План-конспект открытого урока:"Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением"

Зинина Елена Юрьевна

В современный век всеобщей компьютеризации страдает художественно-эмоциональное развитие детей. Данный урок позволяет активизировать и развить художественно-образное мышление обучаемого посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь и проблемно-поисковые ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_mezhpredmetnym.docx36.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного  образования

                          Детская музыкальная школа г. Ярцево Смоленской области

       План - конспект открытого урока по фортепиано

      «Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над                                                  музыкальным произведением»

                                                                    Подготовила

                                                                            Преподаватель фортепиано

                                                                            Зинина Елена Юрьевна

                                                   15.11.2016 г.

                                                       г. Ярцево

                                       План урока

1.Тема урока: «Межпредметная интеграция в современной музыкальной школе как один из методов работы над музыкальным произведением»

2.Цель урока: Активизация и развитие художественно-образного мышления обучаемого посредством использования комплекса средств, включающих межпредметную связь и проблемно-поисковые ситуации;

выработка и накопление пианистического мастерства.

3.Задачи урока:

а) образовательные:

- формировать навыки эффективного использования всего комплекса полученных знаний

- овладеть способами интеграции музыкально-образного мышления, музыкально-слуховых представлений, исполнительских умений и навыков

б) развивающие:

- развивать мативационную сторону личности исполнителя через активацию художественно-образного мышления;

- развивать музыкально-слуховые, аналитические, исполнительские навыки

в) воспитательные:

- воспитывать культуру сольного исполнительства;

- воспитывать ребенка в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, профессиональной требовательности

4. Тип урока: комбинированный

5. Вид урока: урок усовершенствования знаний, умений и навыков.

6. Методы обучения: сравнения, анализ, метод звуковой наглядности, метод диалога.

7. Средства обучения: музыкальный инструмент, нотный материал, ноутбук.

                                    Ход урока

Вступительное слово.

     Актуальность заявленной темы определяется двумя очень важными моментами:

     - в современный век всеобщей компьютеризации, расширение информационного поля обучающихся страдает сфера художественно-эмоционального развития детей;

     - данная тема позволяет практически реализовать метод компетентносного подхода к обучению. Компетентностный подход предполагает тесную взаимосвяь и практическое использование всех знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения.

     Успешность работы над музыкальным произведением зависит от многих составляющих, это возможность освоить произведение технически, а так же умение передать эпоху, стиль исполняемого произведения, способность осмыслить особенности гармонического языка, иными словами это ежедневная кропотливая работа.

     Сегодня на уроке мы покажем работу над « Менуэтом» И.С.Баха из французской сюиты №2 до минор.

  Для наиболее глубокого проникновения в произведение используем возможности межпредметной интеграции.

I.Система обще-эстетических, историко-теоретических и специальных музыкальных знаний как механизм активизации художественно-образного мышления обучающегося.

   Краткая биографическая справка о композиторе поможет глубже проникнуть в содержание музыкального произведения, определить эпоху и стиль.

  1. Биографическую справку готовит ученик, приблизительный текст может быть такой:

 2.Анализ композиции и содержания французской сюиты И.С.Баха №2 до минор.

  Французское слово « сюита» означает ряд, следование, вереница. В русском языке даже прижилось похожее слово свита, означающее вереницу людей, шествующих вслед какому-нибудь важному лицу. А французскими их назвали потому, что они похожи по характеру на танцы, которые писали французские композиторы. Так аллеманда открывала празднества при дворах владетельных сеньоров. За ней шла Куранта, Сарабанда, ария,жига. А между ними вставлялись такие танцы как Гавот и Менуэт.

   Менуэт (означает – мелкий шаг) родом из французской провинции. Галантные поклоны и реверансы, составляющие его суть, находят отражение в музыке, которая пишется в трехдольном размере.

Демонстрация и анализ картин.

Итальянский художник Луций Росси «Менуэт»

Колониальный Менуэт американской художницы Дженни Бронскомбе.

Второй этап работы. Получив эмоциональный импульс, ученику предлагается исполнить Менуэт с последующим комплексным анализом.

II. Музыкально-теоретический анализ произведения. Интеграция музыкально-теоретических и специальных знаний в процессе работы над музыкальным произведением.

1.Определение тональности и влияние ее на характер произведения. Развитие музыки представлено в форме диалога.

2.Мелодические фразы с ровным ритмическим рисунком восьмыми заканчиваются типичными басовыми « приседаниями».

3.В средней части Менуэта развитие музыки происходит за счет секвенции.

4.Анализ гармонического языка произведения:

-в мелодии выделяется выразительная секстовая фигура восклицания

-используется мотив, типичный для менуэтов – группетто.

5. Работа по техническому освоению Менуэта.

 -  работа над интонированием мелодической линии, исключающая толчки, дробление.

 -  работа над умением выстраивать длинную фразу;

 -  различие штриха в разных руках ( нон легато в левой руке, легато в правой)

 -  гармоническая основа в секвенции, анализ, удобство заучивания.

Домашнее задание: прослушать  Менуэт в исполнении нескольких пианистов.

III. Интеграция музыкально-теоретических знаний и творческих заданий как один из методов мотивации музыкально-аналитической деятельности обучающихся.

Проблемно-поисковая ситуация.

   Работа ведется с неизвестный для ребенка произведением, доступным для чтения с листа, лишенным авторского названия.

Л.Шитте « Кукушка» 1 предложение.

А.Парусинов «Эхо».

Последовательность заданий:

-прочитать с листа, определить тональность пьесы, обозначить ее роль в эмоциональной окраске музыки;

-вычленить ключевой элемент музыкальной выразительности данной пьесы имитация - подражание, объяснить в каком жанре фортепианной музыки этот прием является основным (в полифонии, где мелодический материал, сначала прозвучавший в одном голосе, повторяется другими голосами на той же или измененной высоте).

Домашнее задание: прослушать в записи «Двухголосную инвенцию»№8 И.С.Баха как яркий пример имитационной полифонии.

IV.Целостность историко - теоретических знаний и музыкально-исполнительских навыков – основополагающее звено в формировании важных компетенций обучающихся.

   В процессе работы формируются следующие компетенции:

- слуховое восприятие музыкальной информации;

- трансляция музыкальной информации посредством речи;

- музыкально-слуховая ирудиция.

Сравнение 3-х Этюдов по их музыкальной выразительности.

Этюд №10 К.Черни II тетрадь, Стефан Геллер Этюд ля минор, С.Рахманинов Этюд-картина « Красная шапочка и волк».

 Этюд – это инструментальная музыкальная композиция, является практическим материалом, предназначенным для совершенствования технических навыков музыканта. С появлением фортепиано как домашнего инструмента, руководства по обучению на фортепиано с упражнениями стали очень популярны. Так многочисленные этюды Карла Черни сосредоточены на технической стороне музыки и не предназначены для публичного выступления.

Исполнение учеником Этюда С.Геллера.

Австрийский пианист и композитор Стефан Геллер писал этюды, представляющие собой среднюю форму между этюдом и фортепианной миниатюрой. Они способствуют развитию техники и музыкальности. Ученики получают навыки фразировки, использование динамических акцентов, сочетания мелодии в двух голосах, освоение различных ритмов.

А уже такой композитор как Сергей Рахманинов свои этюда назвал «этюдами-картинами», подчеркивая их образный и эмоциональный строй, проникнутый духом и очарованием русской природы. В них композитор сосредоточился на звучности и музыкальных возможностях фортепиано как инструмента, а не на технической подготовке пианиста.

Домашнее задание: прослушать « Этюд-картину» ОР.39 №6 « Красная шапочка и волк»

Итог урока.

Завершить урок хотелось бы словами К.Игумнова.

« Да, музыка – это язык! Язык, который очень трудно изучить. На этом языке написаны поэмы, рассказы, стихи. Задача исполнителя – рассказать эти поэмы и стихи связно, логично, чтобы органично сочетать в одно целое все звенья».

Список литературы:

  1. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста.-К.: Музична Украина,1977
  2. Осипова В.Д. Полифония. - Издательство Ом ГУ. Омск, 2006.
  3. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор,1989
  4. Щапов А.Н. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика -XXI,