Методическая разработка внеклассного мероприятия "Знакомство с Поли"

Новосёлова Лилия Васильевна

Внеклассное мероприятие, проводится с целью познакомить учащихся младших классов с видами полифонической музыки, обобщить знания учащихся средних классов, привлечь учащихся старших классов в качестве иллюстраторов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 на тему: «Знакомство с Поли»

Цель: Познакомить учащихся младших классов с видами полифонической музыки, обобщить знания учащихся средних классов, привлечь учащихся старших классов в качестве иллюстраторов.

Задачи: Развивать осмысленное отношение к музыкальному тексту. Учить детей музыкальной грамотности, повышать общий культурный уровень развития детей, способствовать расширению кругозора.  

Иллюстраторы: ученики IX класса, преподаватели.

Оформление: Иллюстрации, таблицы, раздаточный материал – ноты, карточки.

Здравствуйте ребята! Сегодня вы пришли в Музыкальную гостиную и как положено встречать гостей угощением, я сегодня за активную работу буду угощать вас конфетами. Мы встретимся с «дамой» очень капризной, а иногда, подчас ваших занятий даже невыносимой. Имя и фамилия этой дамы греческие, зовут ее «ПОЛИ» фамилия «ФОНЭ». Конечно мы не увидим ее, мы можем ее только услышать. Кто же мне подскажет музыкальное имя нашей «дамы», и что собственно оно означает? (ответы)

Велико разнообразие полифонической музыки. Мы рассмотрим малую его часть, а также те формы полифонии, которые используются в репертуаре музыкальной школы. Полифония – это одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодических голосов.

Уже с первого года обучения в музыкальной школе педагог открывает перед вами сложный мир полифонической музыки, знакомит со всеми видами полифонического письма, а их три – подголосочный, контрастный и имитационный. Но чётко выделить каждый вид, рассматривая какое-либо произведение невозможно, полифония подобна текущей воде и в пьесах можно обнаружить признаки каждого вида полифонии. Но все-таки я попытаюсь объяснить вам каждый из этих видов.

Нашу беседу мы начнем с подготовительного этапа работы над полифонией. С такими пьесками, в основном народными песнями, вы встречаетесь, как только начинаете двуручную игру, с залигованным басом. Пение является самым древним видом музыки, совместное пение породило хоровое искусство. А уже хоровая музыка дала жизнь полифонии.

РНП «Ночка тёмная»,

РНП «Пастушок»,

РНП «Я на горку шла»

Подголосочная полифония.  

       Это такой тип полифонии, при котором все голоса поют (или играют на инструментах) одну и ту же мелодию, но в более или менее различных вариантах одновременно. В русской, украинской, в песнях любой народности мира -  эти мелодические варианты называют подголосками, откуда и произошло название этого вида полифонии. Подголосочные мелодии – это звучащие одновременно вариации на «тему». При каждом исполнении песни и даже в каждом новом куплете, певцы поют их по-новому, импровизируя эти вариации-подголоски.  

С. Майкапар соч.28 № 10 «Сказочка»

П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка»

Контрастная полифония.

В отличие от подголосочной полифонии, контрастная полифония основана на развитии таких самостоятельных линий, где отсутствует схожесть голосов. Они различны и относительно самостоятельны. Преподаватели знакомят вас с контрастной полифонией на образцах сочинений И.С.Баха «Нотная тетрадь А.-М. Бах», некоторые «Маленькие прелюдии». Сборник представляет в основном небольшие танцевальные пьесы: полонезы, менуэты, марши, отличающиеся необыкновенным богатством мелодий, ритмов, настроений. Хотя И.С.Бах не писал менуэты, полонезы для танцев, но от них он заимствовал танцевальные ритмы и форму, наполнив пьесы разнообразным содержанием.

И.С.Бах. Менуэт.

Имитационная полифония.                                                

       Имитация (лат. Imitation – подражание) -  приём музыкального изложения, когда тема или небольшой мелодический оборот, прозвучавший в одном из голосов, повторяется другим голосом, как бы подражая первому, «имитируя» его. Тема имитационно-полифонического произведения всегда одноголосна, она отличается большой краткостью. Эта краткость необходима потому, что тема должна быть удобно запоминаемой и легко узнаваться при появлении в других голосах. Продолжение мелодии в первом голосе, при появлении имитации во втором, называют противосложением. Отрывок произведения, где проведение темы не звучит ни в одном голосе, называют интермедией.

Д.Ципполи. Фугетта.

И.С.Бах. Инвенция. F-dur.

Одним из видов имитационной полифонии является канон (греч. Kanon – правило, образец) – приём полифонического письма, основанный на имитации, а также один из самых распространённых жанров вокального многоголосия эпохи Средневековья. По композиционному строению представляет собой строго выдержанную имитацию, при которой каждый из голосов, исполняющих одну и ту же мелодию, вступает с некоторым опозданием по отношению к предыдущему. Иногда вступление происходит с той же ноты, иногда с другой, но всегда последующие голоса выдерживаются строго по образцу начального голоса. Существуют самые разнообразные типы канона: бесконечный, обращённый, загадочный, со всеми этими видами вы будете знакомиться на уроке музыкальная литература. А сейчас вашему вниманию предстанет вокальный канон.

 Учащаяся и преподаватель исполняют Канон. РНП «У меня ль восодочке»

 

Показательно, что написание канонов издавна считалось эталоном мастерства композитора. Так, например, И.С.Бах специально для вступления в члены «Общества музыкальных наук (1747 г.) написал тройной шестиголосный канон (т.е. канон с тремя различными темами). Кроме того, в наследии Баха сохранилось несколько трёх-, четырёх-, семиголосных канонов (в том числе и модные в ту эпоху загадочные каноны). В форме канона сочинялись как небольшие самостоятельные пьесы, так и отдельные эпизоды крупного музыкального произведения.

А.Лядов. Канон.

Наиболее широко техника канона используется в сложных полифонических формах, например, в фуге. Усилиями многих поколений композиторов была выработана богатая, разнообразная техника полифонического письма, приведшая к появлению таких форм как инвенция, канон, фуга.                                                                        

Официально, полифоническими формами считаются фуга, фугато, фугетта, инвенция и канон. Но творчество И.С. Баха высветило ещё такую форму как прелюдия, поэтому мы тоже рассмотрим эту форму. Прелюдия (лат. Praeludo – играть вступление) – инструментальная пьеса свободной формы, нередко служившая вступлением к следующей за ней пьесе. По всей вероятности, прелюдия возникла как предварительная импровизация (перебор струн, клавиш) с целью настройки инструмента или постепенной подготовки к исполнению.  В творчестве И.С.Баха жанр прелюдии приобрёл концертную яркость. Так сложился всемирно известный цикл «Прелюдий и фуг» под названием «Хорошо темперированный клавир».  

 

И.С.Бах. ХТК. Прелюдия и фуга. f-moll.

И.С.Бах. ХТК. Прелюдия и фуга. c-moll.

Одним из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания являются: развитие полифонического слуха. Одной из основных задач при работе над полифонией остается работа над певучестью, интонационной выразительностью, самостоятельностью голосов. Самостоятельность голосов – непременная черта каждого полифонического произведения.

В заключении нашей встречи хочу провести небольшой опрос с викториной:

  1. Что такое полифония?
  2. О каких видах полифонии мы сегодня говорили?
  3. К какому виду полифонии относится канон?
  4. Что является непременной чертой каждого полифонического произведения? (самостоятельность голосов)
  5. В творчестве И.С.Баха прелюдия стала концертной, как называется цикл прелюдий и фуг Баха?
  6. В каком виде полифонии звучат одновременно в каждом голосе вариации на заданную тему?
  7. Интермедия это? …
  8. Одновременное звучание продолжения мелодии в одном голосе и темы в другом, называется? …

Викторина.

Сейчас прозвучат отрывки произведений, которые вы сегодня слушали. Вспомните название произведения и композитора:

  1. П. И. Чайковский. «Старинная французская песенка»
  2. РНП «Ночка тёмная»
  3. ХТК. Прелюдия и фуга. f-moll.
  4. С.Макапар. «Сказочка».
  5. А.Лядов. Канон.

(отрывки исполняет преподаватель)