План-конспект открытого урока:"Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением"
В современный век всеобщей компьютеризации страдает художественно-эмоциональное развитие детей. Данный урок позволяет активизировать и развить художественно-образное мышление обучаемого посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь и проблемно-поисковые ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_mezhpredmetnym.docx | 36.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская музыкальная школа г. Ярцево Смоленской области
План - конспект открытого урока по фортепиано
«Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением»
Подготовила
Преподаватель фортепиано
Зинина Елена Юрьевна
15.11.2016 г.
г. Ярцево
План урока
1.Тема урока: «Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением»
2.Цель урока: Активизация и развитие художественно-образного мышления обучаемого посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь и проблемно-поисковые ситуации;
выработка и накопление пианистического мастерства.
3.Задачи урока:
а) образовательные:
- формировать навыки эффективного использования всего комплекса полученных знаний
- овладеть способами интеграции музыкально-образного мышления, музыкально-слуховых представлений, исполнительских умений и навыков
б) развивающие:
- развивать мативационную сторону личности исполнителя через активацию художественно-образного мышления;
- развивать музыкально-слуховые, аналитические, исполнительские навыки
в) воспитательные:
- воспитывать культуру сольного исполнительства;
- воспитывать ребенка в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, профессиональной требовательности
4. Тип урока: комбинированный
5. Вид урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.
6. Методы обучения: сравнения, анализ, метод звуковой наглядности, метод диалога.
7. Средства обучения: музыкальный инструмент, нотный материал, ноутбук.
Ход урока
Вступительное слово.
Актуальность заявленной темы определяется двумя очень важными моментами:
- в современный век всеобщей компьютеризации, расширение информационного поля обучающихся страдает сфера художественно-эмоционального развития детей;
- данная тема позволяет практически реализовать метод компетентносного подхода к обучению. Компетентностный подход предполагает тесную взаимосвяь и практическое использование всех знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.
Успешность работы над музыкальным произведением зависит от многих составляющих, это возможность освоить произведение технически, а так же умение передать эпоху, стиль исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, иными словами это ежедневная кропотливая работа.
Сегодня на уроке мы покажем работу над « Менуэтом» И.С.Баха из французской сюиты №2 до минор.
Для наиболее глубокого проникновения в произведение используем возможности межпредметной интеграции.
I.Система обще-эстетических, историко-теоретических и специальных музыкальных знаний как механизм активизации художественно-образного мышления обучающегося.
Краткая биографическая справка о композиторе поможет глубже проникнуть в содержание музыкального произведения, определить эпоху и стиль.
- Биографическую справку готовит ученик, приблизительный текст может быть такой:
2.Анализ композиции и содержания французской сюиты И.С.Баха №2 до минор.
Французское слово « сюита» означает ряд, следование, вереница. В русском языке даже прижилось похожее слово свита, означающее вереницу людей, шествующих вслед какому-нибудь важному лицу. А французскими их назвали потому, что они похожи по характеру на танцы, которые писали французские композиторы. Так аллеманда открывала празднества при дворах владетельных сеньоров. За ней шла Куранта, Сарабанда, ария,жига. А между ними вставлялись такие танцы как Гавот и Менуэт.
Менуэт (означает – мелкий шаг) родом из французской провинции. Галантные поклоны и реверансы, составляющие его суть, находят отражение в музыке, которая пишется в трехдольном размере.
Демонстрация и анализ картин.
Итальянский художник Луций Росси «Менуэт»
Колониальный Менуэт американской художницы Дженни Бронскомбе.
Второй этап работы. Получив эмоциональный импульс, ученику предлагается исполнить Менуэт с последующим комплексным анализом.
II. Музыкально-теоретический анализ произведения. Интеграция музыкально-теоретических и специальных знаний в процессе работы над музыкальным произведением.
1.Определение тональности и влияние ее на характер произведения. Развитие музыки представлено в форме диалога.
2.Мелодические фразы с ровным ритмическим рисунком восьмыми заканчиваются типичными басовыми « приседаниями».
3.В средней части Менуэта развитие музыки происходит за счет секвенции.
4.Анализ гармонического языка произведения:
-в мелодии выделяется выразительная секстовая фигура восклицания
-используется мотив, типичный для менуэтов – группетто.
5. Работа по техническому освоению Менуэта.
- работа над интонированием мелодической линии, исключающая толчки, дробление.
- работа над умением выстраивать длинную фразу;
- различие штриха в разных руках ( нон легато в левой руке, легато в правой)
- гармоническая основа в секвенции, анализ, удобство заучивания.
Домашнее задание: прослушать Менуэт в исполнении нескольких пианистов.
III. Интеграция музыкально-теоретических знаний и творческих заданий как один из методов мотивации музыкально-аналитической деятельности обучающихся.
Проблемно-поисковая ситуация.
Работа ведется с неизвестный для ребенка произведением, доступным для чтения с листа, лишенным авторского названия.
Л.Шитте « Кукушка» 1 предложение.
А.Парусинов «Эхо».
Последовательность заданий:
-прочитать с листа, определить тональность пьесы, обозначить ее роль в эмоциональной окраске музыки;
-вычленить ключевой элемент музыкальной выразительности данной пьесы имитация - подражание, объяснить в каком жанре фортепианной музыки этот прием является основным (в полифонии, где мелодический материал, сначала прозвучавший в одном голосе, повторяется другими голосами на той же или измененной высоте).
Домашнее задание: прослушать в записи «Двухголосную инвенцию»№8 И.С.Баха как яркий пример имитационной полифонии.
IV.Целостность историко - теоретических знаний и музыкально-исполнительских навыков – основополагающее звено в формировании важных компетенций обучающихся.
В процессе работы формируются следующие компетенции:
- слуховое восприятие музыкальной информации;
- трансляция музыкальной информации посредством речи;
- музыкально-слуховая ирудиция.
Сравнение 3-х Этюдов по их музыкальной выразительности.
Этюд №10 К.Черни II тетрадь, Стефан Геллер Этюд ля минор, С.Рахманинов Этюд-картина « Красная шапочка и волк».
Этюд – это инструментальная музыкальная композиция, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта. С появлением фортепиано как домашнего инструмента, руководства по обучению на фортепиано с упражнениями стали очень популярны. Так многочисленные этюды Карла Черни сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного выступления.
Исполнение учеником Этюда С.Геллера.
Австрийский пианист и композитор Стефан Геллер писал этюды, представляющие собой среднюю форму между этюдом и фортепианной миниатюрой. Они способствуют развитию техники и музыкальности. Ученики получают навыки фразировки, использование динамических акцентов, сочетания мелодии в двух голосах, освоение различных ритмов.
А уже такой композитор как Сергей Рахманинов свои этюда назвал «этюдами-картинами», подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый духом и очарованием русской природы. В них композитор сосредоточился на звучности и музыкальных возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста.
Домашнее задание: прослушать « Этюд-картину» ОР.39 №6 « Красная шапочка и волк»
Итог урока.
Завершить урок хотелось бы словами К.Игумнова.
« Да, музыка – это язык! Язык, который очень трудно изучить. На этом языке написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя – рассказать эти поэмы и стихи связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все звенья».
Список литературы:
- Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста.-К.: Музична Украина,1977
- Осипова В.Д. Полифония. - Издательство Ом ГУ. Омск, 2006.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор,1989
- Щапов А.Н. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика -XXI,