"Нравственное воспитание детей школьного возраста"

Лазутина Елена Алексеевна

Главная цель воспитания – это формирование личности, формирование человека. Он должен быть гармоничным, прекрасным во всех сферах своего проявления, а для достижения  этого необходимо единство всех направлений семейного воспитания: физического, эстетического, эмоционального, нравственного.

Успехи нравственного воспитания создают полноценного, духовно богатого человека, способного быть счастливым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_detey_shkolnogo_vozrasta.docx27.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Е.А. Лазутина

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Дополнительного образования детей

«Дипкунская детская школа искусств»

Тындинского района

Воспитание (от древнерусского) – възъпитание,

возвышенное духовное питание человека,

связанное с умением извлекать спрятанное.

Главная цель воспитания – это формирование личности, формирование человека. Он должен быть гармоничным, прекрасным во всех сферах своего проявления, а для достижения  этого необходимо единство всех направлений семейного воспитания: физического, эстетического, эмоционального, нравственного.

Разумеется, растить детей непросто. Они требуют большого ухода, много внимания, терпения, иногда и самоотверженности (хотя, ради сомнительного благополучия ребёнка самопожертвование ни к чему). Но не надо отгораживать детей от жизни и её проблем.

Да, порой необходимо оберегать их от опасностей, от сомнительных удовольствий и соблазнов, но всего предусмотреть невозможно: удача и неудача, радость и разочарование – они у каждого будут свои. Надо предоставить ребёнку возможность быть причастным к той жизни, которая его  окружает, в которой он живёт.

Идиллическая же беззаботность и изолированность от неё чреваты разочарованием взрослеющего ребёнка, неприспособленностью его к жизни в обществе, неумению противостоять и преодолевать проблемы и разрешать какие-либо трудные жизненные ситуации.

Именно от родителей зависит, насколько счастливым будет их ребёнок. Обеспечивая  материальное благополучие ребёнка, необходимо помнить: чтобы ребёнок был счастлив, надо быть самим счастливыми, чтобы он видел это.

То есть один из факторов воспитания – личный пример.  

Видя, насколько родители трудолюбивы, правдивы, как они заботятся друг о друге и о детях, как ведут себя по отношению к окружающим их людям и т. д., дети  создают для себя некий образ для подражания (а если его окружает неуютный мир: безделье, жадность, ложь, — для него это тоже пример для подражания). Поэтому так важно окружить ребёнка заботой, любовью, помочь понять и принять столь разнообразный, порой жестокий, мир взрослых.

Родители заботятся о здоровье своего дитя, формируют его взгляды, привычки, навыки, открывают ему мир чувств, подготавливая их к любви и радости в личной жизни. И, если это гармонирует с  укладом их собственной жизни, тогда и ребёнок будет им сначала подражать, а потом и строить свою собственную жизнь так же.

Но, если параллельно тому, что родители говорят о высоком и правильном, а сами позволяют себе нытьё, попрёки, недовольство, скандалы, непристойные высказывания в чей то ни было адрес, -  здесь и речи быть не может об авторитете родителей, их жизненная позиция тут же ставится ребёнком под большой вопрос, а воспитательный момент окончательно может быть упущен и сведен на нет.

Успехи нравственного воспитания создают полноценного, духовно богатого человека, способного быть счастливым. Для этого надо выработать определённые качества характера.

Умение ладить с друзьями, в то же время, не идя у них на поводу, — это очень сложно. И именно взрослые должны помочь определить, где грань между вежливостью и покорностью, между желанием быть правдивым и жаждой «резать правду в глаза» любой ценой, между отзывчивостью и лакейством, между добротой и вседозволенностью. Неустойчивость психики, разболтанность, трусоватость, безволие влекут за собой нравственную несостоятельность, тем самым, отражая ошибки взрослых в семейном воспитании.

Если жизнь взрослого наполнена смыслом, если они требовательны не только к окружающим, но и, в первую очередь, к себе, если они  является подлинным авторитетом для своего ребёнка – значит вы правильно подошли к его воспитанию и цель будет достигнута.

За последние два десятилетия в научной педагогической среде все чаще поднимается вопрос духовно-нравственного воспитания детей. С одной стороны, из этого можно сделать вывод, что общество относится с большим вниманием и заботой к проблемам духовно-нравственным воспитания подрастающего поколения. С другой стороны, эта ситуация показывает, на каком низком духовном уровне находятся наши школьники и молодые люди. 

За последние годы в образовательном процессе наибольшее внимание уделялось интеллектуальному развитию детей. Эта направленность имеет вроде бы хорошие результаты: уже младшие школьники и даже дошкольники легко владеют компьютером, иногда лучше своих учителей, у них развито логическое мышление, они без труда могут найти необходимую информацию. Но, несмотря на то, что дети имеют доступ к компьютерным технологиям, умеют работать с информационным пространством, мы все чаще наблюдаем примитивность их интересов, равнодушие и не уважение к окружающим их людям, часто даже к родителям. Это происходит из-за того, что у современных школьников нет четкого представления о добре, любви, красоте и о противоположных им зле, равнодушии и безобразии. Погружаясь в мир телевидения и интернета, школьники поглощают все, что им предоставляет огромное информационное пространство наиболее ярко и увлекательно, не умея «фильтровать» информацию. 

Перед современным обществом стоит непростая задача.  С одной стороны, для получения хорошего квалифицированного образования необходим высокий интеллектуальный уровень развития. Но мы не должны забывать, что ребенок должен получить не только определенную сумму знаний и научиться зарабатывать деньги, но и стать полноценным членом общества с развитым чувством любви к Родине и ближнему, пониманием добра и зла.

Понимание и принятие духовных и нравственных ценностей является фундаментом общественной жизни. Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль играет развитие его эмоций и чувств. Через личные эмоциональные переживания ребенок более эффективно воспринимает информацию и учебную, и воспитательную. Развивая эмоциональную сферу детей, мы помогаем им более чутко чувствовать явления окружающего мира, давать им оценку и делать свой выбор. Через эмоционально окрашенный процесс воспитания сегодня необходимо прививать ребенку основные формы нравственного сознания. Архимандрит Платон (Игумнов) выделяет следующие формы нравственного сознания: «... стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность и воздаяние. Из них стыд является самой элементарной формой нравственного сознания, совесть является самой универсальной его формой, а долг, обязанность, ответственность и воздаяние являются высокодифференцированными формами нравственного сознания».

       Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В соответствии с  Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества (п. 2 , ст. 14 Закона РФ «Об образовании»). Задача системы образования — социально-педагогическая и психологическая поддержка становления жизненного самоопределения детей и молодежи, формирования личностной,  семейной и социальной культуры.

Важным компонентом социального заказа является духовно-нравственное  воспитание  и развитие. Основополагающим документом, разработанным в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России», которая определяет идеологическую и методологическую основу разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Воспитательный компонент  федерального государственного образовательного стандарта общего образования представлен сейчас несколькими методическими документами. В их числе «Примерные программы воспитания и социализации обучающихся», «Требования к содержанию и условиям воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы начального и основного общего образования».

Наиболее выразительным и эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка, его духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей  является искусство - это музыка, танцы, литература, поэзия отображающие внутренний духовный мир художника, композитора, поэта, артиста, и знакомство детей с произведениями искусства, приобщает их к этому миру. Русский художник и педагог Павел Петрович Чистяков писал: «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, [искусство] есть продукт души, духа человеческого, искусство суть той стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле». В процессе воспитания очень важен выбор произведений искусства для разбора с учениками, так как нужно остерегаться передачи негативного духовного опыта детям. Эмоциональная насыщенность произведений искусства оказывает сильное воздействие на развитие духовного мира учащихся.

В развитии нравственных представлений детей и их духовного мира изобразительное искусство оказывает яркое эмоциональное воздействие и формирует у детей образное мышление.

Большие возможности для развития детского художественного творчества и формирования через него нравственных качеств обучающихся открывает система дополнительного образования детей. Эти возможности могут быть реализованы в составлении программ и методических разработок, направленных не только на обучающий, но и на воспитательный процесс, и предоставляют широкую свободу для детского творчества.

Россия – многонациональная страна с устойчивыми зонами культурного синтеза. Трудности сегодня возникают там, где пытаются подчинить одну общность другой, установить «иерархическую лестницу традиций». Там же, где культуры сосуществуют без желания навязать свое представление другим и одновременно без ксенофобии и самоизоляции, как правило, конфликтов на межнациональной почве не возникает. Весь исторический опыт доказывает, что русские люди никогда не жили изолировано от других наций и народностей. Основу мирного культурного диалога составляло уважение и великодушие.

Душа и разум человека должны быть в гармонии. Сегодня наше общество поражено массовой бездуховностью. Причину такого положения следует искать в недооценке воспитания и как социального явления, и как целенаправленного процесса, объектом которого является духовное, нравственное развитие детей. Именно воспитание определяется такими категориями, как ценности, отношение, поведение, мораль и нравственность.

Душевые переживания – механизма наращивания детьми душевного опыта, благодаря им идет присвоение ценностей. Еще И.А. Сикорский – один из основоположников педагогической психологии – на большом фактическом материале доказал принципиальную зависимость совершенствования интеллекта от чувств. «Чувство, – писал он, – стоит во главе душевных процессов, и всякое понижение чувства, даже простое неупражнение его, грозят человеку опасностью психического замедления, психической остановки или регресса» (Психологические основы воспитания и обучения. – Киев, 1909. – с. 15). Этот вывод позже был подтвержден исследованиями отечественных и зарубежных психологов, доказавших, что сознание человека ослабляет его природную способность к сопереживанию, так как оно переключает его на логический анализ ситуации и последующее принятие решения.

Что же такое воспитание?

Начнем с классического определения, данного в энциклопедии: «воспитание – целеустремленное и систематическое воздействие на воспитуемого с целью формирования у него определенного мировоззрения, нравственного поведения, выработки определенных черт характера и воли, привычек и вкусов, развития определенных физических свойств, умственных способностей и т.п.». И далее – «воспитание тесно связано с обучением; многие задачи воспитания достигаются главным образом в процессе обучения» (См. МСЭВ, т. 2, с. 615). Как видно из определения, воспитание связано, но не сводимо к обучению.

Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя в личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни.

Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия (в самом широком смысле этого слова), терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки.

Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
если на 10 лет вперед – сажай лес,
если же на 100 лет – воспитывай детей.
(Народная мудрость)

Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. «Счастлив мира обитатель только личностью своей» (Гете). Достичь уровня личности возможно при максимальном развертывании целостности ее индивидуальной сущности.

Между тем, духовность в воспитании не сводима к религиозной вере. Воспитание духовности, нравственности в современных детях означает приоритет «абсолютных», «вечных» или, как сейчас чаще говорят, общечеловеческих ценностей, в основании которых лежат смысложизненные ориентиры.

Учреждения дополнительного (сверхбазового) образования представлены Домами творчества, станциями юных натуралистов, центрами туризма и краеведения, досуговыми центрами, детскими библиотеками и спортивными секциями, детскими оздоровительными лагерями. Это своеобразные общности детей и взрослых, создающиеся на основе добровольного вхождения в них. Основным предназначением их является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных, воспитательных и образовательных потребностей школьников, создание условий для их творческого развития, более полного раскрытия индивидуальности каждого в свободно выбранной ими деятельности по интересам.

Воспитательная ценность учреждений дополнительного образования заключается в том, что они создают условия для обеспечения педагогически целесообразной, эмоционально привлекательной деятельности школьников, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Причем осуществляется это в разнообразных формах жизнедеятельности, включая игру, труд, познание, краеведение, спорт, художественное творчество, что позволяет ненавязчиво, со знанием дела прививать детям культуру отношений с окружающим их миром – социальным и природным.

К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с огромным потоком негативной и вредной для наших детей информации. Но мы должны научить их ограждать себя от псевдокультуры, и содержать в чистоте свой духовный мир. Важно говорить о том, что плохо, но еще важнее говорить о том, что хорошо, так как именно те примеры, которые мы разбираем с детьми запоминаются и находят эмоциональное отражение в их сознании. Мы не можем перегородить потоки негативной информации, но мы можем приложить все усилия, чтобы сформировать у подрастающего поколения представление о том, какое поведение является правильным и нравственным, что есть добро, что есть красота. И они научатся самостоятельно делать правильный выбор, защищать себя от отрицательного и разрушающего воздействия окружающей информационной и общественной среды.