Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании вокального ансамбля

 Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании вокального ансамбля преподавателя Евстигнеевой Т.С.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия вокалом, открывает новые возможности. В этом случае преподавателю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения обучающихся. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету «Вокальный ансамбль». Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря использованию ИКТ обучающиеся проявляют более высокую активность на уроках (высказывают свое мнение, размышляют, рассуждают).

При проведении занятий в комплексе целесообразно использование ряда цифровых средств обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

2. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии;

3. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен, которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

4. Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей;

5. Творческие (интерактивные) задания для обучающихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры в целом.

Преподавателем создана и используется на занятиях коллекция дисков CD, состоящая из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций.

 Большую помощь оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

При подготовке к занятиям имеет смысл использовать материалы сайтов, из которых можно узнать о новинках в мире музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвященных музыкальной педагогике.

В процессе преподавания музыкального и вокального искусства - тест является педагогическим инструментом в руках преподавателя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.

Основные задачи использования тестов в преподавании направлены на:

· определение объема и качества освоения содержания программного материала;

· проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся;

· проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;

· оценку педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

Также возможно использование различных форм тестового контроля:

1. «Бумажные» – педагогические тесты, предъявляемые обучающимися на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются, и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств.

2. «Звуковые» – педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, так как музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля. Индивидуальный контроль возможен лишь при наличии соответствующих технических средств (аудиоплейер и наушники).

Традиционной формой проверки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий  делает занятие познавательным, разнообразным, а самое главное – современным. Изменилась роль обучающегося : из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.

 

Заключение

Таким образом, информационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и ученика, повышают интерес к будущей специальности, способствуют формированию его информационной компетентности.

Литература

Бриндукова Е. Н. Некторые аспекты проектирования образовательного контента в условиях интерактивной музыкальной среды. - М., 2013

Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». – СПб., 2004.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003.

Красильников И. М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005.

Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 2008. № 2.

Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. -М.: ИНФРА-М, 2009.

Корниенко О. В. Настольная книга преподавателя экономики/О. В.Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. М. 2006

Педагогика: учебное пособие/ ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.

Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е издание. Спб.: БХВ-Петербург,2008.

Десятова Л.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования. URL http://dist-tutor.info/library/index.php?id=2.

Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании URL http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4...
http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

URL www.science-education.ru/19-659

Дополнительная литература

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: ООО «Ритм», 2005. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?id_res=6209 (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: http://catalog.iot.ru/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

3. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к иноформационному обществу: проект «Информатизация системы образования».- URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/01/12/1214866... (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

4. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. URL: http://www.iteach.ru/met/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

5. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова– М. : ИПИ РАН, 2008. – 73 с.23

6. Рубашкин Д.Д., Дмитриева Н.В. Способы использования ИИСС в учебном процессе. - URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005808/iso_project-9.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

· Ресурсы Интернет

1. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360

2.Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа:

3. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный ресурс]. Режим доступа:

4. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

5. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

· Интернет порталы

1. www.fcior.edu.ru – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов

2. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx25.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании вокального ансамбля преподавателя Евстигнеевой Т.С.

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия вокалом, открывает новые возможности. В этом случае преподавателю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития обучающихся.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения детей и подростков. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес к предмету «Вокальный ансамбль». Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря использованию ИКТ обучающиеся проявляют более высокую активность на уроках (высказывают свое мнение, размышляют, рассуждают).

При проведении занятий в комплексе целесообразно использование ряда цифровых средств обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

2. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии;

3. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен, которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;

4. Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей;

5. Творческие (интерактивные) задания для обучающихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры в целом.

Преподавателем создана и используется на занятиях коллекция дисков CD, состоящая из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций.

 Большую помощь оказывают музыкальные энциклопедии. Например, «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где собраны сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. С помощью данной энциклопедии можно узнать об истории развития какой-либо группы, о становлении рока, джаза, поп-музыки в различных странах, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Для проверки знаний в энциклопедии имеется специальный раздел под названием «Викторина», состоящий из различных вопросов и музыкальных фрагментов.

При подготовке к занятиям имеет смысл использовать материалы сайтов, из которых можно узнать о новинках в мире музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвященных музыкальной педагогике.

В процессе преподавания музыкального и вокального искусства - тест является педагогическим инструментом в руках преподавателя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.

Основные задачи использования тестов в преподавании направлены на:

· определение объема и качества освоения содержания программного материала;

· проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся;

· проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребенка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;

· оценку педагогической деятельности педагога дополнительного образования.

Также возможно использование различных форм тестового контроля:

1. «Бумажные» – педагогические тесты, предъявляемые обучающимися на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются, и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств.

2. «Звуковые» – педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, так как музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля. Индивидуальный контроль возможен лишь при наличии соответствующих технических средств (аудиоплейер и наушники).

Традиционной формой проверки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий  делает занятие познавательным, разнообразным, а самое главное – современным. Изменилась роль обучающегося : из пассивного слушателя он становится активным участником процесса обучения; формируется положительное отношение к предмету.

 

Заключение

Таким образом, информационные технологии в образовательном процессе позволяют существенно расширить творческий потенциал как преподавателя, так и ученика, повышают интерес к будущей специальности, способствуют формированию его информационной компетентности.

Литература

Бриндукова Е. Н. Некторые аспекты проектирования образовательного контента в условиях интерактивной музыкальной среды. - М., 2013

Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». – СПб., 2004.

Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003.

Красильников И. М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005.

Домрачев В.Г., Ретинская И.В. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий // Информ. технологии. 2008.  2.

Корнеев И.К., Машурцев В.А. Информационные технологии в управлении. -М.: ИНФРА-М, 2009.

Корниенко О. В. Настольная книга преподавателя экономики/О. В.Корниенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

Образование и 21 векИнформационные и коммуникационные технологии. М. 2006

Педагогика: учебное пособие/ ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2007.

Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя. 2-е издание. Спб.: БХВ-Петербург,2008.

Десятова Л.В. Современные информационно-коммуникационные технологии в сфере образования. URL http://dist-tutor.info/library/index.php?id=2.

Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании URL http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/bce6d4452de1cad0c3256c4d005253d0
http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm

URL www.science-education.ru/19-659

Дополнительная литература

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: ООО «Ритм», 2005. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/index.php?id_res=6209 (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: http://catalog.iot.ru/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

3. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к иноформационному обществу: проект «Информатизация системы образования».- URL: http://www.ecsocman.edu.ru/data/2011/01/12/1214866663/03avd0.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

4. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. URL: http://www.iteach.ru/met/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

5. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. ШпаковаМ. : ИПИ РАН, 2008. – 73 с.23

6. Рубашкин Д.Д., Дмитриева Н.В. Способы использования ИИСС в учебном процессе. - URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005808/iso_project-9.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

 Ресурсы Интернет

1. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/attachment.aspx?id=360

2.Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа:

3. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный ресурс]. Режим доступа:

4. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

5. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

 Интернет порталы

1. www.fcior.edu.ru – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов

2. www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс