Формирование певческих навыков в начальной школе на уроках музыки

Алимова Надежда Вячеславовна

этот материал будет полезен начинающим вокалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_2.docx37.61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Формирование певческих  навыков

на уроках музыки в начальной школе.

      Урок музыки в общеобразовательной школе - очень сложный, многогранный процесс, протекающий на основе взаимодействия целого комплекса составляющих его элементов. Перед учителем музыки стоит трудная задача - объединить все элементы урока, подчинив их его теме и не утратив их специфики. Одним из таких элементов является хоровая работа в процессе освоения песенного материала.   Ее качественное выполнение невозможно  без овладения детьми основными певческими навыками. Важнейшим методическим принципом при формировании этих навыков является принцип комплексного развития всех частей певческого аппарата и его функций. Этот комплекс включает в себя следующие задачи:

- развитие дыхательного аппарата;

- развитие звукообразующего органа (гортани);

-формирование пластичных мягких резонаторов;

-развитие артикуляционного аппарата.

       Эффективность работы над  решением этих задач повышается, если учитель опирается на принцип дифференцированного обучения. Сущность его заключается в том, что класс делится на несколько групп, количество которых можно варьировать. В каждой группе должно быть несколько учащихся с хорошими музыкальными способностями. Выполнение заданий по группам помогает активизировать внимание учащихся, развивает все стороны музыкального слуха, в том числе и  вокального. Вносит элемент игры в процесс обучения, позволяет учителю более тщательно контролировать деятельность учителя.                                                          

        Мы выделяем три этапа развития певческих навыков.

1-ый этап: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности демонстрируем картинку, на которой изображен хор, а также мы прослушиваем диск со звучанием детского хора.

         После получения сведений о том, что же такое хор - объясняем, что и их класс может стать хором, но для этого им придется постараться. Далее объясняем, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте.

         Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а так же песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближенно к звуку «ы», «а» к «о», «е» к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную «р». Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «зво- нко», а не «звон- ко».

Здесь есть трудность: дети начинают слишком четко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением», теряется навык «тянуть»  звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимание только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.

          2- ой этап: первичное освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально- хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие очень малы по своей емкости и отсюда - естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых уроков надо приучать детей брать дыхание по дирижерскому жесту. Здесь предлагается несколько игровых вариантов: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и так далее.

      Надо показывать,  как надо делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем у них начинает получаться.

        Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях надо объяснять детям, что необходимо сидеть прямо, не задирая плеч и не задирая вверх голову.

        На этом этапе обучения надо работать над смешанным дыханием, так как развивать какой- то определенный тип дыхания вредно, потому что в этот период дыхание у детей поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения используем только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение. Поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели надо применять русские народные напевки.

    Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. «Звучащая зона»интересующего нас возраста (дети 7- 10 лет) расположена от ми1- си1(до2).

     В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль, соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми».

      3- ий этап дает возможность сосредоточить максимум внимания учеников на художественно- исполнительных задачах- сознательное восприятие текста,  ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.

      Опыт показывает, что все хоровые  навыки развиваются одновременно.

      В описанной далее практической работе демонстрируется применение существующих методик формирования первоначальных певческих навыков у младших школьников.

     Опытная работа проведена на базе Рахмановской средней общеобразовательной школы Саратовской области Пугачевского района с первого по третий классы.

Состав учеников:

  1. ый класс: 18 учащихся- 6 мальчиков, 12 девочек;
  2. ой класс: 9 учащихся- 5 девочек, 4 мальчика;
  3. ий класс: 14 учащихся- 7 мальчиков, 7 девочек.

Мы опираемся на методические принципы действующей программы по музыке. Мы считаем тезис высказывание Д. Б. Кабалевского: «Учитель должен стремиться к формуле - каждый класс- хор».

     Для воспитания высокой певческой культуры учитель музыки должен владеть методикой работы над всеми компонентами хорового звучания. В связи с особенностями музыкального языка того или иного хорового произведения на различных этапах работы над ним возникает необходимость концентрации внимания и усилий, как хормейстера, так и хора, на решении какой- либо одной задачи. Так на первом этапе изучения произведения наиболее важно добиться точного интонационного и ритмического ансамбля, а в дальнейшем усилия исполнителей должны сосредоточиться на достижении динамического, вокального ансамблей, яркой выразительной фразировки так далее.

      В хормейстерской практике выработан целый ряд специальных приемов, позволяющих успешно преодолевать различные технические сложности хорового исполнительства. Эффективность работы над многими элементами хорового звучания (ритмический ансамбль, унисон, гармонический ансамбль, штриховой ансамбль, вокальный ансамбль) повышается, если учитель опирается на принцип дифференцированного обучения. Сущность его заключается в том, что класс делится на несколько групп, количество которых можно варьировать. В каждой группе должно быть несколько учащихся с хорошими музыкальными способностями. Выполнение задания по группам помогает активизировать внимание детей, развивает все стороны музыкального слуха, особенно вокального, вносит элемент игры в процесс обучения, позволяет учителю более тщательно контролировать деятельность учащихся.

     Обеспечение интонационного ансамбля и его качество зависят во многом от степени развития интонационного слуха учащихся. Чистота вокального интонирования связана также с уровнем координации в работе слухового и голосового аппаратов, нередки случаи когда дети слухом могут определить звуки различной высоты, а воспроизвести не могут. Так называемые «гудошники» иногда составляют довольно большой процент учащихся класса, что весьма тормозит работу над достижением унисона в пении коллектива.

      Чтобы добиться эффекта нужно, во- первых, применить прием «атакирования» верхнего регистра (дети подражают звону колокольчика, звонка, крику кукушки) во- вторых, во время пения нужно слегка прикрыть уши ладонями так, чтобы ушные раковины были направлены вперед. Этот прием позволяет каждому поющему контролировать звучание собственного голоса и одновременно слышать точную высоту исполняемого звука в пении или игре учителя.

       Небезразлично, где сидят плохо интонирующие дети. Их нужно сажать в первом ряду, это позволяет держать их в поле зрения и они не слишком мешают остальным детям. Если плохо интонирующим детям плохо петь всю песню, пусть поют несколько удобных для них звуков, а остальные звуки мелодии поют «про себя»

       В достижении унисона хороший эффект дает использование во время пения графического изображения мелодии, а также движения руки поющего, соответствующие мелодическому рисунку, так как одновременное действие нескольких анализаторов облегчает процесс усвоения материала.

    Очень важно научить детей точно исполнять первый звук мелодии, ибо нередко можно слышать, как он либо исполняется приблизительно, либо проговаривается, либо берется с «подъездом». Чтобы избежать этих недостатков, надо сначала пропеть первый звук мелодии «про себя» после того как этот звук будет исполнен учителем (при этом связки заранее настраиваются на нужную высоту), а перед пением обязательно задержать дыхание после вдоха, что во многом снижает опасность «подъезда» к звуку.

      Пропевать мелодии песни удобнее, в вокальном отношении, на слоги «то», «ту», «лю», или на гласные «ю», «ё», «у», «о». Дети должны слышать себя и товарищей во время пения, для этого необходимо, особенно при разучивании нового произведения, петь в небольшой динамике.

       Хорошие результаты в работе над унисоном дает чередование пения вслух с пением «про себя», при этом можно практиковать как пение по группам, так и поочередное пение учителя и всего класса. Этот способ очень активизирует внимание детей и способствует развитию внутреннего слуха. Вариантом данного способа является игра в «живой рояль». Материалом для нее может служить либо какая – то  попевка, либо какой- то небольшой фрагмент песни, лучше наиболее трудный в интонационном отношении. Желательно, чтобы интонационный объем мелодии не превышал 6- 7 звуков. На первых порах в этой игре должны участвовать преимущественно дети, хорошо интонирующие. Каждый из учеников исполняет только «свой» звук, учитель же, по очереди касаясь рукой того или иного ученика, заставляет звучать «живой рояль». В процессе разучивания мелодии песни полезна игра «ЭХО», когда один из хорошо интонирующих учащихся исполняет какую- либо фразу песни, а класс или группа класса повторяет эту фразу, только тихо, «как эхо». В работе над достижением унисона полезен прием пения в противоположном штрихе. При этом пение без текста, на какой- либо соответствующий слог мелодии кантиленного типа в штрихе нон легато помогает точнее зафиксировать высоту каждого звука мелодии, а пение в штрихе легато песен противоположного характера позволяет избежать «проговаривания» или скандирования их.

      Задачи интонирования мелодии определяются ее строением в каждом конкретном случае, но есть ряд интонационных «ситуаций», которые всегда требуют более пристального внимания учителя:

  1. повторы звука на одной высоте, когда возможно понижение тона, например:
  2. распевы слогов, когда возможно «смазывание» интонации:
  3. широкие скачки, требующие перестройки регистрового механизма, для исполнения которых необходим навык смешанного звукообразования:
  4. частая смена направления интонационного движения:

      Поэтому полезно при работе над чистотой унисона вычленять из разучиваемого материала вышеперечисленные интонационные обороты и на их основе строить вокальные упражнения.

       Применяя методы работы над достижением унисона в пении, учитель не должен забывать, что интонационные неточности во многом связаны с недостатками звукоизвлечения (неправильное дыхание, зажатая челюсть, неправильная артикуляция и так далее). Большинство вокальных педагогов считает, что правильно сформированный в вокальном отношении звук обеспечивает во многом и его интонационную чистоту. Следовательно, при работе над интонационном ансамблем, очень важно не потерять из виду все элементы звукоизвлечения, начиная с дыхания и кончая артикуляцией.  

    В работе с хоровым коллективом немало важна работа над штрихами в процессе разучивания хорового произведения. Термин «штрих» обозначает способ извлечения звуков при исполнении музыкального произведения. В хоровом исполнении существуют 4 группы штрихов:

- штрихи, влияющие на степень связности или расчлененности

    соседних  звуков (легато, нон легато, стаккато);

- штрихи, основанные на использовании силы звука (маркато,

   сфорцандо, акценты);

- штрихи тембровые (пение закрытым ртом, на различные слоги,

    звукоподражание и т. п.);

-штрихи, влияющие на высоту звука (глиссандо, портаменто,

    пение на неопределенной высоте).

   Опыт многих педагогов показывает что в начальном периоде обучения пению эффективнее пользоваться нон легато и стаккато в сопоставлении с легато. Это полезнее во многих отношениях: во- первых, пение в данных штрихах требует естественной активности в работе дыхательных мышц, особенно диафрагмы; во- вторых, точнее интонируются звуки, так как во время краткого перерыва между ними голосовые связки успевают перестроиться на новую частоту; в-третьих, перед каждым новым звуком дыхание естественно «запирается», при этом происходит перераспределение подсвязочнонго давления и формируется так называемая опора звука. Кроме того, активизируя опорно - мышечную и дыхательную функции, пение в данных штрихах обеспечивает непринужденность звукоизвлечения и оптимальную силу звука, помогает избежать форсированного пения, а также такого распространенного недостатка, как пение с «подъездами» к звукам, особенно, когда между ними довольно большое расстояние (от кварты до септимы или более). Из всего этого следует, что полезно в процессе работы над песней, в том числе и певучей, пропевать ее мелодию на какой- либо слог в штрихе нон легато или стаккато.

     Пение в штрихе маркато характеризуется более активным в динамическом отношении началом каждого звука с небольшим последующим ослаблением его силы. Исполнение акцентов и особенно сфорцандо требует внезапного и довольно значительного динамического усиления звука; то есть исполняется сразу громче на одну или несколько градаций. Для выполнения штрихов этой группы необходима твердая атака звука.

     В хоровом пении важно пение на «закрытой позиции» (закрытым ртом). Такая позиция помогает выработать рефлекс головного резонирования, так как в этом случае возникает ощущение вибрации твердых тканей лица. Правила пения закрытым ртом: губы слегка сомкнуты, зубы либо разомкнуты, либо слегка соприкасаются, во рту довольно объемная полость, для чего необходимо, поднятие мягкого неба, иначе в звуке неизбежен гнусавый оттенок. Пение закрытым ртом «провоцирует» дыхание через нос.

     Среди  штрихов последней группы наиболее употребительно глиссандо, сложность исполнения которого возрастает с увеличением расстояния между звуками, соединенными глиссандо, и замедлением темпа. Такие штрихи можно использовать в куплетной форме, так как они помогают разнообразить исполнение; выбор этих штрихов должен логически и художественно оправдан. Например, в песне Т. Попатенко «Скворушка прощается» при исполнении 3-его куплета начало припева можно спеть закрытым ртом; или в песне А. Старокадомского «Любитель – рыболов» при переходе к 3- ему куплету звуки «ми», «ля» соединить глиссандо.

    В работе с детьми важно убедить их в необходимости правильно дышать во время пения. С этой целью можно сравнить голосовые связки со струнами, а дыхание со смычком. Желательно продемонстрировать, при помощи записи правильного и неправильного звучания скрипки и певческого голоса, как от правильного движения смычка зависит красивый звук скрипки, а от правильного дыхания красивый вокальный звук.

     В бучении певческому дыханию следует обращать внимание на 3 момента: вдох, задержка дыхания, выдох. Вдох должен быть сравнительно краток, неперегружен, заполнять воздухом нижние отделы легких. У детей преобладает ключичное дыхание, которое в пении очень заметно, так как во время вдоха они вытягивают шею и поднимают плечи. Это, в свою очередь, вызывает напряжение мышц лица, шеи, языка, что весьма затрудняет артикуляцию и звукоизвлечение.

      Нередко дети стараются сделать глубокий вдох такой вдох становится причиной форсированного пения, неточной интонации. Вдох должен осуществляться через нос, такое дыхание не только верно организует певческое дыхание, но и более физиологично.

     Следующий момент – задержка дыхания, очень важен в процессе фонации. Задержка дыхания перед выдохом, во- первых, способствует концентрации внимания поющего на атаке звука, во- вторых, помогает формированию дыхательной опоры, что предотвращает появления «подъездов» к звуку.

      Наиболее важной составной частью певческого дыхания является эластичный продолжительный выдох, он невозможен без овладения так называемой «вдыхательной установки» во время выдоха или опорой дыхания. Воздух надо выдыхать «как бы нехотя, сквозь маленькую щелочку».

      Весьма важен в вокальном воспитании эмоциональный элемент, которым не следует пренебрегать и в работе над певческим дыханием. Это помогает детям настроиться на характер песни еще до начала исполнения, что по мнению ведущих педагогов - вакалистов, является необходимым условием успешной работы певца, ибо «без настроения нет пения», -  утверждают  они.

    Вот как, например, может проходить работа над дыханием в 1 классе при разучивании песни «Уж как шла лиса». В процессе анализа песни выясняется характер ее исполнения – «осторожно, но твердо». Затем дети делают выдох на слог «ух» на высоте первого звука песни. Учитель может помочь детям движением руки вниз, как бы выталкивающим  воздух. Затем следует сделать вдох, закрыв рот, осторожно, как бы «затаившись», «бесшумно», чтобы «никто не услышал, как идет лиса». Рука учителя в этот момент делает легкое движение вверх.

      Следующий момент – задержка дыхания, надо затаить дыхание, что тоже отвечает характеру песни, рука учителя также замирает в верхней позиции. Когда начинается выдох, воздух выпускается осторожно, чтобы каждый звук был тихим и упругим, как «шаг лисы». Рука учителя осторожно опускается на каждую метрическую долю. Если все моменты дыхания были выполнены правильно, то звук получится точным по высоте, правильным в вокальном отношении и не громким. При разучивании песен громкое пение снижает возможность контролировать собственное исполнение.

      Учащиеся младших классов не сразу могут скоординировать работу дыхательного аппарата и начинают напрягаться, кривить лицо, сопеть. Поэтому на первых уроках вполне возможны дыхательные упражнения в пределах 1-ой, 2-ух минут.

Например, детям предлагается сесть, откинувшись на спинку стула или парты, руки сложить за спиной на уровне пояса. По знаку учителя сделать выдох на слог «ух» или «ох», затем вдохнуть «будто запах пушистого цветка» и, задержав на мгновение дыхание, медленно выдыхать воздух через свободные вытянутые губы как будто «тихонько дуть на пламя свечи, чтобы оно не погасло». Это упражнение можно выполнять и стоя, руки при этом поставить на пояс.

     Вдох при пении должен быть бесшумным кратким, расход дыхания должен быть плавным экономным для исполнения длинных фраз. Существуют правила цепного дыхания:

1 – не брать дыхание одновременно с соседом;

2 – не брать дыхание на стыках фраз;

3 – вдох делать спокойно и бесшумно;

4 – брать дыхание во время долгого звука;

5 – начинать петь после вдоха на нюанс тише, чем поет хор, прибавляя динамику плавно, без толчков.

Формированию навыка цепного дыхания способствуют упражнения, содержащие на первых порах игровые моменты. Например, каждый ряд поет какой- либо гласный звук с целью как можно дольше протянуть его; «передавать» поющиеся звуки по «цепочке», от одного ряда к другому; «кто тише начнет петь после вдоха» и т. д.

      Важен еще один момент – это поза во время пения. Корпус должен быть прямым, но не напряженным, голову следует держать свободно, не запрокидывая назад и не наклоняя в сторону. Полезно петь заложив руки за спину на уровне пояса. Это затрудняет поднятие плеч во время дыхания, расправляет грудную клетку и позволяет контролировать глубину вдоха. На основе правильного певческого дыхания формируются остальные элементы фонации и в первую очередь звукоизвлечение.

     Важнейшим условия формирования правильного вокального звука является непринужденность звукоизвлечения, свобода работы голосового аппарата и в первую очередь гортани. Звук, сформированный  в напряженной гортани, ощущается как тусклый, «зажатый», с горловым оттенком, позиционно низкий. Напряженная гортань приводит к быстрой утомляемости голосового аппарата, а при отсутствии надлежащей работы – к его заболеваниям. Следует предложить детям во время пения слегка опустить голову и широко открывать рот, чтобы звук не «споткнулся» о поднятый подбородок.

   Зажатая гортань является причиной деформации гласных, на которых собственно и основано пение, поэтому работа артикуляционного аппарата весьма значительно влияет на качество вокального звука. Различные гласные и согласные требуют различного формирования полости рта, положения губ, языка, степени опускания нижней челюсти, что всегда в той или иной мере влияет на положение гортани и на формирование системы подвижных резонаторов. При артикуляции звуков « у», «ю» требуется довольно значительное опускание нижней челюсти, что способствует раскрытию глотки, растягиванию мягкого неба, уплотнению стенок глоточного резонатора (ощущение – «полузевка») - все это влияет на правильное положение гортани и возникновение воздушного противодавления на связки, облегчающего их работу. Эти гласные, а также «о», «ё» обеспечивают наиболее мягкое прикрытое звучание голоса. Певческая артикуляция гласного «а» требует значительного опускания нижней челюсти. Избежать плоского открытого звучания поможет пение различных фонетических сочетаний с чередованием гласных «о», «а».

    Гласный «и» звучит наиболее звонко, помогает формированию высокой позиции в пении. Весьма важно использовать данный гласный в процессе работы над «полётностью», интонационной чистотой, яркостью, но при условии его правильной артикуляции. Для правильной артикуляции гласного «и» следует губы немного вытянуть вперед; создаются наилучшие условия для свободной работы связок. Гласный «и» помогает нахождению ощущения грудного резонирования.

      Гласный «ы» довольно сложен в отношении артикуляции, но в сочетании с согласными «т», «д», «м» помогает «округлить» звук, стимулирует активность мягкого неба. Самым сложным для пения является гласный «е», часто можно наблюдать резкость, в его звучании или призвуки, похожие на сипоту. Для устранения этих недостатков следует петь «е» как «э», но не слишком удаляя звук а также артикулировать его по принципу вокального «и», несколько вытягивая губы вперед.

     В формировании правильного вокального звука большую роль играют некоторые согласные - «м», «л», «н», «р» способствуют возникновению полетности, звонкости; согласный «д» помогает нахождению ощущения грудного резонирования; согласный «п» позволяет округлить гласный «а»; «т», «к» - стимулирует активность мягкого неба.

     С работой гортани связана  одна из труднейших задач обучения пению – формирование навыка смешанного звукообразования, то есть умение извлекать равные по качеству звуки, независимо от их регистрового положения.

     Преобладание фальцетного пения не только не способствует, но напротив, отчасти препятствует развитию детского голоса. В условиях фальцетного пения голосовая мышца оказывается искусственно изолирована от певческого процесса. Однако, фальцет может быть использован в процессе разучивания произведения, так как он дает звук более чистый и тихий.

Для формирования навыка смешанного звукообразования педагог при помощи специальных заданий должен создать условия для органичного сочетания грудного и фальцетного механизмов работы связок во время пения. Фальцетному типу смыкания соответствуют: звуки верхнего участка диапазона, мягкая атака звука, гласные « у», «о», «а» в сочетании с согласными «т», «к», прием звукоизвлечения стаккато, небольшая динамика. Грудному механизму звукообразования соответствуют: звуки нижнего участка диапазона, твердая атака звука, гласные «и», «э» в сочетании с согласными «м», «н», «д», приемы звукоизвлечения легато и маркато, сравнительно насыщенная динамика.

    Практически все  упражнения, применяемые педагогами - вокалистами, построены либо на гласных, либо на разнообразных сочетаниях гласных и согласных звуков. Вокальные упражнения играют едва ли не первостепенную роль в формировании певческого голоса. Но в условиях урока музыки в общеобразовательной школе (один раз в неделю) невозможно достаточно времени уделять упражнениям.

     Вокальные упражнения для начальных занятий следует строить на наиболее простом интонационном материале с ясной диатонической основой, с использованием примарных звуков диапазона детского голоса. Позже можно усложнять эти упражнения. Для тренировки артикуляционного аппарата можно использовать упражнения, построенные на материале песен подвижного темпа, например, таких как «Карусель», «Котенок и щенок» и другие.

     Вокальные упражнения полезны не только с точки зрения формирования определенных певческих навыков, они помогают и в работе над исправлением тех или иных недостатков в пении детей. Чтобы избавиться от форсированного, «открытого» звука, очень полезно петь закрытым ртом и на слоги «ли», «ле», «ту», «лю».если же звучание классного хора отличается вялостью, полезно упражнения построить на слогах «да», «до». При наличии гнусавого оттенка звука помогает пение гласных «а», «э», «и», в сочетании с согласными «т», «з», «д», «л». Горловой призвук можно устранить при помощи пения гласных «о», «у» в сочетании с согласными «т», «к». чтобы избежать речитации используются гласные «у», «о», «а»: «а» - для музыки светлой, нежной; «о» - для образов серьезных, мужественных; «у» - поможет выразить печаль и т. п.

    Несколько слов  об очень важном качестве певческого звука – вибрато. Вибрато образуется в результате периодических колебаний всех частей голосового аппарата в момент исполнения каждого звука. Оно снижает утомляемость голосового аппарата, скрадывает некоторые незначительные погрешности в звуке, которые при пении без вибрато становятся явными. При работе над вибрато необходим слуховой контроль за его частотой, чтобы оно не превратилось в «качание».

    Перейдем к работе над литературным текстом вокальных произведений. Вокальные произведения – синтез слова и музыки. дикционные сложности того или иного произведения зависят от общего комплекса согласных звуков в его литературном тексте, от темпа, от частоты смены слогов, определяемой нередко ритмическим рисунком. С целью достижения четкости произношения слов полезно проговаривать текст песни без пения, при этом надо следить, чтобы он произносился не по слогам, а по смыслу, с соответствующими слоговыми и логическими ударениями.

     Следующая задача в работе над словом – произношение его в пении по вокальному принципу, то есть с максимальной протяженностью гласных и краткостью артикуляции согласных звуков. Следует сразу объяснить детям, что слова в пении должны произноситься не так, как в разговорной речи.

    Учитель должен помнить несколько основных правил вокальной речи:

  1 – безударные гласные в пении рецидируются меньше, чем в разговорной речи, причем чем дольше такой гласный продолжает звучать, тем меньше он подвергается редукции;

  1. – два соседних гласных необходимо отделить либо при помощи взятия дыхания, либо исполнением второго гласного звука на новой атаке;
  2. - сонорные и звонкие согласные надо произносить на высоте соответствующего звука мелодии, иначе возможны так называемые «подъезды» к нему;
  3. – согласные в конце слов в момент окончания звука должны исполняться кратко и четко, «близко», «на губах».

Заключительным этапом работы над литературным тестом вокального произведения является грамотная, выразительная, оправданная логикой данного текста фразировка. Фразировка в исполнении музыки осуществляется преимущественно через систему темповых и динамических колебаний скоординированную с общим комплексом выразительных средств данного сочинения.

Задача выявления логики текста во многом определяется соотношением слоговых ударений с метрическими акцентами, которые далеко не всегда совпадают.

      Задачи фразировки, особенно в произведениях куплетной формы, почти полностью определяются смыслом и строением литературного текста. В разных куплетах  один и тот же мелодический материал может формироваться в различные по объему и развитию фразы. Например, в песне «Скворушка прощается» Т. Попатенко первая фраза во втором куплете в два раза длиннее, чем в первом и третьем куплетах. Здесь желательно объединить в одну фразу первые четыре  такта («в путь – дорогу дальнюю скворушке лететь»), в то время, как в крайних куплетах в тех же четырех тактах умещаются по две фразы (2 такта + 2 такта), разделяемые паузой. Во втором же куплете можно «пожертвовать» этой паузой в интересах сохранения логики литературной фразы. Исполнитель не в праве менять интонационные и ритмическое строение мелодии, гармонию и фактуру, выбранные автором музыки.

    В начальной школе можно ряд наиболее ярких в образном и сюжетном отношении песен исполнять «по ролям», в театрализованном варианте.  Очень удобны для этой цели такие песни, как «Котенок и щенок» Т. Попатенко, «Почему медведь зимой спит?» Л.Книппера. достижению фразировочного ансамбля очень помогает выразительная дирижерская техника.

Правильная организация и координация работы всех частей голосообразующего комплекса должна обязательно осуществляться с первых же занятий.

      В результате проведенного исследования мы можем рекомендовать рапертуарные сборники которые помогут руководителю детского хорового коллектива в подборе произведений как для учебной, так и концертно – исполнительской деятельности:

     1. Мокшина Н. Ф., Павлова Н. Ю. Практикум по подготовке учителя музыки к хормейстерской работе в общеобразовательной школе: Учебно- методическое пособие. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006.

       - Музыка  А. Долуханяна, сл. М. Львовского и В. Коростылева – «Сейчас и потом»;

- Музыка З. Компанейца, сл.В. Данько – «Музыкальный дождик»;

- Музыка Я. Дубровина, сл. В. Суслова - «Гаммы».

 Этот сборник предназначен для подготовки будущих учителей музыки к проведению вокально- хоровой работы с учащимися в общеобразовательной школе.

  2. Хрестоматия к программе «Музыкальное путешествие по родному краю» I-III классы./ Сост.: Бакшаева Е. В. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006.

    - Музыка С. Максимовой, сл. В. Берестова – «Богатыри»;

    - Музыка В. Захарова, сл. И. Пиваваровой– «Белые ромашки сестрички»;

    - Музыка  В. Голикова, сл. Ю. Полухина – «Чудо- сказки»

3. Школьный год: песенный альманах для детей младшего школьного возраста. / Сост.: А. Савадерова, А. Евдокимова, Е. Коробкова. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2006.

  - Музыка М. Парцхаладзе, сл. Г. Чичнадзе, пер. с грузинского В. Викторова – «Снежная песенка»;

   - Музыка В. Иванникова, сл. Т. Башмаковой – «Нам нужен мир»;

   - Музыка М. Парцхаладзе, сл. И. Черницкой – «Святой родник»;

   -Музыка Д. Львова- Компанейца, сл. С. Богомазова – «На уроке мечты». Содержащиеся в названных сборниках произведения соответствуют всем методическим требованиям, предъявляемым к учебному репертуару для детских хоровых коллективов младшего школьного возраста. Представленные в них песни имеют небольшой диапазон, удобный в вокальном и интонационном отношениях мелодический материал доступный по содержанию литературный текст.