Образовательная программа дополнительного образования детей "Аккомпанемент"2015г.

Главной задачей музыкальных школ является всестороннее развитие детей, формирование музыкальной культуры как части  общей культуры.Ив этой части приближение обучения игре на инструменте к запросам учащихся и их родителей ( обучение игре по слуху,развитие навыков аккомпанемента и  музицирования) соответствует нацеленности основной массы учащихся на музыкальное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akkompanement_2015.docx76.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №19» Советского района г.Казани

Рассмотрено                           Согласовано                         Утверждаю

на методическом совете                     Зам. директора по УВР                      Руководитель

Зав. метод. отделом                            МБУДО  «ДМШ №19»                         МБУДО«ДМШ№19»            МБУДО«ДМШ№19»

________Усенкова Е.С.                          ________   Ханова Т.В.                     _______Н.С._Сайфутдинова

Протокол№1 от «__ » _  2015 г.      «__ » _____        2015 г.               Приказ __ от «__»___2015 г.

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

«Аккомпанемент»

Для учащихся 6,7 классов (от 12 лет)

Сроки реализации 2 года

Автор: Гудошникова М.А.

                                                          2015

Содержание

I.Пояснительная записка____________________________________3

II. Учебно-тематический план : 6 класс (1-ый год обучения)_____9__

III. Содержание программы_______________________________10_

IV.  Учебно-тематический план:7 класс( 2-ой год обучения)____13

V . Содержание программы ______________________________13

VI. Требования к уровню подготовки ______________________15

VII. Формы и методы контроля_____________________________16

VIII .Методическое  обеспечение____________________________17

 IX.Примерные репертуарные списки_______________________18

X.Учебная литература____________________________________25_

XI. Методическая литература________________________________26

 I.Пояснительная записка

Главной задачей музыкальных школ является всестороннее музыкальное развитие детей, формирование музыкальной культуры учащихся как части общей культуры. Поэтому данная программа имеет художественно-эстетическую направленность.

В последние годы основной моделью современной педагогической науки является концепция развивающего обучения. В процессе обучения происходит интенсивное и всестороннее развитие способностей учащихся. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности ребенка. Перемены, происходящие в педагогической науке  в значительной степени затронули образование и культуру. Современная тенденция к вариативности в образовании позволяет устранить накопившиеся противоречия, приводившие к торможению его развития. Основной задачей здесь является приближение обучению игре на инструменте к запросам учащихся и их родителей(игра по слуху, развитие навыков аккомпанирования поющему и пения под собственный аккомпанемент, развитие навыков музицирования),что соответствует нацеленности основной массы учащихся на общемузыкальное развитие.

Непосредственно воздействуя на эмоциональную и нравственную сферу ребенка, музыкальное искусство играет огромную роль в формировании творчески мыслящей, духовно богатой личности. Музыкальная педагогика накопила богатейший опыт выдающихся педагогов – пианистов в области всестороннего музыкально – художественного развития учеников. Блестящие образцы развивающей педагогики представляют собой творчество мастеров русской и советской фортепианной школы: А.Г. и Н.Г. Рубинштейнов, В.И.Сафонова, А.Н.Есиповой, Н.С. Зверева, Ф.М.Блуменфельда, К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза, Л.В.Николаева, А.Б. Гольденвейзера и других

Разработка данной программы вызвана необходимостью дополнить существующие типовые программы дополнительными темами без увеличения количества учебных часов, что предполагает более интенсивный темп освоения учебного материала. Программа рассчитана на двухгодичный срок обучения учащихся 6,7 классов фортепианного отделения.

Для того, чтобы заинтересовать обучением, приблизить его к индивидуальным способностям и возможностям учащихся, необходимо определить наиболее интересные формы деятельности.

 Аккомпанемент, наряду с ансамблем, является одной из интересных  форм музицирования, способствующей формированию образованного, мыслящего, творчески инициативного музыканта. Соответственно целью программы является создание условий  для формирования устойчивого интереса у учащихся к особому виду творчества –аккомпанированию голосу или другому инструменту.  

Задачи программы: 

Обучающие:

обучить практическим  умениям и навыкам коллективного    музицирования (умению аккомпанировать солисту);

научить передавать единый замысел композитора, соблюдая ритмическое и темповое соответствие, взаимодействию с партнером;

научить гибко реагировать на изменение фактуры, подхватывать партию партнера в непредвиденных случаях;

уметь непрерывно вести линию аккомпанемента;

научить понимать структурные закономерности музыкального языка;

дать основные навыки домашнего музицирования.

Развивающие:

развитие основных музыкальных способностей   (гармонический, мелодический, полифонический, тембро-динамический слух)

развитие чувства ритма и более сложные метро – ритмических категорий, (агогика, пауза и др.)

способствовать  развитию аналитической, логической, рациональной памяти.

развитие образного мышления учащихся воображения, способствование формирование обобщённых музыкальных понятий.

развить навыки непрерывного чтения нот, внимания.

физическое развитие (двигательные навыки, координация движений, выносливость).

Воспитательные:

воспитание интереса к музыкальному искусству;

воспитание черт характера (трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, пунктуальность, доброжелательность),

воспитание музыкального вкуса, самостоятельности суждений, личной активности,

Для достижения цели и реализации задач данной образовательной программы используются следующие методы обучения:

-словесный (объяснение, рассказ, беседа)

-наглядный (показ, демонстрация, наблюдение)

-практический (творческие воспроизводящие упражнения)

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося.

Программа «Аккомпанемент» составляет единый комплекс с предметом «Фортепианный ансамбль», тесно интегрируя со специальным инструментом «Фортепиано», а также предметами музыкально-теоретического и музыкально-эстетического циклов. В классах аккомпанемента в детских музыкальных школах следует ставить и исполнительские задачи. При этом следует особо подчеркнуть , что партия фортепиано в аккомпанементе является подчиненной законам ансамблевого исполнения , служит не только гармонической и ритмической опорой солисту,но также и углублению содержания исполняемого произведения.

Учащийся должен ознакомиться с звучанием фортепианной партии, тембром, педализацией, динамикой в ходе работы с солистом-певцом, солистом-инструменталистом. Во время занятий над вокальными произведениями учащийся получает сведения о классификации певческих голосов, их тесситуре  и диапазоне,

Особое внимание уделяется синтезу литературного текста и музыки . Необходимо познакомить учащихся с процессом разучивания вокальных партий  с певцом- иллюстратором.

Раздел инструментального аккомпанемента ставит своей целью ознакомить учащихся с о спецификой инструментальной музыки, с лучшими образцами инструментальной литературы русских, зарубежных и советских композиторов. Занятия проводятся при участии иллюстратора. Часть времени отводится на систематическое ознакомление с литературой в порядке чтения с листа.

В самом деле, педагоги – практики знают, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, является незаменимой, с точки зрения выработки технических навыков и умений, необходимых для сольного исполнения. Еще важнее то, что ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, это искусство вести диалог с партером, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается музыкантом, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на фортепиано.  

Одной из задач педагога класса аккомпанемента является развитие умения подбирать по слуху несложные мелодии, привитие навыков транспонирования на полтона выше или ниже, знакомство учащихся с приемами чтения с листа нетрудных вокальных и инструментальных произведений.  Аккомпанемент является одним из любимых предметов у учащихся ДМШ. На уроках по аккомпанементу ученики знакомятся с различными музыкальными инструментами , спецификой их звучания, техническими возможностями, приемами звукоизвлечения, учатся различать тембры голосов ,узнают их диапазон, звуковые возможности и особенности. Уроки аккомпанемента позволяют приобрести новые исполнительские навыки, расширить репертуарные рамки. воспитать художественный вкус и чувство стиля, а главное – развить умение слушать и создавать единый художественный образ произведения вместе с иллюстратором.  Основу репертуара составляют произведения русских и зарубежных композиторов, произведения современных авторов, в том числе на татарском языке , разнообразные по стилю, форме, содержанию, которые воспитывают в молодых музыкантах тонкий художественный вкус. Строгая простота фактурного изложения в партии сопровождения классических произведений даёт возможность учащемуся сконцентрировать своё внимание на аккомпаниаторских задачах.

 Практика аккомпанемента позволяет любому, даже технически мало продвинутому ученику, ощутить себя за инструментом уверенно, почувствовать вкус публичного выступления При выборе репертуара следует помнить, что новые задачи, стоящие перед учеником, предпочтительнее решать вначале на более легком репертуаре. В работе над репертуаром педагог может добиться различной степени завершенности исполнения музыкальных произведений. Некоторые из них могут быть изучены с обязательной домашней проработкой. Часть репертуара проходится эскизно. Навыки аккомпанемента могут пригодиться в повседневной музыкальной практике (художественная самодеятельность, домашний досуг и т.д.) как музыканту – профессионалу, так и музыканту-любителю.

Целью обучения детей в музыкальной школе является подготовка не только будущих исполнителей-профессионалов, но и музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, аккомпанировать. Для значительного числа выпускников ДШИ музыка, не став основной специальностью, останется их любимым увлечением, а практические навыки, приобретенные ими в процессе обучения аккомпанементу, помогут свободно музицировать в кругу семьи или других любителей музыки

Существующие сегодня программы по «Аккомпанементу», требуют новых подходов и методов обучения к образовательному процессу с позиции современных условий работы учреждений дополнительного образования. Моя программа, обобщает накопленный педагогический опыт, который сочетает традиции и инновации. .

Новизна программы  заключается  в том, что я обобщила накопленный педагогический опыт отечественных педагогов  И.Е. Домогацкой, И. Визной, О. Геталовой, А.Е. Миркиной, свой опыт работы,  к   учебному плану нашей школы, уделила внимание развитию навыков подбора аккомпанемента по слуху.  

Актуальность программы  состоит в том, что навыки аккомпанемента особенно востребованы в настоящее время (в художественной  самодеятельности, домашнем досуге и т.д.) как  музыканту профессионалу, так и музыканту – любителю.

Педагогическая целесообразность образовательной программы имеет развивающий характер обучения. Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков учащихся, в том числе и как аккомпаниаторов. Опыт работы показал, что подобная форма способствует расширению музыкального кругозора детей, обогащению их духовного мировоззрения, развитию художественного вкуса, а главное повышает их интерес к музицированию на фортепиано

 Для успешной реализации программы необходимо:

  • наличие в школе квалифицированных специалистов, имеющих практический концертмейстерский опыт, работавших с различными инструментами, голосами, знающих обширный репертуар, представляющих его сложности и особенности, а также владеющих методикой преподавания данного предмета;
  •    наличие в школе квалифицированных иллюстраторов (солистов), чья профессиональная заинтересованность и исполнительский опыт помогут учащимся в работе по этому предмету;
  •   работа по самостоятельному подбору и изучению материала. Систематизирование его по уровню сложности и по видам фактуры; по жанровым и стилевым особенностям, что упростит подбор репертуара для каждого конкретного ученика, учитывая его игровые возможности и музыкальное развитие.

Программа составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащегося

Описание материально-технических условий

реализации учебного предмета

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие материально-технические условия:

  • учебное помещение (класс), соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади и уровню освещения, температурному режиму;
  • музыкальные инструменты – фортепиано
  • стулья различной высоты, соответствующие росту учеников;
  • подставки на сидения, если не хватает разновысоких стульев;
  • аудио- и видеоаппаратура.

Дидактический материал:

  • научная и специальная литература;
  • репертуарные сборники, нотные сборники;
  • таблицы музыкальных терминов;
  • видеозаписи, аудиозаписи.             

Психолого-педагогическое сопровождение образовательной программы:  

  • дневник учащегося;
  • индивидуальный план учащегося;
  • журнал преподавателя;
  • общешкольная ведомость.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видео записями концертов и конкурсов.

                           

В результате прохождения курса

учащиеся должны уметь:

  •  исполнить /спеть/ песню с простейшим сопровождением /аккомпанементом/.
  • видеть главное в музыкальной ткани произведения, читать различные виды фактуры и грамотно облегчить фактуру аккомпанемента в трудных местах;
  • непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-нибудь поправок и остановок;
  • «идти» за солистом, следить за его «дыханием», темповым отклонением, динамикой;
  • транспонировать нетрудные аккомпанементы
  • уметь подбирать  фортепианное сопровождение нетрудным песням

учащиеся должны знать:

  • особенности творчества композиторов изучаемых       произведений;
  • различные жанры, стили произведений;
  • основные принципы аккомпанемента.

учащиеся должны освоить следующие типы аккомпанементов:

  •  гармоническая поддержка;
  • чередование баса и аккорда;
  • аккордовая пульсация;
  • гармонические фигурации;
  • аккомпанемент смешанного стиля;
  • дублирование вокальной партии;
  • отклонения от вокальной партии

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, почувствует радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе аккомпанемента дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства – это не должно смущать педагога, все можно выправить дальнейшей работой. Ценно другое – преодолен рубеж, разделяющий солиста и аккомпаниатора, пианист почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.

                               

                           

II. Учебно-тематический план

 Срок реализации программы - 2 года.

Возраст детей.участвующих в реализации программы: 12-17 лет.

Форма занятий- урок , индивидуальный.

Продолжительность урока и количество учебных недель-6-ой класс- 0,5 часа; 7-ой класс-0,5 часа; один раз в неделю; 36 рабочих недель.

                                         

I год обучения VI класс

                                       6

 класс 6 6666666

                       Учебно-тематический план I года обучения

6 класс; отделение «Специальное фортепиано»

Наименование тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1.

Введение в предмет

( организационный урок)

1

-

2.

Чтение с листа

0,5

3

3.

Работа над произведениями

  • штрихи
  • технические трудности
  • исполнение сольных эпизодов в фортепианной партии
  • работа над выразительным смыслом музыкальных интонаций
  • ритм
  • педализация
  • динамика

0,5

5

4.

Аккомпанемент в песнях: формы

  • куплетная
  • период;
  • сквозное развитие;

0,5

2

5.

 Подбор и  транспонирование  музыкальных произведений

0,5

2

6.

Репетиционно-концертная работа

1

2

ВСЕГО ЗА ГОД

18

4

14

  III .СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Обучение предмету «Аккомпанемент в класс фортепиано» должно быть целенаправленным и систематизированным. Подбор учебного материала следует делать с учетом игровых возможностей ученика, его технической и музыкальной оснащенности, а также с учетом постепенного усложнения фактуры фортепианного сопровождения.

В процессе обучения учащийся должен получить навыки простого (элементарного) аккомпанемента голосу и инструменту.

  1. Работа над аккомпанементом к вокальной музыке.

В начале работы над аккомпанементом к вокальным произведениям учащемуся необходимо дать сведения о тембрах человеческих голосов и их особенностях, понятия вокального диапазона и тесситуры. Ученику необходимо объяснить, что любой человеческий голос имеет в своем диапазоне по-разному звучащие звуки. Если, например, сопрано опускается на ре и ми первой октавы, то голос солиста звучит не так ярко и звонко, как на этих же нотах октавой выше, и такие тесситурные особенности есть у каждого тембра голоса.

Практика. Работа над аккомпанементом к вокальным произведениям имеет свои особенности, так как содержание вокального произведения раскрывается не только через музыкальные, но и через поэтические образы, через соединение звука и слова. Так как человеческий голос является самым тонким и гибким из всех музыкальных инструментов, то и аккомпанемент ему должен быть тонким, гибким и бережным.

При изучении вокального произведения необходимо, прежде всего, осмысленное и, по возможности эмоциональное прочтение литературного текста. Текст помогает уяснить художественную задачу произведения. В работе с учащимися над аккомпанементом к вокальным произведениям следует добиваться досконального знания ими партии солиста: мелодии, слов, цезур, места кульминации, смысловых акцентов. Необходим также анализ фортепианной партии: определить вид фактуры, ритмические особенности, аппликатурные сложности (или закономерности), ладовые особенности.

  1. Работа над аккомпанементом к инструментальным произведениям.

В начале работы над аккомпанементом к инструментальным произведениям необходимо дать учащемуся сведения об инструменте, которому ему предстоит аккомпанировать. Это, прежде всего, сведения о тембре, диапазоне, настройке, технических и звуковых возможностях инструмента. Учащийся должен знать, что при аккомпанементе скрипке сила звука фортепиано может быть больше, чем при аккомпанементе альту или виолончели; сила звука при аккомпанементе кларнету, флейте может быть больше, чем при аккомпанементе гобою; домре надо аккомпанировать ярче, чем балалайке и т.д. Однако, у каждого инструмента, как и у человеческого голоса, есть регистры, звучащие более ярко и более тускло, есть приемы игры, которые предполагают особые тембры (сурдина, пиццикато). Начинающий концертмейстер должен об этом знать.

Практика. В работе над аккомпанементом к инструментальным произведениям от учащихся следует добиваться досконального знания партии солиста, места кульминации. Необходим анализ фортепианной партии: определить вид фактуры, ритмические и темповые особенности, смену тональностей (если таковые имеются), аппликатурные проблемы.

  1. Работа над трехстрочной партитурой.

Для преодоления боязни охвата непривычной трехстрочной партитуры, полезно поиграть строчку солиста и басовую партию фортепиано, расширяя, таким образом, привычный угол зрения (от 2-х до 3-х строчек).

Практика. Необходимо определить характер музыки, интонационный строй мелодии, местонахождение кульминации, динамический план. Вокальный жанр предполагает знакомство со словами.

  1. Ансамблевое исполнение.

Взаимосвязь с иллюстратором. Оговаривается рабочий (временный темп), в котором ученик успевает выполнить необходимые цезуры, паузы, кульминации, смысловые акценты, динамические оттенки.

Практика. 

  1. Проигрывание партий, работа по цифрам, совместное исполнение, работа над фразировкой, динамическими оттенками, педалью.

       5. Подбор по слуху 

Развитие навыков исполнения гармонических структурT-D-T/ T-S-T/ T-S-K-D7-T и навыков гармонизации: исполнение левой рукой терциями  упражнения «Качели» на главных ступенях лада T-S-T-D-T или T-D-T-S-T;  Исполнение мажорных гамм в восходящем и низходящем движении в полном виде с аккомпанементом –терциями. А в дальнейшем-квинтами и трезвучиями.  Исполнение минорных гамм с аккомпанементом в двух вариантах гармонизации верхнего тетрахорда: T-D-VI-T или T-D-VI-III

Освоение  различных фактурных вариантов в мажоре   в ритме польки, вальса, рок-н-ролла. Транспонирование знакомых мелодий.

 

  Годовые требования.

В течение учебного года каждому ученику шестого класса рекомендуется пройти 4-5 разнохарактерных произведений различного жанра.

Для учета успеваемости используются уже сформировавшиеся формы проверки: контрольные уроки, зачеты,  концерты, классные вечера, с приглашением на них преподавателей отделения.  

                                             

Формы проверки 1 полугодие. Контрольный урок (в классе)  

1-2 произведения

П полугодие: Экзамен (на сцене) 1-2 произведения.

Примерные программы для переводных экзаменов из 6- го в 7-ой     класс

Вокальные произведения

  1. вар. Алябьев. Я вас любил. Сл. А.Пушкина

2 вар.Р.Яхин «Энилэр» Сл. М. Нугмана

Скрипка

          1вар. Л.Бетховен «Рондо» D-dur

 2вар.      К.Дварионас  «Вальс»

  2 год обучения (VII класс)

  IV. Учебно-тематический план  2-го года обучения

7-ой  класс; отделение «Специального фортепиано»

наименование тем

всего часов

количество часов

теория

практика

1.

Организационный урок

1

-

2.

Знакомство с произведением и работа над ним

  • штрихи
  • технические трудности
  • исполнение сольных эпизодов в фортепианной партии
  • работа над выразительным смыслом музыкальных интонаций
  • ритм
  • педализация
  • динамика

0,5

3

3.

  • Аккомпанемент в песнях, усложнение аккомпанемента:
  • Основные басовые звуки, гармоническая поддержка
  • Бас-аккорд, чтение по вертикали
  • Бас-арпеджио, чтение по горизонтали
  • Смешанный ритмический рисунок

0,5

3

4.

  • Типы фактур и аккомпанемента:
  • Двухдольная аккордовая4
  • Трехдольная –вальсовая 3/8, 6/8;

0,5

2

5.

  • Аккомпанемент фортепиано с другими инструментами:
  • вступление
  • заключение
  • диалог с первой партией

0,5

2

6.

Подбор и транспонирование  музыкальных произведений

0,5

2

7.

Репетиционно-концертная работа

   0,5

         2

Всего за год

18

4

14

V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Работа над различной фактурой аккомпанемента.

Фактура может быть густой и плотной, а может быть прозрачной и разреженной. Именно это обстоятельство иногда играет решающую роль в поисках звукового баланса между солистом и концертмейстером. Аккордовая фактура всегда более массивна, нежели фигурационная. Но не надо забывать, что одним из элементов фактуры, ее качественной стороной является регистр. Одни и те же фигурации или аккордовые комплексы в разных регистрах звучат по-разному: низкий регистр у рояля очень звучный, насыщенный, верхний не обладает таким количеством обертонов, они быстрее гаснут, а значит сопровождение менее перегружено. Практика. Определить вид фактуры, ее насыщенность, возможные трудности: полифоничность фактуры, густота аккордовых комплексов, «далекие» басы, аппликатурные проблемы (возможен сразу подбор аппликатуры).

  1. Работа над темпом произведения.

Большую роль в составлении целостной музыкальной картины играет темп произведения. У начинающего концертмейстера помимо проблемы создания звукового баланса с солистом есть еще и проблема ритмического, агогического, а иногда и физического совпадения с солистом. Самая большая ошибка неопытных концертмейстеров: услышал - сыграл, а это значит опоздал. Предслышал солиста (как дирижер - оркестр) - и сыграл вовремя. Значит вместе. Чаще всего несовпадение с солистом бывает в самых простых аккомпанементах (бас - аккорд, ровные аккорды или бас - простая фигурация).

Практика. Отрабатывать в аккомпанементах с аккордовой фактурой слуховое и зрительное внимание. Глаза читают вперед аккорд следующего такта, они «узнают» зрительно его структуру, интервалику, но слух должен заставлять руку додерживать аккорд всю положенную длительность. В аккомпанементах с разложенной фактурой необходимо внимательно слушать, чтобы не было временного зазора между последним звуком фигурации и следующим басовым звуком.

  1. Работа над музыкальным произведением.

Рассказ о данном произведении, его авторе. Общая характеристика музыкальных образов, форма произведения. Анализ музыкального текста, сопоставление фраз, мотивов. Разнообразие выразительных средств: динамика, агогика, артикуляция, тембровые сопоставления. Тесная работа и взаимосвязь с иллюстратором.

Практика. Знакомство с произведением в виде исполнения иллюстратора с преподавателем. Беседа об авторе произведения, эпохе. Разбор нотного текста. Работа над трудными местами. Совместное исполнение с иллюстратором.

  1. Ансамблевое исполнение.

Взаимосвязь с иллюстратором. Работа над заучиванием партий, фразировкой, динамикой, темпом.

Практика. Проигрывание партий, определение характера музыки, местонахождение кульминации, динамических и агогических оттенков. Поиск звукового баланса в обстановке класса, концертного зала. Также оговариваются возможные отступления солиста от текста в концертной обстановке.

  1. Подбор по слуху 

Дальнейшее развитие навыков исполнения гармонических структурT-D-T/ T-S-T/ T-S-K-D7-T и навыков гармонизации мажорных и минорных гамм и мелодий с использованием в аккомпанементе обращений трезвучий главных ступеней и доминантсептаккорда. Игра модуляций и отклонений в тональности III и IV ступеней. Транспонирование. Освоение  различных фактурных вариантов инструментальных жанров песенной природы (колыбельная, романс, баллада). Аккомпанемент к народным песням и танцам.

Годовые требования.

В течение учебного года каждому ученику седьмого класса рекомендуется пройти 4-5 разнохарактерных произведений различного жанра.

                                         Формы проверки

I полугодие. Контрольный урок (в класс)  1-2 произведения

II полугодие: Экзамен (на сцене) 1-2 произведения.

 

Примерные программы.

Вокальные произведения

1вар.Глинка. В крови горит огонь желанья… сл. А.Пушкина

2 вар. Р. Яхин «Прекрасный город мой» сл.Р.Байтимирова

               

 Скрипка

             1вар.Х.Глюк «Гавот»

        2 вар. Пьяцолло. Либертанго

               

          VI. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства:

  • учащиеся должны уметь проанализировать и исполнить партию солиста и партию аккомпанемента;
  • сбалансировать звучание аккомпанемента по отношению к  солирующей партии, ясно и звучно исполняя басовую партию;
  • уметь оперативно реагировать на непредвиденные сбои (умение «подхватить» солиста);
  • транспонировать нетрудные аккомпанементы.
  • видеть главное в музыкальной ткани произведения, читать различные виды фактуры и грамотно облегчить фактуру аккомпанемента в трудных местах;
  • непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе каких-нибудь поправок и остановок;
  • «идти» за солистом, следить за его «дыханием», темповым отклонением, динамикой;
  • транспонировать нетрудные аккомпанементы

учащиеся должны знать

  •   особенности творчества композиторов изучаемых произведений;
  • различные жанры, стили произведений;

 освоить  следующие типы аккомпанементов :

  • гармоническая поддержка;
  • чередование баса и аккорда;
  • аккордовая пульсация;
  • гармонические фигурации;
  • аккомпанемент смешанного стиля;
  • дублирование вокальной партии;
  • отклонения от вокальной партии

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, почувствует радость общего порыва, объединенных усилий, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе аккомпанемента дали принципиально важный результат. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства – это не должно смущать педагога, все можно выправить дальнейшей работой. Ценно другое – преодолен рубеж, разделяющий солиста и аккомпаниатора, пианист почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства

VII. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

               

 Для учета успеваемости используются уже сформировавшиеся формы проверки: контрольные уроки, зачеты,  концерты, классные вечера, музыкальные спектакли с приглашением на них преподавателей отделения

Основными видами контроля успеваемости являются:

  • текущий контроль
  • промежуточная аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

         

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

  • отношение обучающегося к занятиям, его старания и прилежность;
  • качество выполнения предложенных заданий;
  • инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы;
  • темпы продвижения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который проводится преподавателем, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития обучающегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки и зачеты, проводимые с приглашением комиссии.

Форма проверки - дифференцированная (с оценкой).

При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к выступлению на зачете. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация (по решению заседания методической секции народного отделения).

 Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на предмет «Аккомпанемент в классе фортепиано».

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

В критерии оценки уровня исполнения входят следующие составляющие: техническая оснащенность учащегося на данном этапе обучения, художественная трактовка произведения, стабильность и выразительность исполнения.

Контроль за успеваемостью в рамках промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе в конце первого полугодия учебного года путем проведения контрольного урока и зачета в конце второго полугодия (май) в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Аккомпанемент в классе фортепиано».

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

         VIII. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Работу с учеником необходимо выстраивать по этапам в зависимости от трудностей аккомпанемента и восприимчивости ученика. Этапы работы могут менять свою очередность, а также варьироваться своей продолжительностью, в зависимости от успешности работы.

Знакомство с произведением. Для ученика, впервые пришедшего на урок по аккомпанементу, знакомство с произведением должно состояться в виде исполнения иллюстратора (солиста) с преподавателем. Часто именно эти мгновения становятся важными для дальнейшего обучения, формируют первый интерес к предмету, заражают радостью и удовольствием от совместного исполнения.

Изучение партии солиста. Необходимо определить характер музыки, интонационный строй мелодии, местонахождение кульминации, динамический план. Вокальный жанр предполагает знакомство со словами, с поэтическим смыслом, общим эмоциональным настроем, с певческой тесситурой .Желательно вокальную или инструментальную партию знать на память.

Знакомство с фортепианным сопровождением. Определить вид фигуры, ее насыщенность, возможные трудности: полифоничность фактуры, густота аккордовых комплексов, «далекие» басы, аппликатурные проблемы (возможен сразу подбор аппликатур).

Работа над трехстрочной партитурой. Для преодоления боязни охвата непривычной трехстрочной партитуры, полезно поиграть строчку солиста и басовую партию фортепиано, расширяя, таким образом, привычный угол зрения (от 2-х строчек до 3-х).

Исполнение с солистом. Носит характер «первой примерки»: «А как это вообще звучит?». Постепенно выстраивается звуковой баланс на «р», на «mt», на «t», оговаривается рабочий (временный) темп, в котором ученик успевает выполнить необходимые цезуры, паузы, кульминации, смысловые акценты, агогические и динамические оттенки.

Предконцертное исполнение: (репетиция на сцене). Самым основным  моментом этого этапа является поиск звукового баланса в обстановке концертного зала – приспособление к роялю, к особенностям акустики; также оговариваются возможные отступления солиста от текста в концертной обстановке.

Концерт – итог проделанной работы. Именно в обстановке концерта ученик сможет оценить и проверить приобретенные концертмейстерские навыки.

За время обучения желательно сформировать у ученика навыки аккомпанирования самому себе и другим исполнителям, а также умение читать с листа.

IX .Примерные репертуарные списки  6 класс

Вокальная музыка русских и зарубежных композиторов

 

Абаза А., Утро туманное

Бах И.С. Ария из кантаты №144,20

Булахов П. В минуту жизни трудную

Булахов П. Гори, гори моя звезда

Булахов П. Не пробуждай воспоминаний

Булахов П. Нет, не люблю я вас

Варламов А. Белеет парус

Варламов А. Красный сарафан

Варламов А. На заре ты её не буди

Верди Дж. «Риголетто» Ария Джильды

Глинка М. «Романс Антониды» «Иван Сусанин»

Глинка М. « Ты, соловушко, умолкни»

 Глинка М.    «Жаворонок»

 Глинка М. «Не пой, красавица, при мне»

 Глинка М. « Признание»

 Глинка М. «Ах,ты ночь ли ноченька»

 Глинка М. Сомнение

Глинка М. Я помню чудное мгновенье

Гурилёв А.  «Гори звёздочка, блистай ясная»

Гурилёв А  « Грусть девушки»

 Гурилёв А «Матушка-голубушка»

Гурилёв А «Домик-крошечка»

Гурилёв А «Воспоминание»

 Гурилёв «Вьётся ласточка сизокрылая

Даргомыжский А .Мне грустно

Даргомыжский А. Не скажу никому

Даргомыжский А. Привет

Даргомыжский А. Шестнадцать лет

Даргомыжский А. Я вас любил

Рубинштейн А. Горные вершины

Даргомыжский А. «Юноша и дева»

 Шишкин С. Дремлют плакучие ивы

Шишкин С. Ночь светла

Шуберт Ф. Серенада

Яковлев. Зимний вечер

 Вокальные произведения советских

и современных авторов

Петров. Моей душе покоя нет

Мелодия из к/ф «Гардемарины, вперёд»

Соколов В. .Море и солнце

Блантер М. «В лесу прифронтовом»

Блантер. Партизанка.У крыльца высокого

Благой В. «Чудак»

Блантер М. «Джон Грэй»

Журбин А. Вторая песенка дядюшки из к/ф «Дядюшка Ау»

Иорданский М. «Песенка про чибиса»

Кабалевский Д. «Про Петю»

Крылатов Е. «Кабы не было зимы»

 Крылатов Е «Песенка о лете»

  Крылатов Е« Колыбельная медведицы»

Листов К.       «В землянке»

Мурадели В. «Бухенвальдский набат»

Островский А. «Пусть всегда будет солнце»

Савельев Б Песенка кота Леопольда «В небесах высоко»

 Савельев  Песенка кота Леопольда «Хорошо и плохо»

 Савельев Б «Хвост за хвост»

 Савельев Б  «Если добрый ты»

   Савельев Б  «Неприятность эту мы переживём»

   Савельев Б «Настоящий друг»

   Савельев Б « Песня про кота Леопольда»

Старокадомский  М. «Любитель-рыболов»

Тиличеева Е. Колыбельная

Шаинский В. Песенка крокодила Гены

  Шаинский В. Песенка про кузнечика

 Шаинский В Песенка Чебурашки

  Шаинский В. «Улыбка»

  Шаинский В «Чунга-Чанга»

  Шаинский В. «Весёлая карусель»

   Шаинский В «Антошка»

   Шаинский В. «Песенка слона

   Шаинский В «Облака»

    Шаинский В.«В Подмосковье водятся лещи»

    Шаинский В.«Голубой вагон»

      Шаинский В. « Крейсер «Аврора»»

     Шаинский В « Дождь идёт по улице»

Романсы композиторов Татарстана

 

Сайдашев  С. «Школьный вальс»

Сайдашев  С. «Песни мои»

Файзи Дж.»Дочурка»

Жиганов Н. «Сирень»

Жиганов Н «Родной земле»

Ключарев А. «Татарстан»

Монасыпов А. «Песня соловья»

Музафаров М. «Детские песни»

Хабибуллин З. «Ласточка»

Хабибуллин З.»Птицам»

Яруллин Ф. «Песня сердца»

Яруллин М. Костеника»

Яхин Р. «Твои глаза»

Яхин Р. «Мама»

 Инструментальная музыка

Скрипка
    Примерный перечень произведений для 6 класса.

    Й. Гайдн  «Песенка»

     Й. Гайдн «Менуэт»

     Й. Гайдн «Очень обыкновенная история»

     Й. Гайдн «Серенада»

     Л. Боккерини      «Менуэт»

     Л. Бетховен         «Народная песня»

      Л. Бетховен  «Менуэт»

     Л. Бетховен «Контрданс»

      Л. Бетховен «Прекрасный цветок»

      Г. Гендель«Ария»

       Г. Гендель «Вариации»

      Ф. Госсек «Гавот»

       Р. Глиэр «Романс»

       М. Глинка «Прощальный вальс»

        М. Глинка «Полька»

        М. Глинка «Хор волшебных дев»

        М. Глинка «Мазурка»

       М. Глинка «Чувство»

        Х. Глюк «Гавот»

          Х. Глюк «Мелодия»

           К. Дварионас  «Вальс»

         Л. Моцарт «Менуэт»

         Л. Моцарт  «Бурре»

         Л. Моцарт   «Весенняя песня»

         Л. Моцарт «Аллегретто»

          Л. Моцарт «Майская песня»

          Л. Моцарт «Вальс»

          Л. Моцарт  «Полонез»

          Л. Моцарт «Андантино»

           Л. Моцарт «Песня пастушка»

           М. Мусоргский «Слеза»

          Д. Перголези  «Сицилиана»

           Н. Раков  «Вокализ»

           Н. Раков «Рассказ»

            Н. Соколовский  «В темпе менуэта»

           П. Чайковский    «Ната-вальс»

           П. Чайковский   «Неаполитанская песенка»

           П. Чайковский   «Мазурка»

            П. Чайковский  «Вальс»

            П. Чайковский «Мой садик»

        Д. Шостакович   «Элегия»

      Д. Шостакович  «Романс»

       Д. Шостакович «Звездочки»

       Д. Шостакович  «Гавот»

      Ф  . Шуберт  «Экосез»

      К. Вебер   «Хор охотников»

        К. Вебер  «Песня»

        К. Вебер «Вальс»

         К. Вебер  «Виваче»

        С. Прокофьев     «Марш»

        С. Прокофьев  «Мимолетности» 1,6

        Ж. Люлли   «Гавот и мюзет»

         И. Бах  «Гавот из французской сюиты»

        А. Корелли «Сарабанда»

         А. Корелли  «Граве»

         Ж. Рамо   «Ригодон»

        Ф. Шопен  «Желание»

        А. Гречанинов  «Вальс»

        Г. Свиридов «Старинный танец»

         Г. Свиридов «Колдун»

        С. Рахманинов    «Полька»

        Э. Григ   «Листок из альбома»

         Э. Григ «Народная песня»

          Э. Григ  «Менуэт»

         А. Хачатурян     Отрывок из балета «Чиполлино»

        А. Хачатурян «Андантино»

         М. Калинников   «Тропинка»

          Р. Шуман            «Марш»

          Ш. Данкля          «Мазурка»

          Ш. Данкля    Вариации на тему Беллини»

        Д. Перголези      «Сицилиана»

7 класс (II год обучения)

Вокальная музыка русских и зарубежных композиторов

Алябьев А.Прощание с соловьём

 Варламов А.Мери

Варламов А. «Горные вершины»

Варламов А. «На заре ты её не буди»

Варламов А  «Белеет парус одинокий»

Варламов А«Ты не пой, душа-девица»

 Варламов А.«Я вас любил»

Гурилев А. «Колокольчик»

Гурилев А. «Вам не понять моей печали

 Гурилев А.«Горные вершины»

Гурилев А. «Сердце-игрушка» сл. Э. Губера

Гурилев А. «И скучно и грустно» ст. М. Лермонтова

Глинка М.    «Северная звезда»

 Глинка М  «Венецианская ночь»

 Глинка  «Не искушая меня без нужды»

Даргомыжский «Шестнадцать лет»

 Даргомыжский «Влюблён я, дева-красота

 Даргомыжский А. «Мне грустно» ст. М. Лермонтова

Даргомыжский А. «Расстались гордо мы»

Зубов Н. «Побудь со мной» ст. А. Блока

Даргомыжский А. «Мне все равно» сл. Ф. Миллера

Дюбюк А. Улица, улица

Титов А. Ничего мне на свете не надо

Титов А. Утро туманное

Фомин Б., сл. П. Германа «Только раз бывают в жизни встречи»

Шереметьев Б. Я вас любил

Шиловский А. Я люблю тебя, как солнце

Шишкин Н. Слушайте, если хотите.

Вокальная музыка советских композиторов  и современных авторов

Бабаджанян А. Ноктюрн

Богословский Н. «Тёмная ночь»

Блантер М. В городском саду. У крыльца высокого

Крылатов Е. Песенка о снежинке

Крылатов Е. Прекрасное далеко

Листов Н. «Я помню вальса звук прелестный»

Морозов И. В горнице

Новиков А. «Дороги»

Петербургский Г. «Синий платочек»

Пономаренко Г. «Отговорила роща золотая

Паулс Р. Бабочки на снегу. Вернисаж. Колыбельная

Пахмутова А. Как молоды мы были

Фиготин Я. Танго

 Фомин Б., сл. П. Германа «Только раз бывают в жизни встречи»

Ханк Э. Вы шумите березы

Ханк Э.Ты возьми меня с собой

 Харито Н. «Отцвели хризантемы»

Эшпай А. «Москвичи»

Романсы композиторов Татарстана 

Сайдашев  С. «Адриатическое море»

 Файзи Дж. «Лесная девушка»

Файзи Дж. «Грусть сердца»

 Ключарев А. «Самое дорогое слово»

Хабибуллин З. «Дедушка»

Яхин Р. «Маяки»

 Яхин Р. «Забыть не в силах»

Примерный перечень произведений для 7 класса.

Скрипка

И. Бах «Бурре»

 И. Бах  «Сицилиана»

 И. Бах   «Аллегро»

 И. Бах  «Ариозо»

Л. Бетховен   «Рондо» Ddur

Л. Бетховен  «Экосез»

Г. Венявский  «Польская песня»

Г. Венявский  «Мазурка»А. Вивальди       Концерт a-moll

А. Вивальди  Концерт G-dur

 А. Вивальди  Концерт g-moll

Г. Гендель «Жига»

Г. Гендель «Каприччио»

Г. Гендель«Ларгетто»

А. Глазунов Отрывок из балета «Барышня-служанка»

Р. Глиэр  «Вальс» op.45 №2

 Р. Глиэр «Анданте» op.35 №4

М. Глинка «Листок из альбома»

 М. Глинка «Танец»

 М. Глинка «Славянский танец»

 Ш. Данкля  Вступление, тема и вариации на тему Пачини

  Ш. Данкля  «Мазурка»

 Ш. Данкля  Вариации на тему Доницетти

К. Дварионас  «Элегия»

К. Корчмарев   Испанский танец «Малагуэнья»

А. Корелли  «Сарабанда и жига»

Ж. Масснэ  «Размышление»

Ф. Мендельсон  «Песня без слов» в обр. Крейслера

В. Моцарт «Гавот рондо» из балета «Безделушки»

Ж. Обер  «Престо»

  Ж. Обер «Тамбурин»

Н. Паганини  «Кантабиле»

Ж. Рамо «Гавот»

 Ж. Рамо«Ригодон»

А. Спендиаров   «Колыбельная»

К. Сен-Санс        «Лебедь»

А. Хачатурян     «Ноктюрн»

В. Шабалин        «Прелюдия»

Д. Шостакович   «Романс» из к/ф «Овод»

 Д. Шостакович   «Марш»

  Д. Шостакович «Грустная песенка»

П. Чайковский    «Грустная песенка»

  П. Чайковский  «Мазурка»

  П. Чайковский   «Сентиментальный вальс»

Й. Гайдн  «Менуэт быка»

Д. Кабалевский  «Клоуны»

Ф. Крейслер   «Вальс»

 

X. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. Александров. Романсы. –М.: Музыка, 1982
  2. Алябьев А. Избранные романсы и песни. –М.: Музыка, 1981
  3. Алябьев А. Романсы и песни. –М.: Музыка, 1976
  4. Арсенский А. Избранные романсы. –М.: Музыка, 1978
  5. Арцышевский Г. Юному аккомпаниатору. –М.: Советский     композитор, 1990
  6. Балакирев М. Избранные романсы и песни. –М.: Музыка, 1982
  7. Бетховен Л. Песни. –М.: Музыка, 1967
  8. Булахов П. Свидание. –М.: Музыка, 1984
  9. Варламов А. Избранные романсы и песни. –М.: Музыка, 1984
  10. Глинка М. Избранные романсы. –М.: Музыка, 1979
  11. Глинка М. Романсы и песни. –М.: Музыка, 1988
  12. Глиэр Р. Избранные романсы и песни. –М.: Музыка, 1986
  13. Гурилев А. Колокольчик. –М.: Музыка, 1987
  14. Гурилев А. Сердце. –М.: Музыка, 1988
  15. Гурилев А. Разлука. –М.: Музыка, 1984
  16. Золотарев В. Избранные романсы. –М.: Музыка, 1982
  17. Избранные романсы русских композиторов. –М.: Музыка, 1987
  18. Кикта В. Романсы советских композиторов на стихи А.С.Пушкина. –М.: Советский композитор, 1985
  19. Матвеева Н. Улыбка. –М.: Советский композитор, 1992
  20. Матвиенко Н. Мой Мурман. –Мурманск: Центр творчества и досуга, 2003
  21. Попов В. Северные песенки. –Мурманск: Центр творчества и досуга, 2001
  22. Романсы русских композиторов. –М.: Музыка, 1987
  23. Римский-Корсаков Н. Гонец. –М.: Музыка, 1982
  24. Сайдашев С. Избранные произведения для голоса, хора и фортепиано Казань Таткнигоиздат , 1957
  25. Самойлова Д. Хрестоматия. 1-3 кл. ДМШ. –М.: Кифара, 2003
  26. Самойлова Д. Хрестоматия. 3-5 кл. ДМШ. –М.: Кифара, 2003
  27. Свиридов Г. Романсы и песни. Ч. 2. –М.: Музыка, 1981
  28. Солодухо Я. Романсы. –М.: Музыка, 1982
  29. Туманян Е. Оркестр внимание. –М.: Музыка, 1986
  30. Чайковский П. Детские песни. –М.: Музыка, 1981
  31. Чайковский П. Избранные романсы. –М.: Музыка, 1980
  32. Шаинский В. Детские песни. –М.: Музыка, 1995
  33. Яхин Р. «В душе весна» ч.1.2 -К. «Казанская продюсерская компания «Наследие Булгар» 2010

Учебная литература для скрипки

1.И.С,Бах «Альбом пьес для скрипки((ДМШ, музучилище)-М,Музыка 1995

2.«Пьесы старинных композиторов» для скрипки и фортепиано-М.Музыка 1995

3.Хрестоматия для скрипки и фортепиано 1-2 классы –М,Музыка 1988

4.Хрестоматия для скрипки и фортепиано 2-3 классы –М,Музыка 1986

5.Хрестоматия для скрипки и фортепиано 4-5 классы –М,Музыка 1984

6.Хрестоматия для скрипки и фортепиано 5-6 классы М,Музыка 1983

7.Юный скрипач Вып.1-М. Советский композитор 1963  

8.Юный скрипач Вып.2-М. Советский композитор 1967  

9.Юный скрипач Вып.3-ростов на Дону «Феникс»  1997

10.Домашний концерт «Любимые мелодии для скрипки и фортепиано –М. Музыка 1997

 XI.Методическая литература

  1. Аверкин А. Песни, романсы и хоры на стихи С.Есенина. –М.: Советский композитор, 1978
  2. Зацарный Ю. День Победы. Песни военных и послевоенных лет. –М.: Советский композитор, 1964
  3. Игнатьев В.И., Игнатьева Л.Я. Я музыкантом стать хочу. Ч.2. –Л.: Советский композитор, 1989
  4. Кирилина Г.П. Смешинки. Песни из мультфильмов для детей. Вып. 2. –Киев: Музична Украина, 1977
  5. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкальная деятельность. // Музыка в школе. 2001, № 2. с. 38-42
  6. Кузнецов В.,Артемьева О., Дубинина С. «Подбираю на рояле» Санкт-Петербург:»Композитор»
  7. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. - № 4. – С. 52- 55.
  8. Маклыгин А.Л. «Импровизируем на фортепиано» выпуск 2.-М: ООО «Престо» 1999.
  9. Милич Б. Маленькому пианисту. –М.: Кифара, 1994
  10. Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. Срст. М.Гурвич, Л.Лукомский. –М, 1979
  11. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. –М.: Кифара, 2002
  12. Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. –М.: Советский композитор, 1983
  13. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной иг8ры. Издание 5-е. –М.: Музыка, 1987
  14. Николаева А. Очерки по истории фортепианной подготовки и теории пианизма. –М.: Музыка, 1980
  15. Носина В. Символика музыки И.С.Баха. –Тамбов, 1993
  16. Равчеева, Н. А. Предмет «Аккомпанемент в музыкальной школе / Н. А. Равчеева // Искусство и образование.- 2012.- N 6.- С. 55-69.
  17. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. _м,: Классика-ХХ1, 2004
  18. Савшинский С. Пианист и его работа. –М.: Классика-ХХ1, 2002
  19. Соколова Н. Ребенок за роялем. Хрестоматия для фортепиано в 2 и 4 руки с пением. –Л.: Музыка, 1983
  20. Толстова Л.  Ю. Музыкальное сопровождение образовательной программы / Л. Ю Толстова // Дополнительное образование и воспитание. – 2010.-  N 5.- С. 18-20
  21. Фейнгин М. Мелодия и полифония в первые годы обучения игре на фортепиано. –М, 1960
  22. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. –М.: Классика-ХХ1, 2001
  23. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе : размышления педагога / Е. М. Шендерович. - М.: Музыка, 1996
  24. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе. –М.: Классика-ХХ1, 2004
  25. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я –детский педагог. –С.-П.: Союз художников, 2002

Интернет-ресурсы

  1. Бутова, И. А. Педагогические условия формирования профессиональной мобильности  музыканта-концертмейстера [Электронный ресурс] / И. А.Бутова // Сибирский педагогический журнал. – Электрон. дан.-  2011.-  N 9. С. 105-111.-  Режим доступа : http://elibrary.ru/, регламентир.
  2. Бутова, И. А. Содержание и структура профессиональной  мобильности музыканта-концертмейстера [Электронный ресурс] / И. А.Бутова // Мир науки, культуры, образования.- 2011.-  N 3.-  С. 125-127. - Режим доступа : http://elibrary.ru/, регламентир.
  3. Давыдова, А.  А. Формирование ансамблевой культуры у учащихся-музыкантов : на материале работы в концертмейстерском классе [Электронный ресурс]  : дис. ... канд. Пед. наук : 13.00.02 / А. А. Давыдова.- Электрон. дан. и прогр.- М., 2007.- 169 с. : ил. .- URL: http://sigla.rsl.ru
  4. Зайцев, О. В. Специфика деятельности концертмейстера  с вокалистами [Электронный ресурс] / О. В. Зайцев, Т. Н. Белкина // Проблемы и перспективы развития образования в России. - Электрон. дан. -  2012. - №17. - 134-137.-  Режим доступа:  http://elibrary.ru, регламентир.
  5. Иванова,  Е. В. Исполнительские аспекты деятельности  концертмейстера  в хореографическом образовательном процессе  [Электронный ресурс]  / Е. В. Иванова //  Педагогика искусства. - 2010.- № 2. - С. 43-50 .- Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2010/14_06_ivanova.pdf
  6. Мир образования - образование в мире. - 2010. - № 3- . С. 168-174. -Режим доступа: http://elibrary.ru/, регламентир.
  7. Островская,  Е. А. Некоторые аспекты партнерства в ансамбле с учащимися-инструменталистами [Электронный ресурс]  / Е. А. Островская  // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 4.- С. 34-35.- URL: http://elibrary.ru
  8. Равчеева, Н. А. Кое-что о ритме (к проблеме воспитания юного концертмейстера) [Электронный ресурс] / Н. А. Равчеева // Мир науки, культуры, образования. - Электрон. дан. -  2013. -  № 5. С. 37-39. -  Режим доступа:  http://elibrary.ru, регламентир.