Методическая разработка «Ах, вы ложечки!» мастер-класс или экспресс – обучение учащихся начальных классов на деревянных ложках .

Основная идея мастер - класса «Ах, вы ложечки!» заключается в популяризации русских народных инструментов и народной музыки посредством вовлечения детей в совместную практическую творческую деятельность – игру на деревянных ложках. Он строится на игровом действии, творческой атмосфере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, вовлечении в процесс всех органов чувств, позволяет объединить игру и учебно-воспитательный процесс для достижения образовательных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ah_vy_lozhechki_metodicheskaya_razrabotka.docx42.96 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга 

Методическая разработка «Ах, вы ложечки!» мастер-класс или экспресс – обучение учащихся начальных классов на деревянных ложках . Авторы-составители: Л.И.Клейменова -педагог дополнительного образования, Н.В.Попова– педагог-организатор, М.В. Мартынова– методист.       

Пояснительная записка

В настоящее время Федеральный государственный стандарт требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Для реализации обозначенных ФГС задач педагогам необходимо использовать новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения (АМО). АМО эффективно решают задачи образования, направленные не только на усвоение обучающимся целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, но и на развитие личности, обладающей опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности. То есть активные методы обучения формируют ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

Мастер-класс для детей как форма АМО строится на игровом действии, творческой атмосфере, интерактивности, разнообразных коммуникациях, вовлечении в процесс всех органов чувств. Он обеспечивает активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся. Мастер-класс позволяет объединить игру и учебно-воспитательный процесс для достижения образовательных целей.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей, создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества является актуальной задачей Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (направление «Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций»).

Мастер - класс игры на деревянных ложках для учащихся начальных классов «Ах, вы ложечки!» способствует решению этой задачи. Основная идея мастер - класса «Ах, вы ложечки!» заключается в популяризации русских народных инструментов и народной музыки посредством вовлечения детей в совместную практическую творческую деятельность – игру на деревянных ложках. В процессе проведения мастер-класса у детей формируется интерес к истории своего народа, появляется увлеченность процессом совместной игры на ложках и желание заниматься музыкальной творческой деятельностью.

Новизна методической разработки заключается в предложенной педагогом структуре мастер-класса: на первом этапе изучения приемов игры на ложках педагог использует в качестве сопровождения современный музыкальный материал, популярный у детей данного возраста, далее переходит к русской народной музыке. Тем самым, педагог постепенно погружает детей в мир традиционной русской культуры и музыкального народного творчества.

Цель: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся посредством приобщения их к игре на русских музыкальных инструментах (деревянных ложках).

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с историей шумового ударного инструмента - деревянной ложки (разновидности, звучание);
  • расширить представление детей о возможностях использования различного музыкального материала в игре на деревянных ложках;
  • научить приемам игры на двух ложках.

Развивающие:

  • способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка;
  • развивать ритмический слух, координацию движений;
  • развивать основы умения учиться, способности к организации собственной деятельности;
  • развивать культуру игры в ансамбле (основы взаимодействия в группе);
  • способствовать развитию любознательности, расширению кругозора в области вариативности использования музыки в игре на деревянных ложках.

Воспитательные:

  • вызвать интерес к русским народным инструментам;
  • формировать интерес к истории своего народа, своего края и своей Родины через изучение русских народных инструментов;
  • прививать бережное отношение к культуре своего народа;
  • пробудить интерес к традиции игры на русском народном ударном музыкальном инструменте — ложки;
  • формировать опыт организации и проведения содержательного досуга.

Планируемый результат:

Учащиеся познакомятся с историей шумового ударного инструмента - деревянной ложки; научатся приемам игры на двух ложках, получат опыт совместного выступления. У учащихся расширится круг интересов в области изучения культуры и искусства своего народа, появится возможность наиболее полного раскрытия творческого потенциала.

Методы обучения:

  • имитационный (повторение и практика)
  • активный
  • интерактивный
  • словесный: рассказ, объяснение
  • наглядный: электронная презентация
  • практический: игра на ложках
  • методы стимулирования интереса к учению: создание позитивного настроя, создание ситуации успеха

Условия реализации:

  • возраст участников: 7-10 лет
  • количество: 10 человек

Оборудование для педагога:

  • ноутбук
  • колонки
  • мультимедиа-проектор
  • экран

Оборудование для участников:

  • деревянные ложки (по две штуке на одного человека)
  • стулья для участников

Дидактическое обеспечение:

  • электронная презентация «Ах, вы ложечки!»
  • аудиозаписи:
  • «Эх, яблочко» (русский народный оркестр)
  • «Эх, яблочко» ремикс (современная аранжировка)
  • «Настоящий друг» (сл. М. Пляцковский, муз. Б.Савельев)
  • «Песня крокодила Гены» (сл. А.Тимофеевский, муз. В.Шаинский)
  • "Чунга-чанга» (сл. Ю.Энтин, муз. В.Шаинский)
  • «Богатырская сила» (сл. Н.Добронравов, муз. А.Пахмутова)
  • «Частушки Бабок-Ёжек» (сл. Ю.Энтин, муз. М.Дунаевский)
  • рок н ролл
  • сиртаки
  • финская полька
  • латина джайв
  • самба
  • «Барыня»
  • песня «Ах, вы ложечки»
  • песня «Порушка Пораня» современная аранжировка
  • песня «Иван Купала» группа «Волшебники двора», современная аранжировка
  • песня «Московская кадриль»

Особенности проведения мастер-класса игры на ложках (рекомендации для педагога).

1.Во время подготовки мастер-класса педагогу необходимо

  • освоить и уметь продемонстрировать приемы игры на ложках;
  • подобрать разнообразный музыкальный материал: по темпу, по стилю, по составу инструментов в музыкальных;
  • подготовить по две ложки для каждого участника и для себя.

2. При проведении мастер-класса с детьми, которые впервые знакомятся с простыми приемами игры на ложках, необходимо больше времени уделить внимание АМО, способствующих повышению интереса к данному виду творческой деятельности, повышению мотивации обучающихся. Для этого предлагается подобрать знакомый детям современный музыкальный репертуар и разучивать приемы игры на ложках в сопровождении любимых мелодий.

3.Необходимо учесть тот факт, что дети не сразу осознают с какой силой надо ударять ложками, поэтому первоначально необходимо разучивать с детьми приемы игры без ложек. Только тренировка удара ладошкой (или кулачком)  по колену, дает понимание: с какой силой надо будет играть ложкой.

4. При показе приема в первый раз, педагог может не акцентировать внимание детей с какой ноги начинать играть. Важно, чтобы дети соблюдали ритмичность игры. Далее необходимо обратить внимание на синхронность движения ударов по колену слева на право, объяснив детям, что так принято играть в настоящем ансамбле. Таким образом, формируется умение играть в коллективе.

5. При организации мастер – класса для детей 7-8 лет можно изменить количество приемов игры на ложках в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Можно предложить им для освоения не пять, а три или четыре приема: вариант №1: «Капельки», «Зайчик», «Горка» или вариант №2: «Капельки», «Зайчик», «Птичка», «Горка».

6. При отработке приемов педагогу необходимо использовать:

  • разнообразные по темпу, стилю, составу инструментов музыкальные композиции (С одной стороны это способствует развитию ритмического слуха детей, с другой стороны - дети научаются получать удовольствие от разнообразия в музыкальном творчестве);
  • работу в малых группах, звеньях.

7. В конце мастер-класса дети в составе единого ансамбля исполняют игру на ложках под сопровождение русской народной музыки. Это дает возможность детям почувствовать себя артистами, полноправными членами музыкального ансамбля.

8. Педагогу необходимо помнить, что одна из основных задач практического мастер – класса, не только научить ребенка тем или иным практическим навыкам, но и помочь ребенку почувствовать свою успешность, повысить его самооценку, то есть создать ситуацию успеха.

Содержание этапа

Время

Формы и методы реализации

Формы и методы контроля

1. Подготовительный этап. Подготовка педагогом помещения, расстановка стульев полукругом. Можно использовать школьный класс, оборудованный ноутбуком, колонками, мультимедиа-проектором и экраном.

2. Организационный этап. Знакомство с темой занятия (загадывание загадки, постановка задачи). Мотивация учебной деятельности

Загадка – это краткое образное описание предмета или явления, описанное в иносказательном виде, используется педагогом как средство, помогающее ребенку последовательно овладевать словом на уровне многозначного переносного значения

мин.

Загадка,

создание позитивного настроя,

слайдовая презентация

Наблюдение

3. Основной этап

Для поддержания активного восприятия и интереса детей педагог чередует рассказ с разучиванием приемов.

Таким образом, педагог оптимально сочетает словесный и наглядный, имитационный и практический методы обучения, используя сразу 3 канала восприятия детей (визуальный, аудиальный, кинестетический), что способствует наиболее эффективной активизации мыслительных процессов учащихся и повышает их интерес к теме мастер-класса.

Рассказ о ложках делится на блоки по содержанию:

  1. «Как делают ложки»;
  2.  «Виды ложек из разных областей России»;
  3. «Виртуоз ложечник - кто он?»

Показ и разучивание приемов игры на двух ложках. (пять приемов) *

Названия приемов: «Капельки», «Зайчик», «Птичка», «Горка», «Лошадка» создают словесную образность, которая способствует яркости восприятия и запоминанию.

Закрепление приемов:

1.Игра «Тихо-громко» знакомит со средством выразительности музыкальной динамикой (громко-тихо).

2. Игра в группе «Зайчики и Птички» (закрепление приемов игры кулачком).

3. Игра «Быстро-медленно» на координацию движений со сменой темпа.

мин.

Рассказ, объяснение, слайдовая презентация

Объяснение, показ, повторение, практика

Наблюдение

Наблюдение

4. Контроль и оценка результатов деятельности

Проводится устный опрос, проверка разученных приемов игры через игру «А ну-ка не зевай, за мною повторяй»*,  подведение итогов.

Педагог резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает задания для дальнейшей самостоятельной работы по этой теме.

мин.

Устный опрос,

игра, рефлексия

Анализ результатов

Выступление детей в качестве артистов

мин.

Ансамблевое исполнение детьми разученной музыкальной композиции

Прослушивание, наблюдение

5. Рефлексия На данном этапе педагог предлагает обсудить удовлетворенность результатами занятия каждого участника и работу группы в целом

мин.

Беседа

Анализ беседы

Примечание: * - звездочкой отмечены активные методы обучения


Сценарий

Ведущий: Здравствуйте, красны девицы да добры молодцы. Для того чтобы вам узнать, чем мы сегодня будем заниматься, я предлагаю вам отгадать загадку.

Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. (Ложка)

Слайд 1. Молодцы. И вы, конечно, уже поняли, что наш мастер-класс будет посвящен деревянной ложке. Мы с вами разучим простые приемы игры на ложках, и в заключение представим маленькое выступление. Хотите? (да).

Cначала мы с вами освоим приемы игры без ложек. Вы спросите: «А почему без ложек?» «А потому, - отвечу я, - что без привычки трудно долго держать между пальцами сразу две ложки, пальцы могут начать болеть. И чтобы этого не произошло, мы сначала поучимся играть без ложек».

И так, мы начинаем. Я буду называть прием игры и показывать его. Вы должны быть внимательными, чтобы запомнить название приема игры и как играть. Сидим на стуле, выпрямив спину, ноги ровно и красиво стоят на полу.

Первый приём называется «Капельки»: в правой руке мы как будто будем держать ложки, зажмем пальцы в кулачок.  Ударяем кулачком «раз» - по колену левой ноги, «два» - по колену правой ноги (показывает, дети смотрят).

Ведущий: Чтобы дело у нас спорилось, надо нам играть вместе, дружно - у музыкантов это называется играть в ансамбле.

(Прием отрабатывается без музыкального сопровождения, под счет: раз, два, три, четыре)

Ведущий: У нас хорошо получается прием, и мы играем вместе в ансамбле. А чего нам не хватает? (Участники мастер-класса отвечают)

Ведущий: Ну, конечно, музыки. Давайте, вместе исполним этот прием под музыку. И посмотрим, что получится? Я буду говорить вам, когда начинать играть.

Повторение приема под музыкальное сопровождение, например: «Эх, яблочко» в звучании русского народного оркестра или «Барыня» или "Чунга-чанга».

Дети играют под руководством ведущего.

Рекомендация: Если дети начинают играть сразу, без команды ведущего, то следует остановить звучание музыки.

Ведущий: Конечно, как только зазвучала музыка, возникает желание играть. Но надо послушать! Так как сначала звучит вступление, которое нам помогает настроиться на игру. Готовы? Начинаем сначала.        Звучит повторно та же музыка.

Ведущий: У вас замечательно получилось сыграть «Капельки». Как вы думаете, что мы можем изобразить с помощью приема «Капельки»? Правильно, дождь. А каким бывает дождь, когда вы его слышите и видите? (проливной, ливень, гроза, морось, дождик). Сейчас мы поиграем в игру «Дождик».

Игра «Дождик» Сыграйте (прохлопайте по коленке) сильный дождь (педагог наблюдает, дети играют сильные удары ладошкой по коленкам - звук громкий).

А теперь – слабый дождь. (дети играют слабые удары по коленкам - звук тихий).

Вы услышали, как по-разному звучал дождь? Как звучал сильный дождь? (Громко). А как звучал слабый дождь? (Тихо). Что вы делали чтобы сыграть сильный дождь?( сильно ударяли по коленке). Что вы делали,  чтобы сыграть слабый дождь? (ударяли по коленке слабо, не сильно). И поэтому, у вас получилось изобразить разный дождик. Молодцы. Но капельки нашего дождя звучали вразнобой. Как сделать так, чтобы наш дождь звучал так же дружно, как и прием «Капельки», который вы играли раньше. Я вам помогу. По моей команде, под счет, мы будем играть сначала сильный громкий дождь, а потом, по команде - слабый тихий дождь. Будьте внимательны! Готовы? Мы играем сильный дождь. (педагог считает: раз, два, три, четыре; дети играют) А сейчас - слабый дождь (педагог считает: раз, два, три, четыре; дети играют)

Ведущий: Какие вы молодцы! Здорово у вас получилось! Сейчас ваши ручки отдохнут, а я расскажу вам о том, как делают ложки.

Блок 1

Слайд 2. Как же делают ложки? Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».

Мастера старались сделать ложки красивыми, и поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга.

Слайд 3. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки;

Слайд 4. Росписью – хохломские;

Слайд 5. Выжиганием – вятские;

Слайд 6. Есть еще архангельские ложки;

Слайд 7. псковские;

Слайд 8. ложки из Нижнего Новгорода.   Ведущий показывает хохломскую ложку

 Ребята, какая ложка у меня в руках? (Дети отвечают). 

Правильно – хохломская. Именно такими ложками мы и будем играть.

А сейчас мы продолжим разучивать следующий прием.

Второй приём называется «Зайчик»: поднять локоть левой руки и раскрыть внутреннюю сторону ладошки, на которую будет садиться «зайчик». Кулачком правой руки ударяем «раз» - по колену левой ноги, «два»- по колену правой ноги, «три» - по колену левой ноги, «четыре» (можно сказать «зайчик») – по внутренней стороне ладони («зайчик» прыгает на ладонь).

Повторяем прием без музыкального сопровождения под счёт: раз, два, три, зайчик, и только потом под музыкальное сопровождение, например: «Настоящий друг» или рок - н – ролл.

Третий приём называется «Птичка», есть сходство с приемом «Зайчик»: кулачком правой руки ударяем «раз» - по колену левой ноги, «два»- по колену правой ноги, «три» - по колену левой ноги, «четыре» (можно сказать «птичка») - по левому плечу.

Повторяем прием без музыкального сопровождения под счет: раз, два, три, птичка, и только потом под музыкальное сопровождение, например: «Песня крокодила Гены» или латина.

Ведущий: Для того, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы освоили приемы «Зайчик» и «Птичка», мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Зайчики и Птички».

Игра «Зайчики и Птички»

Внимание, сейчас мы разделимся на 2 команды. Одна команда будет играть прием «Зайчик», другая – прием «Птичка», по моей команде. Итак: «Зайчики приготовились, Птички слушают». Слушаем вступление. Раз, два, три, четыре - Зайчики начали».

Рекомендация: «Зайчики» исполняют прием под счет педагога. Затем прием исполняют «Птички», «Зайчики» слушают. Играет та команда, которую называют. Далее можно поменять команды: те, кто играл прием «Зайчик» играют прием «Птичка», и наоборот.

Игра проходит под музыкальное сопровождение: песня «Иван Купала»

Ведущий: Молодцы! Вы почти готовы взять в руки ложки. А знаете, как называют человека, который очень хорошо умеет играть на ложках? Это ложечник-виртуоз.

Блок 2

Слайд 9. Ловкий ложечник-виртуоз напоминает фокусника или жонглёра, только жонглирует не предметами, а звуком. Некоторые ложечники закрепляют по несколько ложек за поясом, в голенищах сапог и успевают пройтись по всем ложкам с такой скоростью, что и взглядом не уследишь. Давайте посмотрим видео, где виртуозно играет ложечник в сопровождении ансамбля народных инструментов.

 Слайд 10. Дети смотрят и слушают видео сюжет.

Слайд 11. Скажите, а зачем ложки разных размеров были у ложечника? (Дети отвечают). Теперь вы знаете, что каждая ложка в зависимости от размера имеет свой звук.

и мы можем перейти к изучению четвертого приема, который называется «Лошадка». Он отличается от «Птички» и «Зайчика» тем, что левую руку мы держим не вверх ладонью, а вниз (рука держится над коленкой ладонью вниз). Кулачком правой руки ударяем «раз» - по колену левой ноги, «два» - по ладони левой руки, три - по колену правой ноги, «четыре» - по ладони левой руки.

Повторяем прием без музыкального сопровождения под счет: раз, два, три, четыре, и только потом под музыкальное сопровождение, например: «Богатырская сила» или сиртаки или финская полька.

Игра «Быстро - медленно» 

А теперь мы попробуем сыграть прием «Лошадка», постепенно ускоряя темп. Сначала начнем медленно, затем я буду ускорять темп. Все готовы? Начинаем. Лошадка идет медленно: раз, два, три, четыре (дети выполняют прием медленно). А теперь- быстрее: раз, два, три, четыре (дети выполняют прием чуть быстрее, в соответствии со счетом педагога).

И - быстро: раз, два, три, четыре (дети выполняют прием быстро), и так далее.

Рекомендация: дети играют, повторяя за педагогом. Педагог постепенно темп ускоряет, но чтобы детям было комфортно играть, поиграв несколько раз (4 раза по счету на 4: раз, два, три, четыре) в быстром темпе, можно перейти на замедление темпа, и прийти к первоначальному медленному темпу.)

Игра проходит без музыкального сопровождения.

В «Лошадку» поиграли, а теперь скатимся с горки.

Пятый приём называется «Горка»: левую руку держим ладошкой вверх. Кулачком правой руки скользящие удары с ладони левой руки по коленям. 

Прием отрабатывается без музыкального сопровождения, под счет: раз, раз. Повторение приема под музыкальное сопровождение, например: песня «Ах, вы ложечки» или «Частушки Бабок-Ёжек».

Рекомендации: Если группа детей отличается высоким уровнем внимания, быстро и легко осваивает приемы, то для развития переключаемости внимания можно использовать сочетание: «Горка» - «Лошадка» - «Горка».

Молодцы, Вы разучили приемы игры.

Сколько приемов вы освоили? Назовите их. (Дети перечисляют)

Молодцы, теперь вы готовы взять в руки ложки и продемонстрировать свое мастерство с ложками.

Сейчас я покажу, как правильно держать две ложки в одной руке, а вы будете повторять за мной. Но прежде, я познакомлю вас с правилами игры на ложках, которые придумали еще очень давно наши мудрые предки.

Слайд 12. Первая премудрость: Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа.

Вторая премудрость: Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, ведь в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.

И третья премудрость: «Кто очень старается, у того и чудеса получаются». Будете выполнять эти правила, и у нас с вами все получится.

Слайд 13. Берем две ложки. Обе ложки держим в правой руке тыльными сторонами друг к другу так, чтобы одна ложка была между большим и указательным пальцами, вторая ложка между указательным и средним пальцами.

Теперь вы умеете играть пять приемов без ложек и знаете, как держать ложки. Наступило время исполнить приемы с ложками. В этом нам поможет игра «А ну-ка не зевай, за мною повторяй».

Ход игры: Педагог спрашивает детей: «Кто хочет быть ведущим и показать разученный прием?» Выходит ребенок-ведущий на середину, называет прием и показывает под счет (если надо, то педагог может помочь считать). Дети смотрят. Ведущий говорит: «А ну-ка не зевай, за мною повторяй» Все повторяют тот прием, который показывал ведущий. Игра закончилась. Ребенок идет к себе на место.

Педагог спрашивает: «Кто ещё хочет быть ведущим и показать другой прием?». Выходит следующий ведущий и игра повторяется. (Желательно, чтобы прозвучали все 5 разученных приемов.)

Слайд 14. В заключение нашей встречи вы все почувствуете себя артистами. Сейчас у нас будет маленькое выступление. Мы с вами вместе еще «раз» сыграем на ложках под новую музыкальную композицию (песня «Порушка Пораня» или песня «Московская кадриль)

 Итак, спина ровная, ноги красиво стоят на полу. Улыбаемся! Готовы? Начали! 

Рекомендации: Во время исполнения педагог называет детям прием, который надо играть. Последовательность приемов может быть любой, но лучше повторять приемы в той последовательности, в которой приемы разучивались: «Капельки», «Зайчик», «Птичка», «Лошадка», «Горка». Это будет способствовать более успешному исполнению композиции детьми, создавать ситуацию успеха.

Ведущий: Молодцы! Вы справились! Играли дружно и слаженно, как настоящий ансамбль! Положите ложки и поаплодируйте друг другу!

Рефлексия: Завершая наш мастер-класс, я хочу задать вам несколько вопросов:

1.Что вам понравилось на мастер-классе больше всего?

Ведущий: Я рада, что вам понравилась игра на ложках в ансамбле. Мы попробовали с вами играть на ложках и под современную музыку, и под народную музыку. И то и другое нам удалось! Спасибо вам!

Список использованных источников:

        

  1. Балуева Изабелла Владимировна «Активные методы обучения»  [Электронный ресурс]. URL: http://izabellas.jimdo.com/
  2. История ложки [Электронный ресурс]. URL:  http://nnm.ru/blogs/horror1017/istoriya_lozhki/
  3. Петрова Т. «Про свирель, гудок и бубен» Детская энциклопедия русских народных музыкальных инструментов в картинках народного быта// Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 1995г.
  4. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
  5. Татаринова В.И., Лось Е.М. «Разработка учебного занятия в музыкальной школе-студии "Вятские, смоленские ложки деревенские", Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», шаблон электронной презентации: Курбатова И.Б. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/607734/
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы)