«Развитие детей и проблемы организации нравственного воспитания»

Лазутина Елена Алексеевна

Во всех сферах современного общества происходит серьезная переоценка ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания, вместе с ним неминуемо меняется и образование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_organizatsii_nravstvennogo_vospitaniya.docx21.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дипкунская детская школа искусств»

Тындинского района

Доклад на тему

«Развитие детей

и проблемы организации нравственного воспитания»

Докладчик                                              преподаватель МБУДО «Дипкунская

                                                                          ДШИ» Тындинского района

                                                                                                Е.А. Лазутина

Дипкун

2016 год

Во всех сферах современного общества происходит серьезная переоценка ценностей, изменяется содержание общественного бытия и сознания, вместе с ним неминуемо меняется и образование.

Одной из главных задач перед образованием стоит задача по формированию рефлексивной, творческой личности.  Для этого нужен системный, комплексный подход со стороны педагогов. Многолетние исследования показывают, что полная реализация творческого потенциала человека проходит тогда, когда он выбрал профессию по своим способностям, склонностям, интересам. Поэтому перед родителями и педагогами стоит архиважная задача по выявлению природных задатков ребенка. При формировании же творческого потенциала ребенка необходимо, прежде всего, знать особенности одаренного ребенка.

Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью. Творчеством называют и продукт творческой деятельности.

Остановилась на творчестве, как продукте творческой деятельности не случайно. Все мы работаем в этом направлении и наша задача максимально научить и сформировать творческие навыки и творческую активность у детей, но никак не безразличие, нежелание, пассивность при исполнении музыкальных произведений. Научить их чувствовать музыку, а главное передавать эти чувства и  настроения в момент музицирования. Так как именно музыка, один из основных видов искусства, которое делает ребенка духовно богатым путем ее познания и владения….

Мы постоянно говорим о влиянии искусства на сознание учащихся, при этом невольно вспоминаются слова выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского: «Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут…»

Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В художественных произведениях искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы. Искусство дает огромный материал для познания жизни.

Встреча с произведениями искусства, бесспорно, не делает школьника сразу духовно богатым, эстетически развитым, но опыт эстетического переживания запоминается, оставляет неизгладимый след в душе ребенка. Наша задача воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развивать эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая вопрос эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьника, т.к. воспитание искусством преследует цель воздействия на внутренний мир ребенка, на его индивидуальное духовное богатство, которое определит его мировоззрение в будущем. В связи с этим становится совершенно понятно: для того, чтобы вести ребенка по пути творческого постижения искусства преподаватель должен четко знать как воздействует искусство, владеть основными навыками, художественными средствами и материалом.

Способности ребенка неодинаковы, и поэтому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства, а понятие любви к искусству приходит не сразу, а формируется в процессе познания. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы искусства.

Первичное освоение произведения искусства предъявляет специфические требования к формам организации восприятия. В связи с вышеизложенным мы должны отдавать отчет, что наиболее эффективна первая встреча ребенка с произведением искусства, желательно проходящая в форме свободного общения. Педагог должен предварительно заинтересовать детей, указывать на что обратить внимание и побуждать к самостоятельной работе. Таким образом, реализуя принцип единства организации классной, внеклассной, внешкольной и домашней работы. В последствии домашняя работа со своими более свободными формами постепенно должна стать органической частью учебных занятий. Главная задача преподавателя на уроке учить ребенка навыкам и приемам самостоятельной работы, уделять серьезное внимание первичному восприятию вне урока: индивидуальному просмотру и прослушиванию. Для большей стимуляции детской деятельности по активному восприятию можно использовать методы Лихачева. Эти методы призваны заинтересовать детей сюжетом произведения, художественными приемами, в нашем случае можно рассматривать средства музыкальной выразительности используемые автором. В процессе первичного восприятия в целях формирования в сознании школьников более ярких образов, общей картины произведения он предлагает привлекать исторический материал эпохи, дополнительные сведения об авторе произведения искусства, процессе его создания. Чтобы все это было доведено до сознание ребенка преподаватель, в первую очередь, сам должен владеть этой информацией и определенными навыками, чтобы не испортить первое впечатление со встречей с музыкальным произведением, заинтересовать, разъяснить, пробудить желание исполнить самостоятельно услышанное произведение. Я бы назвала этот прием «демонстрацией». Еще один эффективный метод – это выполнение исследовательских заданий  по сбору фактов, касающихся создания произведения, обсуждение с детьми спорных мест в произведении, непонятных ситуаций и терминов – все эти приемы активизируют восприятие, делают его более глубоким и полным, пробуждают устойчивый интерес, создают реальную основу для дальнейшей работы над произведением.

Второй этап постижения художественного произведения детьми Лихачев характеризует как организацию процесса «получения преподавателем обратной информации о глубине первичного усвоения учащимися материала и одновременно активностью духовного переживания детьми воздействия искусства», с целью выяснит, стало ли произведение искусства духовным достоянием школьника. Выяснить это возможно путем использования словесного описания сюжета, основной идеи, оценку композиции, средств музыкальной выразительности, находя созвучия с произведениями искусства слова или визуального образа.

Третий этап освоения произведения искусства учащимся, можно характеризовать как этап научного постижения художественной деятельности. «После того, как в сознании ребенка воссоздана художественная картина жизни во всей сложности, противоречивости и многообразии образов, возникает необходимость ее научного анализа. Благодаря глубокому проникновению учащихся в идейно-художественную сущность произведения становится возможным его использование для глубокого познания жизни, формирования мировоззрения, воспитания нравственности».

Учитывая эстетическую сущность искусства – эстетическое развитие ребенка, можно сделать вывод, что в рамках образовательной программы искусство является основным средством эстетического и нравственного воспитания, формирования художественного сознания учащихся. Эта мысль также отмечается в работах Б.М. Неменского, Б.Т. Лихачева, А.И. Бурова, педагогов по эстетическому воспитанию.

Используемая литература:

1. С.С.Зорин «Формирование творческих способностей школьников» статья из журнала «Искусство и образование» №3 2006 год .

2. Н.В. Шутова «Психологические возможности использования музыки в образовании» статья из журнала «Искусство и образование» №4 2007 год .

3. Е.Д. Павлова «Искусство как средство эстетического воспитания и формирования художественного сознания учащихся» статья из журнала «Искусство и образование» №5 2007 год .