Методическая разработка «Влияние музыкального сопровождения на работоспособность обучающихся на занятии классического танца»

Аносова Наталья Анатольевна

В рамках данной методической разработки рассмотрено влияние музыкального сопровождения занятий по хореографии на эффективность обучения детей. Она будет интересна для концертмейстеров, работающих с детскими хороеграфическими коллективами.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Введение

Музыкальная культура в своем глубинном значении давно вышла за пределы круга любителей музыки в современном мире. Широкое использование музыки в целях воздействия на состояние человека сейчас приняло почти тотальный характер. Свойство музыки влиять на состояние человека применяется сейчас в терапевтических сеансах, рекламе, кино и т.д. В свое время американский ученый-медик Дэвид Элкин доказал, что пронзительный звук большой громкости способствует сворачиванию белка (сырое яйцо, положенное перед громкоговорителем на одном из концертов, через три часа превратилось «сваренным» всмятку). «Тяжелый металл» приостанавливает рост растений, а в ряде случаев способствует их гибели. Рыба, подвергнутая рок - обработке с одновременным миганием света, сдохла и всплыла на поверхность водоема. Также музыка влияет на воду. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали различную музыку. После «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались красивые, правильной конфигурации кристаллы с отчетливыми «лучиками». А вот тяжелый рок превращал воду в замерзшие страшные рваные осколки. Не являются исключением и люди. Исследования показали, что подростки, после получасового пребывания на дискотеке, полностью теряют над собой контроль и впадают в состояние, близкое к гипнотическому. О влиянии музыки на организм человека было известно c давних времен. Телесно-двигательный аспект влияния музыки самый древний по хронологии возникновения элементов музыкальной структуры. Это обусловлено простотой воспроизведения замысла – достаточно постучать палкой по выгнившему изнутри бревну, и уже возможен темпо-ритмический рисунок. Древний человек сделал такое открытие и использовал результаты для сопровождения ритуалов посвящения в воины, подготовки к охоте, которые подразумевали активное включение в себя телесно-двигательного компонента. В процессе дальнейшей эволюции восприятие музыки становится более тонким и идет через относительно молодую (в эволюционном плане) эмоциональную систему. Музыка влияет на эмоциональное состояние человека – это всем известно. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, утешать боль, усиливать агрессию... Практически все разработки в области музыкального воздействия осуществляются медиками или, в лучшем случае, психологами. Я, в свою очередь, решила разобраться в механизмах влияния музыкального сопровождения занятий по хореографии на эффективность обучения детей, так как, на мой взгляд, именно звуковое насыщение танцевального зала, является ключом к результативности проводимых в нём занятий. В рамках данной методической разработки  рассмотрено влияние музыкального сопровождения занятий по хореографии на эффективность обучения детей. И в ходе исследования нами были реализованы следующие конкретные задачи: Проанализировать влияние музыкального сопровождения на обучающихся. Экспериментально исследовать специфику влияния музыкального сопровождения занятий по хореографии на эффективность обучения детей. Основополагающей гипотезой данной статья является то, что результативность проводимых занятий по хореографии увеличится, если в танцевальном зале  будет подобрано соответствующее музыкальное сопровождение.

- 3 -

Психофизиологические аспекты влияния музыки на человека.

В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – эмоциональной или физической боли.

По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения выражается в создании определенных эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на: психику человека; на интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы; на повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Любая музыка представляет собой звуковую волну, ее воздействие можно разделить на физическое (на рецепторы кожи) и психофизиологическое (на мозг).

Все органы чувств посылают в мозг жизненно важные сигналы, однако информация, полученная через звуковые рецепторы, оказывается наиболее значимой. Она мобилизует нейроны и приводит к возникновению четких ощущений, а вместе с тем и реакции на ощущение в виде эмоций и чувств. При передаче сигнала в мозг о раздражении звукового рецептора человеческое тело реагирует рефлекторно. Реакции на музыку возникает благодаря вегетативной нервной системе – части нервной системы, которая контролирует функции внутри органов, желез, сосудов и не контролируется сознанием.

Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в мозг. Он реагирует на воздействие. А поскольку все функции организма так или иначе связаны с мозгом, то изменения происходящие в нем влияют на физиологические процессы в организме. Вибрация звуков создает особые энергетические поля, заставляющие резонировать каждую клеточку нашего организма. Человек поглощает музыкальную энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, снимает мышечное напряжение.

При восприятии музыки, особенно важны следующие моменты:

1. Громкость звука (при громкости звука превышающем 150 дБ возможен летальный исход). Кроме того, усиление громкости может свидетельствовать о неосознаваемой потребности увеличить воздействие на организм вибрации определённой частоты, содержащейся в конкретном звукоряде.

2. Продолжительность воздействия звуковых колебаний.

3. Шум. Особенно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его уровень, который составляет примерно 20 – 30 дБ, безвреден для человека, так как является естественным.

Человек живет в определенном ритме (труда и отдыха, бодрствования и сна, напряжения и расслабления). Его органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме.

Есть основание предполагать, что в процессе восприятия музыкального ритма биоритмы мозга непроизвольно настраиваются на его частоту. При этом наиболее сильные переживания могут возникнуть в момент совпадения доминирующего биоритма с частотой музыкальной пульсацией, поэтому использование музыки можно уподобить предъявлению положительного условного стимула, который приводит в действие некий механизм, синхронизирующий ритмическую активность различных участков головного мозга.

Проводимые эксперименты выявили, что музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет “ударной установкой” по желудочно-кишечному тракту.

- 4 -

Нейрохирурги Илионского университета, изучая феномен воздействия музыкальных ритмов на подкорковые области головного мозга, пришли к выводу о существовании новой патологии – синдрома, который они назвали "ритмический токсикоз". Согласно гипотезе, выдвинутой учеными, звуковые сигналы определенного ритма и тембра разрушительно воздействуют на иммунную систему человека, что может привести к необратимым последствиям.

Вокалотерапия – новый вид музыкотерапии, использующий собственный голосовой аппарат человека, принципы классического пения явления фонационной вибрации для повышения функциональных возможностей кардиореспираторной системы и организма в целом. В процессе пения во внутренних органах вибрационные волны, интенсивность которых зависит от высоты взятого звука. Вокалотерапевтическое воздействие вызывает существенные изменения в функциях внешнего дыхания и кровотоке внутренних органов.

Систематическое применение этого метода приводит к существенному повышению адаптивно-приспособительных функций организма и оказывает выраженный корригирующий эффект при различных нарушениях функций дыхания. А так же вокалотерапия является исключительно эффективным антистрессовым средством.

Нельзя забывать и о том, что музыка и любой звук вообще действуют не только как факторы физические, то есть как колебания определённой частоты, но и содержат своеобразный психоэмоциональный ассоциативный ряд.

Музыка – это не просто определенное сочетание звуков, гармоний и ритмов. Ее звучание в душе каждого, ее восприятие – значительно более сложный процесс с участием психо-эмоциональных, эстетических, культурных, социальных и др. факторов.

Искусство для людей является средством для уравновешивания со средой в критических точках их поведения. Это уравновешивание упорядочивает работу организма, дает нужную разрядку чувству. Эту способность человека переживать эмоциональную природу музыки врачи, психологи широко используют в одной из форм психотерапии – музыкотерапии.

В необычных состояниях сознания музыка может выполнять ряд различных функций. Она помогает мобилизовать старые эмоции и сделать их доступными для выражения, она интенсифицирует и углубляет процесс, она создает значимый контекст переживаний. Постоянный поток музыки создает несущую волну, помогающую человеку пройти через трудные переживания и тупики, преодолеть психологическую защиту, отдаться происходящему и войти в его поток.

В соответствии с нашей структурой восприятия слух действует гораздо сильнее на эмоциональное состояние человека, чем другие виды рецепторов.

Аспекты влияния музыкального сопровождения на занятие по классическому танцу.

Самое главное в занятиях хореографией – мотивация, и если она достаточно сильна, человеку под силу любое испытание. В противном случае, всякое занятие превращается в монотонную пытку. Наряду с мотивацией, есть и другие достаточно серьёзные факторы, влияющие на человека. Одним из них является музыкальное сопровождение, благодаря которым занятия не кажутся унылыми и однообразными.

Вся тайна музыки раскрывается достаточно легко – музыка создаёт позитивное настроение! Таким образом, благодаря музыке можно не только заниматься хореографией, но и любым другим делом, добавляя к нему окрас хорошего настроения и бодрости. Медицинские исследования подтверждают этот факт, ведь как выяснилось, у танцоров, занимавшихся под музыку прогресс гораздо заметнее, чем у тех, кто занимался под счет.

Но есть в музыке и свои тонкости. Для каждого занятия нужно подбирать соответствующий стиль и жанр музыкальных композиций. Оптимальный выбор даст Вам и настроение, и нужную интенсивность занятий.

- 5 –

Цель данной методической разработки – изучить и обобщить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.

Задачи:

  • Описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера.
  • Проанализировать влияние музыкального сопровождения занятия на работоспособность обучающихся хореографической студии; На основе изученной литературы описать особенности работы концертмейстера в классе хореографии;
  • Опираясь на научно-методическую литературу и собственный опыт работы  систематизировать формы, методы и приемы работы концертмейстера  с обучающимися хореографической студии;
  • Познакомить  с  личным  опытом  работы концертмейстером и описать  принципы подбора музыкального материала для уроков.

- 6 -

Основная часть.

Рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца.

Концертмейстеры должны знать ряд правил, придерживаться которых на уроке

классики очень важно:

1. Недопустимо играть слишком громко, форсированным звуком, даже если обуревают сильные эмоции. Урок продолжается, как правило, полтора часа, и подобный «камнепад» не пойдёт во благо никому. Точно выверенный, филигранный звук учащиеся лучше слушают.

2. Вся балетная лексика идёт на французском языке — так уж сложилось исторически. Концертмейстер обязан знать точный перевод каждого движения и характер его исполнения.

3. Урок классики — это живое взаимодействие музыки и пластики. Строится он на импровизационном материале. Играть по нотам надо дома: необходимо переиграть как можно большее количество балетных клавиров. Это поможет войти в русло этой музыки, почувствовать её стиль гармоническую канву. Нотный материал можно использовать лишь в некоторых комбинациях, таких как adagio, allegro танцевальные комбинации на середине зала.

4. Музыкальное сопровождение урока должно прививать ученикам определённые эстетические навыки, а также осознанное отношение к музыке: оно приучает слышать музыкальную фразу, разбираться в характере музыки, динамике, ритме. Все движения выполняются на музыкальном материале— поклоны в начале и в конце урока, переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала. Это приучает к согласованию движений с музыкой.

5. Для танцевальной музыки характерно «квадратность» построения музыкальной фразы. Она состоит из четырёх, восьми, двенадцати, шестнадцати и т.д. тактов. «Неквадратность» построения большинства музыкальных произведений создаёт дополнительные сложности использования их в экзерсисе. Можно использовать темы из этих произведений как основу для импровизаций.

6. Концертмейстер не должен бояться оторваться от нот, смелее играть собственную музыку. Пусть поначалу она будет примитивной и схематичной, бедной по мелодике и гармонии, но точно соответствует характеру, темпу  ритму каждого упражнения. Композиционное совершенство придёт позже, когда концертмейстер будет свободно ориентироваться в экзерсисе. Концертмейстер должен видеть детей, дышать вместе с ними, помогать в эмоционально сложных движениях. Тогда танцовщики и ногу поднимут выше, и прыгнут полегче, и рукой “допоют” музыкальную фразу.

7. Когда педагогом задается комбинация, концертмейстер должен запомнить ее так же, как ученики у палки. Полезно схематично записать ритм комбинации.

8.Не следует “засорять” аккомпанемент обилием лишних звуков – трелями, форшлагами, арпеджио. Это особенно важно в младших классах: одно движение-одна нота, два движения - две ноты. Музыка является своеобразной подсказкой.

9. Очень важно обратить внимание на акценты: одни движения выполняются на сильную  долю, другие из-за такта.

- 7 -

Построение урока классического танца.

Урок классического танца начинается с экзерсиса, в котором развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук и головы, координация движений.

Экзерсис начинается у палки, потом повторяется на середине зала, затем следует adagio и allegro. На allegro построен весь классический танец - и вариации, и массовые, и сольные танцы, все коды и вальсы. Экзерсис складывается из одних и тех же движений, следующих в определённом порядке.

Эта система, разработанная А.Я.Вагановой, способствует гармоничному развитию всех групп мышц тела. Их строгая продуманность направлена на выработку виртуозной техники, чёткости формы, эмоциональной выразительности, сознательного подхода танцовщиков к каждому движению.

Упражнение у станка, а затем на середине зала выполняются поочерёдно с правой и с левой ноги:

  1. Plie.
  2. Battements tendus,
  3. Battements tendus jetes.
  4. Ronds        de jambe par terre.
  5.  Battements fondu.
  6.  Frappe.
  7.  Ronds de jambe en l’air.
  8.  Battements developpes.
  9. Grands battements jetes.

Начинается и заканчивается урок поклоном, который всегда предваряют три ноты из-за такта (восьмые или шестнадцатые). Поклон может исполняться в размере 4/4. На протяжении первого такта поклон исполняется с одной ноги, на протяжении второго такта — с другой. В размере 3/4 поклон с двух ног займёт восемь тактов, причём хореограф будет считать на каждый такт как наодну четверть. В размере 6/8 поклон с двух ног займёт восемь тактов, а считать педагог будет на каждую триоль как на одну восьмую.

Экзерсис у палки.

Некоторые движения классического экзерсиса требует специальных подготовительных положений — preparation. Это приготовление к движению, вступление, которое должно исполняться в характере упражнения. Различным упражнениям предшествуют различные preparation. На вступление раскрывается рука (или две руки на середине зала), в некоторых упражнениях вместе с рукой раскрывается работающая нога. Preparation может исполняться следующим образом:

1) На один такт 4/4, который предваряют три восьмые из-за такта;

2) На один такт 2/4, который предваряют три восьмые (или шестнадцатые)

ноты из-за такта;

3) Три восьмые ноты из-за такта;

Но это - лишь схема исполнения preparation. Играется вступление к разным упражнениям по-разному, хоть и по приведённой выше схеме. Всё зависит от того.где начинается движение.

- 8 -

1.Рliе.

Это общепринятое французское название для движения ног переводится как сгибание, складывание, а как упражнение в уроке означает приседание. Demi plie — полуприседание, grand plie — большое, глубокое приседание.Plie исполняется плавно, непрерывно, в характере кантилены. Поскольку оновстречается в каждом танцевальном движении, ему уделяется особое внимание при исполнении экзерсиса. Динамика движения plie развивается crescendo, по мере приседания, кульминация его - внизу, в крайней точке приседания. Музыка помогает при помощи динамических оттенков сначалаплавно опуститься танцовщику в plie (crescendo), а затем также плавно, не задерживаясь, выпрямиться (diminuendo). Точное распределение движения на музыкальные доли воспитывает координацию. В первом классе plie изучают лицом к палке, затем — держась за палку одной рукой. Темп медленный — на первый такт выполняется приседание, на второй — выпрямление. Особое внимание надо обратить на фразировку: первая половина движения, приседание, происходит на одно музыкальное предложение, выпрямление- на второе предложение, которые вместе составляют период. Второй такт заканчивается половинным кадансом, а четвёртый такт — полным. По мере усвоения полуприседание выполняется уже на один такт 4/4: на первую и вторую четверти приседание, на третью и четвёртую выпрямление. Таким образом, первая половина упражнения (приседание) выполняется на одну фразу, а вторая половина (выпрямление) — на вторую фразу, составляющие вместе предложение. Grand plie также вначале проучивается в медленном темпе на два такта по 4/4: на первый такт приседание, на второй- выпрямление. В дальнейшем это движение исполняется на один такт 4/4, но медленный темп сохраняется. 8 последующих классах темп несколько ускоряется, но выполняется это движение также на один такт, но уже на 2/4.

2. Battements tendu

В хореографической терминологии battement означает отведение и приведение работающей ноги к опорной ноге. Battement бывает разных видов, дословный его перевод — биение, отбивание. Tendu переводится как натянутый, напряжённый. Музыкальный размер 2/4, при начальном изучении 4/4. Первоначальное изучение этого движения происходит в медленном темпе, с остановками, раздельно. Однако не надо забывать, что движение это активное по своему характеру, чёткое. Это надо подчеркнуть в музыкальном сопровождении даже в медленном темпе, При первоначальном изучении battements tendu выполняется лицом к палке в первой позиции с отведением правой ноги в сторону, повторяясь от четырёх до восьми раз, затем выполняется с левой ноги. Потом движение разучивается вперёд с правой и левой ноги, а затем — назад. Preparation, предваряющий это движение, исполняется на один такт 4/4. Сначала движение исполняется на два такта по 4/4 и начинается на сильную долю. В дальнейшем это движение выполняется в размере 2/4 на два такта (preparation — на два такта 2/4). На следующем этапе движение выполняется по четвертям. Музыкальный размер 2/4. В первом такте на первую четверть нога отводится в заданном направлении, на вторую — возвращается в исходную позицию; во второмтакте на первую четверть нога отводится, на вторую возвращается и т.д. По мере усвоения battements tendu начинают выполнять следующим образом: на одну восьмую ноту из-за такта нога отводится в заданном направлении, на счёт раз — возвращается в исходную позицию, на счёт и, два — пауза, на и нога отводится в заданном направлении. Законченная форма - исполнение battements tendu по восьмым. Музыкальный размер 2/4.

- 9 -

3. Battements tendus jetes.

Jete по-французски - бросок, battements tendus jetes- движение ноги вперёд, в сторону и назад из первой и пятой позиций с броском на высоту сорок пять градусов. При ускорении темпа и исполнении этого движения восьмыми и шестнадцатыми долями бросок ноги производится на двадцать пять градусов и ниже. Бросок и возвращение ноги происходит равномерно, без акцента. В заключение движения акцент падает на возвращение после броска работающей ноги к опорной. Бросок - резкий и энергичный, что должно быть отражено в музыке. Первоначальное изучение происходит в медленном темпе, на сильную долю, отдельно в каждом направлении и с остановками. По мере усвоения движение исполняется в обычной последовательности - вперёд, в сторону, назад, в сторону. Темп ускоряется, бросок исполняется из-за такта, на слабую долю. Чёткий, пунктирный ритм.

  1. Ronds de jambe par terre.

Переводится это «как круги ногами по земле». Движение плавное, непрерывное. Это отражается и в музыке, которая в этом упражнении должна звучать как предельно певучее perpetum mobile.Мелодическая линия сопровождения обычно излагается восьмыми. Сильная доля такта должна совпасть с положением работающей ноги впереди при движении из круга, а при движении в круг - сзади. Поскольку движение начинается из-за такта, надо очень чётко и раздельно озвучить момент «завода» ноги по дуге (назад или вперёд) на три восьмые затакта. Сначала движение проучивается в музыкальном размере 4/4, упражнение исполняется на один такт, в дальнейшем - на один такт 2/4. Движение, вне зависимости от размера, всегда выполняется равномерно. Первоначально движение исполняется раздельно, а в законченном виде - слитно. Поскольку упражнение выполняется поочерёдно в двух направлениях, preparation играется не только вначале, но и в середине упражнения, аналогично plie. По мере усвоения preparation в середине упражнения отдельно не играется, переход от en dehors к en dedans происходит слитно, во фразе.

  1. Battement        fondu.

Это плавное, «тающее движение». Музыка очень выразительная, кантиленного характера. Движение состоит из сгибания работающей ноги в условное положение sur lе cou-de-pied при одновременном demi plie на опорной ноге и открывания работающей ноги в любом направлении при одновременном выпрямлении опорной ноги из demi plie. Начинается изучение движения в медленном темпе в направлении в сторону, вперёд и назад носком в пол; затем движение изучается с подниманием работающей ноги на 45 градусов; Потом — на 90 градусов во всехнаправлениях, опорная нога поднимается на полупальцы. Сгибание и вытягивание ног происходит равномерно. По мере изучения упражнения, темп его ускоряется, но при этом сохраняется плавный характер. Мелодия в музыкальном сопровождении идёт по восьмым, всё время связно.

музыкальный размер 2/4 или 4/4. Первоначальное изучение движения происходит раздельно, с паузами, с равномерным распределением акцентов на все части движения. Одно движение занимает 4 такта по 2 четверти. Если движение повторяется 4 раза, то оно займёт 16 тактов. Вначале изучения battement fondu предшествует preparation. Затем упражнение исполняется из 5 – й позиции без preparation, играются три восьмые из за- такта.

- 10 -

  1. Ваttement frappe.

Название упражнения определяет и его характер - ударный, отрывистый. Это движение при разучивании исполняется в медленном темпе, с остановками, с равномерным сгибанием и вытягиванием работающей ноги сначала в направлении в сторону, а затем вперёд и назад из 2 позиции. Сначала - носком в пол, затем на высоту ЗО градусов. В законченной форме акцент движения падает на момент вытягивания работающей ноги в заданном направлении. Характер музыкального сопровождения энергичный, резкий, звучит отрывисто. Музыкальный акцент - на первую долю такта, поскольку движение начинается из-за такта. Ргерагаtion сначала на 4/4, а затем, по мере изучения - на 2/4. Вначале движение исполняется на протяжении 1 такта при размере 4/4 или на протяжении двух тактов при размере 2/4, по четвертям. На первую четверть удар, на вторую пауза, на третью - нога вытягивается в заданном направлении, на четвёртую - пауза.

В дальнейшем это движение выполняется по восьмым, то есть на одну четверть исполняется один battement frарре, а в такте на 2/4 их будет два.

7. Ronds de jambe en l’air.

Ronds de jambe еnl'air- круг ногой в воздухе на высоте 45 и 90 градусов. Характер очень чёткий, энергичный, активный. Ритм маршеобразный, но не следует играть резко и громко. Разучивается движение в медленном темпе, раздельно и с паузами, но при этом в музыке сохраняется энергичный характер. Упражнения в начале изучения исполняется без вращения ноги - только равномерное, без акцента, сгибание и разгибание ноги. Это подготовка к упражнению. Музыкальный размер 2/4, preparation на 2 такта. Одно движение исполняется на 4 такта: на первый такт работающая нога, вытянутая в сторону второй позиции на 45 градусов, сгибается в колене, носок подводится к икре опорной ноги. На второй такт положение сохраняется, на третий такт работающая нога вытягивается в сторону второй позиции на 45 градусов, на четвёртый такт-положение сохраняется. Затем движение повторяется. В дальнейшем preparation играется на один такт 2/4.Нога, открытая на заданную высоту, своей нижней частью описывает в воздухе круг, двигается плавно, слитно без акцента. В начале упражнение выполняется на всей ступне, а со второго класса - на полупальцах. В более старшем возрасте движение исполняется ускоренно — комбинируется движение четвертями, восьмыми и шестнадцатыми.

8. Battements developpes.

Выполняется это упражнение в темпе adagio, очень плавно и сдержанно. Из 5 позиции работающая нога сгибается, вытянутым носком скользит по опорной ноге до колена, потом вытягивается в заданном направлении на 90 градусов и опускается в исходное положение. Разучивается это движение с каждой ноги отдельно, сначала в сторону, потом вперёд и назад. Музыкальный размер,2/4 или 4/4.В законченной форме Battementsdeveloppes нога вынимается на одну четверть: на одну восьмую нога поднимается до колена опорной, на вторую восьмую - вытягивается на 90 градусов (это должно совпадать с сильной долей такта). Это является основным моментом движения ноги в законченной форме- независимо от того, сколько времени она будет удерживаться на высоте. Вынимание ноги в построении adagio происходит и на одну, и на две четверти - это применяется в медленных частях adagio. Подъём работающей ноги сопровождается crescendo в музыке, опускание ноги- diminuendo.

- 11 -

Для этого упражнения следует выбирать музыку очень выразительную, с певучей, красивой мелодией.

Можно взять тему из какого-либо музыкального произведения, приспособив её к специфике данного движения.

9.Grands battementsjetes.

Это движение исполняется из первой и пятой позиций в направлении вперёд, в сторону и назад с броском ноги на 90 градусов и выше. Сохраняются правила battements tendus jetes. Упражнения проучивается в медленном темпе, отдельно в каждую сторону. Бросок возращение ногипроисходит равномерно. Бросок может выполняться как на сильную долю такта, так и на слабую долю, а также комбинироваться ритмически. Музыкальный размер обычно 2/4.

Экзерсис на середине зала.

На середине зала исполняются те же упражнения, что и у палки, в той же последовательности и в том же темпе. Рассмотрим лишь те из них, что наиболее специфичны на середине зала.

Теmps lie.

Temps lie представляет собой серию слитных, взаимосвязанных движений, имеющих большое значение в развитии координации движений рук, ног, головы и корпуса. Исполняется очень плавно, связно. Элементы этого движения часто используются при построении adagio. Изучается этоупражнение от простейших форм до сложных. Упражнение происходит за счёт перегибов корпуса, исполнения на 90 градусов, подъёма на полупальцыи т.д. Первоначально, которые следует выделить в adagio, начинаются на сильные доли такта, на первую или третью четверти четырёхдольного размера. В других музыкальных размерах - также на сильные доли.проучивается медленном темпе. Музыкальный размер 2/4, 4/4, 3/4. При размере 4/4 упражнение исполняется на два такта, приразмере 3/4 каждое положение распределяется на один такт, в общей сложности получается 8 тактов. Поскольку это упражнение очень протяжённое по времени, удобней его выполнять под какое-либо музыкальное произведение с красивой мелодией. Это может быть, например, «Ноктюрн» Шопена, «Вальс» Шопена и др.

Adagio.Adagio принято называть танцевальную форму, состоящую из различных видов developpe, медленных поворотов в позах, port de bras и др. Исполняется оно на середине зала. Значение adagio очень велико: оно объединяет ряд движений в одно гармоничное целое, развивает правильную форму движений классического танца. Adagio включает в себя наибольшее количество разнородных и разнообразных движений из всех разделов урока и поэтому представляет особую трудность для, правильного музыкально-хореографического построения. Маленькое adagio исполняется на музыкальную фразу не менее чем на четыре такта по 4/4 или на восемь, двенадцать тактов. Большое adagio — от двенадцати и шестнадцати тактов и больше. Построение adagiо требует чёткого ритма, метра, темпа и соблюдения тактовой квадратности. Сильные движения, которые следует выделить в adagio, начинаются на сильные доли такта, на первую и третью четверти четырёх дольного размера. В других музыкальных размерах – также на сильные доли.  

   

  Прыжки и танцевальные комбинации.

Основным разделом занятия классического танца являются прыжки. Они разнообразны по своему виду и исполняются в разных темпах. Подразделяются прыжки следующим образом: на большие и маленькие, в высоту и в длину, по траектории.

- 12 –

 По характеру исполнения различают прыжки четырёх видов: с двух ног на две, с двух ног на одну, с одной ноги на две, с одной ноги на другую.

Все прыжки начинаются (и завершаются) demi plie, это сообщает прыжку силу и высоту. Музыка помогает танцовщику «взлететь», если в ней хорошо подчёркивается момент plie и толчка. Поговорим о музыке, которая должна сопровождать этот раздел урока классического танца. Очень важно точно выверить темп: слишком медленный темп вызовет ослабление мышц и «посадит на ноги», слишком быстрый темп не позволит танцовщику как следует оттолкнуться от пола. Прыжки исполняются на 4/4, 2/4,3/4, они бывают маленькие и большие. Маленькие, так называемые партерные прыжки, требуют соответствующего музыкального сопровождения, мягкого и лёгкого. Большие прыжки, исполняющиеся на максимальной высоте, сопровождаются более энергичной и акцентированной музыкой. Первоначально все прыжки проучиваются в медленном темпе лицом к станку. Музыкальное сопровождение должно сочетать два темпа, два характера: во время исполнения demi plie звучит плавная, легатированная мелодия, а собственно прыжок подчёркивается энергичным staccato и акцентом.

Chandgement de pieds является прыжком с двух ног на две из пятой позиции с переменой ног в воздухе.

Petit chandgement de pieds- невысокий лёгкий прыжок, в законченном виде исполняется по восьмым в быстром темпе.Музыкальное этого прыжка – в динамике piano.

Grand chandgement de pieds выполняется максимально высоко, предполагая углублённое demi plie, которое будет способствовать более сильному толчку от пола. Для музыки, сопровождающей этот прыжок наиболее характерна динамика forte. В законченном виде эти прыжки исполняются в среднем темпе, на одну четверть каждое.

Pas echappe — прыжок с просветом. Он состоит из двух прыжков, которые исполняются с двух ног на две из пятой позиции во вторую и со второй позиции в пятую. Сначала этот прыжок изучается лицом к палке. По мереу своения правильности и точности перехода из позиции в позицию во время прыжка движение переносится на середину зала. Этот прыжок можно выполнять с переменой ног и без перемены.

Pas assamble — прыжок с двух ног на две из пятой позиции в пятую с выбрасыванием ноги на высоту 45 градусов и 90 градусов вперёд, в сторону и назад. Основа этого прыжка — «собирание» в воздухе ног в пятой позиции. Сначала этот прыжок проучивается в медленном темпе у палки, по мереу своения переносится на середину зала, темп увеличивается. В законченном виде прыжок исполняется слитно. Характер музыкального оформления тотже, что и в предыдущих прыжках. В комбинациях assemble часто является связующим прыжком между другими прыжками. Выполняется оно как завершающий прыжок.

- 13 -

Заключение.

Подводя итог, мы можем сделать вывод, о том, что умело подобранная музыка, оказывает положительное влияние на целенаправленную деятельность человека  способствуя такой ритмической перестройке организма, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, активизирует ЦНС, стимулирует мыслительную деятельность, ослабляет нагрузку на работающие звенья, увеличивает работоспособность человека.

Работа концертмейстера имеет свою специфику. Пианисты, получившиедипломы специального среднего и высшего образования сталкиваются сбольшими проблемами, когда попадают на работу с хореографическим коллективом. Эта разработка поможет людям, обладающим необходимыми пианистическими навыками, разобраться в специфике музыкального оформления урока классического танца. В разработке имеютсярекомендации по музыкальному оформлению урока классического танца,упражнения, входящие в него, но не с точки зрения методики выполнения движений, а с точки зрения их озвучивания.

- 14 -

Список литературы

  1. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. 2003. № 5.
  2. Киселева П. В тональности до-мажор // Учительская газета. 2004. 2 марта.
  3. Маркус Л.И., Никологородская О А. Излечивает гнев и заполняет время // Сделай сам. 1990. № 3.
  4. Овчинникова Т. Музыка для здоровья. СПб.: Союз художников, 2004.
  5. Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования // Музыка в школе. 2004.
  6. Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе. 2003. № 5.
  7. Яковенко Т.Е. Музыка и здоровье человека: Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. М.: Первое сентября, Чистые пруды, 2004.
  8. Дворецкий Л.И. Музыка и медицина: Размышление врача о музыке и музыкантах – М., 2002.
  9. Мозгот В.Г. Введение в музыкальную психофизиологию.– Майкоп, 2005.
  10. Шушарджан С.В. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека// автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук – М., 1996.
  11. Донченко Р.П. Музыка на уроках классического танца. Союз художников. С-Пб., 2001г.
  12. Донченко Р.П. Репертуар концертмейстера. Классический танец. Композитор. С-Пб., 2002г.
  13. Новицкая Г. Урок танца. Композитор. С-Пб., 2003г.
  14.  Ревская Н.Е. Классический танец. Музыка на уроке. Композитор. С-Пб., 2004г.
  15. Хазанова С.Л. Концертмейстер на уроках хореографии. Издательство " Композитор. С-Пб., 2014г

- 15 -

Аннотация

В рамках данной методической разработки рассмотрено влияние музыкального сопровождения занятий по хореографии на эффективность обучения детей. Она будет интересна для концертмейстеров, работающих с детскими хореографическими коллективами.

- 1 –

Оглавление

  1. Аннотация ……………………………………………………………………… 1
  2. Введение ………………………………………………………………………… 3
  3. Основная часть ………………………………………………………………… 7
  4. Заключение ……………………………………………………………………... 14
  5. Список литературы ……………………………………………………………. 15

МБУДО  «ЦДТ «ЮЖНЫЙ»

Методическая  разработка

«Влияние музыкального сопровождения на работоспособность обучающихся на занятии классического танца»

  Составитель:

Концертмейстер

Аносова Н. А.

Рязань, 2016 г.