СТАТЬЯ (методическое пособие ) на тему: «Бардовская песня вчера и сегодня»

Для педагогов доп.образования (гитара, ВИА)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bardy.docx40.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

(методическое пособие, реферат )

на тему: «Бардовская песня вчера и сегодня»

 

 

Подготовила: Евстигнеева Т.С.

 

Должность: педагог

 

Место работы: ЦВР Центрального района СПб

 

 

 

октябрь 2016 г.

г.  Санкт-Петербург

Российская Федерация

       

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение. ……………………………………………………………………2

2. История бардовской песни…………………. ………………………….......3

3. Этапы развития жанра....................................................................................8

4. Представители бардовской песни………………………………………….10


5. Заключение. …………………………………………………………………14


6. Список литературы. ………………………………………………………...15

 

1.Введение.

Авторская песня, бардовская музыка.

Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, который возник в середине XX века в СССР.

Музыка бардов появилась в 1950-1960-е гг. на основе художественной самодеятельности. Этот жанр мгновенно достиг широкой популярности среди людей разных возрастов и профессий, независимо от культурной политики советских властей. Основной упор в нем делается на поэтичность текста.

Каждой песней автор как бы говорит: это – «я», это – моя душа. Как говорил Булат Шалвович Окуджава, это «…мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Такие песни рождаются спонтанно, как свободная реализация потребности высказаться, поделиться тем, что наболело. Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...».

Авторской песне в целом противопоказаны сцена, праздничный официоз концертного зала, любая формализованная публичность, любая дистанция между участниками песенного общения, создаваемая рампой. Бардовская музыка возникла как альтернатива «советской массовой песне» - жанру тоталитарного искусства, создававшемуся композиторами, поэтами и певцами.

Среди деятелей литературы и искусства, работавших в этой области, было немало талантливых людей. Но никто из них не был автором песни в полном смысле слова. Композитор должен был порой класть на музыку совершенно безразличные ему тексты. В других случаях стихотворец сочинял слова на готовую ритмико-мелодичную смеху (так называемую «рыбу»). Не вполне свободны были в выборе репертуара и певцы. Не стоит оценивать достоинства и недостатки, плюсы и минусы массовой песни (имевшей «общественно-политическую» и «эстрадно-лирическую» разновидности) - это особая эстетическая проблема. Но совершенно очевидно, что именно в противовес такому типу песни та, о которой здесь идёт речь, предпочла назвать себя «авторской». Один человек сочетает в себе, как правило, автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора - вот признак авторской песни как культурного феномена. А доминантной здесь является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. Это чётко осознано музыковедами- профессионалами: «В связи с главенствующим значением текста творцами авторской песни являются обычно не музыканты, а поэты», - говорится в краткой статье «Авторская песня» популярного справочника.

Авторская песня актуальна и в современном обществе. Более того, в наше время, авторы-барды, выступая на концертах прибегают к аранжировкам, оркестровке, что, несомненно, делает авторскую песню более интересной и масштабной. Авторскую песню используют режиссеры, включая ее в свои театральные спектакли, киноленты, мультипликацию. Ее изучают в школах и поют в детских летних лагерях и семейном кругу.

2. История бардовской песни. Развитие жанра.

Предшественником авторской песни считается городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Городской романс – это разновидность романса, бытовавшая как фольклор в России конца XIX - первой половины XX века. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. Приведу пример романса А.Вертинского «Маленькая балерина»:

«Я маленькая балерина, всегда нема, всегда нема,

И скажет больше пантомима, чем я сама.

И мне сегодня за кулисы прислал король

Влюбленно-бледные нарциссы и лакфиоль…»

Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским, это были романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина», а также ранние песни М. Анчарова). Чаще всего исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки.

В Великую Отечественную войну продолжали появляться авторские песни на военную и патриотическую тематику. Их пели в окопах, перед сражениями, пересылали в письмах, но сведений об авторах почти не сохранилось.

В послевоенную пору основу жанра составили студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.

Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Владимир Туриянский, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Александр Лобановский, Арон Крупп, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Владимир Бережков, Вера Матвеева, Виктор Луферов, Пётр Старчик, Александр Суханов, Вероника Долина, Александр Дольский, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси»). К авторской песне также примыкает творчество Тимура Шаова и Олега Митяева, наших современников, которые сейчас живут в Москве.

Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников» и является формой выражения своих мыслей и чувств различных авторов по сей день.

Хроники показывают, что в 1950-х и начале 1960-х годов наиболее употребителен по отношению к жанру был термин «самодеятельная песня» - его, в частности, применяли в отношении самих себя и сами авторы.

Вопрос о названии песенного жанра не сразу заинтересовал любителей авторской песни. Как пишет в своей книге «История московского КСП» Игорь Каримов, аббревиатура КСП использовалась ещё в конце 1950-х, но в то время расшифровывалась как «конкурс студенческой песни». На ставшей вехой в истории КСП конференции по вопросам самодеятельной песни в Петушках (май 1967) вопрос обсуждался сфокусировано. Рассматривались варианты «гитарная песня», «любительская песня», «туристская песня» и ряд других. По итогам совещания было выбрано название «самодеятельная песня», а за сочетанием КСП закрепилось значение «Клуб самодеятельной песни». Тогда же, в мае 1967 г., состоялся первый общемосковский слёт КСП.

Л.И. Левин - российский литературный критик, писал: АВТОРСКАЯ (иначе - «бардовская», «поэтическая») ПЕСНЯ - современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

Сама по себе «поющаяся поэзия» - древнейший вид творчества, известный культурам едва ли не всех народов, и не случайно представителей А. П. часто называют «бардами», сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями и т. п., исходя прежде всего из того, что современный «бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего- гитаре).

Мир авторской песни нельзя представить без Александра Городницкого, автора гениальных «Атлантов» и Дмитрия Сухарева. Хотя последний сочиняет только тексты, мелодии его песен принадлежат чаще всего Виктору Берковскому и Сергею Никитину. Они не пишут стихов, но как композиторы и певцы являются своего рода классиками, вошедшими навсегда в историю авторской песни. С «чужими» стихотворными текстами работали Александр Дуров и Александр Суханов. Нередки были случаи, когда барды исполняли песни друг друга, что порой создавало путаницу и недоразумения по поводу авторства. Наконец, в движении КСП появился целый ряд певцов-исполнителей: благодаря им песни Юрия Визбора, например, звучат сегодня не только в записях, но и в разнообразных творческих интерпретациях.

Главенствующая роль поэтического текста определяет и критерий оценки авторской песни. Эстрадную песню часто любят исключительно за музыку (допустим, И. Дунаевского, М. Таривердиева или А. Петрова), за исполнение (к примеру, К. Шульженко. М. Бернеса или А. Пугачёвой), «тексты слов» (по шуточному выражению Юлия Кима) во внимание принимаются тут редко. Авторская же песня в первую очередь оценивается в зависимости от качества стихотворного смысла. Такая система ценностей сложилась в мире бардовской песни именно в те годы, которые мы условились считать «началом» этого явления.

Авторскую пеню нередко называют «жанром», однако надо учитывать, что слово «жанр» в этом случае употребляется не в строгом литературоведческом смысле. В литературе существует жанр песни, к которому в равной мере принадлежат и «Хуторок» Алексея Кольцова (положенный на музыку разными композиторами), и «Полночный троллейбус» Бориса Окуджавы (с мелодией, принадлежащей самому поэту). Песня - это словесно-музыкальное произведение, словесная сторона которого - независимо от качества - принадлежит области поэзии, сфере художественной литературы.

Кроме того, многие песни соотносятся с иными литературными жанрами, взаимодействуют с ними. Бывают песни-баллады (слово «баллада» нередко выносили в названия своих произведений Анчаров, Галич, и у каждого из них «балладность» претворялась по-своему). В. Высоцкий сочинил несколько баллад-песен на разную тематику, такие как «Баллада о земле», «Баллада о детях»:

«Средь оплывших свечей и вечерних молитв,

Средь военных трофеев и мирных костров,

Жили книжные дети, не знавшие битв,

Умирая от мелких своих катастроф…»

Авторской песне нередко присуще драматургическое начало, отсюда песенные монологи, диалоги, сценки. Возможны и целые песенные поэмы, например, у Галича.

Авторская песня в комплексном смысле - это многогранное социокультурное явление, в известной в мере - общественное движение 50-60-х годов XX века. Однажды драматург Александр Володин назвал бардовские песни «фольклором городской интеллигенции». Слово «фольклор» здесь было употреблено слишком своевольно (авторская песня - это творчество индивидуальное, а не коллективное), но огромная роль авторской песни в истории русской интеллигенции бесспорна.

Авторская песня явилась одной из форм противостояния мыслящей части общества коммунистическому режиму, но не все барды были политическими диссидентами, как Галич. Творчество, скажем, Новеллы Матвеевой или Юрия Кукина вполне аполитично, так приведу текст Кукина из песни «Маленький гном»:

«Мой маленький Гном, поправь колпачок, и, брось, не сердись, разожми кулачок.
Беги от людей, мой маленький Гном, беги поскорей в свой старенький дом…».

Всех творцов авторской песни объединяют уважение к человеческой индивидуальности, мечта о таком обществе, где права личности признаются не на словах, а на деле, где свобода мысли считается нормой, а не аномалией. Именно это вызывало страх и ненависть тоталитарного режима к самой фигуре человека, который без спросу и разрешения «сверху» делится с другими людьми своими заветными, самостоятельными мыслями, выразив их в стихах, положив на музыку и взяв в руки гитару.

С конца 60-х годов авторская песня вынуждена была перейти на полулегальное положение: её вытеснили из радиоэфира, почти не допускали на телеэкран. Травле в официальной прессе подверглись Окуджава и Высоцкий, вынужден был эмигрировать Галич. Концерты бардов организовывались с неизменным риском и тщательно контролировались «личностями в штатском». Немалую роль сыграла здесь и элементарная зависть «законопослушных» стихотворцев, чьи бесцветные книги выходили благополучно, но по известности, по проникновению в людские души никак не могли сравниться с бардовской поэзией. Они стремились доказать, что песня - это не поэзия, что к литературе относиться только то, что напечатано на бумаге. В период перестройки и гласности все искусственные преграды были устранены, и авторская песня обрела полноправное гражданство: стали официально выпускаться пластинки бардов, живых и уже ушедших из жизни, публиковаться стихотворные сборники. Возникла ситуация честной конкуренции. Естественно, в области авторской песни тоже не всё оказалось равноценным: есть здесь и произведения посредственные, и просто неудачные. Но в целом авторская песня выдержала проверку «по гамбургскому счёту» (выражение Виктора Шкловского, подразумевающего оценку творчества исключительно по эстетическим критериям). «Процент» доброкачественных произведений оказался отнюдь не ниже, а, пожалуй, выше, чем в благополучной «письменной» поэзии. Не говоря уже о том, что авторская песня во многом спасла честь русской поэзии, благодаря творчеству бардов годы так называемого «застоя» не превратились в целом в моровую полосу.

Многие решили, что на этом история авторской песни и закончилась, что в ситуации политической свободы, без тоталитарного гнёта этот вид поэзии существовать не может. Уходит в прошлое магнитофонная форма существования авторской пени - размножаясь в компакт-дисках и видеофильмах, свободно печатаясь в журнальных и книжных изданиях, авторская песня перестаёт быть сама собой. К тому же начинает стираться граница между бардовской песней и рок-поэзией. Словом, авторской песней надлежит считать только то, что написано до начала 90-х годов, и где-то в этом времени надо поставить окончательную точку. Такова позиция многих творцов авторской песни, включая её патриарха Булата Окуджаву, и ряда её исследователей, в частности, Андрея Крылова.

С такой точки зрения можно поспорить, имея в виду, что наследие тоталитаризма изжило отнюдь не полностью, что вольный бунтарский дух бардовской поэзии ещё может быть востребован обществом и культурой. Быть может, взаимодействие авторской песни с новыми формами коммуникации и со смежными художественными явлениями обогатит гитарную поэзию, не лишив её художественного своеобразия. Но, так или иначе, спор этот ещё предстоит, итоги его будут подведены не раньше начала следующего столетия, а сегодня можно заняться другой работой - рассмотрением авторской песни, как поэзии второй половины ХХ века.

3. Этапы развития жанра.


В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов.

Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Критика культа личности, крушение замшелых догм и пробуждение разномыслия, перемены во всех областях жизни, начавшиеся в годы оттепели, - все это породило надежды на действительное восстановление справедливости и скорое пришествие светлого будущего.

Оптимизмом был охвачен едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, жившей радостным ожиданием многообещающего будущего. И это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда - ее светлое мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация (она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала - Ю. Визбор), отсюда же - идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы комиссаров в пыльных шлемах, маленьких трубачей и пр.

Но главной сферой реализации романтического начала была песня странствий с центральными для нее образами- дружбы и дороги, пути как линии жизни - пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. По нему уходили в бессмертие мальчики Окуджавы и шел на взлет герой Ю. Визбора Серега Санин, мчался в боях «светловский хлопчик из Гренады» автора  В. Берковского, шли туристы, карабкались из последних сил альпинисты, мотались воздушные бродяги, ехал полночный троллейбус, трогался вагончик, плыли бригантины, каравеллы, лодки, плоты и бумажные кораблики и т.д. и т.п. Песня странствий (неточно называемая туристской) была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон - от философской лирики до шутки, от незамысловатой костровой до хрупких романтических песенных фантазий Н. Матвеевой.

На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь от компании к компании изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко и исключительно в своем кругу, среди своих - в самодеятельных студенческих обозрениях, «капустниках» творческой интеллигенции, на закрытых вечерах научно-исследовательских институтов и т.п., но прежде всего - на разного рода туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные фестивали авторской песни (в частности, наиболее известный и авторитетный из них, т.н. Грушинский фестиваль ведет свое происхождение именно от таких слетов).

Положение авторской песни изменилось к середине 60-х гг. Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом или же социальной шизофренией - расщеплением сознания (интеллигенции прежде всего) на публичное, вынужденное следовать общественным нормам, и частное, приватное, предназначенное для внутреннего употребления, для своих. Причем именно последнее стало средоточием духовной жизни личности. В соответствии с этим необычайно возросла роль неофициальной культуры, которая наполнилась богатым содержанием и приобрела невиданное ранее значение единственно доступного островка духовной свободы. Сюда, в эту, ставшую катакомбной, культуру (позднее – «андеграунд») и были унесены цветы поруганных ценностей и идеалов, здесь билась живая мысль, здесь нашла прибежище внутренняя эмиграция. И естественно, что свободная по самой своей природе авторская песня тут же стала важной и самой демократичной частью, и формой такой культуры.

Как известно, поэт в России - больше, чем поэт. Поэт-певец - тем более. И если устная, публично читаемая авторами поэзия вскоре так или иначе была интегрирована официальной культурой или, по крайней мере, поставлена под жесткий контроль, то поющаяся поэзия, не требовавшая для своей публикации никаких иных средств, кроме голоса поэта и гитары, а для распространения - любительского магнитофона, на протяжении всего этого периода (середина 60-х - начало 80-х гг.) оставалась свободной, несмотря на запреты и преследования властей. Более того, как раз в эти годы она стала собственно авторской песней, обрела зрелость и жанровую определенность, поднялась до явления высокой культуры, оставив далеко позади породившую ее доморощенную самодеятельную песню, а голос поэта превратился в голос совести больного общества, который, в конце концов, был услышан всеми.

Официально ее как бы не существовало: она не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. Лишь изредка, по недосмотру прорывалась она в отдельные кинофильмы и спектакли, да и то, главным образом, в качестве фоновой музыки. И в то же время она была неотъемлемым элементом каждодневного бытия. Благодаря магнитоиздату - исторически первой и самой доступной форме самиздата - она была повсюду, ее знали, пели, слушали, переписывали друг у друга все - даже самые высокопоставленные партийные чиновники. Широко звучала она и публично, собирая подчас многотысячные аудитории как на традиционных уже лесных фестивалях, напоминавших, впрочем, глубоко законспирированные дореволюционные маевки, так и на неофициальной, теневой, левой эстраде - за плотно закрытыми от посторонних дверями клубов, институтов и Дворцов спорта. Сознавая огромную силу воздействия авторской песни, власти, наряду с запретами, попытались овладеть ею изнутри, создав под крышей комсомола так называемые КСП (клубы самодеятельной песни). Но это не дало ожидаемых результатов. Наоборот, чем сильнее и изощреннее было административное и идеологическое давление, тем свободнее, откровеннее, жестче становилась авторская песня, питавшаяся энергетикой осознанного противостояния.

Эстетика песни протеста - протеста против абсурдности «совкового» существования, против самого этого больного общества («Нет, ребята, все не так - все не так, ребята!») - нашла в В. Высоцком своего гениального выразителя, ставшего поистине всенародным поэтом. В нем счастливо соединились необходимые для этого качества - поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность, насыщенный неукротимой энергией, предельно мужской по тембру хриплый голос и многое другое, что позволило ему придать авторской песне совершенно новый облик. Беззлобный юмор предыдущих лет превратился в гнев, сарказм, издевку, в лучшем случае - в убийственную иронию. Спокойную романсную мелодику сменили рваные, произносимые сквозь зубы, напористые, почти речевые фразы. Так, главная интонационная находка Высоцкого - распевание согласных, создающее особо выразительную энергетику высказывания. В.Высоцкий вернул в песню сюжет, диалог, насытил ее зрелищностью и превратил исполнение в целостный микроспектакль. И это - лишь некоторые новаторские черты его творчества, многократно растиражированные последователями.

С середины 80-х гг., после непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне как ко всему, недавно еще запрещенному, вызванного, среди прочего, и новой волной социальной эйфории, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число поющих поэтов и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Исчез, по-видимому, творческий импульс ее развития и творческий кризис авторской песни стал сегодня свершившимся фактом.


4. Представители бардовской песни.

В 1997 году учреждена Государственная премия имени Булата Окуджавы, лауреатами которой стали Александр Городницкий, Юлий Ким, Александр Дольский, Белла Ахмадулина и другие барды.

ОКУДЖАВА БУЛАТ ШАЛВОВИЧ (1924-1997).

Русский поэт, прозаик. Родился 9 мая 1924 в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Вступив в Союз писателей в 1962, полностью сосредоточился на творческой работе.

Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть Будь здоров, школяр! - было опубликовано в 1961 в альманахе «Тарусские страницы». Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за «пацифизм», отсутствие «героического» пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А.Д. Синявского и Ю.М. Даниэля, А.И. Солженицына) создали ему репутацию «неблагонадежного» писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю.Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман Упраздненный театр. В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы Глоток свободы (Бедный Авросимов; 1965-1968), Мерси, или Похождения Шипова. Старинный водевиль (1969-1970), Путешествие дилетантов (1971-1977), Свидание с Бонапартом (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы «больших» и «маленьких» людей, все более проникаясь скептическим взглядом на возможность радикально-волевого вмешательства личности в историю. В незавершенной семейной хронике Упраздненный театр (1990-1993) эта мысль развивается как трезво-критическая оценка большевистского романтизма, развенчание иллюзорных идеалов «комиссаров в пыльных шлемах». Повести и рассказы Окуджавы Отдельные неудачи среди сплошных удач (1978),Похождения секретного баптиста (1984), Искусство кройки и житья (1985), Девушка моей мечты (1985), Около Риволи, или Капризы фортуны (1991) в высшей степени автобиографичны, исполнены плодотворной критической рефлексии, остроумной самоиронии. Таковы же Автобиографические анекдоты, опубликованные в «Новом мире» (1997, № 1) и ставшие последней прижизненной прозаической публикацией Окуджавы.

Окуджава написал сценарии кинофильмов Женя, Женечка и «катюша» (1967) в соавторстве с В.Мотылем и Верность (1965) совместно с Тодоровским, он писал театральные инсценировки своих прозаических произведений, песни для театра и кино.

Умер Окуджава в Париже 12 мая 1997. Одна из его самых популярных песен «Песенка об Арбате», которая звучит в кинофильме конца 80-х годов прошлого века «Покровские ворота»:

Ты течешь как река, странное название,

И прозрачен асфальт, как в реке вода:

«Ах Арбат, мой Арбат, ты мое призвание,

Ты и радость моя, и моя беда».

Пешеходы твои люди невеликие,

Каблучками стучат по делам спешат:

«Ах Арбат, мой Арбат, ты моя религия,

Мостовые твои подо мной лежат».

От любови твоей вовсе не излечишься,

Сорок тысяч других мостовых любя:

«Ах Арбат, мой Арбат, ты мое отечество,

Никогда до конца не пройти тебя.»

ВЫСОЦКИЙ ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ (1938-1980).

Русский поэт, прозаик, актер театра и кино. Родился 25 января 1938 в Москве. Раннее детство провел в московской коммунальной квартире. Два года жил с матерью в эвакуации на Урале, в 1947-1949 с отцом-военнослужащим и его второй женой жил в г.Эберсвальде (Германия), затем снова в Москве, в Большом Каретном переулке. По окончании школы некоторое время учился в Инженерно-строительном институте, но вскоре его оставил и поступил на актерское отделение Школы-студии МХАТ, которую окончил в 1960. Работал в Московском драматическом театре им.А.С.Пушкина, в 1964-1980 - актер Московского театра драмы и комедии на Таганке, где играл главные роли в спектаклях Жизнь Галилея и Гамлет, участвовал в спектаклях Добрый человек из СезуанаАнтимирыПавшие и живыеПослушайтеПугачевВишневый сад, Преступление и наказание и др. В нескольких спектаклях со сцены звучали песни Высоцкого.

В 1961 написал свою первую песню Татуировка, положившую начало своеобразному песенному циклу, тематически связанному с бытом криминальной среды, а стилистически - с поэтикой городского романса и «блатного» фольклора. Эти глубоко ироничные песни не сразу нашли адекватное восприятие: молва отождествляла Высоцкого с его персонажами, на протяжении всей жизни поэту приходилось опровергать различные легендарные версии его биографии. В первой половине 1960-х годов Высоцкий начал исполнять песни, аккомпанируя себе на гитаре, в дружеских компаниях, позднее - на публичных вечерах и концертах. Благодаря магнитофонным записям круг слушателей Высоцкого стремительно расширялся, за короткое время он приобрел всенародную популярность и одновременно вызвал недовольство советских официальных кругов. В 1968 в прессе появляются инспирированные властями статьи, осуждающие песенное творчество Высоцкого, и его репутация приобретает оттенок крамольности. Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивается с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Это обусловило глубокий драматизм судьбы Высоцкого как литератора, считавшего доминантой своего песенного творчества поэтические тексты, писавшего также и непесенные стихотворения, пробовавшего силы в прозе.

Фрагмент песни «Охота на волков»:

Рвусь из сил, и из всех сухожилий,

Но сегодня опять, как вчера,

Обложили меня, обложили,

Гонят весело на номера.

Из-за ели хлопочут двустволки,

Там охотники прячутся в тень.

На снегу кувыркаются волки,

Превратившись в живую мишень.

Идет охота на волков, идет охота.

На серых хищников - матерых и щенков.

Кричат загонщики, и лают псы до рвоты,

Кровь на снегу и пятна красные флажков…

Митяев Олег Григорьевич (род. 19 февраля 1956, Челябинск).

Российский бард, музыкант, актёр. Член Союза писателей России. Народный артист Российской Федерации (2009). Автор и первый исполнитель песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (1978)

Песни пишет с 1978. Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым. Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с которой Митяев стал лауреатом Ильменского фестиваля (1978), является своеобразным гимном бардовского движения. Вышли пластинки и книги песен. Участвовал в проекте «Песни нашего века». Снялся в нескольких художественных и документальных фильмах. В 1987 знакомится с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым, с которым они выступают вместе до 1998. С 1998 работает с музыкантом-мультиинструменталистом Леонидом Марголиным. В последние несколько лет выступает, помимо Л. Марголина, вместе с Родионом Марченко (бас-гитара) и Витольдом Петровским (вокал).

Лауреат премии Фонда русской поэзии «Петрополь» (2001), национальной премии «Овация» (2001), Царскосельской художественной премии (2003, совместно с Л. Марголиным; 2009, совместно с Д. Тухмановым, В. Смеховым, М. Есипенко, В. Петровским), премии «Золотой Остап» (2003).

Фрагмент песни «Как здорово»:

Изгиб гитары жёлтой ты обнимаешь нежно,

Струна осколком эха пронзит тугую высь,

Качнётся купол неба

Большой и звёздно-снежный,

Как здорово что все мы здесь

Сегодня собрались.

Как отблеск от заката костёр меж сосен пляшет,

Ты что грустишь бродяга, а ну-ка улыбнись,

И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет,

Как здорово что все мы здесь

Сегодня собрались.

Заключение.

Современная авторская песня представляет собой духовное пространство, которое человеку только предстоит освоить. Она даёт слушателю то, чего он ждёт: разговора по душам о том, что волнует каждого из нас: о родине «большой» и «малой», о любви и дружбе, о верности и чести, романтике и вечных исканиях истины.

Авторская песня открывает человеку жизнь как тайну, заставляя при этом мучительно искать ключ к её разгадке как одно из направлений в современной музыке. Данная работа подготовлена на основе песенного материала, сформировавшегося во второй половине прошлого века. Но и до сего времени интерес к авторской песне не угас. Ежегодно по стране и за рубежом проходят сотни фестивалей, открывающих новые таланты. По законам рыночной экономики издается множество сборников песен, открываются бард-кафе, появляются другие современные формы общения на традициях авторской песни.

Время и эволюция технических средств – синтезаторы, интернет и прочее могут внести коррективы в некоторые доводы, изложенные в реферате. Анализ влияния этих факторов на существование и развитие авторской песни – задача новых исследователей, тех у кого проявится интерес к такому широкому и многогранному понятию, как бардовская песня.

Список использованной литературы:


  1. Новиков Вл.И., «Авторская песня», М., «Олимп», 2000, с.5-11,408.

  1. «Визбор Ю.И. Не верь разлукам старина.», М., «Эксмо»,2004.

  1. «Современная музыка» Энциклопедия. М., Аванте+, 2003.

  1. Википедия - свободная энциклопедия

  1. Левин Л.И. Авторская песня // Эстрада в России. XX век. Энциклопедия.