МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД Тема: «Работа в классе фортепианного ансамбля учащихся детской школы искусств»

Точилкина Ирина Владимировна

Данный доклад раскрывает значимость уроков совместного музицирования, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Доклад вмещает в себя методические рекомендации для педагогов и рекомендуемый список произведений для уроков ансамблевой игры. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «Детская школа искусств №8» г. Смоленска

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

Тема: «Работа в классе

фортепианного ансамбля

учащихся

 детской школы искусств»

Преподаватель: Точилкина И.В

г. Смоленск

 2016г.

Содержание

  1. Вступление
  2. Задачи преподавателя на уроках ансамбля.
  3. Методические рекомендации
  4. Примерный репертуарный список
  5. Рекомендуемые репертуарные сборники
  6. Заключение
  7. Список используемой литературы

  1. Вступление

     Известные педагоги - пианисты всегда придавали большое значение участию учеников фортепианных отделений детских музыкальных школ в ансамблях. Значение ансамбля пианистов как систематического предмета отмечается во всех образовательных программах для классов фортепиано.   Ансамблевая игра приносит огромную пользу на всех ступенях обучения и развития учащихся фортепианных отделений. Ансамбли пианистов украшают и обогащают концерты учащихся музыкальных школ.

     Занятия в классе ансамбля отвечают современным задачам детских музыкальных школ:  

- формированию начальных умений и навыков работы с музыкальным текстом с целью приобщения учащихся к мировой музыкальной культуре;

- обучению навыкам коллективного музицирования для дальнейшей музыкальной деятельности после окончания школы;

-  подготовке одаренных детей к участию в профессиональных ансамблях и оркестрах.

     В классе ансамбля учащиеся знакомятся с лучшими образцами классической и современной музыки, расширяют свой музыкальный кругозор.

В классе ансамбля формируются следующие умения и навыки:

- умение слышать музыку, исполняемую ансамблем в целом и своим партнером;

- умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения;

- умение исполнять свою партию грамотно, следуя замыслу композитора и преподавателя;

- умение рассказать об исполняемом произведении;

-  умение применять и совершенствовать исполнительские навыки и теоретические знания, полученные на уроках по инструменту и других предметах;

-  формирование навыков чтения с листа,  умения к импровизации и  самостоятельного разбора новых произведений;

     

     Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, прививать интерес и любовь к музыке и своему инструменту, способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности.

     Занятия учеников ансамблем в классе преподавателя по инструменту имеют следующие преимущества. Во-первых, занятия в ансамбле являются продолжением работы в основном классе и помогают решать с учеником одни и те же задачи учебного процесса, поднимая исполнительский уровень по обоим предметам. Во-вторых, благодаря урокам ансамбля происходит регулярное общение  учащихся и преподавателя. В-третьих, систематическая работа педагога с учениками своего класса в ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в школе сплоченный музыкальный коллектив со своими исполнительскими традициями. В-четвертых, такой детский музыкальный коллектив более мобилен в концертной и творческой деятельности класса и школы, так как имеет в репертуаре произведения разной степени сложности и разнообразные по содержанию.

      Занятиям ансамблем следует уделить особое внимание с первого года обучения. Педагоги - пианисты еще со времени становления фортепианной педагогики пришли к выводу, что на индивидуальном уроке с первых шагов обучения на фортепиано полезно включать в занятия с учеником его совместную игру с педагогом. Партия учителя обогащает простейшие пьесы ученика, помогает ученику организовать ритм, приучает его ухо к красивому звуку, стимулирует интерес к занятиям. При этом отмечается, что для учащихся средних способностей, игра в ансамбле становится, нередко, единственной возможностью участвовать в концертном выступлении, что, несомненно, способствует воспитанию устойчивого интереса к обучению.

     В музыкальном коллективе у детей быстрее развивается мышление и воображение, формируется находчивость и сообразительность. Более слабый ученик подтягивается, более сильный - облагораживает игру в ансамбле. В ансамбле учеников класса одного преподавателя совершенствуются навыки, полученные на уроках по инструменту и музицированию.

  1. Задачи преподавателя на уроках ансамбля

     Преподаватель, ведущий класс ансамбля, должен, прежде всего, понимать детскую психологию, учитывать возрастные особенности младших и старших учащихся, воспитывать чувство товарищества, уважения друг к другу, сознательную творческую дисциплину с самого раннего возраста.                 Каждый ученик должен ответственно относиться к посещению занятий и подготовке партий. Умение учеников понимать преподавателя с первого слова и жеста приходит не сразу. Педагог должен уметь просто, доступно и конкретно объяснять свои требования. На занятиях должны присутствовать и образные сравнения, и юмор, и поощрительное слово, и требовательность. Доброжелательная атмосфера репетиции позволяет переживать достойно свои ошибки даже слабому ученику. Во время игры в коллективе все ритмические, штриховые, интонационные и другие ошибки выявляются мгновенно. Доброжелательная обстановка во время работы активизирует волю к их исправлению.

     Преподавателю необходимо разрабатывать план учебного процесса, выстраивая задания от простых к сложным. Так, в начале учебного года повторяется и разучивается более легкий репертуар. На занятиях необходимо распределять время на закрепление старого репертуара, разбор нового и чтение с листа.

     В работе с ансамблем лучше использовать аналитический, развивающий метод обучения, а не традиционный – «делай, как сказано». В творческом поиске оттенков звука и качества штрихов, темпов пьес и самостоятельном решении этих и других задач, каждый ученик проявляет себя активнее и не скучает на занятиях. Так, работая над фразировкой, можно играть каждую фразу «цепочкой» (по очереди каждый ученик), добиваясь выразительности звука или качества штриха; устраивать конкурс «Кто сыграет интереснее этот эпизод?». Для развития чувства ритма полезно играть различные ритмические упражнения, поручая разным ученикам исполнять одновременно различные длительности, предварительно проговаривая их ритмослогами.  Для развития творческих навыков - сочинять к коротким пьесам ритмические и мелодические импровизации или несложный второй голос.  

     Главная задача преподавателя и в основном классе, и в классе ансамбля - заинтересовать детей занятиями на инструменте. Целью занятий должны быть, прежде всего: переживание музыки, радость музицирования, развитие творческих способностей. Задачи освоения техники игры, музыкальной грамоты и организационные вопросы ансамбля должны быть подчинены этой цели.

  1. Методические рекомендации

     Методические рекомендации для педагогов можно сформулировать следующим образом:

- Подбор учеников – партнёров. Они должны быть схожими по уровню подготовки и подходить друг к другу в психологическом аспекте.

- Преподаватель должен следовать принципам последовательности, постоянности, доступности и наглядности в освоении материала;

     Весь процесс обучения проходит с учётом индивидуальных особенностей ученика – интеллектуальных, физических, музыкальных, эмоциональных, с учётом уровня подготовки учащихся.

     Необходимым условием для успешного обучения является формирование правильной посадки за фортепиано, распределение педали между партнёрами.

     Предметом постоянного контроля должна являться работа над синхронностью в исполнении партнёров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, умением вместе начать и закончить фразу.

     Необходимо вместе с учениками анализировать форму произведения, его смысловой и художественный образ.

     Техническая сторона учащихся должна быть на одном уровне.  В репертуар  необходимо включать произведения доступные по технической и образной сложности, разнообразные по стилям, жанрам, форме и фактуре.

     В чём психологическое отличие ансамблевого выступления от выступления сольного?  Когда ученик играет один, ему, как правило, сопутствует чувство страха, неуверенность, боязнь ошибиться. Когда же он выступает в ансамбле, он не один, у него появляется больше творческой смелости, артистизма.

     Педагогическая практика показала, что именно ансамблем дети любого возраста занимаются с большим удовольствием.

     В совместной деятельности реализуется потребность детей в общении, что, по мнению психологов, является основной, базовой потребностью.

     Занимаясь в ансамбле, дети учатся понимать партнёра, прислушиваться к нему, создаются условия для нейтрализации эгоцентризма и воспитываются такие качества, как взаимопонимание и ответственность. Совместные выступления положительно влияют на психику, избавляя исполнителей от ощущения одиночества на сцене, психологически раскрепощают их, повышают чувство уверенности в себе, в своих силах.

     Надо организовывать обучение детей таким образом, чтобы заниматься ансамблевым музицированием систематически, начиная с первых шагов обучения в музыкальной школе, что обеспечит преемственность в приобретении ансамблевых умений и навыков.

Для достижения задач предмета используются следующие методы обучения:

 - словесный (объяснение, беседа, рассказ);

 - наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приёмов работы);

 - практический (освоение приёмов игры);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

На уроке ансамбля необходимо придерживаться плана работы:

-

1. Знакомство с новым произведением, выбранным для изучения. Прослушивание его в записи или в исполнении преподавателей.

2. Изучение партий участниками ансамбля: определение характера музыки, интонационного строя мелодии,  местонахождения кульминации, составление динамического плана, работа над смысловыми акцентами и агогическими нюансами, ритмической точностью, ощущением пульса, точным исполнением пауз как части метроритмической организации. Работа над педализацией.  

3. Знакомство с партией партнера: умение слышать звучание темы, подголосков, сопровождения, умение слышать музыку, исполняемую своим партнером и ансамблем в целом. Умение исполнять свою партию и партию партнёра грамотно, следуя замыслу композитора и преподавателя.

4. Совместное исполнение: выстраивается звуковой баланс на p, mf, f. Оговаривается рабочий темп, в котором ансамбль успевает выполнить необходимые цезуры, паузы, кульминации, смысловые акценты. Ведётся работа над навыком слышания партии партнера, умением передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальные ткани. Работа над соответствием приёмов звукоизвлечения.

5. Предконцертное исполнение (репетиции на сцене):  приспосабливание к инструментам концертного зала, поиск звукового баланса в обстановке концертного зала. Оговаривание возможных срывов и моментов выступления в концертной обстановке, работа над эмоциональным состоянием, отражающем настроение и образ пьесы.

6. Концерт либо контрольный урок: выявление музыкальной гибкости и свободы исполнения, сценической выдержки, проверка и оценка приобретенных навыков музицирования в ансамбле.

     Ниже приводится репертуарный список произведений для ансамблей. Список носит рекомендательный характер и включает произведения различного уровня сложности из наиболее употребляемых сборников в любой музыкальной школе, а также из некоторых изданий последних лет.

  1. Примерный репертуарный список

2-3 классы

1. Агафонников Н. «В пустыне».

2. Агафонников Н. «Веселая мелодия».

3. Аренский А. «Гавот», «Романс».

4. Беркович И. «Концерт» C – dur

5. Беркович И. «Украинский танец».

6. Берковича И. Обр. «Бульба».

7. Бетховен Л. Соч. 113 Марш из музыки к пьесе Коцебу А. «Афинские развалины».

8. Богословский Н. «Игра с котенком».

9. Вернер Т. «Танец утят».

10. Глазунов А. «Отрывок из балета «Барышня - служанка».

11. Глинка М. «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин».

12. Глинка М. «Танец из оперы «Иван Сусанин».

13. Глинка М. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».

14. Градески Э. «Маленький поезд».

15. Градески Э. «Мороженое».

16. Гуно Ш. «Вальс» из оперы «Фауст».

17. Дунаевский И. «Колыбельная».

18. Кемпферт Б. «Путники в ночи».

19. Кингстей Г. «Золотые зерна кукурузы».

20. Кочуговой И. Обр. «Молдовеняска».

21. Краснов Г. «Веселая игра».

22. Легран М. «Французская тема».

23. Моцарт В. «Ария  Дон - Жуана» из оперы «Дон - Жуан».

24. Мусорский М. «Гопак».

25. Мусорский М. «Поздно вечером сидела» хор из оперы «Хованщина».

26. Паулс Р. «Колыбельная».

27. Петерсон Р. «Матросский танец».

28. Пресли Э. «Люби меня нежно».

29. Прокофьев С. «Петя» из симфонической сказки «Петя и волк».

30. Римский – Корсаков Н. «Отрывок» из симфонической сюиты «Шехерезада».

31. Симонян Н. «Полька Хоттабыча».

32. Соловьев – Седой В. «Подмосковные вечера».

33. Уствольская Г. «Веселая прогулка».

34. Чайковский П. «Вальс» из оперы «Евгений Онегин».

35. Чайковский П. «Колыбельная в бурю».

36. Чайковский  П. «Танец лебедей» из балета «Лебединое озеро».

 37. Шеринг Дж. «Колыбельная».

38. Шмитц М. «Много пятерок в портфеле».

39. Шмитц М. «Оранжевые буги».

40. Шмитц М. «Принцесса танцует вальс».

41. Шмитц М. «Танцуем буги».

42. Шостакович Д. «Колыбельная».

43. Шуберт Ф. «Экосезы», «Вальсы».

44. Шуман Р. «Вальс» из сюиты «Детский бал».

4 класс

1. Азарашвили В. «Прогулка».

2. Баневич С. «Северное сияние».

3. Брамс И. «Венгерский танец № 2».

4. Брамс И. «Венгерский танец № 5».

5. Варламов А. «Красный сарафан».

6. Вольфензон С. «Карнавальное шествие».

7. Гаврилин В. «Одинокая гармонь».

8.  Глинка М. «Вальс - фантазия».

9. Глинка М. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

10. Глиэр Р. Бравурная музыка из балета «Тарас Бульба».

11. Григ Э. Соч.35 Избранные произведения «Норвежский танец № 2».

12. Зив М. «По кочкам».

13. Куперен Ф. «Кукушка».

14. Мак - Доуэлл Э. «К дикой розе».

15. Металлиди Ж. «Веселое шествие».

16. Металлиди Ж. «Деревенские музыканты».

17. Моцарт В. «Ария Керубино» из оперы «Свадьба Фигаро».

18. Моцарт В. «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро».

19. Прокофьев С. «Вальс».

20. Прокофьев С. «Гавот» из «Классической симфонии».

21. Прокофьев С. «Кошка» из симфонической сказки «Петя и волк».

22. Раков Н. 4 пьесы: «Грустная песенка», «Веселая песенка», «Протяжная» ми - минор.

23. Ребиков В. «Вальс» из сказки «Елка».

24. Римский – Корсаков Н. «Шествие царя Берендея» из оперы «Снегурочка».

25. Ромберг Э. «Тихо, как при восходе солнца».

26. Рубинштейн А. «Горные вершины».

27. Свиридов Г. «Военный марш» (из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».)

28. Сильванский Н. «Легкий концерт» G – dur

29. Фрид Г. «Танец».

30.Халаимов С. «Ночная сказка».

31.Чайковский П. и А. Лядов. Обр. Русские народные песни.

32. Шмитц М. «Заводные буги».

33.Шмитц М. «Медленный фокстрот».

34.Шмитц М. «Ночная фиалка».

  1. Рекомендуемые репертуарные сборники

 1. Ансамбли для фортепиано. Вып. 2. // Ред.-сост. Пороцкий В. – «Советский композитор», 1986.

2. Балаев Г. Современные фортепианные ансамбли. – «Феникс». Р-н-Д, 2000. 3. Весёлые нотки 3-4 классы. Вып.1, 2. // Сост. Барсукова С.А. – «Феникс». Р-н-Д, 2008.

4. Геталова О., Визная И. В музыку с радостью. – «Композитор». С-Пб, 2005. 5. Играем в четыре руки на фортепиано. Вып. 2. // Сост. Катанский В. – М., 2000.

6. Коровицын В. Детский альбом. – «Феникс». Р-н-Д, 2007.

7. Любимые мелодии. Часть вторая. // Сост. Винникова Е. – Белгород, 2009.

8. Поливода В.А., Сластененко В.Е. Школа игры на фортепиано. 110 новых пьес.

9. Пьесы, сонатины, вариации и ансамбли. // Сост. Барсукова С.А. – «Феникс». Р-н-Д, 2003.

10. Русские народные песни в обработке для фортепиано в четыре руки. Вып. 1. // Ред.-сост. Глущенко М. – «Музыка», 1985.

11. Смирнова Н. Ансамбли для фортепиано в четыре руки. – «Феникс». Р-н- Д, 2006.

12. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетради 3, 6. – РИФ «Кринто-логос». М., 1992.

13. Юному музыканту-пианисту. Ансамбли для фортепиано 4-5 классы. // Сост. Цыганкова Г.Г., Королькова И.С. – Р-н-Д, 2006.

14. Юному музыканту-пианисту. Хрестоматии для 1, 2, 3, 6 классов. // Сост. Цыганкова Г.Г., Королькова И.С. – «Феникс». Р-н-Д, 2006

  1. Заключение

      Подбор необходимого и целесообразного репертуара для ансамбля является ответственной задачей преподавателя. Произведения надо подбирать с учетом уровня способностей и подготовленности учащихся, а также с учетом развития их навыков в ансамблевой игре.

     При распределении партий необходимо учитывать сложность материала в каждой пьесе.

     Кроме подбора репертуара из опубликованных сборников, педагогу желательно уметь делать переложения пьес из сборников для других инструментов, а также делать свои обработки и аранжировки.

      В младшей группе выбираются пьесы с простым ритмическим рисунком. Усложнение репертуара препятствует качественному освоению навыков ансамблевой игры, утомляет непосильной работой. Нет необходимости учить партии наизусть, если они трудно запоминаются.

     Следует выбирать репертуар разный по гармоническому и тембральному колориту. Необходимо включать в репертуар популярные произведения к традиционным праздничным концертам. Подбирая репертуар по содержанию, следует учитывать возрастные интересы разных групп и включать как классические произведения разных жанров, стилей, эпох, национальных школ, так и эстрадные и джазовые произведения.

     Повышает интерес учеников в работе подбор репертуара к тематическим концертам, а также привлечение в ансамбль учащихся других отделений: скрипка, флейта и др.

     На уроках по классу ансамбля нельзя ограничиваться только подготовкой к выступлениям. Необходимо регулярно заниматься чтением нот с листа, творческим музицированием, упражнениями на развитие техники исполнения, знакомиться с новыми произведениями. Для этого можно выбирать легкие произведения из популярных сборников.

  1.  Список используемой литературы

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано, М., 2002.
  2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. – М., 1985.
  3. Баринова М.И. О развитии творческих способностей ученика. – МузГиз, 1961.
  4. Бирмак А. О художественной технике пианиста. – «Музыка». М., 1973.
  5. Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением. – М., 1960.
  6. Гончарова Н. Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными. – «Феникс». Р-н-Д, 2002.
  7. Готлиб Д. Первые уроки фортепианного ансамбля в сборнике «Вопросы фортепианной педагогики»,  Издательство «Музыка» М., 1971.
  8. Губнелова Л. Формирование тембрового слуха и развитие навыков оркестрового звучания у учащихся старших классов. – «Феникс». Р-н-Д, 2002.
  9. Достал Я. Ребёнок за роялем. М., 1981.
  10.  Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. Одарённость исполнителя. – М.: Таланты XXI век, 2004.
  11.  Крюкова В. Музыкальная педагогика. – «Феникс». Р-н-Д, 2002.
  12.  Натансон В., Руденко В. Вопросы методики начального музыкального образования. Издательство «Музыка». М., 1981.
  13.  Николаев А.А. Очерки по методике обучения игре на фортепиано. – «Музыка». М., 1965.
  14.  Пилипенко И. Взаимосвязь психических состояний и игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления. – «Феникс». Р-н-Д, 2002.
  15.  Ражников В. Диалоги о музыкальной педагогике. – ЦАПИ М., 1994.

Сборник статей под общей редакцией В. Натансона. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 1, 3. – М., 1960.

  1.  Соколов М. Ансамбли для начинающих. М. 2005.
  2.  Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. Некоторые идеи творческой деятельности ребёнка. – «Феникс». Р-н-Д, 2002.

Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – «Просвещение». М., 1984