Научная статья по музыке "Вокально-хоровая деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках музыки"

Вилькина Екатерина Георгиевна

Творческая активность ребенка,ее формирование и развитие средствами вокально-хоровой работы на уроках музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalno.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Вокально-хоровая деятельность как средство творческого развития младших школьников на уроках музыки

    На современном этапе развития педагогической науки все больше возрастают требования к формированию, воспитанию и развитию творчески активной личности. “Под творческой деятельностью детей понимается не столько сам предметный результат, то есть детские произведения, сколько творческий процесс, подразумевающий развитие умения и навыков эстетического художественного восприятия – сопереживания искусства, а также пробуждения на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению”, - отмечает Н.А. Ветлугина. [1, с.39]. Творчество является  постоянным спутником детского развития. Его результатом является инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению в творческом акте. Сами попытки ребенка к созиданию, к продуктивному самовыражению уже есть творчество.

    Музыка является наиболее мощным средством активизации творческой деятельности детей. Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, ибо эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально эстетического образования. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность.                 К вопросам формирования и развития творческой активности школьников на уроках музыки обращались О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, М.А. Румер, Б.М. Теплов и др.

    Пение – ведущий способ музыкальной деятельности. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на творческое.  Как исполнительское искусство, хоровое пение -  наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, ребенок не только приобщается к музыкальному искусству, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности.

    Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей то, что над каждой, даже самой простой песней следует много работать.
Хоровое пение - наиболее доступная исполнительская деятельность школьников. Правильное певческое развитие, с учётом возрастных особенностей и закономерностей становления голоса, способствует развитию здорового голосового аппарата.
   Для развития и воспитания детского голоса учителю необходимо знать голосовые и певческие возможности ребёнка. У младших школьников происходит становление характерных качеств певческого голоса, поэтому тембры детских голосов должны постоянно находиться в центре внимания учителя
.
    Развитие музыкального слуха, певческих навыков и фантазии – ведущие направления развития творческих способностей  детей в вокально-хоровой деятельности. Варианты приобщения детей к творчеству за счет вокально-хоровой деятельности разнообразны:

 -предложение окончить тоникой пропеваемую учителем фразу;

 -импровизация в форме певческого диалога (завершение ребенком несложного мотива, пропетого учителем);

 -сочинение варианта напева, восполнение напева подголосками, импровизация песенки на предлагаемые слова;

 -попытка индивидуального воплощения, интерпретации музыкального образа, представленного в песне; [4, с.276]

    Генетической основой возникновения детского художественного творчества является игра. Одна из главных особенностей игровой деятельности заключается в ее активно-творческом характере, так как она всегда связана не только с правилами игры, но и выдумкой, изобретательностью, с творческим началом, непосредственно выражающим индивидуальные особенности играющего. [3, с.139]

    В процессе вокально-хоровой деятельности игра, безусловно, является ведущим средством творческого развития детей. В процессе игры происходит не только творческое развитие школьников, но и формирование основных вокально-хоровых навыков, таких как дыхание, звукообразование, артикуляция и т.д. Игры-драматизации, театрализованные и хороводные игры не только доставляют удовольствие школьникам, повышая тем самым их творческую активность, но и преследуют определенные дидактические цели.

    Таким образом, вокально-хоровая деятельность на уроке музыки должна является ведущим средством как творческого развития школьников, так и музыкально-эстетического развития в целом.

   

Литература

  1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1974. – 240с.
  2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 287с.
  3. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов ВУЗов / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Издат. центр “Академия”, 2007. – 320с.
  4. Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников. Учебное пособие / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издат. центр “Академия”, 2001. – 368с.
  5. Ходонович, Л.С. Теоретические основания содержания развития музыкального творчества дошкольников // Музычнае и тэатральнае мастацтва: праблемы выкладання. – 2008. - №2. – с.56