План – конспект открытого урока по сольфеджио с обучающимися 3 класса: "Тональность фа-диез минор. Три вида минора"

Альфия Нависовна

 

План – конспект открытого урока по сольфеджио

с обучающимися 3 класса

музыкального отделения ДШИ (8-летнее обучение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka_po_solfedzhio_3_klass.docx19.67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ ДО «Нижнесортымская ДШИ»

План – конспект открытого урока по сольфеджио

с обучающимися 3 класса

Преподаватель Гареева А.Н.

Тема урока: Тональность фа-диез минор. Три вида минора.

Цель урока: знакомство с тремя видами тональности фа-диез минор (натуральный, гармонический, мелодический).

Программные задачи урока:

- работа в минорной тональности (освоение звукорядов трех видов минора тональности фа-диез минор);

- развитие чувства метроритма;

 - развитие навыка анализа музыкальных произведений;

- развитие вокально-интонационных навыков;

- развитие навыка сольфеджирования;

- развитие музыкального мышления, памяти.

Оборудование и наглядный материал: фортепиано, доска, учебник,  настольная клавиатура в натуральную величину, столбица (плакат), медиа-ресурсы (презентация на проекторе).

Используемая учебники и учебные пособия:

  1. Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс ДМШ: Учебное пособие. – М.: Кифара,  2012. – 128 с.
  2. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ: Учебное пособие. - СПб.: Композитор, 2003. – 80 с.

Используемая методическая литература: 

1. Огороднова-Духанина Т.В. 500 музыкальных диктантов. - СПб.: Композитор, 2003. – 175 с.

Ход урока:

  1. Домашнее задание – анализ и сольфеджирование №№72, 74 (Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс) – для удобства одновременно данные музыкальные примеры дублируются в мультимедиа-презентации на проекторе.
  2. Знакомство с тональностью фа-диез минор:

- вспомнить знаки в диезных тональностях – порядок появления диезов при ключе, запоминание названий тональностей и количество диезов в них по тональности До мажор –  по большим секундам – До, Ре, Ми, Фа# – четное количество знаков (До мажор – 0 знаков, Ре мажор – 2 диеза, Ми мажор – 4 диеза, Фа-диез мажор – 6 диезов), Соль, Ля, Си, До# - нечетное количество знаков (Соль мажор – 1 диез, Ля мажор – 3 диеза, Си мажор – 5 диезов, До# мажор – 7 диезов);

- вспомнить понятие «параллельные тональности»;

- тональности с тремя диезами при ключе – Ля мажор и фа-диез минор;

- тональность фа-диез минор – I ступень (тоника-fis) этой тональности, а также II (gis) и V (cis) ступени находятся на черных клавишах (потому что диезы и бемоли – это черные клавиши);

- выписываем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора;

- поем, играем звукоряды натурального, гармонического и мелодического вида фа-диез минора (преподаватель на фортепиано, а обучающиеся «играют» на своих настольных клавиатурах в натуральную величину);

  1. Анализ музыкальных произведений:

- №234 – П.Чайковский. Романс «Осень» (Баева Н.Д. Сольфеджио. 3 класс) – определить характер музыкального произведения (грустно, уныло, скучно), выделить ключевые слова текста романса, определить структуру (тип периода - а+а1) и ее особенности (деление на фразы по 2 такта), анализ элементов музыкального языка – остановка на неустойчивых ступенях, натуральный вид минора, тихая звучность, в кульминации - появление  VII натуральной ступени.

- №55 – «Песня» Музыка неизвестного автора (Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио для 3 класса ДМШ) – определить характер  и структуру, мелодические и ритмические особенности, обратить внимание на случайные знаки (которые могут указывать на вид минора), определить вид минора.

  1. Вокально-интонационные упражнения в тональности фа-диез минор (пение по столбице)– пройденные виды мелодической фигурации – гамма вверх и вниз, Т53 - устойчивые ступени вверх I-III-V, вниз V-III-I, V-I, I-V; опевание устойчивых ступеней, вспомогательные звуки к устойчивым ступеням.
  2. Музыкальный диктант. (Огороднова-Духанина Т.В. - №200)
  3. Итог урока, выставление оценок, домашнее задание.

 

Комментарии

Алиев Решат Райимович

Урок написан коротко,сжато но при дельно ясно