"Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио во 2 классе»

Лазутина Елена Алексеевна

Выступление с докладом на тему "Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио во 2 классе». Тема очень актуальна на всех стадиях обучения детей музыкальному искусству.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Дипкунская детская школа искусств»

Тындинского района

Доклад на тему

«Развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио во 2 классе»

Докладчик                                         преподаватель МБУДО «Дипкунская

                                                                    ДШИ» Тындинского района

                                                                                  Е.А. Лазутина

Дипкун

2016 год

Сольфеджио — самая черновая

и одновременно самая великая

из дисциплин музыканта.

Она посвящена самому главному

ее инструменту, музыкальному слуху

И.И. Земцовский

                                                   Картинки по запросу

Изалий Иосифович Земцовский — российский музыковед-фольклорист. Доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор. Член Общества этномузыкологии, Международного совета народной музыки при ЮНЕСКО. 

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки определяют собой лишь возможности, и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появление и развитие тех или иных способностей.

Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут.

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство и музыкальная память. Теплов в своей работе расчленяет понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основными носителями смысла являются звуковысотное и ритмическое движения, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности можно выделить те музыкальные способности, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.

Музыкальный слух включает в себя несколько видов:

– мелодический,
– звуковысотный,
– полифонический,
– гармонический,
– внутренний (музыкально-слуховые представления),
– тембро-динамический.

Звуковысотный слух – по словам Теплова «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты».

– На развитие высотного слуха в значительной мере влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к процессу обучения можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства.
– Чтение с листа с предварительным анализом и определением мелодических и ритмических сложностей, интервалов, аккордов и.т.д.
– Написание мелодических и устных диктантов.

Курс «сольфеджио» является практической дисциплиной. На уроках сольфеджио у учащихся вырабатывается определенная система знаний и навыков.

Одним из основных навыков является правильное выразительное пение. Способность воспроизводить и распевать звуки – природный фактор, тем не менее, в силу ряда причин, в последнее время дети поют меньше и хуже.

Пение на сольфеджио было, есть и будет неотъемлемой частью в развитии музыкальных способностей детей. Пение цепочек ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов залог чистой интонации, они формирует слух, подготавливают музыкально-слуховую базу. Физические ощущения при работе голосового аппарата и многократное вслушивание в свое пение способствуют запоминанию. Таким образом – роль вокально-интонационных упражнений в процессе формирования и развития музыкального слуха очень велика.

Из вышеизложенного следует, что одним из важных элементов – развитие музыкального слуха на уроках сольфеджио. Приходя в музыкальную школу уровень музыкальности детей очень разный. Одни дети с хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как могут воспроизвести два-три звука. В связи с чем, на уроках сольфеджио ставлю перед собой задачу развить музыкальный слух любого ребёнка, пришедшего к нам в школу, научить детей петь, обратите внимание, не поставить голос, а именно петь, с целью безотрывно слушать себя при пении, все время анализировать его с разных точек зрения: точности высоты по отношению к строю, протяженности, штриховки, силы звука.

Занятия по сольфеджио направлены на развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха. На начальном этапе, с первого класса, для развития мелодического слуха применяю следующие формы работы:

  1. Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней, интервалов.
  2. Метроритмические упражнения.
  3. Пение с листа одноголосных примеров.
  4. Запись одноголосных диктантов.
  1. В образовательной программе по сольфеджио пение гамм, ступеней, заучивание мелодий относится к разделу вокально-интонационных навыков, и в соответствии с этим изучение гамм ведётся от простого к сложному, а именно от количества ключевых знаков от 1 до 7, с первого по седьмой класс. На пении гамм и ступеней строится развитие интонационных навыков. В течение первого года обучения была поставлена задача научить детей слушать свой голос, слушать инструмент, слушать голос учителя и при этом самому петь.

В решении этой задачи использую пение ступеней по болгарской столбице.

I – II – III ступень, III – II – I;

I – II – III – IV – V и обратно, затем I – VII – I;

опевание VII – II – I.

И всё это пропевается в удобной для детей тональности. Посещая уроки хорового пения «Гудошники» особенно приобретают вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, артикуляция) необходимые для чистого интонирования.

  1. Работа над метроритмом очень интересна для учащихся первых и вторых классов, т.к. дает возможность расслабить мышцы, похлопать в ладоши.

Ход игры:

1 этап: Детям раздаются заготовки с ритмическим рисунком. В первую очередь мы разбираем особенности ритма в данном размере, затем прохлопываем данные на карточке используем ритмослоги «дон» - на четвертную длительность, и «ди-ли» - на восьмые длительности. Как только ритмический рисунок проработан мы переходим к исполнению его на шумовых инструментах. Затем мы проделаем эту работу еще раз, но уже с музыкальным сопровождением.

  1. Пение с листа одноголосных примеров

В чтении с листа, полученные знания, умения, навыки сливаются во едино, подчиняются одной цели. При этом выявляются разные свойства музыкального слуха. Степень владения навыками, полученными при комплексном подходе на уроках сольфеджио, специальности, музыкальной литературы определяют в конечном итоге уровень развития музыканта, готовности его к самостоятельной работе.

Для чтения с листа необходимо:

- уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента;

- интонировать простые интервалы;

    - иметь навыки в чтении ритмических фигур.

Чтение нот с листа с точки зрения физиологии и психологии человека – сложный процесс, в результате которого зрительные раздражения должны переработаться в слуховые представления по схеме: «вижу» – «пониманию» – «мысленно представляю» - «воспроизвожу». Чтобы выработать устойчивые навыки чтения нотного текста с листа необходимы систематическая тренировка, а также постепенность в наращивании трудности исполняемого материала.

Перед пением с листа делаем анализ мелодий, т.е. проводим зрительный охват: тональность, размер, движение звуков, ритмический рисунок, фразы (повтор, не повтор). На начальном этапе хорошо помогает счёт. Ученику предлагается сказать: сколько нот на доли, что позволяет не затягивать темп и видеть последующую ноту, осмысливать ритм и в целом комбинации любой сложности по долям.

4. Запись одноголосных диктантов.

Это наиболее трудная форма работы, и потому, что бы ученики не боялись необходимо их соответственно настроить. Прежде чем писать мелодический диктант, нужно научить ученика устно пропревать коротенькие мотивы из двух тактов, при этом запомнить мелодию и в дальнейшем спеть её нотами. С увеличением количества тактов (до 8) вводится понятие «период». На первых порах это период повторного строения из 2-х или 4-х фраз. Предварительно нужно обязательно проанализировать диктант: определить размер, с какой ступени (ноты) начинается, сколько тактов, какие повторяются, ритм, трудности, интонационные обороты.

Комплекс способностей, требующихся для занятия именно музыкальной деятельностью, который называют музыкальностью, конечно, не исчерпывается этими способностями. Но они образуют основное ядро музыкальности, а сущность музыканта – это его музыкальность. Под музыкальностью принято понимать способность «омузыкальненного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Как было установлено Борисом Михайловичем Тепловым, «музыкальность – это способность чувствовать эмоциональную выразительность звукового движения: способность произвольно оперировать музыкально-слуховыми представлением; способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его». Обычно говоря о наличии музыкальности у того или иного ученика, педагоги обычно подразумевают, наличие у него музыкального слуха, связанного с более или менее тонким различением звуков по высоте. Основной признак музыкальности – переживание музыки как выражение некоторого содержания. «Меня волнует все, что происходит на белом свете, – политика, литература, люди, – писал о себе Р.Шуман, – обо всем этом я раздумываю на свой лад, и затем все это просится наружу, ищет своего выражения в музыке». Абсолютная не музыкальность (если таковая вообще возможна) должна характеризоваться тем, что музыка переживается просто как набор звуков. Чем больше учащийся слышит в звуках, тем более он музыкален. Способность осознанно и эмоционально отзываться на музыку должна составлять центр музыкальности и являться наиболее значимым центром музыкальной одаренности ученика.