«Постановка дыхания на примере вокальных упражнений»

Доянова Александра Валерьевна

Цель и задачи:

- формирование музыкальных и творческих способностей ребенка;

- ознакомление с понятием «певческое дыхание»

-  углубление и закрепление теоритических знаний учащегося;

- развитие диафрагмального дыхания;

- развитие музыкального слуха;

- развитие артикуляции и дикции учащегося;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_po_estradnomu_vokalu.docx77.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Доянова Александра Валерьевна

педагог дополнительного образования

Тема: « Постановка дыхания на примере вокальных упражнений»

Возраст детей: 10 лет

Продолжительность занятия: 45 минут

Цель и задачи:

- формирование музыкальных и творческих способностей ребенка;

- ознакомление с понятием «певческое дыхание»

-  углубление и закрепление теоритических знаний учащегося;

- развитие диафрагмального дыхания;

- развитие музыкального слуха;

- развитие артикуляции и дикции учащегося;

Материально – техническое обеспечение урока:

- фортепиано;

- музыкальный центр;

- CD диск.

Структура занятия

  1. Организационная часть

Преподаватель:

- Здравствуй, Яна. Сегодня наш урок будет посвящен певческому дыханию. Знакома ли ты с правилами певческого дыхания?

( Ответ учащегося)

2. Основная часть

Преподаватель:

- Дыхание – это основа правильного и красивого звука. Вокальное дыхание отличается от обычного дыхания прямой привязкой к ритму и темпу. Верным певческим дыханием является дыхание диафрагменное, при котором плечи остаются в неподвижном состоянии. Певческое дыхание состоит из короткого бесшумного вдоха, задержки и равномерного выдоха. Давай попробуем это сделать на примере упражнения.

Упражнение 1.

 Положим руку на живот для контроля дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Не задерживая дыхания, медленно выдохнем, снова считая до четырех. Почувствуем, как живот надувается при вдохе и сдувается при выдохе (повторяем 5 – 7 раз).

 Преподаватель:

- Молодец, у тебя хорошо получается. Теперь постараемся усложнить задачу.

Упражнение 2.

Повторяем упражнение 1 с наклоном вперед, кладем руки на поясницу. Ощущение движение должно ощущаться и в этой области спины.

Преподаватель:

- Итак, Яна, мы определили область певческого дыхания. У тебя очень хорошо получилось. Теперь постараемся сделать так, чтобы нашего выдоха хватило как можно дольше.

Упражнение 3.

Представляем перед собой горящую свечу. Наша задача выдыхать так, чтобы пламя свечи не потухло, и делать это как можно дольше.

Преподаватель:

- Замечательно! Это упражнение будет полезно повторить и дома». После того, как мы попробовали выполнить эти упражнения, мы можем приступить к закреплению этих навыков и на вокальных упражнениях.

Упражнение 4.

Располагаем кончики пальцев на щеках так, чтобы они поддерживали лежащую вокруг губ кожу. Подтянуть кожу так, чтобы твои зубы соединились. Благодаря этому мышцы остаются расслабленными и чтобы двигать ими не нужно много воздуха. При использовании звука «М» губы должны вибрировать как можно свободно и равномерно. Всю работу делает воздух. Расслабь губы и все остальные мышцы лица и горла. Чем медленнее будет скорость вибрации губ, тем лучше. Следим за тем, чтобы губы были свободными и расслабленными, а звук слитным. Попробуем выполнить это упражнение, избегая прерывистости звучания. А так же обязательно  следим за правильностью вдоха и выдоха. Отрабатываем упражнение.

img1

Упражнение 5.

Трель языком. При исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Упражнение является довольно долгим по длительности звучания, поэтому необходимо следить за медленным выдохом. Отрабатываем упражнение.

img2

Упражнение 6. .

Поем те же ноты, но только на слог "го". Чтобы удобнее было петь, сделай свой голос немного "жалобным" для того чтобы опустилась твоя гортань. При пении необходимо следить, чтобы мягкое небо оставалось расслабленным, а звук по мере того, как будешь петь все выше и выше, уходил за него все дальше и дальше. Так же это упражнение можно попробовать петь и на штрих «non legato», при этом следить за вдохом и выдохом. Отрабатываем упражнение.

img4

Преподаватель:

 - Молодец! Мы постарались сегодня. Итак, повторим, что же такое певческое дыхание и чем оно отличается от нашего повседневного. (Учащийся анализирует пройденный материал)

3. Заключительная часть.

Преподаватель:

- Яна, как ты думаешь, удалось ли тебе справиться со всеми заданиями сегодня на занятии?

(Учащийся анализирует свою работу на занятии)

Преподаватель:

- Яна, на мой взгляд, ты справилась очень хорошо! Мы обязательно продолжим работу над певческим дыханием на следующих уроках. Мне бы очень хотелось, чтобы  упражнения, которые мы делали на уроке, повторялись и дома. Спасибо за отличную работу на уроке! До свидания.

Литература:

  1. Сет Риггс. Техника пения в речевой позиции. Москва 2004г.
  2. Бараш А. Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.
  3. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва, 2008г.
  4. Е. Ю. Белобородова, «Рок-вокалист»
  5. Г.Н. Стулова, «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», 1992г.