова Настя
  8. Федулов Эмиль
  9. Хохлова Эмилия
  10. Яруллина Жасмин



Предварительный просмотр:

Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Программное содержание:

1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.

2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.

3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.

4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).

5. Поощрять проявление творческой активности детей.

6. Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.

8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока:

1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

2. Физкультминутка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель: Сергей Сергеевич Прокофьев - великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он  с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа,  Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей:  фортепианные пьесы  для начинающих пианистов, сборник под названием  «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко  и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.

Музыкальный руководитель: Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.

О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?

Ученица Света К. В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Ученик Руслан А. В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.

Музыкальный руководитель: Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку).  Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).

Ученица Настя Т. С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка - бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.

Ученик Руслан А. С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг  с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка - чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.

Ученица Катя Г. Кошка-хитрая  и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Ученик Рома В. Волк - лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого - лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Ученица Алина В. Утка - крякает, её неторопливую поступь  вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Ученица Гузель Б. Дедушка - его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Ученик Эмиль Ф. Охотники - их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.

Ученица Элина Ж. Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя - мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Музыкальный руководитель. Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

- Я мусорю на улице

- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

- Я берегу воду и закрываю кран

- Бабочку я отпускаю на волю

- Бумагу трачу попусту

- Овраги это хорошо

- Охрана природы приносит пользу

- Я люблю нюхать выхлопные газы

- Планета Земля наш общий дом

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

У  каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.

С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.

Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Какой  характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?

Ответы: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.

Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.

Музыкальный руководитель: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он  ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый - очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.

Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички).

Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.

Вопросы: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Танцевальное творчество детей.

Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает. Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.

Музыкальный руководитель: А этого персонажа вы покажете жестами.

Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки  хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации (ответы детей) – кларнет. Танцевальное творчество детей.

Физкультминутка.

А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Наклоны головы вправо - влево

Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Имитация движения спуска по канату.

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте),

Волнообразные движения руками

Музыкальный руководительМолодцы! У вас получается очень похоже.

Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.

Танцевальное творчество детей.

Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей. Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.

Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.

Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.

На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».

Музыкальный руководитель: Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…

Что с музыкой сравнится по звучанью? 

Шум леса? Пенье соловья? 

Грозы раскаты? Ручейка журчанье? 

Сравнения найти не в силах я. 

Но всякий раз, когда в душе смятенье, - 

Любовь иль грусть, веселье иль печаль. 

В любом природой данном настроении, 

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе звучит, на струнах подсознанья, 

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, - 

Передавая радость иль страданье – 

Сама душа, казалось бы, поет! 

Оценивание знаний и умений учащихся

Результаты оценки представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы

Критерии оценки музыкальных знаний

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя

0,7

2,3

1,6

Умение определить поступки героев через тембры инструментов

1,0

2,9

1,9

Умение анализировать музыкальные образы героев сказки

0,9

2,7

1,8

Понимание, что такое «интонация».

1,0

3,0

2,0

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.

Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся

Подведение итогов урока

На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная  задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).

Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.

Список литературы

  1. Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  3. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
  5. Куна М. Великие композиторы. - М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Академия», 2006. - 368 с.
  7. Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музыка. - М., 2000. – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

1

1

3

Н

2

1

0

0

0

1

Н

3

1

1

1

0

3

Н

4

2

2

2

2

8

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

0

1

2

1

4

С

7

1

1

2

1

5

С

8

0

1

0

2

3

Н

9

1

1

1

1

4

С

10

1

1

0

1

3

Н

11

0

1

1

1

3

Н

12

1

0

0

0

1

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

2

2

2

2

8

В

15

0

1

0

1

2

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

1

1

2

1

5

С

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

1

1

1

4

С

20

1

1

0

1

3

Н

Х ср.

0,7

1,0

0,9

1,0

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

2

1

4

С

2

2

1

1

1

5

С

3

1

2

2

1

6

С

4

2

3

2

2

9

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

1

2

2

2

7

С

7

2

1

2

1

6

С

8

1

2

1

3

7

С

9

2

2

2

3

9

В

10

1

1

0

1

3

Н

11

2

2

1

2

7

С

12

1

0

0

1

2

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

3

2

3

2

10

В

15

0

1

1

1

3

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

2

2

2

2

8

В

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

2

1

1

5

С

20

1

1

2

1

5

С

Х ср.

2,3

2,9

2,7

3,0

Примечание

Критерии оценки

1. Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.

2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.

3. Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

4. Понимание, что такое «интонация».

Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны

  1. Аверин Руслан
  2. Бакланова Гузель
  3. Бородин Салават
  4. Батрутдинова Карина
  5. Волков Рома
  6. Валиуллина Фарида
  7. Ветрова Алина
  8. Голубева Катя
  9. Дроздова Саша
  10. Дорохова Света
  1. Еремин Амир
  2. Ежова Ксения
  3. Жукова Элина
  4. Залялиева Залина
  5. Кальметьев Эдуард
  6. Самсонова Алия
  7. Титова Настя
  8. Федулов Эмиль
  9. Хохлова Эмилия
  10. Яруллина Жасмин



Предварительный просмотр:

Урок по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Программное содержание:

1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.

2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.

3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.

4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).

5. Поощрять проявление творческой активности детей.

6. Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.

8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока:

1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

2. Физкультминутка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель: Сергей Сергеевич Прокофьев - великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он  с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа,  Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей:  фортепианные пьесы  для начинающих пианистов, сборник под названием  «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко  и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.

Музыкальный руководитель: Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.

О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?

Ученица Света К. В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Ученик Руслан А. В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.

Музыкальный руководитель: Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку).  Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).

Ученица Настя Т. С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса.

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка - бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.

Ученик Руслан А. С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг  с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка - чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.

Ученица Катя Г. Кошка-хитрая  и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Ученик Рома В. Волк - лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого - лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Ученица Алина В. Утка - крякает, её неторопливую поступь  вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Ученица Гузель Б. Дедушка - его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Ученик Эмиль Ф. Охотники - их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.

Ученица Элина Ж. Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя - мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Музыкальный руководитель. Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

- Я мусорю на улице

- Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

- Я берегу воду и закрываю кран

- Бабочку я отпускаю на волю

- Бумагу трачу попусту

- Овраги это хорошо

- Охрана природы приносит пользу

- Я люблю нюхать выхлопные газы

- Планета Земля наш общий дом

СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты (поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем (разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало (показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали (имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева (игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа (игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал (хлопаем)

Крикнул «Браво!» (поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель: Итак, мы начинаем.

У  каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.

С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.

Петя - главный герой сказки. Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Какой  характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?

Ответы: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.

Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.

Музыкальный руководитель: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он  ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый - очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.

Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.

Музыкальный руководитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички).

Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.

Вопросы: Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Танцевальное творчество детей.

Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает. Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.

Музыкальный руководитель: А этого персонажа вы покажете жестами.

Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки  хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации (ответы детей) – кларнет. Танцевальное творчество детей.

Физкультминутка.

А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Наклоны головы вправо - влево

Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Имитация движения спуска по канату.

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте),

Волнообразные движения руками

Музыкальный руководительМолодцы! У вас получается очень похоже.

Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.

Танцевальное творчество детей.

Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей. Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.

Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.

Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.

На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».

Музыкальный руководитель: Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…

Что с музыкой сравнится по звучанью? 

Шум леса? Пенье соловья? 

Грозы раскаты? Ручейка журчанье? 

Сравнения найти не в силах я. 

Но всякий раз, когда в душе смятенье, - 

Любовь иль грусть, веселье иль печаль. 

В любом природой данном настроении, 

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе звучит, на струнах подсознанья, 

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, - 

Передавая радость иль страданье – 

Сама душа, казалось бы, поет! 

Оценивание знаний и умений учащихся

Результаты оценки представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы

Критерии оценки музыкальных знаний

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя

0,7

2,3

1,6

Умение определить поступки героев через тембры инструментов

1,0

2,9

1,9

Умение анализировать музыкальные образы героев сказки

0,9

2,7

1,8

Понимание, что такое «интонация».

1,0

3,0

2,0

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.

Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся

Подведение итогов урока

На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная  задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).

Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.

Список литературы

  1. Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
  3. Васина - Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
  5. Куна М. Великие композиторы. - М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Академия», 2006. - 368 с.
  7. Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музыка. - М., 2000. – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

1

1

3

Н

2

1

0

0

0

1

Н

3

1

1

1

0

3

Н

4

2

2

2

2

8

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

0

1

2

1

4

С

7

1

1

2

1

5

С

8

0

1

0

2

3

Н

9

1

1

1

1

4

С

10

1

1

0

1

3

Н

11

0

1

1

1

3

Н

12

1

0

0

0

1

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

2

2

2

2

8

В

15

0

1

0

1

2

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

1

1

2

1

5

С

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

1

1

1

4

С

20

1

1

0

1

3

Н

Х ср.

0,7

1,0

0,9

1,0

Результаты оценки музыкальных знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балл

Уровень

1

2

3

4

1

0

1

2

1

4

С

2

2

1

1

1

5

С

3

1

2

2

1

6

С

4

2

3

2

2

9

В

5

0

1

0

1

2

Н

6

1

2

2

2

7

С

7

2

1

2

1

6

С

8

1

2

1

3

7

С

9

2

2

2

3

9

В

10

1

1

0

1

3

Н

11

2

2

1

2

7

С

12

1

0

0

1

2

Н

13

1

1

1

0

3

Н

14

3

2

3

2

10

В

15

0

1

1

1

3

Н

16

0

1

2

1

4

С

17

2

2

2

2

8

В

18

0

1

0

2

3

Н

19

1

2

1

1

5

С

20

1

1

2

1

5

С

Х ср.

2,3

2,9

2,7

3,0

Примечание

Критерии оценки

1. Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.

2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.

3. Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

4. Понимание, что такое «интонация».

Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны

  1. Аверин Руслан
  2. Бакланова Гузель
  3. Бородин Салават
  4. Батрутдинова Карина
  5. Волков Рома
  6. Валиуллина Фарида
  7. Ветрова Алина
  8. Голубева Катя
  9. Дроздова Саша
  10. Дорохова Света
  1. Еремин Амир
  2. Ежова Ксения
  3. Жукова Элина
  4. Залялиева Залина
  5. Кальметьев Эдуард
  6. Самсонова Алия
  7. Титова Настя
  8. Федулов Эмиль
  9. Хохлова Эмилия
  10. Яруллина Жасмин