«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ АНСАМБЛЮ»

Статья для педагогов дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zdsberegteh.docx22.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: ознакомление со здоровьесберегающими технологиями, используемыми на занятиях 1,2,3 годов обучения.

Задачи:

- раскрыть методы и приёмы здоровьесберегающих технологий;
- показать виды здоровьесберегающих технологий, познакомить с их структурой.

    Состояние здоровья детей, подростков и молодёжи в России вызывает обоснованную тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.
"Здоровьесберегающие технологии" интегрирует все направления работы современногог образования по сохранению, формированию и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно определить как науку, искусство и обязанность так обучать и воспитывать учащихся, чтобы они смогли потом вырастить здоровыми и счастливыми своих детей, будучи им достойным примером. 
Комментируя это определение, напомним, что задача педагога не "дотянуть ' ребенка до конца обучения, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль. 
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения детей, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье обучающихся. 
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения в коллективе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

       Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются 2 группы методов:

Специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех процессах обучения и воспитания).

Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практике можно выделить следующие методы: рассказ, демонстрация, видеометод, упражнение, наглядность, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, беседа, активный метод обучения, воспитательные и образовательные программы.

Одним из методов здоровьесберегающей педагогики можно считать ведение специального дневника здоровья, в котором обучающийся будет приучаться записывать результаты самонаблюдений за своим здоровьем.

Наряду с главными задачами: физического развития и совершенствования обучающихся, на первый план выходит забота о поддержании здоровья. Недостаточная физическая активность детей и подростков в значительной степени снижает сопротивляемость организма развитию утомления, понижает его работоспособность, отрицательно сказывается на показателях физического развития и состояния здоровья.

При планировании и проведении занятия нужно опираться на основные требования с комплексом здоровьесберегающих технологий:

  • Рациональная плотность занятия;
  • Включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию ценностей здорового образа жизни и потребности в нем;
  • Оптимальное сочетание различных видов деятельности;
  • Выбор методов и приемов обучения, способствующих активизации инициативы;
  • Осуществление индивидуального подхода к обучающимся с учетом их личных возможностей;
  • Создание благоприятного психологического климата;
  • Включение приемов и методов, способствующих самопознанию возможностей своего организма;
  • Целенаправленная рефлексия своей деятельности в течение всего занятия и итоговой ее части.


        Условно здоровьесберегающие занятия можно разделить на следующие виды:

I вид:

Это запланированное «Занятие здоровья» на занятии по вокальному ансамблю. Например,- «Твой распорядок дня», «Твоё тело в музыкальных движениях», «Будь здоров!», «Твоё настроение» и другие.

II вид:

Это может быть занятие, в которое включены элементы здоровьесбережения:
это «минутки здоровья», возникающие из наблюдений педагога, связанные с вредными привычками (например: «Почему нельзя грызть ногти?»); по обучению  новым музыкально-двигательным упражнениям на снятие стресса, утомления (релакс), по развитию внимания, памяти, логического мышления и т.д.;
это эвристические вопросы для учащихся при изучении нового материала.

III вид:

Это может быть стандартное, типичное хорошо продуманное занятие, на котором на первый взгляд ничего не говорится о здоровье, но на таком занятии, педагог: 
-полноценно выполняет учебную программу, формируя у ребят интерес к своему предмету;
-устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
-предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывание максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
-максимально использует индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения;
-это занятие, на котором каждый ребенок понимает значимость данного занятия для будущего и творчески работает на нем, используя свои способности.
К данному занятию разработаны требования:
-гигиенические условия (проветривание, освещение, энергетика, посадочные места), - -наличие мотивационной деятельности;
-количество видов учебной деятельности должно быть 4 – 7 за занятие продолжительностью 7 – 10 минут (пение, чтение, слушание, рассказ, работа с текстом, включение танцевальных движений и т.д.);
не менее 3-х видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа);
плотность занятия – на учебную работу должно тратиться 60 – 80%;
наличие эмоциональных разрядок (поучительная картинка, афоризм, поговорка, улыбка, шутка);
оздоровительные моменты на занятии.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата и повышение интереса к дисциплине. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на занятии: «хороший смех дарит здоровье», мажорность обучения, эмоциональная мотивация в начале занятия, создание ситуации успеха. В связи с этим важно чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. 
Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения,что достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций и подвижных игр, разных форм занятий: занятие- игра, занятие- путешествие, занятие- конкурс и другие.

Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность обучающихся, улучшить качество восприятия материала.

Одна из проблем, остро стоящих перед нами в современном мире, - гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру занятий в младших группах необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки детей. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
Не секрет, что для педагога очень важно правильно организовать учебный процесс, поэтому в занятие необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления. Педагогом должен осуществляться контроль научности изучаемого материала, необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности обучающихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей. На занятии необходимо создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата.           Огромную роль в укреплении здоровья обучающихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета.

От уровня гигиенической рациональности занятия во многом зависит функциональное состояние ребенка в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние педагога, его здоровья. Забота о здоровье детей неотделима от заботы педагога о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию детьми предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.

ГБОУ ДО ЦВР ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА

г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

 НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМУ АНСАМБЛЮ»

   

                                                         Автор:

                                                                    Педагог дополнительного образования:

Евстигнеева Т.С.

                                                       ноябрь

                                                         2016г.