План-конспект Открытого урока по хору

Ирина  Викторовна Токмакова

          План-конспект Открытого урока по хору преподавателя

                            Токмаковой Ирины Викторовны.

 

Преподаватель:  Токмакова Ирина Викторовна

Дата проведения:  15.11.16 г.

Класс:  6,7

Предмет:  хоровой класс.

Тема урока: Здоровьесберегающие  технологии  на  уроках  хора.

Форма проведения коллективная.

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока:  Закрепление навыков певческого дыхания. 

  1. Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса
  2. Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

          План-конспект Открытого урока по хору преподавателя

                            Токмаковой Ирины Викторовны.

Преподаватель:  Токмакова Ирина Викторовна

Дата проведения:  15.11.16 г.

Класс:  6,7

Предмет:  хоровой класс.

Тема урока: Здоровьесберегающие  технологии  на  уроках  хора.

Форма проведения коллективная.

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков.

Цель урока:  Закрепление навыков певческого дыхания.  

  1. Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса
  2. Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока

1. Организационный этап.       Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания).

     2. Основной этап.

  • Разминка:
  1. начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка
  2. выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А.С. Стрельниковой.
  3. артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова.

                    Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание ,голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание
  2. Улучшает дренажную функцию бронхов
  3. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани

4.Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус.                                                           5. Улучшает нервно- психическое состояние.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего “стрельниковская сотня” - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.  

                                       

Основной комплекс дыхательных упражнений

  • Упражнение “Ладошки” (разминочное )

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки “зрителю”, руки далеко от тела не уво-дить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1250.gif  http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1251.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1250.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1251.gif

  • Упражнение “Погончики”

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1252.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1253.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1252.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1253.gif

  • Упражнение “Насос”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена

(смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (“понюхайте пол”).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1254.gif  http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1255.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1254.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1255.gif

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

  • Упражнение “Кошка”

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое “сбрасывающее” движение.

Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас “не заносило” на поворотах.

Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое

  • Упражнение “Обними плечи”

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1256.gif  http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1257.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1256.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1257.gif

  • Упражнение “Большой маятник” (“Насос” + “Обними плечи”)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1258.gif

Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто “Повороты головы”

И.П.: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1259.gif  http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1260.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1259.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1260.gif

  • “Китайский болванчик”

И.П.: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох.

Словно мысленно кому-то говорите: “Ай! Как не стыдно!”. Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

  • “Круговой маятник” головой.
  • Перекаты” И.П. Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене – на неё не опираться.
  • “Шаги” передний шаг (рок-н-ролл)

http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1261.gif  http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1262.gif http://festival.1september.ru/articles/419396/Image1263.gif

И.П.: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем – делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. “Шаги” задний шаг. На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.

              Артикуляционная гимнастика В.В. Емельянова

  1. Слегка покусать зубами кончик языка.
  2. Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад.
  3. Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с закрытым ртом.
  4. Круговым движением провести языком между губами и зубами при закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая зубы.
  5. Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы, правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.
  6. Пощёлкать языком, меняя объем рта так, чтобы звуковысотность щелчка менялась. (Игровое задание: разные по величине лошадки по-разному цокают копытами. Большие- медленно и низко, маленькие пони – быстро и высоко. Выстроить звуковысотные унисон и двухголосие).
  7. Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла до угла.
  8. Вытянуть щёки, закусив их изнутри боковыми зубами и громко чмокнуть.
  9. Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и придав лицу обиженное выражение.
  10. Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу радостное выражение.
  11. Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.
  12. Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мышц.
  13. Прищуривать попеременно глаза (подмигивать).
  14. Прикоснуться указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами работу этих мыщц.
  15. Сильно наморщить переносицу и расслабить её. Прикоснуться указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу мышц.
  16. Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под глазами и брови.
  17. Кончиками пальцев обеих рук, надавливая и сдвигая кожу (не тереть!), массировать лицо сверху вниз.
  18. Кончиками пальцев обеих рук, интенсивно постукивая, массировать лицо, пока оно не «загорится».
  19. Поставить пальцы на челюстно-височные суставы («замочки») и помассировать их круговыми движениями, открывая и закрывая рот
  20. Исходное положение: взять левой рукой правый локоть, кисть правой руки сжать в кулачок и большим пальцем к себе подставить под подбородок («Положить подбородок на кулачок»). Выдвигать нижнюю челюсть вперед и убирать на место.
  21. И.П. : то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуться в И.П.
  22. И.П. то же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед и открыть рот движением носа вверх, не отрывая подбородок от кулочка, а левую руку от туловища.
  23. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу и открыть рот движением вперед- вверх, не открывая подбородок от кулачка, как в предыдущем задании.
  24. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю и открыть рот движением вверх, как в предыдущем задании.
  25. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу и подняв мышцы под глазами, открыть рот круговыми движением вверх, как в предыдущем задании.
  26. И.П. то.же. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттопырить нижнюю губу, поднять верхнюю, наморщить переносицу, поднять мышцы под глазами, широко открыв глаза и подняв брови, открыть рот круговым движением вверх, как в предыдущем задании.
  27. Выполнив предыдущее задание 1 раз, и не меняя положения артикуляционных органов, убрать кулачок и поставить голову прямо, глядя перед собой. В этом положении сделать четыре движения языком вперед-назад, скользя по верхним боковым зубам. Челюсти и губы неподвижны. Дышать спокойно и бесшумно, не задерживая дыхание.

 (написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут)

  • Распевка.
  • Работа над репертуаром:
  1. Р.н.п. «Сеяли девушки яровой хмель» - работа над дыханием.
  2. Р.н.п. «Ивушка» - работа над дыхание в длинных фразах.
  3. Р.н.п. «Мои ветры»- работа над кантиленой.
  4. Муз. Л. Керубини         «Канон» - повторение основной партии сольфеджио, разучивание со словами.
  5. Муз. Ф. Дуранте   «Danza, Danza»- разучивание по партиям сольфеджио.

3.Заключительный этап.

Подведение итогов урока. Домашнее задание: выполнять дыхательную гимнастику                     А. Стрельниковой, учить свою  партию в р.н.п.  «Ивушка».