"Творчество А.С.Пушкина, М.И. Глинки, М.Ю. Лермонтова - неисчерпаемый источник здоровья и вдохновения".

ковисова виктория витальевна

3 ноября 2014 года в Москве в "ДШИ им. А.С.Даргомыжского" прошла Международная научно-практическая конференция «Русская музыка XIX века как организующий фактор мировой музыкальной культуры», посвященная Году культуры в России,     215-летию А.С. Пушкина, 210-летию. М.И. Глинки,  200-летию М Ю. Лермонтова. Креативный директор ДШИ И.А. Усачева собрала в этот день многих преподавателей и учащихся различных учебных учреждений города - героя Москвы и городов СНГ.

В адрес участников и организаторов проекта направил приветствие Министр культуры РФ В.Р. Мединский. Партнеры проекта: Министерство обороны РФ, Комитет общественных связей г. Москвы, Центральный музей Вооруженных сил РФ, Академия русского казачества, дворянства и земства, Российское военно-историческое общество, Великое сибирское казачье войско, Международное объединение журналистов казачества, Центр патриотического воспитания Департамента образования г. Москвы. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_o_tvorchestve_p_g_l.doc124.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Детская школа искусств им. Р.В. Сердюка

республика Крым, г. Керчь

Ковисова Виктория Витальевна,

Преподаватель, концертмейстер

Творчество

А.С. Пушкина, М.И. Глинки,

М.Ю. Лермонтова –

неисчерпаемый источник здоровья и вдохновения

vikysja-zvyk@mail.ru

Искусство! Что может быть чудесней?

Оно рождает в людях красоту,

Оно способно излечить недуги,

Осуществить заветную мечту!

Мудрец сказал: «Красота спасёт мир». Мы продолжим: «А  красота музыки и поэзии зарядит нас положительными эмоциями и принесет благотворное здоровье». 

Мы, живущие уже в 21 веке, отмечаем 200 - летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 210 - летие со дня рождения М.И. Глинки, 215 - летие со дня рождения А.С. Пушкина -  великих, гениальных, отечественных Человеков. Это о них, родоначальниках классического периода развития поэзии и музыки, М. Горький сказал: «Гигант Пушкин – величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним – волшебник Глинка». Это о нем, о Лермонтове,  Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Воспитание, развитие и терапия через искусство

Помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Ученые-психологи  считают, что – нет. Все люди рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение на умных и глупых, скромных и активных ложится на взрослых.

Маленькие Саша Пушкин, Миша Глинка и Миша Лермонтов получили стандартное, для того времени, образование для дворянских детей, т.е. домашнее с последующим продолжением образования в учебных заведениях России. Всё это,  способствовало нравственному и духовному развитию будущих гениев России: «Моя душа, я помню с детских лет, чудесного искала...» (М. Лермонтов).

Мозг новорожденного ребенка – чистый лист. От того, что будет записано на этом «листе», зависит его будущее. В развитии ребенка окружение и среда играют более важную роль, чем наследственность. Любой ребенок, если ему вовремя дать благодатную почву для развития таланта и нужные условия для получения хорошего   образования, с большой вероятностью вырастет смышленым, добрым, здоровым и верно мотивированным. Ученые считают это время лучшим и советуют не упускать это «лучшее время» для общения с ребенком, делиться с ним интересным и новым, открывая путь к гармоничной и радостной жизни. «Творчеству нельзя научить -  это свободный процесс, можно только создать условия», - так считает доктор психологических наук Венгер Л.А.

«Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно».

(М.Ю. Лермонтов)

Как эти строки печально напоминают нам о наших упущениях, о нашей взрослой лени, о нашей халатности в воспитании и развитии нового поколения. Как воспитать в детях стремление к познанию искусства? «Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят» (М.Ю. Лермонтов). Как же нам понять собственных детей, рассмотреть их талант?

Как нам порой не хватает живой памяти о собственном детстве! Как трудно бывает понять своего ребенка, прочитать, что скрывается за его молчанием или капризами. Невыразимые человеческие состояния находят разрешение в красках, звуках и движении. Творчество высвобождает из души тяжесть, грусть и печаль, оно дает выход радости - радости творчества, радости быть тем, кто я есть. Если мы хотим вырастить самостоятельную личность, нужно позволять ребенку творить в свое удовольствие. Ведь занятия искусством не призваны сделать всех музыкантами, поэтами и художниками. Главное - освободить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению. 

Ребенка надо слЫшать, не тешить свои родительские и педагогические амбиции,  позволить ему творить по его правилам: придумывать, музицировать, сочинять танец, композицию, лепить и рисовать совершенно неузнаваемые вещи, радоваться его фантазии.  Творчество - такая же врожденная потребность, как еда и сон. Сочиняя и придумывая, дети избавляются оттого, что их мучает, пугает. Все эти страхи присутствуют в жизни обычных нормальных детей.

Так как же воспитать гения? Ответа нет. Известно, что многие научные открытия, совершаются во сне, прекрасные образы и мелодии приходят к гениям искусства именно, когда они спят. Хотите вырастить Творца? Предоставьте ребенку свободу в творческих занятиях, не загоняйте его в узкие рамки. И тогда есть шанс воспитать не «рядового солдата», а «творческую личность». В основном, проблемы развития детей не в детях, а в их родителях и педагогах.

Мы, взрослые помним советы своих родителей, и они составляют главное  кредо всей нашей жизни: для кого - то работа, хобби стоит на первом плане, для кого – семья. Каждый сам, впоследствии, определяется, что ему важно. Вот какой наказ дал отец  своему сыну Мише Лермонтову: «Ты одарен способностями ума, - не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, - не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, ближнему, есть единственное средство жить и умереть спокойно». Может быть, благодаря таким отеческим наказам и рождаются гении? «Это был гений, и это был наш гений» (В. Путин).

Мы хотим воспитать Творца, а учим ребенка воспроизводить шаблоны - пусть даже великие. Хотим, чтобы он выражал свое неповторимое отношение к миру, а учим повторять чужое. Но ведь обучение невозможно без великих образцов, без передачи человеку того, что накоплено человеческой культурой за многие столетия. Как же быть? Может, нужно быть, к себе более требовательным, более критически относится к своему делу, творчеству? Например, сам Глинка считал свои романсы чем-то вроде лирического досуга, хотя его романсы охотно публиковали тогдашние издательства, выплачивая композитору гонорары. И, тем не менее, он пишет: «Те ничтожные романсы, что сами собой вылились в минуту вдохновения, часто стоят мне тяжких усилий - не повторяться так трудно, как вы и вообразить себе не можете, - я решился в нынешнем году прекратить фабрику русских романсов, а остаток сил и зрения посвятить более важным трудам».

Каждый из детей — личность: одна выявленная, другая затаенная, «замороченная» взрослыми. Душа ребенка открыта нам. Вот оно, поле деятельности! Выявляй, рассекречивай, помогай детям справиться с внутренними конфликтами. Ведь мы не только учим детей ремеслу живописи, пения, танца, но еще и воспитываем через искусство.

Звукотерапия – лечение звуками

Что такое музыка? Каждый человек на этот вопрос ответит по-своему. Один скажет, что это вид искусства, второй, что это - мелодии и ритмы, третий - ноты и звуки. И все будут правы.

Задумавшись, о суете, о прошлом, о невыполнимом,

С дыханьем музыки счастливым я становлюсь.

Уходит тень. Душа наполнена. Свежо.

Я жив. Я рад. Мне хорошо…

«Искусство лечит. И вовсе не обязательно быть великим музыкантом, художником или поэтом, чтобы позволить себе творить» (Е. Макарова).

«Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя».

(М.Ю. Лермонтов)

          «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, фортепиано, чтобы они не возмутили моего слуха», -  М. Лермонтов. Кто автор этих строк? Эти слова принадлежат музыканту? Природа наделила М. Лермонтова, профессионального военного, не только высоким даром поэта, талантом живописца, но и удивительной музыкальностью. Не много в мире рождалось поэтов, которые бы так «слЫшали» мир.

Слушайте классику. Постоянно. Результат придет! Через месяц, два, три, но обязательно придет. Классическая музыка стимулирует деятельность мозга, она улучшает мышление, помогает в концентрации внимания и в укреплении памяти, благотворно влияет на развитие плода в утробе матери и интеллектуальное развитие ребенка в раннем возрасте.

Не зная, что существует такое понятие, как «тибетская медицина», которая  объединила массаж и звуковую терапию тибетскими целебными чашами, маленький   Глинка тоже любил подобные звуки. Это выражалась в  «страстии к колокольному звону»: «Я жадно вслушивался в эти резкие звуки и умел на двух медных тазах ловко подражать звонарям. В случае болезни приносили малые колокола в комнаты для моей забавы... Даже по 8-му году, когда мы спасались от нашествия французов в Орел, я с прежней жадностью вслушивался в колокольный звон, отличая трезвон каждой церкви, и усердно подражал ему на медных тазах...».

«Я не склонен к славе громкой,

Сердце греет лишь любовь;

Лиры звук дрожащий, звонкой

Мне волнует также кровь»

(М.Ю. Лермонтов)

Связь звука и слова интересовала ученых давно. Доказано, что воздействие музыки на психику человека мощнее, чем воздействие слов, стоит лишь внимательно вчитаться в поэзию Пушкина и Лермонтова, и мы услышим, что они звучат,  как музыка.

Хотя в настоящее время со вниманием у детей – проблема, и далеко нередкая. Причины самые разные, но чаще всего - дети проводят слишком много времени у телевизора, монитора, которые перегружают и истощают нервную систему детей, они с трудом сосредоточиваются, у них падает интерес к занятиям.

А учиться и развиваться нужно с интересом, как Михаил Глинка, который с удовольствием занимался языками: латинский, немецкий, французский, английский, персидский;   преуспел в изучении географии и зоологии и часто приводил в восторг или возбуждал всеобщую веселость своими вдохновенными импровизациями».

Продолжая тему о влиянии музыки на человека, израильские медики доказали, что музыка Моцарта помогает недоношенным детям быстрее набирать вес и делает их более сильными. Это явление получило название «эффекта Моцарта». В музыке Глинки есть что-то моцартовское: светлый, жизнеутверждающий характер, стройность формы, красота и выразительность мелодий, красочность гармонии и инструментовки, солнечная и добрая, простая русская интонация. А.П. Керн: «Мудрено описать мое удивление и восторг, когда раздались чудные звуки блистательной импровизации; я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать в концертах Фильда; такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках и совершенного отсутствия деревянных клавишей! Мы слушали его, боясь пошевелиться, а по окончании оставались долго в чудном забытьи».

От природы у Глинки был такой талант или это результат огромного труда, а может и то, и другое? Тут очень важно понять взрослым, что ребенок должен стремиться  заниматься сам, без традиционного напора со стороны родителей. «Не передавайте человеку знание, но старайтесь, чтобы он получил способность сам доходить до него, - вот крайний предел педагогики во всех степенях учения» (В. Ф. Одоевский).

Влияние русской музыки и поэзии на эмоции и образ мышления

Что есть колыбельная, исполняемая мамой для маленького? Это одно из первых музыкальных впечатлений, дарящее малышу ласку и нежность, «учащее» его человеческим чувствам. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»  - это были первые музыкальные впечатления   Лермонтова. Высказывалось предположение, что у мальчика был абсолютный слух. Его развитию, несомненно, способствовала Мария Михайловна, хорошо певшая, любившая музицировать, она была «одарена душой музыкальной». Хотя мама Лермонтова умерла очень рано, но она сумела зародить интерес к искусству и повлиять на образ мышления маленького Миши.

 Если мама - яркая личность, она должна «гореть» сама, её трепетное отношение к музыке передастся детям и найдет даже у самых юных слушателей эмоциональный отклик. Маленький Лермонтов играл на скрипке, фортепьяно, флейте,  гитаре, пел, сочинял музыку на собственные стихи, рисовал,  решал сложные математические задачи, был сильным шахматистом и с охотой занимался живописью - «высочайший юноша вселенной». Музыка для поэта – неизменный спутник жизни, язык его души и сердца, воплощение чувств, которые  нельзя выразить иными средствами. По его убеждению, слово, закрепленное на бумаге, мертво, и лишь музыка (ноты) может передать живое течение речи, ее неповторимую интонацию.

Русская музыка, от Глинки до наших дней, всегда развивалась на основе духовных  переживаний композиторами и находилась в тесной связи с поэзией и под ее несомненным влиянием. Первое слово принадлежит Пушкину, и по силе его влияния, и по количеству текстов, положенных на музыку. Вслед за ним идет Лермонтов, если не по количеству, то по множеству музыкальных обращений к одному и тому же тексту. Несомненно, что чувства, эмоциональные переживания в русской музыке и поэзии  переплетаются  с мышлением, отражая самое «непонятное» состояние - «русская душа».

Говоря о русской культуре того времени, можно сказать, что гении искусства в первую очередь прославляли служение  Отечеству и народу, что являлось самым важным в их жизни. Все творчество Глинки может служить подтверждением его известных слов: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем». Но для того чтобы так «аранжировать», как это делал Глинка, нужно обладать гениальной способностью проникать в самую сущность народного творчества. В поэзии это осуществил Пушкин. Классический герой – это духовно могучая личность, отличающаяся смелостью и бесстрашием, воспевающий мощь человека и мощь его духа, интерес к национальному прошлому, внимание к внутреннему миру человека.

«Я хочу, чтобы все было национальным: прежде всего-сюжет, но и музыка тоже - настолько, чтобы мои дорогие соотечественники чувствовали себя дома, а за границей меня не сочли хвастунишкой, вороной, которая вздумала рядиться в чужие перья», -  М.И. Глинка. Композитор решил с твердым намерением писать оперу на русский сюжет, которая вызывала бы чувство патриотизма и национальной гордости.

Вокалотерапия

На этих качествах непременно нужно воспитывать подрастающее поколение, но также не забывать заботиться и о его здоровье, прививая интерес молодых людей к пению, которое, как утверждают врачи и психологи снимает стресс, активизирует защитные силы организма, развивает легкие, увеличивая их объем, что обеспечивает организм кислородом и питательными веществами, профилактирует инфаркт миокарда. Хорошо работающая диафрагма мягко массирует пищеварительные органы, стимулирует внутренние органы. Научными исследованиями доказано, что даже «простое» пение от души в течение 30 минут ежедневно оказывает исключительно положительное воздействие на организм. У  детей, которые регулярно поют, лучше иммунная система, они здоровее и эмоционально более уравновешены, чем непоющие дети. Пение даёт хорошие результаты при хронических заболеваниях бронхов и лёгких, в том числе при бронхиальной астме. Видимо, организму по душе, когда хозяин поёт!  «Пой в восторге, русский хор!» (А. Пушкин). А если в ваш вокальный репертуар входят  изумительнейшие, по красоте мелодии и поэзии, романсы двух великих русских художников Глинки и Пушкина:  «Я помню чудное мгновенье…», «Не пой, красавица, при мне…», «В крови горит огонь желанья», то здоровое эмоциональное состояние вам гарантировано!

Ну, а опера «Руслан и Людмила». Здесь всё - лирика, выражение эмоций, чувств, настроений.  Вот где единение интеллекта и тонкого мира чувств больших мыслителей! С музыкой Глинки Пушкина  роднит не только их общее влияние на всё русское искусство, но и личное пристрастие к гармонии, уменье поэта создавать стихи, изумительные по своей музыкальности. Недаром Чайковский сказал однажды, что ему трудно писать романсы на слова Пушкина, потому что у поэта всё выражено так ясно, полно и прекрасно, что музыке договаривать нечего.

Дальше Лермонтов - один из самых «музыкальных» русских писателей. Музыкантов влекли его стихи: в самой их интонации, в стихотворном размере заложено активное песенное начало. «Они так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь, да еще насовсем своеобразный лад»  (Н. П. Огарев).

Секреты целителей - лечимся звуками

Давно известно, что существуют неприятные, для организма, звуки, которые  способны изменять ритм сердечной деятельности, поражать сосуды, нарушать цикл дыхания, приводить к язве желудка, энтероколиту, аллергии. «Плохие звуки» также могут изменять логику мышления, вызывает неуверенность и раздражительность.

В древнеегипетском папирусе Эберса, датируемым  до нашей эры, рассказывается: «Если произносить гласные нараспев, сильно напрягая и вытягивая мышцы лица, то это действие с успехом заменяет обычное лечение многих органов». На счет лечения - пусть ученые этим занимаются, мы самолечением заниматься не будем, мы будем слушать музыку Глинки. Знаменитая элегия «Не искушай» (слова Е.А. Баратынского), которая действуют на наш организм весьма благотворно, наполняя нас благородными и высокими чувствами, вызывая определенный эмоциональный тонус. Сам Глинка называл свою одаренность «тонким слухом и изящным пупком для вбирания или лучше всасывания в себя всего прекрасного». Итак, всего десять минут слушания! Организм расслабился, исчезло напряжение в мышцах.

Лечебные ноты

Говорят, что существуют «лечебные ноты». Я думаю, что музыка Глинки состоит из самых настоящих «лечебных нот». Глинка сам был непревзойденным исполнителем своих романсов. Пение Глинки производило сильнейшее художественное впечатление на современников. «Можно прямо сказать: кто не слыхал романсов Глинки, спетых им самим, тот не знает этих романсов. Глинка едва ли имел себе равного между певцами романсов»,  – утверждал А. Н. Серов.

Романс «В крови горит огонь желанья» исполнялся автором так, что вызывал у слушателей удивление и восхищение. Глинка объяснил это так: «Дело очень простое само по себе; в музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы».

 Я бы добавила, что поэты тоже знают эти ресурсы. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий. «Пушкин – неисчерпаемый родник для русской музыки» (А. Н. Серов). Можно смело добавить - неисчерпаемый родник для положительных эмоций. «О, Пушкин, Пушкин! Вечный, лучезарный, свободный художник. Вот перед кем могу стоять на коленях!» (А. К. Лядов).

Уже полтора столетия со сцен больших и малых театров, концертных залов звучат  музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина.

Скорая музыкальная помощь

«Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает,

Но и любовь - мелодия...»

(А.С. Пушкин)

Итак, ученые совместно с музыкантами предлагают классическую музыку для здоровья и настроения от чувства тревоги и неуверенности, от  раздражительности, для поднятия тонуса, улучшения самочувствия и успокоения, так называемую скорую  музыкальную помощь. Романс «Я помню чудное мгновенье» - самое загадочное и пленительное стихотворение А.С. Пушкина на прекрасную мелодию М. И. Глинки, «В крови горит огонь желанья», о которых А.Н. Серов говорил: «Это две жемчужины музыкальные, вызванные двумя жемчужинами поэтическими». Опера «Иван Сусанин»  кроме того, что это музыкальный шедевр,  она пробуждает интерес к собственной истории, воспитывает любовь к Родине и гордость за свой народ, проявляет в сознании и душе патриотические чувства. Подрастающее поколение нужно воспитывать на лучших образцах русской национальной культуры, которые являются неисчерпаемым источником здоровья и вдохновения.

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!»

(А. Пушкин «К Чаадаеву»)

Д. Шостакович: «Глинка учит нас верному и глубокому пониманию народности искусства, как средству общения между людьми. Он учит нас служению своему времени, своим соотечественникам». И в этом патриотическом стремлении они с Пушкиным едины, как основоположники русской классической литературы и музыки.

Список «скорой музыкальной помощи» можно продолжить: «Жаворонок» Н. Кукольника, ноктюрн «Разлука», лирический балет-поэма «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, опера «Евгений Онегин», романс – вальс  «Средь шумного бала», «Метель» Г. Свиридова, романс «Я вас любил», Н.А. Римский – Корсаков «Полет шмеля», опера «Сказка о царе Салтане».

Более сотни романсов созданы на стихи М. Ю. Лермонтова: «Белеет парус одинокий», «И скучно, и грустно», «Горные вершины», «Утес»  («Ночевала тучка золотая»), «Нет, не тебя так пылко я люблю»,  «Выхожу один я на дорогу», знаменитый вальс А. Хачатуряна из сюиты «Маскарад». 

«Как новый вальс хорош! в каком-то упоеньи

Кружилася быстрей — и чудное стремленье

Меня и мысль мою невольно мчало вдаль,

И сердце сжалося: не то, чтобы печаль,

Не то, чтоб радость...»

(М. Ю. Лермонтов)

Ученые всего мира бьют тревогу о новой болезни, именуемой депрессией. Слушайте «Камаринскую» Глинки, и у вас никогда не будет пресловутого психологического дискомфорта! А «Вальс - фантазия»? Это ведь не просто танец, это психологическая зарисовка, выражающая внутренний мир композитора.

Поэтому пойте, слушайте русскую класику! И будьте здоровы!

Танцевальная терапия

Хореография – лечит!

Ну, а что для вас танец? Возможность поддерживать себя в хорошей физической форме? Хорошая осанка? Хорошее настроение? Танец – это стих, это слово, которое проникнуто любовью, счастьем, надеждой, силой воли, победой.  

 «Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена, стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит –

И вдруг прыжок, и вдруг летит, летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет и быстро ножкой ножку бьет»

(А.С. Пушкин)

Пушкин любил балет, воспев его в своих бессмертных стихах, и балет отвечал ему взаимностью. Затанцевали герои «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Медного всадника», «Кавказского пленника», «Барышни-крестьянки», «Золотого петушка». «Бахчисарайский фонтан», положив начало жанру балета-пьесы, оказался самым удачным из всех воплощений творчества Пушкина на балетной сцене. 

Глинка не сочинил ни одного балета, но использовал танцевальные формы в своих произведениях. Балетные сцены в операх Глинки, положили основание будущему классическому русскому балету, подготовили балетную реформу Чайковского. Польские танцы из «Ивана Сусанина» - («Полонез», «Краковяк», и «Мазурка»); восточные танцы  в «Руслане и Людмиле»,   в «Испанских увертюрах», («Арагонская хота», «Ночь в Мадриде») и в «Камаринской» - подлинные народные танцы, которые явились  основой произведений.

Хореография, как пожизненная установка

на здоровый образ жизни в школе

Многие родители не рассматривают такой  вариант, как   народные танцы. А зря! Не каждый спортсмен сможет выполнить трюки, которые выполняют ребята, исполняя их в народных номерах. Народный танец - это не только движение, но и история в танце. Обучаясь ему, ребенок начинает больше ценить свою культуру и  ценить  ее красоту. И пусть наши дети двигаются не так четко и ритмично, но они  танцуют, получают от этого удовольствие, дарят радость окружающим, верят в себя. Искусствотерапевты обращаются к нам, взрослым: «Уважаемые педагоги и родители! Танцуйте с ребенком, когда он проснулся, когда вы гуляете, слушаете музыку. Пусть музыка будет разной - нежный вальс, бодрый марш или веселая полька, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движение своего тела, правильно и  ровно дышать».

В настоящие время, когда здоровые дети составляют не более 10% от общего числа, необходимость двигательного развития приобретает актуальную социальную значимость. Занятия хореографией делает свой весьма существенный вклад в дело оздоровления подрастающего поколения. Урок хореографии имеет не только художественно – эстетическое значение, но сохраняет здоровье и сберегающее влияние на организм. Ученые советуют: «Хотите провести время с пользой для здоровья – отправляйтесь всей семьей на балет!», утверждая, что балет оказывает положительное влияние на организм. Чаще танцуйте под ритмичную музыку, танец полезен для работы мышц и сердечно - сосудистой системы. Всего 10 минут - и в вашем организме выработается «гормон счастья», который поможет сохранить молодость. Вы почувствуете радость и легкость тела! Движения и танцы помогают выразить чувства, способствуют осознанию собственного тела и создают его позитивный образ.  

Изотерапия

«Музыку нельзя назвать иначе, как сестрой живописи»

(Леонардо да Винчи)

«Когда художник касается бумаги - что-то рождается в мире! Если же одаренный художник еще и великий ПОЭТ, то мир этот являет собой особые свойства, не вмещающиеся ни в поэзию, ни в «чистую» графику ни в живопись». - Н. Пахомов.

 «Можно сказать без преувеличения, что поэт (Лермонтов) брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у грома, гул у ветров» (Белинский В.Г.). Только одному Лермонтову была известна цветопись для создания пейзажа, которая наполнена  яркими красками, похожа на земной рай, несет нам счастье и радость от общения с миром природы:            

«В дали я видел сквозь туман,

В снегах, горящих как алмаз,

Седой, незыблемый Кавказ…»

У поэта Лермонтова было около 300 рисунков, набросков, выполненных карандашом и мелками. Он художник?

Пушкин никогда не рисовал с натуры, а рисовал  только по памяти, иногда спустя много лет после встречи. Рукописных страниц с набросками Пушкина свыше девятисот, а общее число рисунков достигает без малого двух тысяч. У Пушкина нет ни акварелей, ни масляных картин, он - только график. Его рисунки остры, закончены и предельно выразительны, выражающие не лица персонажей, а их внутренние образы и душевное состояние. Его стихотворение «Художнику»:  «Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую Гипсу ты мысли даешь, мрамор послушен тебе…».

Предполагается, что в  каждом человеке есть талант, будь то бухгалтер, врач, научный деятель и другие представители нетворческих профессий. Кто-то поет, танцует, вышивает, пишет стихи, рисует, а кто-то твердо уверен, что является совершенно бездарным в плане творчества. Но это не так. Пробуйте, дерзайте! Ведь с помощью рисования можно выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания. Множество работ Лермонтова были предвестниками его очередного литературного произведения. Говорили, что он писал картины гораздо быстрее, чем стихи, нередко он брался за палитру, сам ещё не зная, что явится на полотне. Так что рисуйте, и может быть, вы тоже сможете сочинить что-то очень талантливое в музыке и поэзии!

Как правильно заниматься с ребенком творчеством?

Детские психологи уверены, что в год-полтора малышам нужно дать в руки краски, карандаши, мелки и пластилин. Ведь для гармоничного формирования личности важен сам процесс творчества, а не идеальный результат. Но как правильно заниматься с малышами рисованием, чтобы развить их творческий потенциал?

Обыкновенно взрослые говорят ребенку в таком случае: «Не всем же быть художниками!» Конечно, не всем. Но творческое мышление от природы свойственно всем людям, и развивать его очень полезно! Кто знает, что бы вышло из Ван Гога, если бы тому в детстве сказали, что он совершенно не умеет рисовать подсолнухи. Ну, а Михаил Юрьевич Лермонтов – художник. Не правда ли, звучит странно? Мы так привыкли слушать его в стихах и прозе, но оказывается живопись Лермонтова  - это неотъемлемую часть его литературных произведений. Маленький Лермонтов в 2-3 года с величайшим удовольствием  ползал в комнате и чертил мелом на полу, который был покрыт сукном. Тогда родные купили ему краски  и бумаги. И теперь юный Михаил Юрьевич сидел у окна и рисовал то, что видел на улице: деревья, лес, проходящих мимо людей, скошенные поля и луга.  

Глинка с особой теплотой вспоминает о своём детстве: «Бабушка меня баловала до невероятной степени, — мне ни в чём не было отказа. Одним из любимых моих занятий было ползать по полу, рисуя мелом деревни и церкви». Посмотрите, как они похожи в своих увлечениях!

Говорят, что  Пушкин и Лермонтов «не внесли какой-либо вклад в сокровищницу русской живописи», что в области изобразительного искусства поэты «не оставили  следа». Мы судить не можем, не имеем права, у нас другие задачи, наши дети тоже далеко не все «оставят след в сокровищнице живописи». Главное, что с помощью искусства живописи у ребенка развивается художественное восприятие окружающего мира, воспитывается понятие «красота». В каких бы формах она ни проявлялась – в музыке и звуках, в изобразительном искусстве – если она одухотворена, то всегда несёт в себе добро. Впечатления и знания, пройдя через душу, в конце концов, станут  собственными и определят в дальнейшем нравственную и гражданскую позицию. Каждый человек при сильном желании, способен научиться всему. Главное – начать!

Зачем и почему рисуют маленькие и взрослые? Мне понравился ответ одной девушки: «Сегодня первый день рисовала. Такое опустошение. Хорошее. Во мне столько, оказывается, энергии нерастраченной было. Все ушло в лист и в восприятие музыки. И я теперь спокойная и удовлетворенная. У меня после «разминки» ощущения — как после бани: открылись поры, кожа чистая, впитывает как губка. И дышать легко». Совет ученых: рисуйте свои представления о счастливой жизни! И не переживайте, что у вас не получится так, как вы хотели. Просто получайте удовольствие и радость от процесса!

Библиотерапия

Развитие творческих способностей детей немыслимо без бесчисленных диалогов о Прекрасном. Лечение книгой рекомендуется детям с проблемами личного и эмоционального плана, неврозов, для отвлечения от негативных мыслей и проблем

Наверное, для многих людей проникновение в мир литературы начинается со знакомства с двумя русскими гениями: Пушкиным и Лермонтовым. Чтение Пушкина – это сказка, всегда отдых, развлечение. Погружение в Лермонтова, наоборот, - напряженная работа сердца и мысли. Пушкин ясен, как солнце, Лермонтов загадочен, как луна.

Сказкотерапия

«Если Вы хотите, чтобы ваши дети были умными,

читайте им сказки.

Если Вы хотите, чтобы они были еще умнее,

читайте им больше сказок».

(Альберт Эйнштейн)

В современном мире далеко не все родители верят в полезность сказок. 25% процентов родителей, участвовавших в  опросе, заявили, что не собираются читать своим детям вымышленные истории вплоть до пятилетнего возраста. Они считают, что сюжеты в них чрезмерно нереальные и устаревшие. Специалисты определяют для сказок особое место: приобретенные знания из волшебных историй обладают большим потенциалом в будущем. 

«У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом…»

Воспитывая детей на сказках, мы тренируем душевные мышцы, способные послужить верой и правдой в трудные времена: главный герой, храбрый витязь Руслан,  освобождая  Людмилу,  столкнулся с проблемами, но он не сидит на месте, незамедлительно пытается их решить, и борется до тех пор, пока не победит. По пути оказывается, что многие готовы ему помочь советом и делом. Если бы Царевич был безразличен к проблемам окружающих или стеснялся общаться с ними, он никогда бы не справился со своей задачей и не нашел бы свое счастье.

Сказки учат основам литературы.

Слово

Сегодня обществу особенно необходимо вдохновение. На семье и школе лежит огромная часть ответственности за душевное состояние человека. Чтобы дети избавились от различных внутренних проблем, недостаточно советов, принуждения, доводов логики и угроз. Исправление совершается через духовную жизнь взрослых. Работайте в первую  очередь над собой, и у вас не будет никаких проблем с детьми. Духовная чистота взрослых избавляет детей от проблем. Ведь детям нужны рядом люди, имеющие большую любовь, которые не будут их запугивать или ограничивать поучениями, но будут подавать собой пример и творить добро. 

                                                                        Молитва                                 М. Ю. Лермонтов

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть;

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...  

 «Молитва» стала первым стихотворением, положенным на музыку, она была положена более  чем 90 раз.

М. Глинка: «Оставшись один в сумерки, я почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровизировал Молитву без слов для фортепьяно...». Спустя несколько лет он с радостью обнаружил, что эти стихи «подходят к мелодии и вообще к музыке как нельзя лучше». Глинка вспоминает моменты своего детства: «Я был веcьма набожен, и обряды богослужения, в особенности в дни торжественных праздников, наполняли душу мою живейшим поэтическим восторгом. Выучась читать чрезвычайно рано, я нередко приводил в умиление мою бабку и ее сверстниц  чтением священных книг».

Действительно, молитвы, обращения к Богу вызывают определенный эффект. Большинство молитв направлено на оздоровление организма, способствуют очищению и излечению. Такая икона создает вокруг себя волновую ауру определенной частоты, которая самостоятельно воздействует на человека. Поэтому совершенно реально просить помощи у образа, обращаться к ним с любовью и благодарностью, и они будут служить вам источником высоких помыслов и исцеления. 

В человеке заложено стремление к Прекрасному, Духовному, к тому, что могло бы подпитать, поддержать и дать Вдохновение. Музыка Глинки и стихи Пушкина, Лермонтова - это целая вселенная, постичь которую невозможно в течение всей жизни. А их творчество в очередной раз подтверждает, что они неразрывно связаны с Россией и её народом. С её душой! С её духом! «В них - русская природа, русская душа, русской язык, русской характер в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла», - так писал  Н.В. Гоголь.

Читайте Пушкина и Лермонтова, слушайте Глинку!

Будьте здоровы и вдохновенны!

Список используемой литературы

Попов Н. «Вечер поэзии русского романса». Журнал «Воспитание школьников»,1995. № 5

«Музыка советского балета» Гос. муз. изд-во, 1962. Стр. 163—199.

Составители Л. И. Морозова, Б. М. Розенфельд. Справочник «Лермонтов в музыке», 1983.

Справочник «Москва, Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1983г., стр. 7.

Составители Н. Г. Винокур, Р. А. Каган. Справочник «Пушкин в музыке». Издательство «Советский композитор», 1974.

Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. Издание 2-е дополнительное и переработанное – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 144 с.

Князев А.Н. «Жизнь поэзии М. Ю. Лермонтова в музыке: проблемы и их решение», 2008г.

В. Виноградова «Проблемы русской литературы». Москва, изд-во «Знание». 1968г, стр.52.

Н. Врангель «Лермонтов-художник», стр. 210.

Андроников И. Л. «К музыке» статья «Музыкальность Лермонтова» Музыка, 1964, № 10, с. 52—58.

Норец Ж. С. «М. Ю. Лермонтов в народных песнях и вокальном творчестве русских композиторов», Сборник «Поэт и музыка», М., 1971, с. 143—145.

Иванов М. М. «История музыкального развития России», т. 2, СПБ, 1912, с. 437—438.