«Многообразие крупной формы»

Сеитвелиева Эльвера Якубовна

Форма это   - то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razbiraya_novoe_proizvedenie_s_prepodavatelem_konechno.docx295.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Восходненская ДМШ»

Мероприятие фортепианного отдела  «Музыкальная гостиная»

Тема: «Многообразие крупной формы»

Подготовила и провела:

Преподаватель фортепиано

Сеитвелиева Эльвера Якубовна

Октябрь 2016

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня мы с вами поговорим о крупной форме. Разбирая новое произведение с преподавателем, конечно же вы обращаете внимание на строение произведения, на количество частей в нем, их схожесть в нем, то есть разбираете форму, в которой оно написано. Итак, что такое форма в музыке:

Форма это   - то, что имеет отношение к конструкции произведения, к принципам его строения, к последовательности проведения в нём музыкального материала. Форма музыкантами понимается двояко. С одной стороны, форма представляет собой схему расположения всех частей музыкальной композиции по порядку. С другой стороны, форма – не только схема, но ещё и процесс становления и развития в произведении тех выразительных средств, которыми создаётся художественный образ данного произведения. Что это за выразительные средства? Мелодия, гармония, ритм, тембр, регистр и так далее. 

Начиная со второго класса, а некоторые ребята и с первого, уже ознакомились с крупной формой.

Вариации – это  (от лат. variatio — изменение) (тема с вариациями), музыкальное произведение, в котором темаизлагается несколько раз с изменениями в фактуре, тональности,     мелодии, гармонии.

Вариационная форма – это форма, построенная на повторении исходной темы с её преобразованием, причём этих повторений должно быть не менее двух, для того чтобы возникшую форму музыкального произведения можно было отнести к вариационной. Вариационная форма встречается во многих инструментальных сочинениях композиторов классической музыки, да и не менее чаще в композициях современных авторов. Вариации бывают разными. Например, существует такой вид вариаций, как вариации на остинатную (то есть неизменяемую, удерживаемую) тему в мелодии или басу (так называемые soprano-ostinato и basso-ostinato). Есть вариации фигурационные, в которых при каждом новом проведении тема расцвечивается различными украшениями и прогрессивно дробится, показывая свои скрытые стороны. Есть и ещё один вид вариаций – характерные вариации, в которых каждое новое проведение темы происходит в новом жанре. Иногда эти переходы к новым жанрам сильно трансформируют тему – вы только представьте, тема может прозвучать в одном и том же произведении и как траурный марш.

        Рондо – ещё одна широко распространённая форма музыкальных произведений. Вы, наверное, знаете, что в переводе на русский язык с французского слово «рондо» означает «круг». Это не случайно. Когда-то давно рондо было групповым хороводным танцем, в котором общее веселье чередовалось с танцами отдельных солистов – в такие моменты они выходили в середину круга и показывали своё мастерство. Вот и по музыкальной части рондо складывается из частей, которые постоянно повторяются (общие – их называют рефренами) и индивидуализированными эпизодами, которые звучат между рефренами. Чтобы форма рондо состоялась, рефрен должно провести не менее трёх раз. Сонатная форма, вот мы и до тебя добрались!                                 

Сонатная форма -  или, как её ещё иногда называют, форма сонатного аллегро – одна из самых совершенных и сложных форм музыкальных произведений. В основу сонатной формы полагаются две основные темы – одну из них называют «главной» (ту, которая звучит первой), вторую – «побочной». Эти названия означают, что одна из тем проходит в главной тональности, а вторая – в побочной (доминантовой, например, или параллельной). Вместе эти темы проходят различные испытания в разработке, а затем в репризе обычно и та, и другая звучат в одной и той же тональности. Сонатная форма состоит из трёх основных разделов: экспозиция (представление на суд публики первой, второй и других тем); разработка (этап, на котором происходит интенсивное развитие); реприза (здесь темы, проведённые в экспозиции, повторяются, одновременно происходит и их сближение). 

Классическая симфония – это музыкальное произведение в сонатной циклической форме, предназначенное для исполнения симфоническим оркестром.

В симфонию (помимо симфонического оркестра) может быть включён хор и вокал. Существуют симфонии-сюиты, симфонии-рапсодии, симфонии-фантазии, симфонии-баллады, симфонии-легенды, симфонии-поэмы, симфонии-реквиемы, симфонии-балеты, симфонии-драмы и театральные симфонии как разновидность оперы.

В классической симфонии обычно 4 части:

первая часть - в быстром темпе (аллегро), в сонатной форме;

вторая часть - в медленном темпе, обычно в форме вариаций, рондо, рондо-сонаты, сложной трёхчастной, реже в форме сонаты;

третья часть - скерцо или менуэт — в трёхчастной форме da capo с трио (то есть по схеме A-trio-A);

четвёртая часть - в быстром темпе, в сонатной форме, в форме рондо или рондо-сонаты.

Создателем классической формы симфонии и оркестровки считается Гайдн.

Й. Гайдн

Й. Гайдн

Значительный вклад в развитие симфонии внесли Моцарт и Бетховен. Этих трёх композиторов называют «венскими классиками». Венские классики создали высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму. С этим временем совпал и процесс становления симфонического оркестра – его постоянного состава, оркестровых групп.

В. Моцарт

В.А. Моцарт

Моцарт писал во всех существовавших в его эпоху формах и жанрах, особое значение придавал опере, но большое внимание уделял и симфонической музыке. Благодаря тому, что на протяжении своей жизни он работал параллельно над операми и симфониями, его инструментальная музыка отличается певучестью оперной арии и драматической конфликтностью. Моцарт создал более 50 симфоний. Наиболее популярными стали три последние симфонии — № 39, № 40 и № 41 («Юпитер»).

C:\Users\Эльвин\Desktop\1211.jpg

Бетховен создал 9 симфоний, но в смысле развития симфонической формы и оркестровки он может быть назван крупнейшим композитором – симфонистом классического периода. В его Девятой симфонии, самой известной, слиты сквозной темой в одно целое все ее части. В этой симфонии Бетховен ввел вокальные партии, после чего это стали делать и другие композиторы.

Участники мероприятия :

Сапожникова Анастасия – В. Моцарт «Фантазия».

Новосёлова Л.В. -Вариации на русскую н.п. И. Беркович

                        - В. Моцарт «Соната №5»

        Ельникова Диана – Й. Гайдн «Соната ре-мажор»

        Ополченцева Н А – Л. Бетховен «Лунная соната»

        Сеитвелиева Э Я – Р.Глиэр. «Рондо»

        Шмацер Л – Л. Бетховен «Соната Си-бемоль мажор»

        Болтачева Е – М. Клементи. «Сонатина»

Ансамбль преподавателей Сеитвелиева Э Я Новосёлова Л В :

Й Гайдн «Менуэт из симфонии №34»